План
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Экстравертный и интравертный типы личности……………………………4
3. Типология Юнга психологических функций личности……………………8
4. Практическое задание …………………………………………………………14
5. Заключение …………………………………………………………………..…15
6. Список литературы…………………………………………………………….16
1. Введение
Возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям в настоящее время, обусловило и возрождение интереса к идеям известного швейцарского психоаналитика, психиатра и культуролога К. Юнга.
Карл Густав Юнг — один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Он разработал оригинальное учение о характерах. Классификации характеров известны с глубокой древности. Греческий врач Гален делил людей по темпераменту на холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков. Ученик Аристотеля Теофраст создал целую галерею человеческих типов. В ХХ веке приобрели известность типологии характеров Крачмера, Фрейда, Павлова. Смысл любой характерологической классификации состоит в сведении бесконечного многообразия жизненных установок, оттенков поведения к небольшому числу типов.
Психология труда-Современные классификации видов и типов профессиональной ...
... и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных ... Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические ... и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)». ...
Зная тип характера человека, мы можем предсказать его реакцию, поступки, выяснить степень совместимости с другими людьми в условиях трудовой жизни, оценить профессиональную пригодность. Универсальных классификаций характеров не бывает. Но классификацию Юнга можно отнести к числу самых популярных и общеупотребительных.
Цель данной контрольной работы дать характеристику интроверсии и экстраверсии, раскрыть типологию К.Юнга психологических функций личности.
2. Экстравертный и интравертный типы личности.
Теория К. Юнга приобрела большую популярность. Его критерий интровертированности — экстравертированности был положен в основу многих моделей структуры личности, созданных учениками различных направлений.
К. Юнг различает два основных психологических типа: экстравертный и интавертный, в зависимости от того, куда направлен основной поток психической энергии, «вовне» или «вовнутрь». Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом — что называется “в своей тарелке”, — когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
О психологических аспектах формирования личности руководителя ...
... увидим: авторитарный стиль руководства, характерный для традиционной системы управления органами внутренних дел, подавляет социальную активность личности, регламентация и формализм в оценке деятельности руководителя и сотрудников ОВД ...
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах. Интроверт тратит свою энергию на внутреннюю переделку души. Судьба его связана с саморазвитием собственной личности. Интроверт обычно не доверяет тому, что общепринято.
Разделяя людей в зависимости от общей установки на экстравертов и интровертов, К. Юнг подчеркивает, что речь идет о «фундаментальной противоположности», обнаруживающейся всегда, когда мы имеем дело с личностью: «Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа».[1]
В статье «Психологическая типология К. Юнг описывает эти два типа людей. Экстравертов он характеризует интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события. Их желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие. Также к. Юнг присваивает экстравертам способность удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Совесть экстраверта в значительной степени зависит от общественного мнения.
Интроверт не так доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Его нельзя отнести к разряду общительного человека. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен. Его собственный мир — безопасная гавань, спрятанная от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания.
Психологическая характеристика интроверсии и экстраверсии
... социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия-интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции. Ганс Айзенк ... даже ярко выраженные интроверты и экстраверты не всегда следуют поведению своего типа. Психологии известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты. Основным критерием, различающим ...
Среди всех понятий, предложенных Юнгом, интроверсия и экстраверсия, вероятно, получили самое широкое распространение. Юнг обнаружил, что индивидов можно характеризовать как внутренне или внешне ориентированных.
Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Юнг сравнивал эти два способа поведения с сердцебиением: есть ритмическое чередование между циклами сокращения (интроверсия) и циклами расширения (экстраверсия).
Представление об интроверсии и экстроверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстровертными, а остальные четыре интровертными.
Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной — грубой, не зрелой, негативной форме. Так например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.
Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
3. Типология Юнга психологических функций личности.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Мышление считается иногда главной душевной способностью. На самом деле оно дает лишь ограниченные результаты в познании, творчестве, не говоря уже о любви или общении — если оно оторвано от других функций. Мыслитель имеет дело с абстрактными сущностями и не способен оперировать образами. Он часто не видит целого, не отличает главного от второстепенного. Интровертный мыслитель углублен в сам процесс мышления. Он мало интересуется выводами и результатами. Может допускать бестактные высказывания. Экстравертный мыслитель проявляет педантизм, настаивает на жестких принципах. Его мысль устремлена к внешнему, конечному результату.
Связь психологических типов личности и их отношения к профессиональной ...
... «устремляться вовнутрь», непременно связываясь со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и ... и не задумываясь о последствиях. С этим связана и характерная сфера чувств: представители демонстративного типа почти никогда не испытывают истинных, глубоких переживаний, привязанности, хотя сами этого ...
Мыслитель подавляет в себе эмоциональность и от этого внутренне скован. Он часто не чувствует пропорций, гармонии, не понимает детей и животных. Мышление эффективно там, где приходится иметь дело со сложными, но строгими зависимостями, например, в математике, шахматах, механике. Попытки философствовать у «чистого мыслите ля» выливаются в построение моделей и схем, упрощающих реальность.
