Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание
Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их компетентности. Объективная оценка труда учителя способствует установлению обстановки социальной справедливости в школе, предупреждает конфликты.
При анализе такой многомерной реальности, какой является труд учителя, мы будем использовать три базовые категории советской психологии — деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность — три основные стороны труда учителя.
Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: темп изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность (и обучаемость), воспитанность (и воспитуемость) школьников составляют еще две стороны труда учителя.
Эти пять сторон труда учителя будут выступать в нашем анализе основой пяти блоков профессиональной компетентности учителя.
В каждой из сторон труда учителя мы будем вычленять следующие составляющие:
а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Эти качества являются как психологическими предпосылками (без них трудно начать работать учителем), так и новообразованиями (они сами развиваются и обогащаются в ходе работы) труда учителя.
Содержание профессиональной компетентности педагога
... к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [19]. Компетентность ... , исследование, интеллектуальная деятельность; · компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, ...
Таким образом, знания и умения — это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности — субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать психологическим модулем профессии учителя. В каждом из блоков профессиональной компетентности могут быть вычленены эти модули.
Итак, профессионально компетентным является с этой точки зрения такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества — с другой. Таким образом, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов.
Раскроем подробнее содержание характеристик внутри модулей.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя)
Одной из важнейших характеристик педагогических работников Н.В. Кузьмина считает профессиональную компетентность. В качестве элементов такой компетентности она выделяет:
специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
Практическое занятие № 1. Личность учителя и его профессиональная деятельность
... у человека большого объема знаний; б. умением быстро формулировать вопросы; в. способностью решать профессиональные задачи; г. умением ставить цели. 14. Профессиональная компетентность педагога — это: а. способность ...
методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;
психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;
дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;
В содержательном плане каждый вид компетентности автор раскрывает следующим образом.
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.
Понятие мотивации. Мотивация в профессиональной и педагогической деятельности. Гендерные аспекты воспитания
... . Понятие мотивации. Мотивация в профессиональной и педагогической деятельности .1 Понятие мотивации .2 Мотивация в профессиональной деятельности .3 Мотивация в педагогической деятельности . Гендерные аспекты воспитания .1 ... имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того ...
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
Накопленный опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что при изучении профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений руководствуются следующими основными требованиями диагностики:
Изучение профессиональной компетентности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.
Оценка профессионально-педагогической компетентности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.
Диагностика профессиональной компетентности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
Изучение профессионально-педагогической компетентности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального Роста.
Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования, профессионального роста — как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.
КОРРЕКЦИОННАЯ/ СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ УЧАЩИХСЯ
... следующие исследовательские задачи: 1. проанализировать теоретические основы влияния игровой деятельности на психологические процессы учащихся; 2. выяснить сущность и содержание коррекционной/социальной зоны в ... проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует - и к III ...
Нельзя использовать результаты диагностики для «навешивания ярлыков», ими следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами. Изучение работы инженерно-педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:
Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей, развития учреждения.
Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех инженерно-педагогических и руководящих работников.
При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.
Основные принципы, лежащие в основе диагностики компетентности:
а) Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства человека;
б) Принцип комплексности, что предполагает при изучении профессиональной компетентности учет всех компонентов, ее составляющих;
г) Принцип надежности и валидности диагностической методики;
д) Принцип доверия к результатам самодиагностики педагога.
Какие компоненты составляют содержание теоретической готовности учителя?
Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся
... Социально-психологическиеособенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. Жарикова ТВ Содержание: 1.Межличностная ... МГУ, 2001. 2.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2005. 3.Бойко В. В., ... отражающая Меру его подчинения Групповому давлению Групповое давление Процесс группового давления связан С принятием каждым вновь ...
Содержание теоретической готовности учителяпроявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
№Содержание теоретической готовности учителяХарактеристика1Аналитические уменияанализировать педагогические явления
Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся 2
... Социально-психологическиеособенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. Жарикова ТВ Содержание: 1.Межличностная ... МГУ, 2001. 2.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2005. 3.Бойко В. В., ... отражающая Меру его подчинения Групповому давлению Групповое давление Процесс группового давления связан С принятием каждым вновь ...
Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях,
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.
1.Мобилизационные умения учителяпривлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению; формирование у них потребности в знаниях; формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности; формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта; разумным использованием системы методов поощрения и наказания, созданием атмосферы сопереживания
Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
1.Перцептивные уменияпроявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей).
А для этого необходимо знание ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает. Совокупность перцептивных учений В.Л. Сластенин представляет как следующий взимосвязанный ряд: воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности; глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека; определять, к какому типу личности и темперамента относится человек; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям; находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом; видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).2.Умения педагогического общениясвязаны с осуществлением так называемой коммуникативной аттаки,
Литература
1. Мижериков В.А., М.Н. Ермоленко Москва 2002
. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
. Кузьмина Н.В. Основы вузовской психологии М.2002
. Пидкасистый П.И., Педагогика М.2002
. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.2002
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: