Неопросные методы сбора социологической информации

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Методы социологического исследования
    • 1.1 Особенности социального познания
    • 1.2 Применение социологических исследований
    • Глава 2. Неопросные методы социологического исследования: контент-анализ, наблюдение, эксперимент
    • 2.1 Контент-анализ
    • 2.2 Социологическое наблюдение
    • 2.3 Социологический эксперимент
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

Способ решения исследовательской задачи в науке принято называть методом. Выбор метода исследования определяется поставленной задачей. Для решения каждой из задач требуются особые методы. От выбора метода познавательной деятельности зависит достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании.

Теоретические и эмпирические исследования осуществляются соответственно теоретическими и эмпирическими методами. Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, выделяют методы теоретического исследования; методы эмпирического исследования; методы обработки эмпирических данных.

Методы теоретического исследования — это методы изучения теоретических работ научного содержания.

К ним относятся разнообразные виды анализа и обработки научных текстов.

Методы эмпирического исследования — это методы сбора первичных данных, репрезентативной информации о фактах, событиях, состояниях.

Вопрос о специфике методов исследования, используемых социальными работниками, а также вопрос о том, есть ли у теории социальной работы собственные методы исследования, — это до сих пор является предметом дискуссий. В настоящее время почти все методы социальных наук являются междисциплинарными. Естественно, специфика теории социальной работы, её задачи и место в системе социальных наук влияют на особенности использования существующих методов. Основной специфический признак исследовательских методов, применяемых в социальной работе, — их интегративный характер.

Теория и практика социальной работы для познания своих проблем используют методологический и методический исследовательский потенциал социологии. Во многом это объясняется близостью объекта и предмета социологии и социальной работы, а также тем, что теоретическое обоснование социальной работы генетически вырастало и вырастает из социологии, психологии и психотерапии.

8 стр., 3894 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

... НУнннЯ внимание 1. Теоретические основы исследования социальной работы с вынужденными мигрантами 1.1. Мигранты как социальная общность Мигранты - социальная общность, имеющая свою внутреннюю ... содержание 0? 2. Основные характеристики реализации социальной работы с вынужденными мигрантами 2.1. Направления социальной работы с мигрантами Социальная работа как вид профессиональной деятельности состоит ...

И теория социальной работы, и социология в основном используют исторические, экономические, социологические, философские, статистические, демографичекие работы и монографии, научные и научно-методические труды, а также методы сбора и обработки информации.

Социальная работа как новая научная дисциплина, опираясь на междисциплинарные методы исследования, исследовательский потенциал смежных наук, формирует собственный методический и методологический инструментарий. Довольно часто исследования в области социальной работы опираются на социологические методы анализа социальной реальности. В исследованиях по проблемам социальной работы, при написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, используются данные стандартизированных интервью, контент-анализа различного рода документов (автобиографий), наблюдений, т. е. таких методов сбора информации, которые традиционно имеют место в социологии.

Цель работы — исследование сущности социологического исследования.

Исходя из цели работы, определим ее задачи:

1. рассмотреть понятие социологического исследования;

2. рассмотреть виды социологического исследования.

Объект исследования — общественные отношения, регулирующие понятие и сущность социологического исследования.

Предмет исследования — социологическое исследование как система теоретических и эмпирических процедур.

Глава 1.

Методы социологического исследования

1.1 Особенности социального познания

Социальное познание имеет свою специфику по сравнению с познанием в естественных науках. В исторических науках, в основном, используется такой метод, как наблюдение, и очень трудно использовать такой метод как эксперимент. В качестве примера эксперимента в истории можно привести пример коммунистического эксперимента, как попытку найти новый для человечества путь прогрессивного развития. Результат этого эксперимента оказался отрицательным. Вместо пути прогресса обнаружили путь регресса, вместо светлого будущего построили тиранию и отсталый общественный строй. Современная историческая наука основывается не только на данных, почерпнутых из древних летописей, но и на материальных памятниках, открытых археологами. Современная археология напоминает экспериментальную науку, которая предоставляет данные для обобщения теоретической науке. В рамках археологии применяются различные приборы, в частности, приборы для определения возраста памятников.

Основатель социологии О.Конт призвал построить новую науку по образцу естественных наук, с тем, чтобы социологические исследования опирались на опыты и эксперименты, давали прогнозы и результаты, вместо умозрительных рассуждений Петрова З.А.

Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. — М., 2007..

Интуиция подсказывает социологу причину событий, затем он ставит цель подтвердить эту причинную связь результатами эмпирического исследования. Причинная связь между двумя группами фактов — это социологическая гипотеза, которая может быть обозначена как

Y=F(X)

Примеры социологических гипотез:

1. Большинство безработных — это психологи.

2. Большинство преступников — это спикеры.

Эти гипотезы в результате наблюдений и опросов в женской колонии и Березниковском центре занятости получили лишь частичное подтверждение. Среди 76 опрошенных безработных в центре занятости 32% оказались психологами, 35% — техниками, 32% — спикерами. Среди 50 опрошенных преступниц в женской колонии строгого режима 40% оказались спикерами, 40% — психологами, 20% — техниками. Доли типов личности в популяции составляют: техников -32%, психологов — 19%, спикеров — 46%, теоретиков — 3%. Доли типов личности в женской популяции составляют: техников — 29%, психологов — 28%, спикеров — 42%, теоретиков — 1%.

14 стр., 6989 слов

Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...

... типа. В исследовании применялись следующие методы: анализ социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и обобщение опыта работы в данном направлении. ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ...

В примере 1 X- это тип личности и доля данного типа личности респондента в популяции, Y- это доля или процент этого типа личности среди безработных. В примере 2 X — это тип личности и доля данного типа личности женщин в популяции, Y- это доля этого типа личности среди преступниц. Определение типа личности производилось с помощью таких социологических методов, как визуальный тест в процессе нестуктурированного интервью с преступницей или наблюдение за беседой безработного с инспектором. На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, либо записываются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации. Например, в процессе интервью нам пришлось задавать респондентам следующие вопросы:

1) За какой вид преступления Вы осуждены и на какой срок?

2) Сколько имеете судимостей?

В процессе наблюдения за беседой безработного с инспектором, мы постарались зафиксировать срок нахождения в положении безработного, профессию по диплому об образовании и фактическую профессию, степень усердия в поисках работы. Респондент — это человек, к которому обращены вопросы анкетыСмелзер Н. Социология// Социологические исследования.

1990 №11. С. 11..

Анкета — это размноженный документ, содержащий несколько десятков вопросов. Вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент должен сам сформулировать свой ответ. После закрытого вопроса следуют несколько вариантов ответа, из которых респондент должен выбрать подходящий для себя вариант . Как провести социологическое исследовние. Под.ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990. С. 46..

Приведем пример некоторых методов социологического исследования:

Выборочный опрос. Он начинается с определения генеральной совокупности — группы людей, обладающих каким либо признаком, Мы выбрали генеральные совокупности женщин, осужденных за преступление, или безработных людей, состоящих на учёте в центре занятости. Затем социолог производит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет опрашивать. Выборка может быть случайной, как при опросе преступниц, или квотной, как при опросе людей, лишённых работы.

В последнем случае квота для безработных, чей срок нахождения на учёте не превышает 3 месяцев, составляет 21%. Квота для безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 3 до 12 месяцев, составляет 33%.

13 стр., 6444 слов

Инновационный потенциал личности у безработных

... с учетом специфики профессионального самоопределения человека. Объект исследования: инновационный потенциал личности у безработных. Предмет исследования: Особенности проявления инновационного потенциала у безработных в зависимости от профессионального самоопределения личности. Гипотеза мы предполагаем, что ...

Квота для хронических безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 12 до 18 месяцев, составляет 46%.

Такие большие квоты для хронических безработных мы считаем обоснованными, т.к. именно у хронических безработных проявляются не случайные, а закономерные причины для безработицы. Затеи нужно сформулировать вопросы анкеты. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию.

Полевое исследование. Его проводит социолог, который фиксирует поступки людей в реальной жизни. Например, социолог фиксирует повышение производительности труда рабочих в бригаде по сравнению с работой без бригадного подряда. В бригаде на человека влияет общественное мнение и бригадир с помощью коэффициента трудового участия. Другим примером полевого исследования является социометрическое исследование, которое позволяет выяснить персоны лидеров класса и состав малых групп в классе, это исследование проводится путем суммирования ответов на вопросы анкеты, где каждому ученику предлагается назвать трёх друзей и трёх врагов из класса. Наше невключённое наблюдение за процессом приёма безработных людей у инспектора в центре занятости тоже является полевым исследованием.

