Основные принципы реабилитации. Реабилитация лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других ПАВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДЕЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Реабилитация лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других ПАВ

 

 

Работу выполнил студент

3 курса очной формы

обучения

специальности

Аристов Д.А.

 

Проверила:

Бекетова Е.А.

Оценка_______________

 

Краснодар 2017 г

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Основная цель и задачи реабилитации…………………………………………3

2Социально-психологический блок реабилитации……………………………..9

3 Медико-психологическая реабилитация………………………………………15

4 Медико-психологическая реабилитация………………………………………19

5 Список литературы……………………………………………………………..22

 

 

Основная цель и задачи реабилитации

Целью реабилитации в является повышение эффективности социальной реабилитации, уменьшении употребления, сокращении частоты и продолжительности рецидивов, в достижении устойчивой ремиссии, и повышении качества жизни. Первоочередной задачей реабилитации является активная мотивация на сокращение и/или прекращение приема ПАВ и в изменении сопутствующих дезадаптивных паттернов, включая антисоциальное и рискованное поведение. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

1. Повысить мотивацию на снижение уровня алкоголизации/наркотизации, уменьшить вред от наркопотребления, усилить мотивацию к полному отказу от употребления ПАВ.

2. Обеспечить благоприятные условия для прохождения Программы социальной реабилитации.

3. Обеспечить формирование и поддержание терапевтического контракта с Участником Программы реабилитации, включающего достижение заранее согласованных целей во время прохождения реабилитации вплоть до ее запланированного завершения.

4. Развивать резильентность зависимой личности, повысить качество жизни.

5. Обеспечить эффективную ресоциализацию лиц зависимых от ПАВ, поддерживая мотивацию необходимую для избегания вероятных рецидивов после окончания Программы реабилитации.

Основные принципы реабилитации

— принцип уважения прав и достоинства личности: безусловное соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения этических и моральных норм, уважительного и гуманного отношения, включающее приоритет интересов Участника реабилитации при оказании медицинской, профилактической и социальной помощи. Любые формы дискриминации на основании заболевания (диагноза) и стигматизация недопустимы;

6 стр., 2660 слов

Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции

  Дисциплина работы: Содержание и методика социальной, медицинской работы   Реферат по теме «Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции».   Москва 2009 год Содержание:   1.     Введение 2.     Психологические особенности подростков, находящихся в местах социальной изоляции 3.     ...

— принцип доступности: отсутствие множества предварительных требований и условий, усложняющих поступление на реабилитацию; территориальная доступность и доступное по времени лечение;

— принцип профессионализма: предоставление качественного лечения — на основе доказавших свою эффективность, научно-обоснованных методик и реабилитационных технологий;

— принцип добровольного и информируемого согласия: лечение и реабилитация базируется на принципах информированного и добровольного согласия;

— принцип ответственности: обеспечение благоприятной реабилитационной средой, психологической и медицинской поддержкой, объективностью суждений и гражданской ответственностью при принятии решений в ходе реализации Программы и социальных проектов;

— принцип открытости: информация о Программе реабилитации предоставляется в установленном порядке всем заинтересованным сторонам;

— принцип анонимности: обеспечение создания безопасной системы оказания реабилитационной помощи, включающей методологическое требование, согласно которому Участник Программы реабилитации не идентифицируется, во избежание возможного использования полученных персональных данных против его личных интересов.

имеет проблемы во многих других областях жизни. Эти проблемы могут Реабилитационный процесс в любой реабилитационной среде осуществляется при обязательном участии врача психиатра-нарколога, который выступает либо как член наркологической бригады, либо как консультант (например, в общинах, группах взаимопомощи, конфессиональных учреждениях и т.п.).

Реабилитационный процесс должен учитывать био-психо-социо-духовные аспекты. Внимание членов наркологической бригады, должно фокусироваться на Участнике Программы как целостной личности со всеми его жизненными заботами и проблемами. Лицо, находящееся в трудной жизненной ситуацию в связи со злоупотреблением психоактивными веществами, почти всегда быть как результатом сформированной зависимости, так и ее причиной.

 

Эти проблемы могут включать в себя:

7 стр., 3339 слов

Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Реферат по  предмету Комплексная реабилитация больных и инвалидов на тему:  « Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов » Выполнил:  студент I курса, ИТРиР, II отделения, 5 группы, ФР, Хлебникова В. А. Москва 2010 г. Введение В мировом сообществе все более заметным ...

