СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие социального конфликта, участники, способы разрешения………5
1.1. Понятие конфликта, его функции и субъекты……………………………………5
1.2. Характеристика конфликтов………………………………………………………7
1.3.Классификация и типология конфликтов…………………………………………9
1.4. Разрешение конфликтов………………………………………………………….12
Глава II. Анализ конфликтов между бизнесом и властью и способов их разрешения.…………………………..……………………………………………….……13
2.1. Анализ модели взаимодействия бизнеса и власти ……….……………….……13
2.2. Власть и социально ориентированный бизнес…………………………………16
2.3. Основные модели политики урегулирования конфликтов власти и
бизнеса …………………………………………………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………………22
Список использованной литературы ………………………………………………..25
Введение
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем мы вместе работаем или учимся, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.
Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.
Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... особенно одинокие и вдовы; вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие. Цели гериатрической реабилитации: реактивация, ресоциализация, реинтеграция. Реактивация подразумевает поощрение пожилого ... в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи ...
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой — практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
Исходя из этих предпосылок и актуальности темы мы можем определить основную цель настоящей работы — изучить социальный конфликт как универсальное социальное явление и провести анализ конфликтов между бизнесом и властью.
В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:
1) дать определение конфликта, указать его функции, рассмотреть субъектов конфликта
2) определить место социального конфликта в современном мире и в российском обществе в частности;
3) изучить и дать краткую характеристику существующим теориям социальных конфликтов
4) рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, причины и последствия
5) изучить основные классификации и типологии конфликтов в современном обществе.
6) раскрыть природу и сущностные черты конфликта власти и
бизнеса как разновидности политического конфликта;
7) выявить источники возникновения конфликтов власти и бизнеса,
а также исследовать их основные типы и формы протекания;
8) определить основные модели урегулирования конфликтов власти
и бизнеса
Глава I. Понятие социального конфликта, участники, способы разрешения.
Функции социальной терапии
... в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия. Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ... лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обосновано выделять такие направления социальной терапии, как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, ...
1.1. Понятие конфликта, его функции и субъекты.
Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник.
Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию.
Посредник — нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статуса, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Консолидирующая функция проявляется в том, что конфликт способен движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но нередко конфликты могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями.
По отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции:
1. конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.;
Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
... образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как ... не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению ...
2. конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;
3. конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;
4. конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений;
5. конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
Деструктивные функции:
1. выраженное негативное воздействие большинства конф……..
Список использованной литературы
1. Авксентьев, В. А. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, А. В. Дмитриев // Социс. — 2007. — № д. — С. 70-77.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 591 с.
3. Галицкий, Е., Левин, М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) / Е. Галицкий, М. Левин // Вопросы экономики. — 2007. — № 1.
4. Гуриев, С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? / С. Гуриев // Вопросы экономики. — 2007. — № 1.
5. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И. И. Кудрявцев, В. Н. Карпец. — М.: Политиздат, 1989- — 350 с.
6. Епифанова, Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории / Н. Епифанова // Вопросы экономики. — 2007. — № 1.
7. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — М.: Идея- пресс: Дом интеллект, кн., 2000. — 205 с.
8. Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пуги преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
9. Охотский, Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е. В. Охотский // Социс. — 2009. — № д. — С. 25-33.
10. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.
11. Сидоров, А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А. И. Сидоров// Социс. — 2008. — № 2. — С. 111-117.
12. Цуриков, А., Цуриков, В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений /А. Цуриков, В. Цуриков // Вопросы экономики. — 2007. — № 1.