Скрытое наблюдение.

Оно используется тогда, когда люди не желают отвечать на вопросы анкеты, ибо не хотят выглядеть слабыми и трусливыми. Например, существует гипотеза, что сообщения об актах террора на северном Кавказе вызывают отъезд отдыхающих и беженцев из этого региона. Страх людей за свою жизнь и имущество может выразиться в том, что возрастает количество проданных билетов, страховых полисов, проданного охотничьего оружия сразу после актов терроризма, наподобие захвата заложников в городе Будённовск.

Метод исторического анализа. Его использовал Макс Вебер, когда пытался доказать, что протестантская этика способствовала возникновению капитализма в западной Европе, В результате работы в архивах он подсчитал количество частых призывов к обогащению, накопительству, упорному труду и деловому успеху в проповедях протестантских проповедников (Кальвина и др.).

Затем он обнаружил, что буддисты и индуисты призывали к противоположному — к уходу от действительности. Социологи изучают такие документы как переписи населения, судебные протоколы, записи в церковных книгах, полицейские архивы. Например, социологу Дж. Руде хотел выяснить, кем были участники беспорядков во время Французской революции — «героями Франции» или «отбросами Франции». Торговцами и ремесленниками или профессиональными преступниками? Он изучил протоколы допросов задержанных во время беспорядков и подсчитал доли преступников, с одной стороны, и купцов с ремесленниками, с другой стороны. Оказалось, что большинство среди задержанных оказались купцами и ремесленниками, т.е. беспорядки устраивали «герои Франции», но осталось сомнение, что профессиональные преступники лучше умели скрываться от полиции. В нашем исследовании безработицы нам пришлось изучить содержание годовых и квартальных отчётов центра занятости с целью выяснить виды групп риска, т.е. групп потенциальных безработных, и доли предложенных вакансий для разных типов личности, чтобы выяснить, какой тип личности имеет преимущества в количестве предложенных вакансий на рынке труда.

Эксперимент. Например, социолог хочет выяснить степень влияния на школьный класс информации об оценке учителя прошлогодними учениками. Для этого набирают два класса, одинаковых по всем формальным показателям (количество мальчиков и девочек, их возраст).

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... по всем правилам. Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу. Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных ... информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе. 2. психодиагност обязан ...

Затем экспериментальному классу сообщают о негативной оценке учителя, а контрольному классу не сообщают об этой оценке. После часа занятий проводят опрос о том, понравился ли урок? Результаты двух опросов сравниваютЗборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. — 2 -е изд., доп. /Г.Е.Зборовский.- Екатеринбург, 2003. С. 108..

1.2 Применение социологических исследований

С расширением фронта социологических исследований особо актуальными стали вопросы методологии и методики их проведения. И это вполне понятно. С одной стороны, на методологические проблемы долгое время не обращали внимания: в ряде исследований преобладал эмпиризм, стихийность и узость в постановке методик, не учитывающих высокие методологические требования. С другой стороны, в этой области пришлось столкнуться с влиянием эмпирической социологии. Вместе с методиками, разработанными на Западе, были механически, без учета специфики нашего общества, его истории и социально-психологических реалий заимствованы и определенные методологические установки зарубежной социологии. Эти установки дают о себе знать и по сей день.

Опыт показал, что без солидного методологического фундамента социологические исследования положительных результатов дать не могут.

Эффективность методик тоже оказалась в прямой зависимости от методологии, реализуемой при их разработке.

Все это поднимает значимость теоретических социологических исследований. Дело, понятно, не в том, что они стали модными. Есть более серьезные причины, требующие их развертывания. Решение задач социально-экономического развития нашего общества должно опираться на прочный теоретический фундамент. Стало очевидным, что мы еще не в должной мере изучили наше общество и присущие ему закономерности. Став на путь возрождения общества, мы, чтобы не оказаться во власти стихии и субъективизма, должны постоянно заботиться о применении выработанных общественной наукой идей в социальной практике.

Невозможно проводить референдум, то есть всенародное голосование, по любому поводу, т.к. это стоит слишком дорого. Выгоднее заплатить социологам за опрос общественного мнения, который обходиться гораздо дешевле. Большой интерес у публики вызывают рейтинги (уровень популярности) ведущих политиков. Экономически выгодно изучать на рынке спрос на новые товары в том случае, когда нельзя выпустить пробную партию товара, например, так можно изучить спрос на новый фильм. Весьма полезно изучать межнациональные проблемы на территории бывшего СССР.