-проблемы физического здоровья;

-состояние психического здоровья;

-проблемы взаимоотношений с другими людьми и с семьей;

-проблемы включенности в социальные связи и социальной поддержки;

-проблема доступа к услугам правовой, социальной и медицинской направленности;

-проблемы с законом;

-финансовые и долговые проблемы;

-проблемы трудоустройства;

-проблемы обучения и образования;

-проблемы, связанные с проведением свободного времени и отдыха;

-проблемы, связанные с жильем;

-проблемы с азартными играми.

В связи с этим необходимо комплексное, последовательное выявление всех био-психо-социо-духовных проблем связанных со злоупотреблением ПАВ. Реабилитационные мероприятия следует планировать с учетом идентифицированных проблем Участника Программы и степени их выраженности. Реабилитация зависимых от ПАВ должна включать определение приоритетов в получении помощи, осуществление последовательных шагов при ее реализации и индивидуальную дифференциацию компонентов лечебно-профилактических и социальных услуг.

Принципиальное значение в организации реабилитационного процесса имеет привлечение бывших пациентов, прекративших злоупотребление, для психологической поддержки и социального сопровождения Участников реабилитации. В конечном счете, это окажет благоприятное воздействие на Участников реабилитации в формировании и укреплении мотивации достижения успеха на пути к сокращению частоты и продолжительности рецидивов и в достижении устойчивой ремиссии.

Реабилитация зависимых от ПАВ осуществляется не в естественных условиях их проживания, а в искусственно созданной для личностного и социального восстановления (функционирования) реабилитационной среде, которая включает систему контроля, поощрения или порицания, ответственность и психологическую поддержку.

Реабилитационная среда для Участников реабилитации в наркологии может быть:

-открытой (сообщества Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов, получившие признание альтернативные «12‑шаговым» моделям программы самопомощи и др.);

-полузакрытой (община, реабилитационное общежитие и др.);

-закрытой (наркологический реабилитационный центр или больница, монастырь/храм, а также пенитенциарные учреждения, как особая система реализации реабилитационных программ).

5 стр., 2262 слов

Комплексная реабилитация получателей социальных услуг в условиях ПНИ: теоретические и практические аспекты (на примере Кучинского ПНИ Горнозаводского филиа

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические основы комплексной реабилитации получателей социальных услуг в условиях ПНИ 4 1.1. Понятие «реабилитация» в современной литературе 4 1.2. Особенности реабилитации получателей социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания населения 7 1.3 Общая характеристика правового регулирования социального обслуживания в стационарных ...

Осуществление реабилитации в амбулаторных условиях и дневном стационаре позволяет Участникам продолжить работу или учебу, и жить дома в семье. Вместе с тем, перед Участником реабилитации ставится целый ряд требований, включающих тщательно расписанную и контролируемую программу деятельности, позволяющую поддерживать высокую мотивацию на выздоравливание, быть дисциплинированными и ответственными за взятые на себя обязательства.

В случаях ухудшения клинического состояния, появления срывов или рецидивов заболевания Участник реабилитации направляется на лечение в наркологический стационар (или дневной стационар) для проведения противорецидивной терапии, а далее, при добровольном согласии, переводится в стационарные условия реабилитации.

После завершения реабилитационной программы в условиях стационара или общины Участник направляется в амбулаторное отделение или дневной стационар для осуществления поддерживающих противорецидивных реабилитационных программ, для участия в работе групп самопомощи Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов или альтернативных «12‑шаговых» программ реабилитации.

Для обеспечения постепенного изменения условий лечения между стационарными и амбулаторными программами Участники реабилитации могут включаться в программы полустационарного пребывания, которые позволяют сформировать более строгий, чем в амбулаторных условиях контроль. Такие полустационарные программы могут иметь различные названия («Дом на полпути», «Дом трезвого проживания» и др.).

Все они предусматривают проживание в общежитиях, индивидуальное консультирование, усиливающее мотивацию и регулярное участие в программах самопомощи. Участие в полустационарных программах дает возможность приобрести социальные навыки и развить способности к заботе о себе и самообеспечению.

