Содержание
Введение 2
1. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика 3
2. Основные принципы психологической коррекции нарушений познавательной сферы детей 7
3. Основные принципы психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ЗПР 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
В последние десятилетия специалисты в области коррекционной педагогики обращают все большее внимание на проблемы обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР формируются под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Эти нарушения характеризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, что влечет за собой особые образовательные нужды. В то же время, эти нарушения являются потенциально коррегируемыми при условии оказания своевременной квалифицированной помощи ребенку с ЗПР. Это требует внедрения в практику работы образовательных учреждений для детей с ЗПР комплекса психокоррекционных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для его развития и формирования полноценной личности. Время диктует новые требования к психокоррекционным методам, направленным на укрепление здоровья ребенка с ЗПР, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. Это подчеркивает актуальность проблемы психокоррекционной помощи детям с ЗПР.
Цель исследования – изучение особенностей психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика.
2. Изучить основные принципы психологической коррекции нарушений познавательной сферы детей.
3. Изучить основные принципы психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ЗПР.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Основные принципы психологического консультирования
... ответственность обусловливает особую важность принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Цель данной работы охарактеризовать основные принципы психологического консультирования. 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1. Компетентность ... нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах. Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно ...
1. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми и ее общая характеристика
Под термином «психологическая коррекция» понимают направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов.
Целью психокоррекционного воздействия является формирование навыков психологической компенсации у ребенка.
Одним из главных принципов психокоррекционной работы с нормально и аномально развивающимися детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Это означает, что основные направления психокоррекционной работы следует строить на базе результатов психодиагностики ребенка, и от того, насколько компетентно построена система психодиагностического исследования, зависит эффективность коррекционной работы.
Психологическая коррекция нарушенных функций может проводиться несколькими путями, каждый из которых приводит к восстановлению или компенсации функции:
1) растормаживание нарушенных функций;
2) перестройка функций;
3) перемещение функций в сохранные отделы больших полушарий;
4) спонтанное восстановление.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрасте ребенка.
Научная категория, направляющая психокоррекционное воздействие, – это категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь в коррекционной работе с узконаправленной проблемой, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в ее решении. Так, при задаче коррекции мнестических функций ребенка необходимо иметь в виду специфику тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных, личностных и психодинамических особенностей ребенка.
В этой работе выделяют следующие уровни коррекционного анализа:
1) нейропсихологический анализ (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций; позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе);
2) общепсихологический анализ (предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека);
3) возрастно-психологический анализ (позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение).
Основополагающим в отечественной психологии является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребенка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в предполагаемых условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему накоплению имеющихся научных данных о них.
Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ...
... организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах. Цель работы: изучить работу педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации. ...
Проведенное экспериментально-психологическое исследование познавательных особенностей детей с ЗПР с использованием многомерного анализа позволило выделить существенные связи между изучаемыми познавательными процессами: вниманием, памятью и мыслительными процессами.
Экспериментально-пс…….
Список литературы
1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
2. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. – М., 2006. – 216 с.
3. Королевская Н.Г. «Особая семья» – «особенный ребенок»: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Под ред. С.П. Евсеева. – М., 2003. – с. 229.
4. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР / Под. ред. С.Г. Шевченко. – М., 2004.
5. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие / Под. ред. Т.Г. Неретиной. – М., 2004.
6. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. – М., 2000.
7. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Выродова И.А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 2003. – 124 с.
8. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 318 с.
9. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002. – 175 с.
10. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа — детский сад» / Дефектология. – 2000. – №6. – с. 36.