Контрольная работа по Психологии 2

Оглавление

1.Познавательные процессы их характеристика. 3

2. Исследования познавательных психических процессов с помощью тестов. 10

3.Мнемотехника. 18

4.Вывод. 22

5.Список литературы. 23

Введение

Психические познавательные процессы — это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение — это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

2 стр., 531 слов

Познавательные психические процессы 2

... от произвольного, но отличается лишь тем, что в процессе послепроизвольного внимания возникает интерес к деятельности и работа внимания происходит без волевых усилий. ... объекту. Концентрация – сила сосредоточения на определенном объекте (процессе). Переключаемость – легкость сознательного перехода от одной деятельности к другой. Расстройства внимания. Рассеянность – функциональное или органическое ...

1.Познавательные процессы их характеристика.

Остановимся подробнее на каждом познавательном психическом процессе человека.

1.1.Ощущения.

Источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором (воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный импульс);

2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);

3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

1.2.Восприятие.

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий — отражений предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие (отражение) не является простым суммированием отдельных ощущений. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных и ведущих с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Процесс восприятия объединяет группы основных существенных признаков и сопоставляет воспринятое с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... принятые в обществе взрослых.   К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. ...

В связи с этим, восприятие правильнее обозначать как воспринимающую деятельность субъекта.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом субъекта (сличение новой информации с ранее сложившимися представлениями).

Воспринимающая деятельность не ограничивается пределами одной модальности рецепторов, она складывается в результате совместной работе нескольких органов чувств.

К основным свойствам восприятия относят:

Целостность — это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое. Структурность — это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон. Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др.

1.3. Память.

Память – психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

В последнее время появились исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов памяти связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности, с модификацией РНК. Было установлено, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. В сложном процессе памяти П. Линдсей и Д. Норман выделяют 3 совершенно различных типа или системы.

1) «Непосредственный отпечаток» сенсорной информации, воспринимаемой органами чувств в виде полной картины окружающего мира, существующей непродолжительное время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

2) Кратковременная память сохраняет информацию в виде непосредственной интерпретации событий. Как правило, запоминается лишь 5-6 последних единиц из предъявленного материала, а при наличии сознательного усилия, при многократном повторении материала, можно удерживать его в кратковременной памяти долгое время.

3) Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная систем памяти. В отличие от первых двух систем, ее емкость практически неограниченна. Информация, которая удерживается в памяти в течение нескольких минут и дольше, находится в системе долговременной памяти.

Когнитивная психология рассматривает память как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память), и, вместе с тем, как систему процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения. В деятельности человека в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.

Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Мышление это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных ощущений и восприятия, т.е. ... чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. ...

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее отбор по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия.

Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущая роль принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущая роль принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. Одним из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных является существенная взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком — речью.

1.4.Мышление.

Окружающий мир человек познает с помощью ощущений, восприятий, представлений (чувственное, непосредственное познание) и при помощи мышления в словесно оформленных понятиях и суждениях (абстрактное познание).

Неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза, представляет собой мышление. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают информацию при помощи чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек способен познавать такие явления окружающего мира, которые не даны непосредственно в восприятии, о которых можно только мыслить. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — восприятием — не дано. Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, тогда как мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает их, раскрывает отношения между ними. Раскрывая эти отношения, мышление раскрывает новые, абстрактные свойства, выявляет взаимосвязи и постигает действительность в этих взаимосвязях.

На уровне восприятия различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Предметы и явления воспринимаются нами обычно в определенных ситуациях, в тех или иных соотношениях с другими явлениями. Кроме того, каждый предмет имеет различные свойства, которые воспринимаются нами в определенных, характерных соотношениях, сочетаниях, связях. Основная задача мышления — выявить эти существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.

Таким образом, мышление — это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств предметов и явлений внешнего мира, установлении связей между ними.

1.5.Внимание.

Внимание — это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Внимательное отношение к какому-либо предмету сопровождается тем, что он оказывается в центре нашего сознания, тогда как все остальное воспринимается в этот момент слабее. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного по мимике, позе, движениям.

Часто внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего).

Воображение выполняет функции программирования и прогнозирования деятельности субъекта путем создания модели конечного или промежуточного ее продукта. Это возможно благодаря предвидению средств и результатов предметной деятельности. Воображение необходимо для создания программ поведения человека в условиях неопределенности ситуации, для продуцирования образов, заменяющих реальную деятельность, и для создания представлений, соответствующих описаниям объектов или их отдельных свойств.

1.6.Воображение.

Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и явлений, сложившихся в прошлом опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях.

Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Таким образом, воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.