Реабилитация включает в себя последовательный переход от более ограничительных условий реабилитации, к менее ограничительным. Вопрос о минимально достаточном уровне контроля решается для каждого Участника индивидуально перед началом прохождения реабилитации. Максимально высокий уровень контроля предлагается пациентам на период детоксикации (купирования абстинентного синдрома), минимальный — в группах самопомощи. Это позволяет выбрать оптимальный терапевтический маршрут для Участников с различными уровнями мотивации и скорректировать лечебную тактику при изменении мотивации.

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» Обеспеченность основной литературой

Приложение 1 Название ВУЗа_КГУ им. К.Э. Циолковского_ Факультет__Институт социальных отношений Выпускающая кафедра__Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью № п/п Наименование дисциплины Наименование изданий Количество экземпляров Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента) ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Базовая часть М1.Б.1 Философия образования и науки ...

Психотерапия и психокоррекция проводится на всех этапах реабилитации. Основные ее направления: смягчение личностных и поведенческих расстройств, усиление мотивации на участие в реабилитации и отказ от употребления ПАВ. Повышение качества жизни, нормативных уровней притязаний, восстановление эмоциональной адекватности и развитие резильентности — способности с достоинством преодолевать жизненные трудности, строить нормальную полноценную жизнь в реальных условиях, при наличии самых разнообразных жизненных проблем.

Выбор и продолжительность психотерапевтических мероприятий определяется особенностями клинической картины, личностного и социального статуса Участника реабилитации. Обязательным является проведение когнитивно-поведенческой и мотивационной психотерапии, тренинга развития социальных навыков и совладания со стрессом. Важным этапом мотивационной и когнитивноповеденческой психотерапии является формирование устойчивого психотерапевтического альянса и сотрудничества специалиста и Участника реабилитации. Помощь в осознавании проблемного поведения, усиление мотивации на лечение, преодоление стигматизации, пессимизма и чувства безнадежности. Научение навыкам выявлять ситуации повышенного риска возникновения срыва, развития способности конструктивно справляться с ними, либо избегать их.

Мотивационная психотерапия является не конфронтационным методом, призванным стимулировать благоприятное отношение к изменению привычного проблемного поведения. Этот подход позволяет усиливать ощущение несоответствия между действительной и желаемой ситуацией и выявлять амбивалентное отношение к злоупотреблению алкоголем или ПАВ. Мотивационная психотерапия способствует осознанию взаимосвязи между злоупотреблением ПАВ и возникающими проблемами и позволяет достигать договоренности о целях, задачах и сроках реабилитации.

9 стр., 4257 слов

Формирование программы социальной адаптации пожилых людей

... предлагаю программу социальной и психологической ... Е. Роль комплексных центров социального обслуживания населения в социокультурной реабилитации пожилых людей // Вестник ... пожилых людей - участников группы, а также ... навыки консультирования, знание ресурсов и социальных пособий ... Программа адаптации пожилого человека в возрасте до 65 лет Исследование вопросов, связанных с заключительным жизненным этапом ...

Для успешной социально-психологической реадаптации в обществе необходим тренинг социальных навыков. Цель тренинга социальных навыков заключается в том, чтобы помочь Участнику Программы достичь способности решать свои повседневные проблемы, а не уходить от их решения, употребляя ПАВ. Употребление алкоголя или наркотических средств в этой модели оказания помощи рассматривается как патологическое средство, позволяющие совладать с трудными ситуациями, избавиться от неприятных эмоций и уходить от давления со стороны общества. Больший набор навыков совладания будет ослаблять стресс в ситуациях повышенного риска, и служить альтернативой употребления ПАВ. Техники тренинга социальных навыков включают в себя формирование чувства уверенности в себе, моделирование и ролевое проигрывание навыков, например отказа от ПАВ и решения межличностных проблем. Помимо этого Участники обучаются навыкам совладания со стрессом и техникам релаксации.

Решение задач реабилитации предполагает обязательное использование семейной психотерапии для коррекции семейных проблем и для создания внутрисемейной реабилитационной среды. В качестве объекта воздействия выступает вся семья, члены которой, благодаря психотерапевтическому влиянию, обучаются коммуникации и преодолевают созависмые отношения.

Происходит изменение в структуре семьи, разрыв «порочного круга» во взаимоотношении и переход семьи на иной, более зрелый уровень функционирования. В результате у Участника реабилитации происходит переосмысление своей роли в семье, дифференцирование, психологическое взросление.

