Проблема вариативного курса в системе высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВО

«АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Физическая культура»

Тема: «Проблема вариативного курса в системе высшего профессионального образования»

Выполнил: студент группы ЭЭз-12-1

Киргин Д.А.

Проверил: доцент кафедры физического воспитания

Ярошевич И.Н.

Ангарск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ВАРИАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ВУЗЕ

. ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека. Приоритетным становится формирование гармоничной, свободной и конкурентоспособной личности, что предполагает приобщение молодежи к фундаментальным культурным ценностям, среди которых особое место занимает физическая культура, что отмечается в концепции охраны здоровья населения, в национальной доктрине образования, в законе о физической культуре и спорте и в концепции их развития в Российской Федерации.

В этой связи важнейшим фактором повышения эффективности функционирования физической культуры и спорта является качество образования, основу которого составляет научная деятельность, поиск путей оптимизации процесса физического воспитания.

В большинстве своем молодежь, поступающая в вузы, имеет низкий уровень знаний в области физической культуры, ситуативную мотивацию к занятиям, неустойчивую потребностную сферу в здоровом образе жизни и несоответствующие возрастному эталону физическую подготовленность и физическое развитие. Не лучше и спортивно-техническая подготовленность в различных видах спорта. Физическая культура начинающих обучение в высшей профессиональной школе в основном отмечается на уровне ситуативном, начальной грамотности и низкой степени включенности в разнообразные формы физкультурно-спортивной деятельности, физическое самосовершенствование.

11 стр., 5154 слов

Мотивация с позиции психологии образования. Мотивационно обусловленное забывание в концепциях З. Фрейда и К. Левина

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Мотивация с позиции психологии образования. Мотивационно обусловленное забывание в концепциях З. Фрейда и К. Левина ( ...

Изучение научно-литературных источников, состояния путей совершенствования физического воспитания студенческой молодежи говорит о том, что получают научное обоснование различные подходы к построению учебно-воспитательного процесса, организации, планированию, распределению программного материала, применению различных вариантов содержания учебной и внеучебной деятельности, их форм, средств и методов. Находят свое отражение в научных исследованиях и идеи вариативных (элективных) курсов, спортизации, спортивного образования и спортивно-ориентированных технологий обучения.

Между тем, анализ научной литературы и практического опыта свидетельствует о том, что проблема реализации вариативного курса по дисциплине «физическая культура» в системе высшего образования не решена окончательно: в плане теоретической логики, инструментальной составляющей образовательной технологии, оптимизации организационно-педагогических, психолого-педагогических условий и физиологических закономерностей функционирования системы физической культуры в вузе в рамках двух занятий в неделю. Остается открытым в науке вопрос и о его внедрении с первого года обучения студентов в вузе.

Все выше изложенное обусловливает необходимость научных исследований, определяющих оптимальные варианты организационных форм, средств, методов, технологий и педагогических условий, обеспечивающих достижение реализации цели государственной программы по дисциплине «физическая культура».

В целом же изучение вопроса по теме исследования позволило вскрыть ряд противоречий между:

современными социально-экономическими потребностями в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, профессионально-мобильных специалистов и состоянием психофизической готовности студенческой молодежи к требованиям содержания данной жизнедеятельности;

3 стр., 1282 слов

Исследование факторов стресса в период обучения в военном ВУЗе

Содержание Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы психологии стресса. 1.1. Роль механизмов психологической защиты в устранении стресса...........4 1.2. Изучение проблемы стресса отечественными и зарубежными психологами ...

наличием инновационных представлений на организацию учебного процесса по дисциплине «физическая культура» на основе вариативного курса и традиционной программно-ориентированной деятельностью в данном направлении.

Выявленные противоречия определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована в следующем содержании: какими должны быть организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, определяющие эффективность вариативного курса физического воспитания студентов с первого года их обучения в вузе.

Цель исследования — научно-экспериментальное обоснование степени эффективности вариативной формы организации физкультурных занятий с первого года обучения в вузе.

Объектом исследования является процесс формирования физической культуры личности студента.

Предмет исследования — вариативный компонент дисциплины «Физическая культура» (подготовка по спортивной борьбе на учебных занятиях).