Социологические исследования внутри трудового коллектива позволяют выяснить проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, выявить тех руководителей, которые являются источниками конфликтов и находятся не на своём месте Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка. 1996.

неопросный эмпирический социологический исследование

Глава 2. Неопросные методы социологического исследования: контент-анализ, наблюдение, эксперимент

При проведении эксперимента и опроса люди, выступающие в роли объекта исследования, знают об этом. В данной главе представлены методы, которые позволяют устранить недостатки исследований такого типа.

Первый из них — это не собственно метод, а свободное собрание измерений. Они связаны с контент-анализом, возможности которого еще не выявлены во всей полноте. Далее следуют анализ статистических данных и вторичный анализ, — приемы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях. Цель состоит в том, чтобы изучить данные по-новому, в соответствии с иными исследовательскими задачами. И хотя на данные, с которыми исследователь здесь имеет дело, могут наложить отпечаток особенности, обусловленные обстоятельствами первичных форм сбора, их последующая обработка уже не сопряжена с действием этого эффектаНьюман Л.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. ...

Неопросные методы исследования /Л.Ньюман //Социс. -2005. -№ 6. С. 28..

2.1 Контент-анализ

Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

12 стр., 5585 слов

Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов ...

... особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование. Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок ... возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений. Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику ...

Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что:

а) существовало до него и получило в нем отражение,

б) наличествует только в нем,

в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом Григорьев С.И.,Растов Ю.Е.Основы современной социологии 2003. / .

2.2 Социологическое наблюдение

Наблюдение — общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни.

Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое — наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

o объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

o предмет наблюдения, т.е.

совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

o категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

§ они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез;

§ выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе;

§ имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

o наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

o условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

o единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Подготовить инструментарий наблюдения, т.е.:

— дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

— карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

— протокол наблюдения — методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

— коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

— коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

— классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

— аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

— программу обработки данных наблюдения.

4. Пропилотировать (апробировать) инструментарий , внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. Разработать инструкцию наблюдателям , провести их обучение и инструктаж.

7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют нижеГотлиб А.С. Качественная методология социологического исследования : исследовательские стратегии,  экзистенциальный потенциал [Электронный ресурс]: дис. …д-ра  социол. наук : 22.00.01 — Самара, 2005. — 402 с..

2.3 Социологический эксперимент

Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Она хорошо описана В.А. Ядовым Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности) /В.А.Ядов. — М.: Добросвет, 2000. 203 с..

Мы рассмотрим натурный полевой эксперимент , который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии , способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор , иначе обозначаемый независимой переменной . Он характеризуется тремя признаками.

Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.

Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.

Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимая переменная, т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной. Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Эксперименты более совершенного характера включает в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта — с другойДевятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб.пособие для вузов /И.Ф.Девятко. — М.: изд-во Урал.ун-та, 2004. С. 234.

Заключение

В заключение хочется сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

Методы социологических исследований включают:

— методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

— методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

— методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

Список использованной литературы

1. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований / З.А. Петрова. — М., 2007.

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования. Глава I. Методы социологических исследований 1.1 Контент-анализ Контент-анализ -- это перевод в количественные показатели массовой текстовой ...

12 стр., 5660 слов

Методы сбора социологической информации 3

... методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований ... (контент-анализ)); - наблюдение (невключенное и включенное); - эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Далее рассмотрим сущность этих методов и область их ...

2. Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1990 №11

3. Как провести социологическое исследовние. Под. ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. — 2 -е изд., доп. / Г.Е. Зборовский.- Екатеринбург, 2003.

5. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка.1996.

6. Ньюман Л. Неопросные методы исследования /Л. Ньюман //Социс. -2005. -№ 6.

7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии 2003. /

8. Готлиб А.С. Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии, экзистенциальный потенциал [Электронный ресурс]: дис. …д-ра социол. наук: 22.00.01 — Самара, 2005. — 402 с.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности) /В.А. Ядов. — М.: Добросвет, 2000.

10. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов / И.Ф.Девятко. — М.: изд-во Урал.ун-та, 2004. С. 234

Размещено на