Любая творческая деятельность обеспечивается воображением, которое являет собой самостоятельное создание новых образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах.

Среди видов воображения выделяют преднамеренное и непреднамеренное, творческое и воссоздающее. А к важным свойствам воображения относятся его сила или яркость, продуктивность и оригинальность.

1.7.Речь.

Речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании, а следовательно, в целеобразовании. Это участие происходит и в индивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми. Кроме того, речь составляет важную основу сознания индивида.

Поскольку речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, то структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия и включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В зависимости от планов проявления речь делится на виды: внешняя и внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая. Каждый из перечисленных видов речи обладает своими свойствами.

2. Исследования познавательных психических процессов с помощью тестов.

2.1.Внимание.

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или после произвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

1).Исследование избирательности внимания.

Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тест и фиксирует время выполнения задания.

Тест:

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Уровень избирательности внимания: 250 с и более – 0 баллов (низкий); 240-249 с – 1 балл (низкий); 230-239 с – 2 балла (низкий); 220-229 с – 3 (низкий); 210-119 с – 4 (низкий); 200-209 с – 5 (низкий); 190-199 с – 6 (низкий); 180-189 с – 7 (средний); 170-179 с – 8 (средний); 160-169 с – 9 (средний); 150-159 с – 10 (средний); 140-149 с – 11 (средний); 130-139 с – 12 (средний); 120-129 с – 13 (средний); 110-119 с – 14(высокий); 100-109 с – 15 (высокий); 90-99 с – 16 (высокий); 80-89 с – 17 (высокий); 70-79 с – 18 (высокий); 60-69 с – 19 (высокий); менее 60 с – 20 (очень высокий).

Мой результат: 150 с при 6-ти пропусках, т.е. 4 балла – низкий результат. Объяснением, считаю состояние сильного эмоционального переживания, либо скрытое нежелание тестироваться. При повторном проведении подобного теста были получены более высокие результаты (6 и 7 баллов соответственно), что косвенно доказывает, что данное тестирование (избирательность внимания) поддается тренировке.

2).Исследование концентрации внимания.

Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите.

Тест

Контрольная работа по Психологии 2

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по числу обработанных фигур.

Таблица 1.

Число обработанных фигур

100

91-99

80-90

65-79

64 и меньше

Ранг

1

2

3

4

5

Уровень концентрации внимания

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

Мой результат: 71фигура без ошибок. Результат низкий – 4 ранг (тест проводился в 20 часов).

Причиной снижения концентрации внимания считаю состояние утомления после рабочего дня. Думаю, если провести данный тест в 10-11 часов, когда функциональность организма приближена к максимальному, результат мог быть выше.

2.2. Память.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

1) Исследование объема кратковременной памяти. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207

Второй набор

7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Третий набор

1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716

Четвертый набор

7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Контрольная работа по Психологии 2

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Уровень кратковременного запоминания: 10 – очень высокий, 8-9 – высокий, 7 – средний, 6-5 – низкий, 3-4 – очень низкий.

Мой результат: А = 6, С = 2, Пк = 6 + 2/4 = 6,5 – средний. Обратила внимание, что наибольшая длина ряда приходится на 3-й ряд, дальнейшее увеличение численности ряда приводит к ошибкам, которые бывают и на более ранней стадии, чем в предыдущих рядах. Уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти.

2) Исследование преобладающего типа запоминания.

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1. Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией. Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»

Опыт №2. Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

Опыт №3. Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Опыт №4. Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Мой результат: (см. след. стр.)

Таблица3.

Тип памяти

Количество правильно воспроизведенных слов

Слуховой

8

Зрительный

9

Моторно/слуховой

4

Комбинированный

7

Т.о. преобладающим типом памяти является зрительный, поэтому в плане запоминания наиболее значимой информации следует применять именно ее. Низкий показатель по моторно/слуховому и комбинированному типу памяти связываю с рассеиванием внимания на дополнительные манипуляции (движения).

3) Исследование опосредованного запоминания.

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Опыт №1. Задача первого опыта:

определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке.

Слова для запоминания в опыте №1:

1)рыба; 2)власть; 3)белка; 4)чулки; 5)фунт; 6)огонь; 7)песок; 8)волк; 9)бант; 10)кофта; 11)зубы; 12)завод; 13)нога; 14)хлеб; 15)окно; 16)лилия; 17)сено; 18)совок; 19)ручка; 20)пирог.