Социально-психологический блок реабилитации

Социально-психологический блок реабилитации включает в себя важнейшие элементы психотерапевтической помощи и ресоциализации:

-индивидуальное консультирование;

-психодиагностику;

-мотивационную психотерапию;

-когнитивно-поведенческую психотерапию;

-тренинг навыков совладания со стрессом, релаксации;

-тренинг социальных навыков и навыков решения проблем;

-групповую психокоррекцию;

-занятия физической культурой;

-трудовую терапию;

-профориентацию;

-содействие в трудоустройстве;

-работу с созависимостью.

1 стр., 459 слов

Занятие 16: Выпускной вечер для участников программы

Искусство убеждать: практический курс». Программа предназначена для развития навыков убеждения и взаимодействия у подростков 15-19 лет. Она поможет Вашему ребенку: · Научиться говорить с каждым человеком на его «языке»; · Научиться чувствовать себя комфортно при общении; · Разбираться в людях; · Идентифицировать тип личности своего партнера по взаимодействию; · Грамотно разрешать конфликтные ...

Социальные требования к реабилитации в условиях реабилитационной структуры включают: различные социальные проекты, создающие условия для трудовой деятельности и профессионального обучения, занятия спортом, творческой деятельности, проведение досуговых мероприятий, обеспечение Участников реабилитации постоянной занятостью. Социальные проекты могут быть различны по своему содержанию и включать такие формы деятельности, как производственные, сельскохозяйственные, творческие и др.

Важным фактором изменения является оздоровление микросоциальной среды пациента. Для этого необходимо привлекать созависимых лиц к индивидуальному консультированию, семейному консультированию и психотерапии, к участию в профессиональных реабилитационных программах и посещению групп самопомощи.

Сроки реализации реабилитации в наркологии зависят от мотивации Участника, быстроты адаптации к функционированию в условиях амбулатории или стационара и степени осуществления, заранее согласованных с Участником целей и задач реабилитации. С целью объективизации результатов и контроля в период прохождения реабилитации рекомендуется регулярно проводить исследования на наличие ПАВ в биологических средах.

Обязательным условием является ведение учета лиц, проходящих реабилитацию. Учет включает в себя общее количество Участников Программы, а так же учет количество прервавших участие и количество завершивших. Учитывается изменение качества жизни Участника Программы, которое включает в себя:

• улучшение семейного статуса — удельный вес лиц, восстановивших и улучшивших свой семейный статус, в сравнении с исходными данными;

• улучшение или стабилизация материального положения;

• повышение самооценки и самоуважения;

• повышение навыков совладания со стрессом и решения проблем;

• улучшение межличностных взаимоотношений и отношений в семье;

• снижение риска совершения противоправных действий, рискованных поступков, насилия в семье, угрозы суицидального поведения.

К показателям результата (на примере алкогольной зависимости) относятся: общее количество трезвых дней в году, время первого употребления алкоголя, время срыва (более пяти стандартных порций алкоголя за один день).

Основные компоненты реабилитации

Информирование

Информирование — это снабжение сведениями и установление контакта между службами медико-социальной помощи и лицами, в них нуждающимися. Цель информирования — привлечь к общению с наркологической и социальной службой для предоставления лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи со злоупотреблением ПАВ, помощи и информации о способах ее получения. Возможным механизмом реализации является выход специально обученных сотрудников и/или добровольцев профильных служб в места нахождения наркозависимых. Такая модель управления случаем в наркологии предусматривает активный поиск и привлечение пациентов, их мотивирование на изменение поведения. Эта деятельность включает в себя мотивационное консультирование, социальную и психологическую поддержку, обеспечение доступа к услугам правовой, социальной и медицинской и иной направленности. Другим компонентом лечебно-профилактического процесса является — «Контактный телефон». Доступный способ связи и получения информации о возможностях получения помощи и о порядке ее предоставления.

