Контрольная работа
«Качественные и количественные методы
психологических и педагогических исследований»
Задание 1.
Выделите отличия количественных и качественных методов исследования.
Какие методы можно отнести к качественным и количественным?
Можно ли один и тот же метод представить как качественный или количественный? Если да, то в чем будет разница его проведения?
Как Вы полагаете, психология для описания психической реальности должна использовать качественные или количественные исследования (обоснуйте свой ответ)?
Задание 2.
Основу количественных методов составляет измерение. В чем заключается данная процедура.
Почему долгое время психология не могла измерять психические явления?
Что способствовало возможности применения данной процедуры в психологических исследованиях?
Каким образом можно измерить следующие объекты:
— тревожность
— самоотношение
— чувствительность
— смысл?
Задание 3.
Во многих классификациях научных методов выделяются два основных метода исследования: наблюдение и эксперимент. Выделите основные отличия этих методов. Представьте отличия в виде следующей таблицы
Критерии различения |
Наблюдение |
Эксперимент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чем наблюдение как метод отличается от восприятии?
Для чего в эксперименте создаются специальные условия?
Задание 4.
Одной из форм познания является исследование. Выделите основные отличия данной формы познания, основные требования, положения и требования, предъявляемые к исследованию.
Задание 6.
Внизу представлены гипотезы. Выделите из них те, для проверки которых Вы бы провели качественные исследования. Те, для проверки которых провели количественные исследования. Поясните свое разделение по группам.
- Длина ряда запомненных цифр возрастает в зависимости от возраста.
- У людей, довольно долгое время проводящих за компьютером, меняется восприятие времени.
- Женщины, устроившиеся на работу недавно, предпочитают одежду более ярких цветов, чем женщины, проработавшие более 5 лет.
- Задание выполняется лучше, когда процесс выполнения разбит на интервалы с периодами отдыха между ними, чем когда действие происходит непрерывно.
- Люди с низким статусом стараются находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса.
- Программа воспитания будущих лидеров является эффективной.
- Первичная информация о человеке является более важной в формировании нашего впечатления о нем, чем более поздняя информация.
- Переживание одиночества может приводить к девиантному поведению.
- Бессмысленные слоги запоминаются хуже, чем осмысленные.
- Цвет напитка определяет вкусовые качества.
- По мере того, как участники группы узнают друг друга лучше, продуктивность группы возрастает.
- Высокий уровень мотивации в большей мере способствует решению простой задачи.
- Поведение существенным образом может формироваться посредством простого наблюдения и имитации (моделирования) поведения других людей.
- Люди, у которых развита психическая устойчивость, боле успешны в профессиональной деятельности.
- Студенты, состоящие в браке, учатся менее успешно, чем студенты, не состоящие в браке.
- У девочек более выражена личностная готовность к школе, чем у мальчиков
- Эмоциональная напряженность людей, болеющих астмой, снижается относительно времени болезни, т.е. у болеющих астмой довольно долгое время эмоциональная напряженность ниже, чем у тех, кому был недавно поставлен такой диагноз.
Задание 7.Сравнение и анализ методов психолого-педагогического исследования.
Целью данного задания является понимание единства теории и практической организации исследования, метода как продолжения теории. Направлено на выделение основного способа деятельности исследователя, заложенного внутри метода.
Метод |
История применения данного метода в психологии и педагогике |
Основное теоретическое положение метода |
Способ получения информации |
В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод |
Трудности применения данного метода |
|
|
|
|
|
|
Пояснение к критериям анализа, представленным в таблице.
В графе «История применения метода в психологии и педагогике»необходимо отразить, когда и в каком направлении психологии начинает активно использоваться анализируемый метод, а также какие направления используют данный метод. Использование определенного метода исследования определяется природой понимания психического, определенной парадигмой понимания человека и психики. Выделение времени и направления, которое начинает применять данный метод позволит выявить основные методологические принципы направления, а также смену идеалов психологии как науки, парадигм (Т.Кун), исследовательской стратегии в изучении психики.
Второй критерий «Основное теоретическое положение метода»тесно связан с первым и направлен на выделение принципов организации сбора информации, методологических положений, позволяющих применять метод для анализа психологической реальности в рамках определенного направления.
Исследовательский метод представляет собой форму организации определенного способа познания и представляет собой систему операций с психологическими объектами, деятельность определенного типа. Необходимо отразить в графе «Способ получения информации»как организована деятельность исследователя при изучении предмета, характеризующая данный метод.
Графа «В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод»предполагает выделение типов исследовательских задач, изучение которых возможно с использованием данного метода, особенностей изучаемого предмета. Тем самым предполагается выделение предметного уровня метода (В.А.Мазилов), определение того, что именно будет изучаться данным методом.
В колонке «Трудности применения данного метода» необходимо отразить проблемы метода, исходя из способа получения информации и ситуаций, для которых он применяется, требования к применению данного метода, сложности его использования и с чем они связаны.