ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
По дисциплине: Экология
На тему: Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество — природа».
Выполнил: студент Iкурса
Анисимова Ольга Григорьевна
Сыктывкар 2008
Введение
Человек – часть природы, высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек как уникальный биологический вид возник около 40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирование человека. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека – дело нескольких наук. Идея комплексного изучения человека уже давно завладела общественным сознанием. Усилия философов, биологов, психологов и историков привели к получению некоторых обобщенных целостных знаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводы нескольких конкретных дисциплин зачастую не совместимы. Каждая из отраслей знания утверждает свои заключения о человеке. Социология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческой природы. Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум.
Мы говорим: «человек и природа», «отношение человека и природы», — т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимая часть природы. Но если «часть», то какая? Человек во многом похож на животных, но все же отличается от них. Человек производит питание, а забота зверя найти пропитание. Но в свою очередь зверь лишнего не возьмет, экологического равновесия не нарушает. Сама природа за этим следит, если какой то вид начинает сокращаться, природа вмешивается: уменьшается, например, количество хищников, истребляющий этот вид.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... богочеловеком. Много попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. ...
Человек отличается от зверя тем, что он обладает духовностью, высокой разумностью в выборе материальных потребностей, при этом он на первый план ставит удовлетворение духовных, а затем материальных благ.
Многое роднит человека с животным. И это ни чуть не должно оскорблять наши чувства, потому что есть и принципиальные различия. Одно из них — моральные законы: совесть, долг, сострадание к слабому. Болезнь совести свойственна только людям. Человек – единственное существо, которое обладает речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существующие, за растительный мир, даже за мир так называемой «мертвой природы», в отношение которой мы до конца не можем быть уверенными, что она «мертвая».
Размышление о человеке всегда было ключевое для науки. С тех пор как человек стал рассуждать об устройстве окружающего мира, он начал и постигать самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном историческом развитии? Меняется ли человек как биологическое вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования?
Современная наука, как может показаться, приблизилась к распознаванию важнейших секретов природы, и вместе с тем открывается бездна не постижимого.
Человек – носитель самосознания Вселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет в сознание человечества, хотя не достаточно осознается. Например, строятся отравляющие природу заводы. Поселок работающих относится на достаточное от завода расстояние. Но ведь между поселком живут звери, рыбы, насекомые. По какому праву мы приговариваем их к смерти или вырождению? Не означает ли это, что в решение экологических проблем человек пока только заботиться о себе?
Наш «дом», в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, но из комплекса культурного. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений. Поэтому экология состоит из двух частей: охрана природы и охрана культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшею ситуацию.
Говоря о законах природы и особенностях цивилизации наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенно отмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба, которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века.
Основная часть
Общество и окружающая природная среда – это совокупность природных условий, среды обитания производственной деятельности человека.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В естественнонаучном плане под природой следует понимать совокупность четырех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Причем последняя органически входит в состав первых трех оболочек.
В узком значение термин «природа» используется как своеобразный эквивалент понятие «биосфера». Однако следует отметить, что природная среда включает в себя не всю природу в естественнонаучном значении. В нее входит часть литосферы, в которой содержаться основные запасы минерального сырья, реализуемого в производственной деятельности человека. Особую ценность представляет верхний горизонт литосферы – почва как источник продовольственных ресурсов планеты. В окружающую среду включают нижний слой литосферы, который используется промышленностью, авиаций и д.р. От степени загрязненности нижнего слоя атмосферы зависит функционирование биосферы и здоровья человека.
В окружающую среду входит также поверхностный слой Мирового океана, включая шельфовую зону, богатую биологическими и минерально-сырьевыми ресурсами, а также наиболее мобильную часть гидросферы – пресные воды суши, широко используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
Научно – техническая революция (НТР), вызвавшая интенсификацию производственных процессов, привела к резкому увеличению масштабов использования разнообразных природных ресурсов, в особенности минерально-сырьевых, почвенных, биологических и водных. Одновременно возникла опасность нарушения нормативного функционирования биосферы. На этом фоне возрастает интерес к природно – ресурсным исследованиям, так как природа и природные ресурсы составляют естественный баланс общественного производства.
Анализ показывает, что в современную эпоху на интенсивность использования природных ресурсов и тесно связанное с ней состояние окружающей среды объективно влияют две группы факторов: НТР и ее проявления в производственной деятельности человеческого общества; демографические факторы (рост численности населения, урбанизация).
Под урбанизацией следует понимать рост численности городского населения и широкое распространение городского образа жизни.