Проблема, цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих взаимосвязанных задач:

изучить научную литературу, посвященную проблемам организации учебного процесса по физической культуре в вузе;

разработать технологическую модель и экспериментально обосновать эффективность организации вариативного курса по физическому воспитанию студентов по спортивной борьбе с первого года их обучения в вузе;

теоретически обосновать организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации вариативного курса.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, регистрационные исследования, педагогические наблюдения, социологические методы (опрос, анкетирование), поисковые исследования, педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания, статистические методы обработки материалов исследования.

1. ВАРИАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ВУЗЕ

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека.

План Введение Глава I. Состояние проблемы и ее исследования 1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей 1.2 Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика. Глава II. Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека. 2.1 Методика оценки ...

В современных условиях важным становится задача обеспечения выпускников образовательных учреждений не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями, в том числе и через занятия физической культурой и спортом [4, с. 22].

Переход на новые государственные стандарты образования в высшем профессиональном образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и через стимулирование спортивной деятельности студентов создают необходимость использование современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности.

Физическое воспитание студентов в ВУЗе направлено на развитие физических качеств и способностей, совершенствование физической подготовленности; на формирование способности использовать разнообразные средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, для подготовки к будущей профессиональной деятельности [5, с. 7].

Сравнительный анализ структуры и содержания образовательного процесса по физической культуре в системе высшего профессионального образования свидетельствует, что наряду с её общими целями и задачами имеют отличия в содержании как всего учебного процесса, так и в учебно-практических занятиях; а также в системе зачетных требований. В частности, преимущественно вариативность образования в ВУЗе (учет интересов и способностей при выборе вида физической активности) — базовость образования (обучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и способностей через использование средств легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики) [5,6].

В процессе исследования выявлены области взаимодействия, интеграции разделов учебных программ и образовательных процессов высшего профессионального образования. Взаимодействие основано на интеграции разделов программы (теоретического, практического и контрольного): вариативной части программы (в высшем профессиональном образовании), что позволяет более успешно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Это подтверждается и результатами тестирования.

9 стр., 4045 слов

Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации в физической деятельности студента

ВВЕДЕНИЕ 1 УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ 2 МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ 4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. ...

Взаимодействие программ осуществляется на уровне 1-2 курсов учреждений высшего профессионального образования. Это обуславливается тем, что на 1-2 курсах осуществляется развитие физических качеств, обучение технике видов спорта. Такое направление занятий соответствует задачам физической культуры в системе высшего профессионального образования, предполагающей совершенствование физической подготовленности студентов через занятие различными видами спорта.

Нами была разработана модель образовательного процесса по физической культуре — организованная структура физической подготовки на каждом этапе обучения.

Разработанная структурно-функциональная модель включила в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, контрольно-диагностический. Целевой компонент направлен на оптимизацию учебного процесса в ВУЗе, на совершенствование физических качеств и способностей, на формирование здорового образа жизни.

Содержательный компонент базируется на нескольких блоках: когнитивном, мотивационно-ценностном, организационно-практическом. Первый блок предполагает целенаправленное расширение и обогащение научных знаний по физической культуре и спорту, основам здорового образа жизни. Второй блок — формирование положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Третий блок направлен на приобретение практического опыта физкультурно-спортивной деятельности в целях достижения физического совершенства, сохранения здоровья, духовного развития.

Организационный компонент представлен комплексом разнообразных форм организации занятий (урочных и внеурочных) различной направленности (оздоровительной, адаптивной, спортивной) с использованием базового и вариативного компонента урочной программы.

Занятия на 1-2 курсе носят оздоровительно-развивающую направленность. Средства и методы направлены на оптимизацию физического здоровья, реализацию оздоровительной задачи. Параллельно решаются образовательные задачи, направленные на овладение программного объема знаний, умений и навыков. Структура основной части занятия может состоять из двух взаимосвязанных частей: образовательной и оздоровительно-развивающей. Образовательная часть направлена на изучение техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, элементов техники спортивных игр, формирование физкультурных знаний. Основные задачи оздоровительно-развивающей части — оптимизация функционального состояния организма занимающегося, развитие физических качеств и двигательных способностей. Соотношение частей на протяжении всего цикла занятий различно. В начале цикла больше времени уделяется решению образовательных, оздоровительных задач, используется групповой и фронтальный метод. На последующих занятиях, при использовании игрового и соревновательного метода и метода круговой тренировки, акцент делается на развитие физических способностей, функциональной подготовке (через спортивные игры, подвижные игры, полосы препятствий и др.).

