Контрольная работа методология

Контрольная работа

«Качественные и количественные методы

психологических и педагогических исследований»

Задание 1.

Выделите отличия количественных и качественных методов исследования.

Какие методы можно отнести к качественным и количественным?

Можно ли один и тот же метод представить как качественный или количественный? Если да, то в чем будет разница его проведения?

Как Вы полагаете, психология для описания психической реальности должна использовать качественные или количественные исследования (обоснуйте свой ответ)?

Задание 2.

Основу количественных методов составляет измерение. В чем заключается данная процедура.

Почему долгое время психология не могла измерять психические явления?

Что способствовало возможности применения данной процедуры в психологических исследованиях?

Каким образом можно измерить следующие объекты:

— тревожность

— самоотношение

— чувствительность

— смысл?

Задание 3.

Во многих классификациях научных методов выделяются два основных метода исследования: наблюдение и эксперимент. Выделите основные отличия этих методов. Представьте отличия в виде следующей таблицы

Критерии различения

Наблюдение

Эксперимент

Чем наблюдение как метод отличается от восприятии?

Для чего в эксперименте создаются специальные условия?

Задание 4.

Одной из форм познания является исследование. Выделите основные отличия данной формы познания, основные требования, положения и требования, предъявляемые к исследованию.

Задание 6.

Внизу представлены гипотезы. Выделите из них те, для проверки которых Вы бы провели качественные исследования. Те, для проверки которых провели количественные исследования. Поясните свое разделение по группам.

  1. Длина ряда запомненных цифр возрастает в зависимости от возраста.
  2. У людей, довольно долгое время проводящих за компьютером, меняется восприятие времени.
  3. Женщины, устроившиеся на работу недавно, предпочитают одежду более ярких цветов, чем женщины, проработавшие более 5 лет.
  4. Задание выполняется лучше, когда процесс выполнения разбит на интервалы с периодами отдыха между ними, чем когда действие происходит непрерывно.
  5. Люди с низким статусом стараются находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса.
  6. Программа воспитания будущих лидеров является эффективной.
  7. Первичная информация о человеке является более важной в формировании нашего впечатления о нем, чем более поздняя информация.
  8. Переживание одиночества может приводить к девиантному поведению.
  9. Бессмысленные слоги запоминаются хуже, чем осмысленные.
  10. Цвет напитка определяет вкусовые качества.
  11. По мере того, как участники группы узнают друг друга лучше, продуктивность группы возрастает.
  12. Высокий уровень мотивации в большей мере способствует решению простой задачи.
  13. Поведение существенным образом может формироваться посредством простого наблюдения и имитации (моделирования) поведения других людей.
  14. Люди, у которых развита психическая устойчивость, боле успешны в профессиональной деятельности.
  15. Студенты, состоящие в браке, учатся менее успешно, чем студенты, не состоящие в браке.
  16. У девочек более выражена личностная готовность к школе, чем у мальчиков
  17. Эмоциональная напряженность людей, болеющих астмой, снижается относительно времени болезни, т.е. у болеющих астмой довольно долгое время эмоциональная напряженность ниже, чем у тех, кому был недавно поставлен такой диагноз.

Задание 7.Сравнение и анализ методов психолого-педагогического исследования.

Целью данного задания является понимание единства теории и практической организации исследования, метода как продолжения теории. Направлено на выделение основного способа деятельности исследователя, заложенного внутри метода.

Метод

История

применения данного

метода

в психологии и педагогике

Основное

теоретическое

положение

метода

Способ

получения

информации

В каких исследовательских ситуациях можно

применять данный метод

Трудности применения данного

метода

Пояснение к критериям анализа, представленным в таблице.

В графе «История применения метода в психологии и педагогике»необходимо отразить, когда и в каком направлении психологии начинает активно использоваться анализируемый метод, а также какие направления используют данный метод. Использование определенного метода исследования определяется природой понимания психического, определенной парадигмой понимания человека и психики. Выделение времени и направления, которое начинает применять данный метод позволит выявить основные методологические принципы направления, а также смену идеалов психологии как науки, парадигм (Т.Кун), исследовательской стратегии в изучении психики.

Второй критерий «Основное теоретическое положение метода»тесно связан с первым и направлен на выделение принципов организации сбора информации, методологических положений, позволяющих применять метод для анализа психологической реальности в рамках определенного направления.

Исследовательский метод представляет собой форму организации определенного способа познания и представляет собой систему операций с психологическими объектами, деятельность определенного типа. Необходимо отразить в графе «Способ получения информации»как организована деятельность исследователя при изучении предмета, характеризующая данный метод.

Графа «В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод»предполагает выделение типов исследовательских задач, изучение которых возможно с использованием данного метода, особенностей изучаемого предмета. Тем самым предполагается выделение предметного уровня метода (В.А.Мазилов), определение того, что именно будет изучаться данным методом.

В колонке «Трудности применения данного метода» необходимо отразить проблемы метода, исходя из способа получения информации и ситуаций, для которых он применяется, требования к применению данного метода, сложности его использования и с чем они связаны.