Обе группы факторов взаимообусловлены, так как достижения НТР, с одной стороны, реализуются в ходе производственной деятельности людьми, которые выступают одновременно и как творцы научно- технического прогресса (НТР), а с другой стороны, объективно влияют на увеличение численности населения благодаря росту производства продуктов питания и снижение смертности.
Трансформируясь сквозь сложную призму социально – экономических отношений, эти факторы определяют уровень развития производственных сил, от которого в свою очередь, зависят степень воздействия человеческого общества на природные ресурсы, интенсивность их количественного и качественного истощения и загрязнение сферы обитания человека промышленными, сельскохозяйственными и коммунально-бытовыми отходами. Важнейшим элементом этого много факторного процесса являются производственные силы: не только орудия и средства производства и новые технологии, созданные в эпоху НТР, но и люди, управляющие ими. Производительные силы – это активный фактор, стимулирующий развития общественного производства.
Принципиальная схема взаимодействия основных факторов в системе «общество — окружающая среда» состоит из двух подсистем (приложение 1).
В первой социально – экономической подсистеме анализируется влияние НТР на развитие и территориальное размещение производственных сил с учетом демографических факторов, включая урбанизацию.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само ...
Во второй – природно-ресурсной подсистеме исследуется влияния развития производственных сил на количественное и тесно связанное с ним качественное истощение природных ресурсов тех или иных видов. Количественное истощение природных ресурсов связано с уменьшением их балансовых запасов в связи с высокими темпами их расходования Качественное истощение связанно с поступлением в окружающую среду (водные источники, атмосфера, почвенный и растительные покровы) веществ – загрязнителей биосферы (для минеральных ресурсов качественное истощение связывается со снижением их промышленных кондиций).
Важнейший компонент природной среды – человеческое общество. Природа – среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому труд человека следует рассматривать как процесс, происходящий между человеком и природой, как процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, развивая производство, переделывает природу ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень изменения получаемого природного материала и использования сил природы. Когда мы говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается нравственность человека прежде всего через морально этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атрибуты власти и управления. В экологическом воспитание на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовно – нравственной. Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Духовность есть нравственность, эстетический уровень бытия.
Экологическая этика состоит в утверждение того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состояния – обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности.
Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Благоговение перед жизнью – основа нравственного поведение человека. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылка гуманного отношения человека к природе. Преобразующая деятельность каждого человека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь чтобы относились к тебе, разрушая природу, причиняешь ущерб себе и нашим потомкам. И поэтому мы все несем нравственную ответственность перед ними за сохранение многообразия и богатство природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере.
Человек – феномен природы
... планеты оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Разрушая природу, человек разрушает себя. В России процесс физической деградации человека усиливается нищетой, плохими условиями жизни, деморализацией больших масс народа, комплексом побежд ...
Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, осуждается как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты над животными или как – то иначе причиняют вред животным, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.
Свобода природа пользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально – экономических трудностей, а в конечном счете – к гибели человечества и живой природы.
Человек всегда хочет быть чем – то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делать настоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны прежде всего силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждение в ней вечного и не преходящего.
К сожалению, в наше время огромный сонм митинговых ораторов и газетчиков так упорно и неистово проведут каждый свою правоту и добро, что души и проповедников, и доверчивых слушателей опустошаются до конца, и никто уже не знает, для чего живет, где справедливость и истина, почему злоба и вседозволенность, безнравственность и маразм, верша свой пир во всех человеческих делах, в том числе и экологических. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитие и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.
Человеческое поведение – сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир — единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Изучение психического облика личности, — писал Л.С.Рубинштейн, — включает три основных вопроса, на которых мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает вопрос второй: а что он может? Этот вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.
Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует. Это уже не нравственность, а обман, жонглирование абстрактными философскими понятиями. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранения всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, — процесс хоть и многотрудный, но нравственный. И напротив, специалистов, тем более руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.
Реальным гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависит от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.
Экологическая культура имеет свои историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающего от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени, вводит прошлое в настоящее. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.
Особая роль в духовной жизни России всегда принадлежала крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многообразный опыт общения с природой и совместной жизнедеятельностью людей. Культура является собой не только отражением диалога с природой, но и с его историей. «Селянин шел к земле тогда, когда она его звала. Зов земли был постоянным, то более громким, нетерпеливым, то чуть слышным, спокойным, в зависимости от времени года и очередных полевых работ. Крестьянин умел его слушать, и это слушание наполняло его жизнь заботами и радостями, будило в нем творческое начало, поддерживало интерес к жизни».
