1. Понятие семьи и брака. Типы и функции семьи

Семья в социальном пространстве воспитательного процесса

  1. Понятие семьи и брака. Типы и функции семьи.
  2. Принципы и содержание семейного воспитания.
  3. Стили семейного воспитания.
  4. Условия успешного воспитания в семье и педагогическая культура родителей.

Проблемы брачно-семейных отношений привлекали людей с древности как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в основе этих отношений один из сильнейших инстинктов человека — продолжение рода человеческого.

Понятия брак и семья в обыденной жизни употребляются как синонимы. Однако в научных определениях этих понятий есть существенные отличия.

Семья — это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта и взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное Харчевым Л.Г.: семья — это «исторически конкретно система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общность быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Харчев Л.Г. определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

Брак особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами (мужчиной и женщиной).

Это исторически обусловленная санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям своему потомству.

В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании, обеспечивающимся как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... -экономическую и психологическую защиту человека, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным ... из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом по статистике рождается каждый шестой ...

Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения.

По мнению Харчева Л.Г. семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья связывает биологическую и социальную жизнь человека, или личную и общественную. Она выполняет роль посредника между индивидом и обществом. И хотя потребности человека и общества не совпадают целиком, многие из них удовлетворяются именно в семье.

Типы современных семей и браков

Первая неожиданность при знакомстве с классификацией состоит в том, что различных типов, видов, форм семей и браков гораздо больше, чем можно себе представить, а полный список их насчитывает более сорока.

Семьи отличаются между собой по следующим признакам:

По количеству поколений, входящих в состав семьи:

  1. Нуклеарные семьи — (от слова «нуклеа» — ядро), это отдельно живущая (без родителей и родственников) супружеская пара с детьми или без детей. В нашей стране до 80% составляют нуклеарные семьи.
  2. Расширенные семьи — семьи, включающие три и более поколений.

— По составу (наличие обоих родителей):

1. Полные семьи — это семьи, включающие обоих родителей.

2. Неполные семьи — это семья, которая состоит из одного родителя одним пли несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется в результате следующих обстоятельств: расторжение брака, внебрачное рождение ребенка, смерть одного из родителей или раздельное их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

  1. осиротевшая;
  2. внебрачная;
  3. разведенная;
  4. распавшаяся.

— По количеству детей:

  1. бездетная семья
  2. однодетная семья
  3. малодетная семья — это семья, имеющая двое детей.
  4. многодетная семья это семья, воспитывающая трех и боле несовершеннолетних детей.

— По критерию лидерства в семье:

1. Традиционная семья это семья, где за супругами соответствии с их полом закреплены определенные роли — жена исполняет роль матери и хозяйки, а муж ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения (?).

2. Эгалитарная семья — это семья, в которой фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну.

Существуют и так называемые альтернативные типы семейных отношений:

  1. одиночество;
  2. «гражданский брак»;
  3. сознательно бездетный бра;
  4. разводы и повторные брачно-семейные отношения;
  5. открытый брак (при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости половых связей с другими людьми. Подобные сексуальные отношения не считаются адюльтером, по крайней мере, неофициально);
  6. свингерство;
  7. гомосексуальные семьи;
  8. групповой брак и др.

Функции современной семьи

Функции семьи отражают исторический характер связи между семьей обществом, динамику семейных отношений на разных исторических этапах.

Поэтому А.Г.Харчев и А.И. Антонов делят функции семьи следующим образом:

Функции семьи

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

которые вытекают из сущности

семьи как

социального явления и

сохраняются при всех

изменениях общества

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ

к которым семья оказалась

принужденной или

приспособленной в определенных исторических обстоятельствах

К специфическим функциям семьи относятся:

  1. Репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личном плане.
  2. Сексуально-эротическая удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
  3. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
  4. Сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентирование ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколения.