Комплексная интенсивная групповая психотерапия

Комплексная интенсивная групповая психотерапия может реализовываться как в режиме дневного стационара, так и в режиме круглосуточного стационара, расположенного как в городской, так и в загородной зоне. Цель комплексной интенсивной групповой психотерапии — выработка психологических и социальных навыков жизни без злоупотребления алкоголем или ПАВ. Содержанием комплексной интенсивной групповой психотерапии являются социально-психологическое моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается пациент, страдающий зависимостью от ПАВ. В группе заложены психотерапевтические возможности, которые занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это, прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми и возможность приобрести более эффективные социальные навыки. Групповая психотерапия дает Участнику реабилитации возможность моделировать свое поведение, получить поддержку при экспериментировании с новыми способами жизнедеятельности, обмениваться позитивным опытом, методами решения проблем и учиться на примере других участников.

Важным аспектом является профилактика срыва, развитие умения отказываться и говорить «нет»; формирование навыков преодоления отрицания своего заболевания и сопротивления лечению, повышение мотивации на трезвость. Компоновка используемых терапевтических технологий всегда носит авторский характер, зависит от уровня подготовки и опыта персонала и должна включать следующие этапы:

— этап адаптации — данный этап направлен на приспособление Участника реабилитации к условиям и распорядку проживания в реабилитационной среде и установление личных контактов с сотрудниками и другими участниками Программы реабилитации. Специалистами Программы поддерживается желание продолжать реабилитацию, что способствует профилактике преждевременного выбывания из Программы, поощряется ответственность и нормативное поведение. Этот этап включает в себя вовлечение в реабилитационную программу и максимально возможное физическое и психическое восстановление. Конструируется микросоциальное окружение, устанавливаются психотерапевтические и доверительные отношения с родственниками Участника реабилитации и формируются группы для оказания психокоррекционной помощи.

 

— этап интеграции — данный этап представляет собой вхождение в реабилитационную программу, включающую медицинский, психотерапевтический, психологический и социальный аспекты. Формируется устойчивый психотерапевтический альянс и осуществляется сотрудничество специалистов и Участника реабилитации в достижении терапевтических целей вплоть до его запланированного завершения. Осуществляется постепенный переход от процесса информирования и мотивирования Участника реабилитации к процессу обучения способам и приемам решения проблем. Происходит научение навыкам прогнозирования последствий собственного поведения, обучение как выявлять ситуации повышенного риска возникновения срыва и рецидива. Осуществляется поддержка способности конструктивно справляться с такими ситуациями, либо уклоняться от их возникновения. Участие в Программе реабилитации поддерживает и развивает резильентность — умение личности проходить через сложные обстоятельства, с достоинством преодолевать жизненные трудности, строить нормальную, полноценную жизнь в реальных условиях, при наличии различных жизненных проблем. Она включает способность человека защищать свою целостность и уметь планировать будущее. Происходит постепенное восстановление утраченных положительных социальных навыков и формирование нормативного социального статуса на основании изменения жизненных приоритетов и личностных ценностей. Проводится психотерапевтическая работа с родственниками Участника реабилитации с целью коррекции проявлений созависимости.

— этап стабилизации — на этом этапе стабилизируется психическое состояние Участника реабилитации и происходит значимая актуализация его резильетности, как принципа жизнеустройства. Акцент переносится на психосоциальный аспект реабилитационной программы, преследующей достижение основной цели — восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств, подготовка к возвращению в семью и в общество. Стимулируется благоприятное отношение к изменению привычного поведения, развиваются навыки самонаблюдения, управления рисками и самоконтроля. Благодаря тренингу социальных навыков достигается способность решать повседневные проблемы, совладать с трудными ситуациями, справляться с негативными эмоциями. Увеличивается объем физического и интеллектуального труда, стимулируется профессиональная ориентация. Происходит восстановление (формирование) адекватного трудового статуса в условиях реального производственного процесса, с учетом степени подготовленности и трудоспособности, развитие творческого и интеллектуального потенциала.

Участники реабилитации активно вовлекаются в работу по самои взаимопомощи в сообществах Анонимных Наркоманов, Анонимных Алкоголиков и др. По возможности Участников регулярно вывозят из реабилитационного центра для участия в работе этих сообществ.