Трудовая жизнь с землей всегда требовала творческого напряжения, будило интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознание людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, предания, ритуалах. Массовое творчество происходило в устно – фольклорных формах. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результате вытеснение из жизни общества традиционных норм, обычаев грозит перерасти в глобальную проблему «экологической культуры». Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Нормы экологического бытия. Основные права и обязанности человека определение в Общественном экологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытия записано:
1. Каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природные экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.
2. Необратимое разрушение природной среды – аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека.
3. Будущее поколение людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный Природе.
4. Каждый человек несет моральную ответственность за сохранения природной среды, сохранения Жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.
5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмущение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой – либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
7. Защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания – обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.
Экологические преступления против здоровья населения общественной нравственности уголовного наказуемы. В них конкретно указывают преступления, за которые лица привлекаются к уголовной ответственности. Это изготовление наркотических средств с целью сбыта, организация или содержание притонов для потребления наркотических средств, нарушение санитарно – эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих за требованием безопасности. Причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Вовлечение и занятие проституцией. Организация или содержание притонов для занятий проституцией. Распространение порнографических материалов и предметов. Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры. Надругательство над умершими и местами их захоронения. Жестокое обращение с животными.
Привлекаются к уголовной ответственности также за нарушение правил хранения, утилизация экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря, порчу земли, незаконную добычу животных и растений, незаконную охоту, порубку деревьев и кустарников.
В задачу экологического воспитания входит также воспитание экологической ответственности. Нравственное, значит ответственное отношение к природе, как правило, пронизывает все сферы деятельности и поведения людей: производственную, бытовую и природоохранительную. В данном случае для нас важна природоохранительная сфера, которая выражает появление нравственной ответственности за сохранения природы и природных ресурсов для настоящего и последующих поколений. Человечество несет ответственность за жизнь на Земле. Существует две планетарные опасности. Первая связана с равновесием между солнечным излучением и тепловым балансом Земли. В последние годы возникли опасения в связи с тем, что продолжение сжигание угля, нефти и других ископаемых видов топлива может повлечь за собой высокое чрезмерное содержание диоксида углерода в атмосфере, а затем и повышение температуры на земной поверхности. Вторая опасность – это вероятность атомной катастрофы (атомная война, атомные взрывы, атомное облучение и т.д.).
Военные специалисты и ученые – атомщики утверждают, что облучение в мирное время и облучение боевое – две совершенно не совместимые вещи. При атомной войне (если, не дай Бог, она когда – нибудь вспыхнет) количество смертей, широта и глубина облучения будут несравненно большими, чем в условиях невоенного времени. Сильно пострадает и сама природа. Настоящий патриот не может не болеть душой за гибель природных богатств и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим.
Эколого-нравственные отношения не могут быть сведены лишь к теоретическим установкам. Они имеют практический, жизненно важный аспект и должны стать моральными принципами и нормами, которые разрабатываются на научной основе и закрепляются практически в природоохранной, ресурсосберегающей, природовосстановительной деятельности людей. Влияние людей на среду своего обитания привело к вычленению экологической ответственности. Различные грани ответственности тесно связаны между собой. Экологическая ответственность сопряжена с осознанием необходимости экономии ресурсов, с пониманием важности малоотходных и безотходных технологий, с установкой на соблюдение природоохранного законодательства.
Анализ истории взаимодействия общества и природы свидетельствует о возрастающей роли экологической ответственности. Эта тенденция немногими пока осознана, а потому слабо реализуемая. Сложившаяся в мире экологическая ситуация диктует необходимость резкого повышения ответственности всех членов мирового сообщества за судьбы природы и человечества. Именно в такой плоскости поставлен вопрос в резолюции XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государства за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений».
Планета в экологической опасности. Эта опасность порождена во многом экологической безответственностью прошлых лет, исходившей прежде всего от правительственных кругов, министерств и ведомств, которые приносили в жертву своим эгоистическим интересам требования разумного (рационального) природопользования.
Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, — иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все – от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Экологические «Законы» Б. Коммонера. В начале 70 –х гг. американский эколог Б.Коммонер сформулировал четыре положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическими поговорками»- ведь любая поговорка отражает опыт предшествовавших поколений. Суть этих положений состоит в следующим (приложение 2).
1. Все связано со всем. Это положение об экосистеме и биосферы.
2. За все надо платить. Это всеобщий «закон» рационального природопользования. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением за повышение урожая, санаториями и лекарствами – за ухудшения здоровья человека.
3. Все надо куда то девать. Это положение о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой не избежны, и потому, нужно думать и об их уменьшении их количества и о последующем захоронении этих отходов.