Неспецифические функции семьи:

  1. Хозяйственно-бытовая связана с питанием семьи, приобретением содержанием домашнего имущества, благоустройством жилища, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.
  2. Регенеративная связана с передачей статуса, фамилии, имущества, социального положения.
  3. Досуговая организация досуга, взаимообогащение интересов.
  4. Психотерапевтическая функция основана на уважении, симпатии, преданности и психологической поддержке т.д. Включает также способность вдохновлять другого, помогать самореализации и личностному развитию. Это новая, ранее неизвестная функция семьи.

Нормально-функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте положительных изменениях каждого ее члена, так и семьи в целом.

2. Принципы и содержание семейного воспитания. Воспитательная функция семьи.

Главная задача семьи — выполнение родителями воспитательских функций. Под этими функциями понимается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Воспитание — это организованный целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника в ходе, которого идет всестороннее и гармоничное развитие личности.

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители «первые воспитатели» имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна.

Семейное воспитание отличается от общественного по ряду параметров:

1. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве любви. Чувство любви во всей гармонии различных нюансов благотворно влияет на воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Однако важно соблюсти меру проявления чувства: дети, недополучившие родительской, любви вырастают озлобленными и черствыми к переживаниям других, замкнутыми, а дети, выросшие в атмосфере чрезмерной любви — эгоистичными, изнеженными, избалованными.

2. Семья представляет разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех и более поколений. Это значит, что на ребенка воздействуют одновременно различные ценностные ориентации, идеалы, убеждения и др., своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Тем не менее все эти часто противоречивые тенденции уживаются и развиваются в рамках определенных семейных традиций.

3. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок активно включается во все важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно—творческую, игровую, свободного общения и др.

4. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь, происходит в любое время суток, в любое время года.

С учетом специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка предполагается следующая система принципов семейного воспитания:

1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2. Родители должны принимать и понимать своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка.

4. В основу семейного воспитания должно быть положено гармоничное сочетание искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней.

5. Воспитание должно опираться на личный пример родителей, как идеальную модель для подражания.

6. Воспитание должно стоиться на оптимизме и вере в положительное начало в растущем человеке.

7. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников.

8. В процессе воспитания родители должны быть последовательны и едины в предъявляемых к детям требованиям.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но важно, чтобы они присутствовали и были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности личности ребенка.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания запрещение физических наказании, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

3. Стили семейного воспитания

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.

Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, возросли требования к личности. Для решения этих задач требуется предварительная теоретическая педагогическая и психологическая подготовка.

Говоря о семейном воспитании надо иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей и детей, причем ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие ведут к трудновоснитуемости и деформации личности.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и взаимоотношений с детьми, т.е. стиле родительского поведения.

Стиль семейного воспитания – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Диане Браумринд выделила три стиля родительского поведения исходя из четырех характерных особенностей:

1. Эмоциональная близость — это степень проявления родителями любви и одобрения по отношению к детям. Как часто они улыбаются детям, хвалят, поддерживают, не критикуют по мелочам и т.д.

2. Степень контроля и санкций — это степень выраженности у родителей запретительных тенденции и применения наказаний.

3. Уровень требований, выражающийся в количестве и качестве обязанностей ребенка в семье.

4. Модель общения.

Каждый стиль родительского воспитания влечет формирование определенного типа личностного развития ребенка.

А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

1. Гипопротекция — характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его делами, часто он неухожен и физически заброшен. При скрытой гипопротекции забота и контроль носят формальный характер т.к. нет включенности и в жизнь ребенка. Часто это приводит к асоциальному поведению т.к. неудовлетворенна основная потребность детей в любви и привязанности. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

2.1. Доминирующая гиперпротекция: характеризуется повышенным, обостренным вниманием и заботой, чрезмерной опекой и мелочным контролем, слежкой, запретами ограничениями. Ребенок не приучается к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.

2.2. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают всем его желаниям, чрезмерно покровительствуют и обожают, восхищаются малейшим его успехам и требуют такого же восхищения от других. В результате у ребенка развиваете высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться недостаточным упорством и опорой на свои силы. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

Испанский художник Сальвадор Дали описывает атмосферу в которой он рос:

«В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все были готовы служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обнаружил королевское облачение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием»

«До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие…»

«Однажды я зверски исцарапал булавкою няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта».