— этап постреабилитации — это завершающий этап, направленный на профилактику срывов и рецидивов заболевания, улучшение качества жизни, организацию социальной и психологической поддержки Участников реабилитации и членов их семей. Профилактика рецидивов нацелена на обучение тому, как справляться с ситуациями, связанными с высоким риском рецидива, а также на повышение уровня их уверенности в себе с целью улучшения их способности справляться с такими ситуациями. Факторы риска включают ситуации межличностного взаимодействия (конфликт, гнев по отношению к другому и т.п.) и личностные состояния (влечение к ПАВ, негативное мышление и др.), которые вызывали употребление ПАВ у пациента до лечения. На данной стадии обеспечивается эффективная ресоциализация, восстановление адекватного личностного и социального статуса. Этот период реализуется усилиями реабилитационной бригады в амбулаторных условиях. Резильентность Участника реабилитации проявляется в сохранении трезвости, несмотря на риск развития злоупотребления алкоголем или ПАВ, даже при наличии неблагоприятных факторов, вызывающих стресс и напряжение. Резильентность проявляется в мотивации сохранения трезвости после окончания реабилитации и большей самоэффективности. В случае рецидива заболевания возможно неоднократное повторение прохождения реабилитационных программ.

Амбулаторные реабилитационные программы Амбулаторные реабилитационные программы могут реализовываться в следующих формах:

 

— индивидуальное мотивационное консультирование — целенаправленный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения, в ходе которого изменяется баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, становятся очевидными преобладание отрицательных последствий злоупотребления над положительными. Происходит осознание необходимости изменения поведения, и выявляются предпосылки изменений, усиливается мотивация. Мотивационное интервью разработано специально для того, чтобы помочь принять решение об участии в дальнейшей реабилитации, как в группах самопомощи, так и в профессиональных реабилитационных программах.

— когнитивно-поведенческие вмешательства — это комплекс методик, которые применяют для изменения поведения, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами. Методики включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, когнитивное реструктурирование, самоконтроль, управление рисками, образом жизни и способами предупреждения рецидивов.

— подготовительные сеансы к участию в группах самопомощи — представляют собой одну из форм структурированных вмешательств, способствующих вовлечению Участников реабилитации в группы Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов и др. Цель подготовительных сеансов — преодоление сопротивления, страха социальных контактов и предоставление информации о деятельности групп самопомощи. Вмешательство представляет собой побуждение присоединения к сообществу и способствует профилактике преждевременного выбывания из групп самопомощи.

— группы самопомощи — основа лечебной субкультуры для людей с различными патологическими формами зависимого поведения. Эти группы являются результатом добровольного объединения самих пациентов, страдающих зависимостью, с целью помочь себе и другим преодолеть болезненное влечение и стать на путь выздоровления. Эти группы доступны, бесплатны для их участников и ориентированы на активную работу над собой самого человека. На группах происходит живое общение людей с подобными проблемами, готовыми поделиться своим опытом и надеждами на выздоровление. Группы самопомощи предоставляют участникам поддержку, снабжают информацией, дают возможность вербализовать свои проблемы, страхи и тревоги. Работа в группах самопомощи предполагает длительное и непрерывное участие человека в реабилитационном процессе в результате, которого у участников происходят перемены не только в поведении, но и в мировоззрении, системе ценностей, взглядов и убеждений.

Медико-психологическая реабилитация

Как известно, в центре внимания современной медицины находятся диагностика и лечение болезней, а медико-психологическая реабилитация и вторичная профилактика — на ее периферии, на стыке с социальными службами. Нисколько не умаляя необходимость и достоинства лечебной медицины, все же следует признать, что она не в состоянии контролировать уровень заболеваемости населения и тем более определять его здоровье. Это «пожарная служба» системы здравоохранения. Ее показатели констатируют факт неблагополучия здоровья населения.

Медицинская реабилитация, по определению Э.А. Вальчука — это система мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах ее организации, направленных на выздоровление, компенсацию и восстановление нарушенных в результате болезни или травмы функций, на предупреждение осложнений, хронического течения и рецидивов заболевания, на приспособление больного и инвалида к самообслуживанию и трудовой деятельности в новых условиях, возникших вследствие болезни. Л.А. Пирогова и В.С. Улащик вкладывают в этот термин более широкое содержание: «Медицинская реабилитация, или восстановительное лечение, представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, семье, обществу.… Медицинскую реабилитацию следует рассматривать как неотъемлемую составную часть системы охраны здоровья населения». Такое понимание реабилитации предполагает смещение акцентов в ее реализации на психологическое осознание задачи. И это неизбежно, поскольку главенствующее положение в структуре заболеваемости занимает психосоматическая патология.