4. Природа знает лучше. Это самое важное положение природопользования, которое означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней, используя биологические механизмы для очистки стоков и повышения урожая культурных растений. При этом не стоит забывать о том, что сам человек является биологическим видом, частью природы, а не ее властелином. В таблице 1 (Приложение2) показано, как нужно учитывать «законы» Б.Коммонера при использовании человеком различных экосистем.
Заключение
Человеческое поведение – сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир — единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, — иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все – от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Говоря о законах природы и особенностях цивилизации наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенно отмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба, которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века.
Приложение 1
Принципиальная схема взаимодействия основных факторов в системе «общество – окружающая среда»
Приложение 2
«Законы» Б. Коммонера и использование человеком различных экосистем.
«Закон» | Биосфера | Естественные экосистемы | Агроэкосистемы | Городские экосистемы |
Все связано со всем | Биосфера – наш общий дом. Экологического счастья в одной стране быть не может. С загрязнением океана, парниковым эффектом и озоновыми дырами должно бороться все мирное сообщество | Экосистема находится в состоянии экологического равновесия. Его может разрушить уничтожение рода или внедрение нового вида. Осушение болот вызывает обмеление рек. Выпас в горных местах разрушает почвы, уменьшает впитывание дождевых и снеговых вод. В результате высыхают родники | Численность поголовья скота зависит от площади пашни, пастбищ и лесов. При их правильном соотношении не разрушаются травостои, сыт скот, а его навоз поддерживает плодородие почв пашни. Лес защищает пашню от засухи, а обитающие в нем птицы, культурные растения – от вредителей | Города – это экосистемы, в которых нередко бывает нарушено экологическое равновесие. Нужно сделать так, что бы их влияние на окружающие естественные и сельскохозяйственные экосистемы было минимальным, чтобы в атмосферу и реки поступало как можно меньше загрязняющих веществ |
За все надо платить | Международное сообщество финансирует научные проекты, позволяющие сохранять биологическое разнообразие и климат. Богатые страны помогают бедным улучшить экологическую ситуацию. | Необходимо нести расходы на содержание специальных служб, контролирующих рациональное использование природных ресурсов, на восстановление естественных экосистем, нарушенных неправильным использованием, и на создание особо охраняемых территорий | Необходимо нести расходы на создание условий для выращивания культурных растений и содержания скота, а также охрану ресурсов Агроэкосистемы – почв, естественных кормовых угодий, лесов, водоемов | Чтобы обеспечить защиту окружающих городов экосистем, необходимо вкладывать большие средства в разработку и внедрение малоотходных технологий и строительство надежных очистных сооружений |
Все надо куда то девать | Международное сообщество приняло специальные законы о запрете на вызов ядовитых и радиоактивных отходов и их захоронение в бедных странах. Мировой океан также – не место для отходов. Каждая страна должна производить захоронение отходов на собственной территории | Естественные экосистемы – не место для создания свалок отходов, хотя некоторое количество загрязнителей эти экосистемы способны обеззараживать без нарушения экологического равновесия, например, высокой самоочищающей способностью обладают водные экосистемы | При экологически организованном сельскохозяйственном производстве в Агроэкосистемы нет отходов: навоз животноводческих ферм поступает на поля, а отходы растениеводства служат кормом животным. Удобрение и пестициды используются так, что их что их остатки не накапливаются в почве и не загрязняют грунтовые воды или водоемы | Поскольку полностью безотходных производств не бывает, необходимы надежные захоронения ядовитых и радиоактивных отходов и геологически устойчивых формациях |
Природа знает лучше | Человек должен сохранить естественные регуляторные механизмы сохранения экологического равновесия биосферы, не пытаясь быть умнее природы и создавать искусственную сферу разума — ноосферу | Нужно изымать из экосистемы столько биологических ресурсов, сколько она сама может восстановить за счет механизмов поддержания экологического равновесия (это относиться к заготовке древесины, охоты, рыбной ловле, сбору лекарственного сырья, использование пастбищ) | Нужно учиться у природы выращивать те растения, для которых наиболее благоприятны почва и климат, выращивать совместно несколько сортов или видов культурных растений, поддерживать высокое разнообразие видов «врагов наших врагов» | Для улучшения экологической ситуации в городе нужно использовать растения: создать зеленные зоны вокруг, а парки, скверы, газоны – внутри городов |
Список литературы
1. А. В. Лосев, Г.Г. Провадкин Социальная экология: Учеб. пособие для вузов/Под. ред. В.И. Жукова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998- 312с
2. В.Ф. Протасов Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие . – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика,2000. – 672с.: ил.
3 Основы общей экологии. Н.М.Мамедов, И.Т. Суравечина и д.р. М.: МГС,1998, 272 с.