5 стр., 2471 слов

Мотивация занятий спортом у студентов

... бросает занятия спортом. Цель работы: изучение мотивов занятий спортом. Объект исследования: мотивация, как психологический феномен. Предмет: спортивная мотивация. Экспериментальная часть проводилась на базе группы студентов специальности "Физическая ...

Содержание основной части учебно-тренировочного занятия состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и по содержанию полностью соответствует программе по «Физической культуре» с направленным развитием двигательных способностей. Средства и методы направлены на совершенствование техники изучаемых видов спорта, развитие физических качеств и двигательных умений и навыков.

Вариативная часть занятия отводится самостоятельным занятиям. Возможны изменения в вариативной части за счет внесения в ее содержание видов спорта, физических упражнений, учитывающих интересы, мотивы студентов к занятиям физической культурой, возможности материально-технической базы учебного заведения. Образовательный процесс в ВУЗе по своему содержанию ориентирован на использование вариативности образования, интересов студентов. Занятия направлены на совершенствование физической подготовленности студентов через занятия различными видами спорта, на самосовершенствование и самореализацию.

Важным при организации образовательного процесса по физической культуре мы считаем комплексное использование урочных и внеурочных форм занятий. Урочные формы занятий призваны решать образовательные, развивающие задачи в рамках требований учебной программы. Внеурочные формы занятий различной направленности: оздоровительной, спортивной, адаптивной, — являются своеобразным дополнением, способствующим совершенствованию физической подготовленности, самовыражению. К внеурочным формам занятий относятся занятия в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревновательные формы организации занятий и другие [3, с. 4].

7 стр., 3198 слов

1.Значение спорта в физическом воспитании студента

... учет принципиального отличия массового спорта (спорта для всех) и спорта высших достижений. Занятия в спортивных клубах дают реальную возможность студентам развивать определенные физические качества и двигательные способности ... , лыжную подготовку, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч), плавание, туризм в ней отведено определенное количество часов. Эти виды спорта для отдельных профессий ...

В контрольно-диагностическом компоненте содержатся критерии оценки уровня физической подготовленности, степени освоения двигательных умений и навыков. Система комплексного контроля позволяет определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, основными мотивами занятия спортом и физической культурой у студентов являются стремление улучшить свое здоровье, физическое и эстетическое совершенствование, получение удовольствия от занятия спортом и физкультурой, общение с друзьями.

2. ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ)

Выделение вариативного компонента образования обусловлено необходимостью создать основу для творческого самоопределения, самообразования, физического самосовершенствования и самореализации человека с учетом личностных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности, т.е. сформировать индивидуальную (личную) физическую культуру. На наш взгляд, без самоопределения, самообразования и самосовершенствования в физкультурно-спортивной деятельности трудно вообще говорить о сформированности субъекта физической культуры — личности, освоившей ее ценностный потенциал.

Вариативный компонент учебной дисциплины «Физическая культура» разработан как профессионально направленная и личностно ориентированная составляющая образовательного процесса в учреждениях высшего образования. Содержание вариативного компонента состоит из разделов подготовки по спортивной борьбе, востребованному у студентов виду спорта, что согласно приоритетному принципу образования — принципу гуманизации, обусловливает личностно ориентированную направленность физического воспитания. физическая культура студенческий воспитательный

Структура вариативного компонента подчинена решению задач приоритетного развития выносливости и силы — профессионально значимых физических качеств студентов, что согласно принципу компетентностного подхода, обеспечивает его профессиональную направленность, практикоориентированность. Для интеграции указанных направлений образовательного процесса разработана методика повышения уровня физической подготовленности студентов в отделениях спортивной борьбы, рассчитанная на трехгодичный срок обучения студентов на кафедре физического воспитания и спорта с семестровой цикличностью. Отличительная особенность экспериментальной методики заключается в сочетании традиционных и инновационных способов развития физических качеств, в непрерывном, поэтапном совершенствовании выносливости и силы студентов:

на 1-м этапе (в начале учебного семестра) — средствами циклических видов спорта, методом стандартно-непрерывного упражнения;

на 2-м этапе (в основной части учебного семестра) — средствами спортивной борьбы и игровых видов спорта, интервальным методом с напряженными интервалами отдыха;

на 3-м этапе (в конце учебного семестра) — средствами циклических видов спорта, повторным, переменным методами.