 

Так как лечебные и реабилитационные подходы базируются на совершенно различных идейных концепциях: лечение – это подавление (устранение недуга), реабилитация – это восстановление (резервов и дееспособности), то и возможности их, и показания к применению различны. Лечение апеллирует к прошлой жизни пациента, пытается восстановить его здоровье на уровне предшествовавшего болезни состояния. Реабилитация нацелена на будущее и основана на положительной мотивации. Она формирует новый статус здоровья, интегрирующий опыт болезни и способность избавиться от нее. В лечении роль больного, как правило, пассивна. Реабилитация предполагает обязательное активное участие пациента в укреплении собственного здоровья.

Становление реабилитационного направления в сознании как пациентов, так и медицинских работников проходит в жесткой конкурентной борьбе с соблазном обследования и магией лечения. Требуется кропотливая и упорная работа по формированию у пациентов устойчивой мотивации на проведение общей медико-психологической реабилитации как альтернативы постоянному лечению.

Основной и перспективной задачей медицины становится укрепление здоровья населения, т.е. она принимает валеологическую направленность. Реабилитация — связующее звено между медициной прошлого и медициной будущего. Реабилитация означает восстановление физиологических функций, психологической стабильности, социальной активности, профессиональной пригодности, способности к обучению и личностному росту. При невозможности восстановления функции какого-либо органа задачей реабилитации является достижение компенсации ее потери. Другими словами, реабилитация – это медико-социальный процесс, конечной целью которого является восстановление оптимальной биологической и общественной самостоятельности. Реализуется этот процесс посредством комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мер.

Медицинская реабилитация направлена на применение и подбор адекватной медикаментозной коррекции органных дисфункций и системных расстройств. С целью восстановления нормальной эндоэкологии используются методики детоксикации; для повышения адаптивных возможностей восполняется витаминная и минеральная недостаточность, применяются антиоксиданты, адаптогены, иммуно- и психомодуляторы; для коррекции местных и системных патологических процессов проводится физиотерапевтическое лечение. Медицинская реабилитация невозможна без оценки функциональных резервов, она рассматривается преимущественно как этапное мероприятие, подготавливающее к применению кинезотерапии, физических и психологических тренировок в целях повышения функциональных резервов систем жизнеобеспечения организма, компенсации сниженных функций и адекватности реагирования на повседневные нагрузки. Успех медицинской реабилитации зависит в первую очередь от психологической реабилитации.

В настоящее время одним из основных патогенных факторов является социум (общество) с его ненадежностью и непредсказуемостью. Падение нравственности и деградация культуры, социальная невостребованность и бытовая незащищенность формируют у людей состояние хронического эмоционального дистресса. Весьма часто, особенно у взрослых, наблюдаются стрессиндуцированные и невротические расстройства: тревожные (до 80%) и депрессивные, астенические и соматоформные, нарушение адаптации. Данные состояния являются благодатной почвой для развития психосоматических нарушений (особенно у алекситимических пациентов), а также сопровождают, как правило, тяжелую соматическую патологию. Отсутствие адекватного понимания и поддержки в семье укрепляет ангедонию (неспособность радоваться жизни) и провоцирует суицидальное поведение. И только квалифицированная психологическая помощь может вернуть таких пациентов к полноценной жизни, повысить их реабилитационный потенциал.

Психологическая реабилитация при психосоматической патологии должна основываться на активных психологических и физических методиках, ориентированных на формирование и рост здоровой личности. Суггестивные методики, в том числе гипнотерапия, имеют весьма ограниченное значение, поскольку большинство больных, находящихся в субдепрессивном состоянии, и без того внушаемы и зависимы. Только применение методик, предполагающих активное участие пациента в психологическом тренинге и физическом развитии, позволяет избавить его от психической зависимости и соматического страдания, восстановить полноценную личность со здоровыми интересами и критическим отношением к своим болезням. Программы психологической реабилитации должны основываться на применении методик индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга общения, игровой терапии, участии в творчестве (конструирование, рисование, лепка, вышивание и т.п.).

Радость творчества, внимание, признание являются мощнейшими целебными факторами.

Обязательным условием успешной реабилитации является формирование у пациента установки на активное восстановление своего здоровья, уверенности в эффективности реабилитационных программ.