«В другой раз я ударил свою трехлетнюю сестренку ногой по голове — как по мячу. Тогда меня впервые наказали, заперев в комнате. Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю».

«Тайная жизнь С.Дали, написанная им самим»

3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Игнорируют его минимальны потребности. Иногда с ним жестоко обращаются. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой о нем и вниманием.

Вспоминая детство Карл Густав Юнг описывает ситуацию потери «лица».

«Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботинки, но и должен был почувствовать величие моих намерений и моего появления на публике, так что можно представить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и не забывай вытирать свой нос — ты не забыл платка? А вымыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколько неуместно выставлять всему миру мои скрытые чувства, сопровождающие уверенность в себе».

4. Жестокие взаимоотношения. Могут провялятся открыто: применение насилия; и скрыто в виде эмоциональной холодности и враждебности.

Из письма к психологу девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Казалось бы, чего еще надо — есть вещи, сеть карманные деньги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за тройку в прописи, за разлитые на мои же колени суп, за то, что лишние 15 минут погуляла с подружками на улице, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что замарала одежду… Можно еще перечислять. Била в основном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала.

Я стала нервной, дерганой (только не говорите, что это возраст).

Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить…».

5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, чувств долга, порядочности, которые по соответствуют его возрасту. Игнорируя потребности и возможности подростка па него возлагают обязательства за благополучие его близких. Ребенок боится разочаровать взрослых и очень остро переживает неудачи, т.к. ребенок оказывается в ситуации утраты любви. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Можно назвать и такие отклонения в стиле родительского отношения: предпочтение женских или мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Часто встречается сочетание различных стилей воспитания детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях или рассогласование воспитательных позиций у родителей.

4. Условия успешного воспитания в семье и педагогическая культура родителей

Наблюдая за воспитанием детей и поведением родителей в различных семьях позволили В.В.Столину сформулировать неоптимальную и оптимальную родительские позиции

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции — это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести собой родителей, а стиль общения должен опережать появление новых психических или личностных качеств детей.

В неблагополучных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительской позиции по одному или нескольким выделенным показателям.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВА

Конвенция ООН «О Правах Ребенка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить слово «право» на слово «потребность» и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.

1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.

2. Дети имеют право па выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.

3. Дети имеют право па неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации использование которой может привести к улучшению качества их жизни.

5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестких наказаний, унижения и неуважения.

6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.

7. Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.

8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра, формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями.

По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения.

Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка, общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности рассудительности.

Последователь А. Адлера педагог Р. Дрейкурс развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил в практику консультаций и лекций для родителей.

Задачи воспитания родителями своих детей он видел в:

Для достижения положительного поведения детей психологи советуют родителям:

— использовать совместные семейные обсуждения проблем и достижений семьи;

— расспрашивать ребенка о его проблемах (вместо объяснений и констатации), это способствует развитию навыков мышления и критики. Задавать вопросы детям только при наличии подлинного интереса к мнению и чувствам ребенка. Нельзя задавать вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает ответ;

— критикуя ребенка, лучше использовать Я-высказывания: «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас»;

— давать детям возможность выбора хотя бы между двумя приемлемыми вариантами. Пo мере взросления детей количество альтернатив должно увеличиваться;

— не заставлять или наказывать, а воспитывать, позволяя детям прочувствовать естественные или логические последствия их поступков. Естественные последствия просты: если ребенок стоит под дождем, он промокает; логические последствия требуют вмешательства родителей: если ребенок не кладет грязную одежду в корзину для белья родитель ничего не говорит, но и не стирает эту одежду;

— применять некарательные методы коррекции поведения (тайм-аут, установление связи «дополнительная возможность — дополнительная ответственность», включен» чувства юмора, замена чрезмерного многословия на корректное действие).

«Гуманистическая» модель воспитания подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека.

Стать воспитателем родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершеннолетнего «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личностного самоусовершенствования.

6