Вариативный компонент дисциплины «Физическая культура» (подготовка по спортивной борьбе на учебных занятиях) разработан на основании типовой учебной программы для высших учебных заведений (В.А. Коледа и др., 2008) и программы многолетней подготовки по спортивной борьбе (Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных, 2004).

Учебная программа при этом определяет распределение учебного времени и средств подготовки (таблица 1), подчиняя их решению задач приоритетного совершенствования выносливости и силы.

Таблица 1 — Тематика практических занятий для отделений спортивной борьбы (% от общего объема часов на курсе)

СодержаниеКурсыIIIIIIIVПодготовка по спортивной борьбе35384141Виды спорта (легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, гимнастика, акробатика, силовая подготовка)55524949Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)5555Контроль в процессе занятий физическими упражнениями5555Итого100100100100

Программа многолетней подготовки по спортивной борьбе позволяет определить компоненты учебно-тренировочного процесса студентов (таблица 2), в соответствии с формами проведения занятий, возрастом занимающихся, а также с учетом отсутствия у них опыта обучения в спортивных секциях.

Таблица 2 -Компоненты подготовки в учебных отделениях спортивной борьбы

Компоненты подготовкиСодержание (по данным лонгитюдных исследований)Соответствие этапу многолетней подготовки борцовФормы организации тренировочного процессагрупповые учебные и учебно-тренировочные занятия комплексной направленностипредварительной подготовкиОсновные методы тренировкиравномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательныйспортивного совершенствованияТехнико-тактическая подготовкаформирование основ ведения единоборства; овладение элементами техники и тактики вида борьбы, играми с элементами единоборствапредварительной подготовкиФизическая подготовкаобщая и специальная физическая подготовка на основе оптимального сочетания общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств и выносливостиначальной углубленной спортивной специализацииУдельный вес ОФП50 %предварительной подготовкиУдельный вес СФП20 %начальной углубленной спортивной специализацииУдельный вес ТТП, тестирований, соревнований30 %предварительной подготовкиГодовой объем работы в зонах интенсивности при ЧСС (уд/мин)<150 — 85 % 150-174 — 10 % ≥175 — 5 %начальной углубленной спортивной специализации

Таким образом, содержание и структура вариативного компонента учебной дисциплины «Физическая культура» позволяют реализовать в рамках образовательного процесса экспериментальную методику повышения уровня физической подготовленности студентов. Отличие от традиционных методик состоит в том, что обучение спортивной борьбе является не целью, а способом применения специфических тренировочных средств развития выносливости и силы.

Развитию выносливости (таблица 3) отводится 65 часов в год (53 % практических занятий).

На 1-м этапе (в начале учебного семестра) — средствами циклических видов спорта, методом стандартно-непрерывного упражнения; на 2-м этапе (в основной части учебного семестра) — средствами спортивной борьбы и игровых видов спорта, интервальным методом с напряженными интервалами отдыха; на 3-м этапе (в конце учебного семестра) — средствами циклических видов спорта, повторным, переменным методами. Методы сопряженного упражнения применяются на протяжении всего периода обучения.