Таким образом, медико-психологическая реабилитация строится на постулате первичности психологических факторов в сохранении здоровья, их ведущей роли в развитии психосоматической патологии и возможности восстановления здоровья преимущественно через воздействие на психологическое состояние человека. Исходя из этого, в данной специальности практическая работа проводится с личностью пациента и направлена на формирование здорового образа его жизни. Завершающий этап медико-психологической реабилитации — научно обоснованные индивидуальные рекомендации пациенту относительно характера, объема и интенсивности переносимых психических и физических нагрузок, оптимальных видов деятельности и реальных жизненных целей.

Социальная реабилитация

Социальную реабилитацию необходимо рассматривать в широком и узком толковании.

В широком толковании социальная реабилитация — это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования.

В узком толковании социальная реабилитация — это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Социальная реабилитация — это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей.

Методологическим основанием такого подхода являются исследования структуры и функционирования индивидуальности клиента, его социальных ролей и социального статуса американских исследователей X. Перлман, С. Бриар, Г. Миллер. Социальные роли являются двигателем социального благополучия индивида.

Под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности.

К утраченным или не приобретенным в процессе социализации умениям и навыкам строить социальные отношения и функции, которые необходимо учить создавать или восстанавливать, относятся семейные, трудовые, по поводу образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту.

К утраченным или не приобретенным в процессе социализации социальным ролям, которые необходимо развивать, восстанавливать или учить осуществлять, относятся роли: жены, мужа, бабушки, дедушки, отца, матери, сына, дочери, гражданина, соседа, покупателя, рабочего, друга, ученика и т. д.

Уровни социальной реабилитации:

1) федеральный, региональный, местный;

2) уровень индивидуальной и групповой работы.

Федеральный, региональный и местный уровень социальной реабилитации — это система организационных, правовых, экономических, информационных и образовательных мер, принимаемых органами управления по созданию условий для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности.

Этот уровень обеспечивает:

-создание законодательной базы, обеспечивающей правовое поле реабилитационной деятельности;

-определение направлений подготовки кадров бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов, реабилитологов, психологов, обеспечивающих деятельность реабилитационных социальных служб;

-разработку положений о порядке предоставления реабилитационных услуг различным категориям граждан;

-предоставление помещений для организации и деятельности реабилитационных социальных служб и т. д.

Уровень индивидуальной и групповой социальной реабилитационной работы -это технологии или система средств, форм, методов и методик, применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных или не приобретенных индивидом навыков и умений выполнения социальных функций и ролей, формирования необходимых социальных отношений.

Объекты социальной реабилитации:

-индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений взаимодействовать в системе социальных отношений и исполнять социальные роли;

-инвалиды всех возрастов, степеней инвалидности и видов; бывшие заключенные; выпускники интернатных учреждений; пожилые и старые одинокие и одиноко проживающие, асоциальные семьи; бездомные; безнадзорные дети и т. д.

Субъекты социальной реабилитации:

-профессионалы социальной сферы — бакалавры и магистры социальной работы;

-социальные педагоги;

-реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навык практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций ролей.

Средой социальной реабилитации выступает: среда проживания и функционирования, социального обслуживания, трудовой деятельности, отдыха, учебы, занятия творчеством, получения информации.

Институтами социальной реабилитации являются: государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальный приют, центр помощи семье и детям, центр постинтернатной адаптации, социальная гостиница, центр социального обслуживания и т. д., а также:

учреждения образования и воспитания:

— детский сад;

— школа;

— вуз;

учреждения дополнительного образования и воспитания:

— центры развития потенциала человека;

— центры профессиональной ориентации и подготовки;

— приемная семья;

— патронатная семья;

— трудовой коллектив.

 

Так как технология социальной реабилитации предполагает восстановление утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков исполнения социальных отношений и ролей, то объективно она связана с технологиями: социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, опеки, попечительства, усыновления (удочерения), коррекции, профилактики, социального обслуживания, социальной экспертизы.

Список литературы

1.Валентик Ю. В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. — М., 2002.

2.Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л., 1991.

3.Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Пав-ленок.— М., 1997.

4.Пирогова Л.А., Улащик В.С. Кинезотерапия и массаж в системе медицинской реабилитации. – Гродно, 1999. — 238 с.

5.Пятницкая И. П., Найденова Н. Г. Подростковая наркология. — М., 2002.

6.Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М., 1994.