ПСИХОЛОГИЯ Контрольная 2 2013

ПСИХОЛОГИЯ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ»

Задание 1. Анализ своей мотивации по результатам выполнения тестов

1.1. Выполнение методик. Необходимо выполнить 2 методики в предложенной последовательности, отмечая свои ответы в соответствующих бланках (обработка в Приложении)

Методика №1.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу или соответствует реальности. Букву, которой обозначен этот ответ (А, Б, В), напишите в колонке для записи ответов под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который наименее ценен для вас или же наименее соответствует реальности. Букву, которой обозначен данный ответ, вновь напишите на бланке для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего«. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете только две буквы из трех, которые записываются в соответствующие столбцы. Остальной ответ нигде не записывается.

Пункты опросника

Больше всего подходит

Меньше всего подходит

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Методика №2.

Инструкция Соглашаясь или нет с нижеприведенны­ми утверждениями, необходимо выбрать один из от­ветов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с отве­том, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, по­долгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий, стара­юсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижение лег­кие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, осо­бенно, если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по труд­ности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказыва­юсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

1.2. Осуществить обработку тестов, представить результаты, свой анализ (соответствует – не соответствует представлениям о себе).

1.3. Осуществить анализ своих потребностей на основе пирамиды Маслоу:

1.3.1. Какая степень удовлетворенности ваших потребностей по 100 б.системе.

1.3.2. Ваша доля в обеспечении удовлетворенности своих потребностей.

1.4. Общий вывод о состоянии своей мотивационной сферы на основе сопоставления трех моментов:

1.4.1. оценка силы-слабости;

1.4.2. автономии /зависимости.

Задание 2. Анализ своих внутренней и внешней мотивации

2.1. Представьте 3 примера из своей жизни внешней мотивации

2.2. Приведите 3 примера из своей жизни внутренней мотивации.

Задание 3. Анализ своей учебной мотивации

3.1. Моя учебная мотивация в школе. Моя учебная мотивация в вузе. Анализ: где было учиться легче/труднее (в школе, вузе) и почему.

3.2. Проанализируйте особенности своей учебной мотивации: определите ключевые виды. Какие именно внутренние и внешние мотивы определяют уровень вашей учебной мотивации.

3.3. Сформулируйте способы и методы оптимизации уровня своей учебной мотивации.

Задание 5. «Я — высказывания»

Придумать и записать 8 Я — высказываний (структура Я — высказывания см. в лекционном материале):

4.1. 4 Я – высказывания относительно деловой сферы общения: 2 положительных, 2 отрицательных;

4.2. 4 Я – высказывания относительно личной сферы общения: 2 положительных, 2 отрицательных.

Ссылки на возможные источники информации для контрольной:

Полезные ссылки и ресурсы по психологии: http://rumyantseva-t.livejournal.com/9382.html

А также :

для тех, кто любит читать тексты и интересные статьи по психологии, можно порекомендовать интересный сайт Психологи на b17.ru, где можно зарегистрироваться в качестве пользователя, читать статьи, размещать свои материалы, участвовать в форуме и пользоваться всеми другими ресурсами сайта. Ссылка регистрации:

Приложение

Обработка

Методика №1. Методика Басса.

Ключ к опроснику

НС

НО

НД

НС

НО

НД

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

В

А

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. В соответствии с ключом к опроснику производится подсчет суммы баллов по трем позициям: НС (направленность на себя), НО (направленность на общение) и НД (направленность на дело).

Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Методика определения направленности личности.

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду:

1)отношение к самому себе (личная направленность или направленность на себя – НС),

2)отношение к другим людям (направленность на общение или направленность на взаимодействие – НО), и

3)отношение к труду и его результатам (деловая направленность или направленность на дело, на задачу – НД).

Основным критерием оценки результатов является соответствие выборов баллов «ключу», а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности.

Методика №2.

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Обработка результатов. Ключ к опроснику

Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3,6,8,10-12,14,16,18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7,9, 13,15,17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы

Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то ди­агностируется мотивация на неудачу (боязнь неуда­чи).

Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагнос­тируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не вы­ражен. При этом если у испытуемого 8-9 баллов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов — ближе к стремлению к успеху.