Таблица 3 — Компоненты методики повышения уровня физической
подготовленности студентов (для развития выносливости)
ПериодыОсновной метод тренировкиТренировочные средстваДозировка на одном занятииИнтенсивность, ЧСС1-й семестрСентябрьСтандартно-непрерывного упражненияКросс15-20 мин130-140 уд/минСпортивные игры15-20 мин120-150 уд/минБорьба30 мин120-140 уд/минОктябрьИнтервальныйСпортивные игры15-20 мин140-160 уд/минБорьба50 мин130-150 уд/минНоябрьИнтервальныйСпортивные игры15-20 мин140-160 уд/минБорьба50 мин130-150 уд/минДекабрьПеременныйЛыжи40 мин130-150 уд/мин2-й семестрФевральПовторныйПлавание40 мин130-150 уд/минУчебно-тренировочные схватки7 мин140-160 уд/минМартИнтервальный с напряженными интервалами отдыхаСпортивные игры15-20 мин140-170 уд/минБорьба в т.ч. учебно-тренировочные схватки50 мин 7 мин130-150 уд/мин 150-175 уд/минАпрельИнтервальный с напряженными интервалами отдыхаСпортивные игры15-20 мин140-170 уд/минБорьба в т.ч. учебно-тренировочные схватки50 мин 7 мин140-150 уд/мин 150-175 уд/минМайСтандартно-непрерывного упражнения, повторный, переменныйКросс15-20 мин140-160 уд/минСпортивные игры15-20 мин140-160 уд/минБорьба30 мин140-150 уд/минПоскольку в разноплановых (по направленности, решаемым задачам, видам спорта) занятиях всего периода обучения предусматривалось приоритетное совершенствование выносливости и силы было выявлено, что на начальном этапе основное тренировочное время отводится совершенствованию выносливости к аэробным, равномерным и глобальным нагрузкам. На последующих этапах многолетней тренировки увеличивается время на совершенствование выносливости к региональным и локальным мышечным напряжениям, удерживающей (статической) работе, неравномерным анаэробно-лактатным и анаэробно-алактатным нагрузкам.

При совершенствовании силовых способностей учитывались рекомендации специалистов и данные пилотного эксперимента. Средствами развития являлись упражнения специальной физической и общефизической подготовки борца (таблица 4).

При разработке учебных программ по видам спортивной борьбы для учебных занятий по «Физической культуре» в учреждениях высшего образования следует основываться на следующих методических положениях:

приоритетном развитии физических качеств: выносливости и силы;

преемственности задач, средств и методов спортивной тренировки в течение циклов занятий (разделов программы) и их при смене;

возрастании объемов тренировочной нагрузки;

повышении уровня зачетных требований для каждого последующего учебного семестра [5, 10].

. Практическая часть обучения спортивной борьбе должна включать разделы общей физической, технико-тактической и специальной подготовки. Рекомендуем для них следующее содержание и объемы:

общая физическая подготовка — тренировочные средства видов спорта согласно типовой учебной программе «Физическая культура»: 74 часа — 1-й курс, 70 часов — 2-й курс и 66 часов — 3-й курс;

технико-тактическая подготовка — техника борьбы в стойке и партере, подводящие и имитационные упражнения, базовые знания по тактике: 28 часов — 1-й курс, 32 часа — 2-й курс и 36 часов -3-й курс;

специальная физическая подготовка — освоение страховки партнера, самостраховки, простейших форм борьбы, упражнений в положениях «партер» и «борцовский мост», акробатических упражнений, специальных подвижных игр: 20 часов (1-й, 2-й и 3-й курсы) [11].

. Рекомендуемое общее количество часов в год, отводимое на развитие выносливости (из 128 часов практических занятий), составляет 65 часов, в т.ч. аэробная — 38 часов, аэробно-анаэробная — 18 часов, анаэробно-лактатная и анаэробно-алактатная — 9 часов.

. Для совершенствования выносливости рекомендуются равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный методы; предпочтение в спортивных группах следует отдавать интервальному методу [8].

. Интенсивность учебно-тренировочных занятий по борьбе рекомендована в пределах 120 уд/мин — 150 уд/мин (130 уд/мин — порог готовности, прирост аэробной работоспособности).

Годовой объем работы в зонах интенсивности составляет: до 150 уд/мин — 85%, 150-174 уд/мин — 10%, 175 и более уд/мин — 5%.