Опыт №2. Задача второго опыта:

определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. Слова для запоминания в опыте 2:

1).Курица – яйцо; 2).Кофе – чашка; 3).Стол – стул; 4).Земля – трава; 5).Ложка – вилка; 6).Ключ – замок; 7).Зима – снег; 8).Корова – молоко; 9).Вино – стакан; 10).Печка – дрова; 11).Перо – бумага; 12).Закон – декрет; 13).Грамм – мера; 14).Солнце – лето; 15).Дерево – лист; 16).Очки – газета; 17).Туфли – обувь; 18).Полка – книга; 19).Голова – волосы; 20).Голос – певец.

Результаты:

1-й опыт: из 20 слов было написано 13 из них 4 слова ошибочные;

2-й опыт: из 20 слов было написано 20 из них 1 слово ошибочное.

Анализируя, результаты запоминания слов в двух опытах и сравнивая количественные показатели можно отметить, что во втором опыте запомненных правильно слов было значительно больше. Это объясняется тем, что во втором случае была задана система смысловых связей между словами, что облегчило запоминание. Т.о. приходим к выводу, что если бы в 1-м опыте мы успели за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение слов, то результат был бы намного лучше. Такую систему связей иначе называют мнемотехническими приемами. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».

3.Мнемотехника.

Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько

поговорок мнемотехники:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания наречий без ь : Уж замуж невтерпеж

Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц : Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё : У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

Мнемотехника для запоминания употребления «одевать» и «надевать» : надеваю одежду, одеваю — Надежду

Мнемотехника для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон : Горению творца поклоняйся

Мнемотехника для запоминания слов, у которых приставки пишутся слитно : автомотовелофототелерадиомонтер

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно — В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Приемы мнемотехники для запоминания порядка планет солнечной системы: 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт

Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, четыре – Марс, Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун.

Мнемотехника – весьма древнее искусство. Еще в античности понимали ее пользу и владели многими мнемотехническими приемами, самый знаменитый из которых, безусловно, метод Цицерона.

Цицерон «развешивал» заранее продуманные выигрышные слова речей по своей комнате. Бытует также мнение, что удобный приём найден не Цицероном, а греческим поэтом Симонидом, причём при довольно экстремальных обстоятельствах. Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль. Ну а Цицерон, как более именитый собрат, остался не просто в истории, но и в истории и практике мнемотехники.

Оставим древних и прикинем, как можно использовать метод Цицерона. Он применяется для классической задачи мнемотехники – запоминания последовательности не связанных элементов (слов, цифр).

Вот десять слов: кот, кошелёк, вентилятор, заплата, сапог, батон, уголь, топор, экран, кипятильник. Прежде, чем запоминать их, нужно подготовить соответствующее количество хорошо знакомых образов. Вы наверняка способны описать какой-нибудь изученный до мелочей городской маршрут. Например, тот, по которому вы каждое утро идёте на работу, и каждый вечер – домой. Также вы прекрасно помните расстановку вещей в своей квартире и планировку комнат (конечно, если вчера вы не праздновали новоселье).

Сформированные естественные ассоциации могут оказаться хорошей опорой, когда возникает необходимость запомнить последовательность не связанных между собой слов. Рассмотрим простой условный пример.

Допустим: крыльцо дома, трансформаторная будка, мусорные контейнеры, автобусная остановка, газетный киоск, магазин, детские качели, скамеечка, школа, кафе, крыльцо здания, в котором располагается офис. Все это давно прочно обосновалось в нашей памяти, поэтому проблем с подбором образов не возникнет, они уже связаны в вашем сознании.

Теперь остаётся только соединить элементы двух последовательностей попарно. На крыльце дома растянулся кот, в дверце трансформаторной будки зажат кошелёк, из мусорного контейнера торчит вентилятор, на остановке нашита заплата…

И далее в том же духе. Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

«Цепочка» — один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка.

Крупно, ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока. Секунду-другую рассматриваем эту связь. Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли.

Когда вы вспоминаете первый образ — батон, в памяти неизбежно всплывет «молоко», молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы. Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике — скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

Для меня метод Цицерона преимущественен перед «Цепочкой» т.к.,

— в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы

— в приеме «Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.

4.Вывод.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной деятельности уже взрослого человека по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. С применением современных методик и тестов, а также с параллельным изучением и овладением мнемотехнических приемов человек может совершенствовать и улучшать свои способности, что поможет ему само реализоваться в современном мире.

5.Список литературы.

1. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.79-80.

2. Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.171-172.

3. Учебные задания и методические рекомендации по теме «Память» практикума по общей экспериментальной психологии: для студентов отделения психологии философского факультета. Киев: Изд-во КГУ, 1986. С.32.

4. Практикум по общей психологрии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С. 169-170.

5. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.93.

6. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

7. Психодиагностические методы (в комплексном лон-гитюдном исследовании студентов).

Отв. ред. А.А, Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.124-126.