Понятие темперамента, основные отличительные признаки данной психологической категории.

СОДЕРЖАНИЕ

Задание №1…………………………………………………………………………3

Задание №2……………………………………………………………………….15

Задание №3……………………………………………………………………….19

Задание №4……………………………………………………………………….21

Задание №5……………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Задание №1.

План.

1.Понятие темперамента, основные отличительные признаки данной психологической категории.

2. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

3. Развитие темперамента: значение наследственности и среды.

4. Роль темперамента во взаимодействии организма и среды.

5. Факторы формирования темперамента.

1. Понятие темперамента, основные отличительные признаки данной психологической категории.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду, прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают — при прочих равных условиях — в общей активности индивида, в его моторике и его эмоциональности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.[11]

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Темперамент и его типы. Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента. Наблюдая окружающих людей, не трудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движения, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их не устойчивы; другие - медлительные, спокойные, холодны; третьи - переживают сильно, но скрывают свои чувства, ...

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь).

Пропорция в смешении этих соков называлась по-гречески словом «красис». Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили это понятие латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что и психические особенности людей зависят от красиса, или от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Гален, живший во II в. до н. э., дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.[2]

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Эти свойства представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств.[6]

2. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

Особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде всего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.[3]

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

АНО ВПО "ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ" КАФЕДРА управления и психологии Контрольная работа по психологии Выполнила: студентка группы zim1-031 Галявина Елена Ивановна Омск - 2011 Задание 1. Найти в текстах художественной литературы два отрывка, каждый из которых будет свидетельствовать о проявлении какого-либо типа темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик). При этом темпераменты в ...

Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой [2].

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для развития обнаруженных в детском возрасте специальных способностей).

Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

— индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

— не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;

— способность не сводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... способности личности и группы, повышать или снижать трудо­вую активность, формировать положительные или отрицательные ка­чества личности. Рассмотрение психологии ... , в ходе которого активизируется мыслительная деятельность работника путем постановки перед ним ряда ... ин­дивидуальных особенностей подчиненных. Анализ темперамента, ха­рактера, способностей, интересов, потребностей, поведенческих стереотипов ...

Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.[4]

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.[8]

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.[4]

Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании н……..

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая характеристика

Содержание Введение………………………………………………………………………….3 1. Темперамент и его свойства………………………………………………....4 2. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….......6 3. Роль темперамента в деятельности ……………………………………......11 4. Учебно-познавательная деятельность и темперамент…………………....18 Заключение……………………………………………………………………..22 Список литературы……………………………………………………………23 Введение Личность ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.

2. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. — М.: Владос, 2000. — 256 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332с.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год. — 352с.

5. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1996. — 496с.

6. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — М.: ООО «Издательский дом АСТ», Мн.: Харвест, 2002. — 896 с.

7. Немов, Р.С. Психология. Издательство: М.: Просвещение, 1990. — 301с.

8. Психология формирования и развития личности/отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1981. — 366с.

9. Рубенштейн, С.А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999.-688с.

10. Русалов, В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 480с.

11. Савченков, Ю.И. Физиология и психология темперамента: учеб. Пособие для вузов, Красноярск, 2005. — 252с.

12. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: Лига Пресс, 1996. — 457 с.

13. Современная психология/под редакцией В.И. Дружинина. — М.: «Педагогика Пресс», 1999. — 398с.