. Распределение в спортивные учебные отделения следует проводить, основываясь на данных контрольных тестирований и опросов студентов для выявления наиболее подготовленных к обучению по видам спортивной борьбы [7, 13]. При этом необходимо учитывать факторы адаптации первокурсников к условиям обучения в учреждении высшего образования аграрного профиля [12, 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смена образовательных парадигм на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека. Приоритетным становится формирование гармоничной, свободной и конкурентоспособной личности, что предполагает приобщение молодежи к фундаментальным культурным ценностям, среди которых особое место занимает физическая культура. В связи с этим важнейшим фактором повышения эффективности функционирования физической культуры и спорта является качество образования. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего, связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций, позволяющей, с одной стороны, формировать социально активную личность в гармонии с физическим развитием, а с другой — приобщать к ценностно-мотивационным составляющим физической культуры, подчиняя их целям и потребностям личности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Традиционный процесс физического воспитания с приоритетом нормативного подхода, т. е. внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами учебных программ, не претерпел больших организационных и методических изменений, несмотря на современные задачи в области физической культуры. Изменение целевой направленности физической культуры в высшем учебном заведении требует от учебно-воспитательного процесса отказа от «командно-строевых методов» и обращения к личности студента, к его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования. Многолетние исследования в области теории и практики физического воспитания студентов указывают на то, что замкнутость на двигательной деятельности без учета мотивационно-волевой сферы молодежи приводит к деформации ценностей физической культуры, формированию ассоциативного поведения и эгоистических устремлений личности, что существенно обедняет как физические, так и духовные потребности студентов и приводит к утрате учебным процессом культурно-нравственного и предметно-содержательного смысла.

Ключевые моменты выхода из сложившейся ситуации должны рассматриваться в плане современных концептуальные представлений о теории физической культуры личности и о технологиях ее формирования как целевой сущности данного процесса. При этом особое место должно занимать включение студента в пространство физической культуры как субъекта, способного удовлетворять личностные мотивы, склонности, потребности и интересы, расширяя и углубляя знания в области физической культуры.

Мотивационно-потребностная сфера служит стержнем успешного выполнения любого вида деятельности, в том числе и занятий физическими упражнениями. При этом интересы и жизненные ориентации характеризуют общую готовность к деятельности, а мотивы раскрывают непосредственный личностный смысл определенной физкультурной деятельности. Использование психологических обоснований для управления познавательной деятельностью студентов путем формирования интереса к познанию происходит на основе мотивировки, представляющей осознанное отношение человека к тому или иному проявлению деятельности, и связано с побуждающей силой — потребностями человека.

Потребности в занятиях физической культурой — важная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, на основе которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов. В процессе формирования физической культуры личности мотивационно-потребностная сфера направляется на удовлетворение, раскрытие осознанного и рефлексивного психофизиологического состояния желания физкультурной деятельности, реакции личности на внешние и внутренние стимулы, ориентированные на достижение полезного результата.

Проблема влияния на мотивацию учебной деятельности студентов осложняется тем, что для большинства из них процесс физического воспитания направлен «в никуда», не имеет определенной личной цели и задач, превращается в формальное исполнение требований, выдвигаемых образовательным учреждением, кафедрой, преподавателем. Если же студент осознал свою особую, личностно мотивированную заинтересованность в данном воспитании, то учебный процесс для него становится целенаправленным, активным и творческим.

Государственная программа по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений РФ предусматривает свободу выбора студентами разнообразных средств, методов и организационных форм занятий на вариативном курсе. Эффективность вариативного подхода в учебно-воспитательном процессе студентов на первый взгляд теоретически очевидна.

Во-первых, при его использовании предполагается реализация физкультурно-спортивных интересов и потребностей студенческой молодежи, следовательно, должна повышаться ее физкультурная активность, посещаемость занятий, степень включенности в физическое самосовершенствование, а в итоге и уровень физкультурно-спортивной образованности; во-вторых, интересы и потребности студентов могут быть адекватны узкой специализации преподавателя, что, несомненно, должно обеспечить продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса и существенно повысить качество результата; в-третьих, использование вариативного подхода, выбор студентами одного из видов спорта для своих занятий, физического совершенствования отвечает сегодня современным тенденциям развития физической культуры и спорта в системе образования; в-четвертых, посредством организации вариативного курса можно решать не только физкультурно-спортивные, но и физкультурно-оздоровительные задачи физического воспитания студентов в рамках как традиционных, так и нетрадиционных систем.