Интуиция — это способность непосредственного понимания, мгновенного проникновения в сущность. Строгое логическое рассуждение кажется интуитивисту скучным, излишним. Ведь он сразу может «ухватить» главное и ему не нужны детали. Он не дочитывает книг до конца и быстро определяв свое отношение к людям. Он равнодушен к логическому и механическому порядку, но живо интересуется человеческим, одухотворенным и даже мистическим. Интуиция заменяет ему логику.
Интуитивист не усидчив, не склонен к кропотливой работе. Ему странен интерес к фактам, как таковым, который встречается у экстравертов-мыслителей. Интуитивист может быть философом и тонким политиком, хорошим организатором-практиком. Из интровертных мыслителей, способных глубоко заглядывать в коллективное бессознательное, вырастают пророки, писатели-психологи, вожди религиозных и политических движений.
Экстравертный интуитивист — любитель новизны, путешествий. Он -неусидчив, непостоянен. Он не чтит обычаев, склонен к авантюризму. Дом, семейный очаг ощущает как тюрьму. Он может быть морально неразборчив и лишен эстетического вкуса.
Третья функция — сенситивность — способность к ясному и отчетливому видению вещей, непосредственному сопоставлению форм, цветов, пропорций. Сенситивный тип чувствителен к форме, но не видит сущности. Он хорошо понимает конкретных людей и ситуации, но не осознает общих тенденций. Одарен нравственным и эстетическим чувством, хотя, как исследователь, не всегда продуктивен.
Социальная психология общения : структура, функции, виды общения
... участников взаимодействия. 6)функция социализации- развитие навыков культуры делового общения, делового этикета. 7)экспрессивная функция-с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания ... способностями, умениями и навыками. М.Р. Битянова выделила следующие функции общения: Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. ...
Чувство — функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство — функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина — ложь”, а чувство — “приемлемо — неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом — научно или философски — что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры -очевидное тому подтверждение.
Чувственность, по Юнгу, это способность оценивать, любить и ненавидеть, понимать место вещи в ценностной иерархии. Оценка — это не следствие знания. Как знание не выводится из оценки, оценка не выводится из знания. Люди чувственного типа остро ощущают свое и чужое место в иерархии умов, талантов, они непосредственно чувствуют дистанцию и близость между собой и другими людьми. Придают большое значение общению, но нередко бывают одиноки, так как не способны выстроить стратегию отношений.
Юнг подробно характеризует каждую из психических функций в ее экстравертной и интровертной модальностях. Человек привыкает достигать успеха с помощью той способности, которой одарен в наибольшей степени. Вследствие частого упражнения она получает перевес над остальными. Обычно у людей «работают» две функции: главная и вспомогательная. Развитость трех встречается у очень одаренных людей, развитость четырех — удел гения.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление — чувство, ощущение — интуиция.
Функции педагогического общения
... позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит ... должен «видеть» за внеш. проявлениями поведения и состояния ребенка его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности. Ученик также «читает» поведение, ...
Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.
Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени, в какой оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Но сами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.
Виды и особенности деловой беседы. Психологические типы собеседников
... деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения. Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся взаимное общение работников из одной деловой ... опасно, если случайное впечатление подкрепится схематичным мышлением. Таким образом возникают предубеждения и предрассудки. ... случаях искать поддержку у собеседников этого типа. 2. Вздорный. Этот собеседник часто выходит ...
Сенсорный (ощущающий) — тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, — продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь возможных типов.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью.
В деловом общении мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.
Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.
Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.
Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.
4. Практическое задание.
Установить основную мысль из работы К.Г. Юнга «Психологическая психология».
«Существует целый класс людей. Которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говорят «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в той же ситуации реагируют непосредственно, пребывая по-видимому в полной уверенности, что их поступок несомненно правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным
отношение к объекту, последний скорее позитивным .
Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний — экстравертированной установке».
Основная мысль данного фрагмента состоит в том, что основные типы установки личности отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагированное, он старается огородить себя от чрезмерной власти объекта. Экстраверт, наоборот, относиться к объекту положительно, иными словами Экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная — негативным отношением к объекту.
5. Заключение.
Типология К.Г. Юнга является одним из величайших вкладов в психологию. Юнг обнаружил, что различные люди думают, чувствуют, получают опыт общения с миром фундаментально различными способами. Его теория типов стала мощным инструментом, помогающим нам понять, как живут другие люди. Типология Юнга особенно полезна, когда нам требуется понять социальные связи; она описывает различные способы восприятия и использует разнообразные критерии в сознании и формировании мнений.
В настоящее время важно сохранить позитивный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Так как эти знания значительно могут улучшить нашу жизнь, во всех сферах деятельности.
6. Список литературы
1. Психология и этика делового общения. Лавриенко В.В. – М.: Юнити- Дана, 2006. -415 с.
2. Павлова Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие: — Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2008. — 311 с.
3. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие — М.:Юнити-Дана, 2005 — 217 с.
4. Фрейджер, Р. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 125 с.
5. Э. В. Соколов Введение в психоанализ. — СПб.: Лань, 1998. – 320 с.
[1] Павлова Л.Г. Основы делового общения: Учебное пособие: ФЕНИКС, 2008. — С.69