Однако сделать такой выбор можно только на втором году обучения в вузе, так как первый предназначается для теоретико-методологической и общефизической подготовки студентов. Данное ограничение непроизвольно сопряжено и с обязательными контрольными нормативами физической подготовленности, которые должны выполняться студентами в течение четырех лет.

Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования оптимальных вариантов организации физической культуры, с одной стороны, обеспечивающих реализацию цели государственной программы по дисциплине «Физическая культура», а с другой — формирование побудительных, направляющих и регулирующих мотивационно-ценностных ориентаций и потребностей студентов на занятиях по физической культуре и спорту. Одно из приоритетных направлений здесь — использование вариативной формы занятий по видам спорта начиная с 1-го года обучения в вузе (а не со 2-го года, как предусмотрено Государственной программой).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с.

.Боголюбов М. А. Гуманитарная деятельность в спорте: от истоков к современности // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. — 2015. — № 10-1(60).

— С. 39-43

.Кабанов, Ю.М.Значимость инновационного компонента в разработке учебных программ по курсу «Физическая культура» / Ю.М. Кабанов, А.К. Сучков // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 1. — С. 159-163.

.Мадьяров А. Р. О некоторых направлениях реализации здоровьесбережения в условиях современного ВУЗа // Вестн. НЦБЖД. — 2011. — № 3-9. — С. 45-50.

.Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура профиль «Физкультурное образование»/авт. С. Г. Куртев [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.-48 с.

.Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) профиль «Физкультурно-оздоровительные технологии» /авт. В. Н. Смоленцева [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. — Омск: Изд-во СибГУФК,2015.-56 с.

.Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта»/под общ. ред. С. Г. Куртев; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта .-Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.-132 с.

.Рудницкий, В.И. Разработка экспериментальной программы по спортивной борьбе как средства повышения уровня физической подготовленности студентов вуза / В.И. Рудницкий, А.К. Сучков // Мир спорта. — 2009. — № 2. — С. 38-42.

.Рудницкий, В.И. Разработка модели изучения спортивной борьбы в вузе на занятиях по «Физической культуре» / В.И. Рудницкий, А.К. Сучков // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь : сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь ; редкол.: Н.Г. Кручинский (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2011. — Вып. 10. — С. 169-174.

.Рудницкий, В.И. Разработка учебной программы по курсу «Физическая культура» с использованием вариативного компонента / В.И. Рудницкий, А.К. Сучков // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь : сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь ; редкол.: Н.Г. Кручинский (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2012. — Вып. 11. — С. 109-115.

.Сучков, А.К. Психолого-педагогическая направленность занятий в специализированных группах студентов по видам спорта / А.К. Сучков // Педагогика высшей школы : сб. ст. / Белорус. гос. сельхоз. акад.; редкол.: А.Р. Цыганов (отв. ред.) [и др.]. — Горки, 2003. — С. 94-96.

.Сучков, А.К. К вопросу обеспечения качества физического воспитания студентов / А.К. Сучков // Проблемы управления качеством высшего образования : материалы. респ. науч.-практ. конф., Горки, 17-18 апр. 2003 г. / Белорус. гос. сельхоз. акад.; редкол.: А.Р. Цыганов (отв. ред.) [и др.]. — Горки, 2003. — С. 63-64.

.Сучков, А.К. Специализация по спортивной борьбе как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений / А.К. Сучков // Фундаментальные и прикладные основы теории физической культуры и теории спорта : материалы Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 10-11 апр. 2008 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2008. — С. 335-337.

.Сучков, А.К. Специализация по спортивной борьбе как фактор мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.К. Сучков // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 9-10 окт. 2008 г. / Мозырский гос. пед. ун-т им. И.П. Шамякина ; редкол.: С.М. Блоцкий (отв. ред.) [и др.]. — Мозырь, 2008. — С. 69-71.

.Сучков, А.К. Обоснование использования вариативного компонента в учебной программе дисциплины «Физическая культура» / А.К. Сучков // Наука — образованию, производству, экономике : материалы XVII (64) региональной науч.-практ. конф., Витебск, 14-15 марта 2012 г. / Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова ; редкол.: А.П. Солодков (председатель) [и др.]. — Витебск, 2012. — Т. 2. — С. 257-260.