Игровая ситуация. Из мест лишения свободы совершил побег осужденный Н., ранее неоднократно судимый за грабежи и разбойные нападения, 27 лет, лидер организованной преступной группы. После побега Н. совершил очередное преступление — с целью получения выкупа, похитил жену генерального директора ИЧП «Нара». Сотрудники уголовного розыска и РУБОП определили местонахождения преступника и 3-х других членов ОПГ. В начале операции был захвачен один бандит. Однако Н. заявил, что в случае активных действий сотрудников РУБОП он убьет заложницу. В свою очередь он потребовал деньги, вертолет, оружие, наркотики.
Задание. Вы находитесь в составе опергруппы в качестве психолога. Опираясь на полученные психологические знания, свой жизненный опыт, литературные источники, Вы должны дать психологическое обоснование деятельности РУБОП и обеспечить операцию по освобождению заложницы и задержанию преступников. Индивидуально -психологические особенности Н., других бандитов и заложницы можете составить по своему усмотрению.
Для полного и правильного выполнения контрольной работы Вам надлежит последовательно ответить на следующие вопросы.
Вопрос № 1. Что составляет предмет юридической психологии? Под каким ракурсом Вы будете исследовать личности преступников? Какие теоретические положения психологии Вам необходимо знать для этого?
Ответ: Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).
Говоря более кратко, юридическая психология представляет собой отрасль науки, изучающую закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.
В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности:
— описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (факторный анализ личности);
— описание личности в зависимости от ее типа (типологическое описание личности).
Личность. Возрастные психологические особенности медсестры
... и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную ...
В качество личности вкладывается определенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная характеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера. Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться ими при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор.
С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности интересующего нас субъекта, легче отыскиваются связи между свойствами его характера и поступками, точнее составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических, экстремальных ситуациях.
Личностные типы – это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации. Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психологический портрет человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств.
Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни их них в своей основе имеют свойства темперамента, другие – те или иные поведенческие характеристики человека. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер – смотря под каким углом зрения его рассматривать.
Вопрос № 2. Составьте предполагаемый психологический портрет Н. Под влиянием каких факторов сформировалась его криминальная направленность? Дайте оценку содержанию его личности и всем психическим свойствам: характеру, темпераменту, способностям, направленности. Опишите особенности криминальной мотивации, присущей Н. Сделайте вывод и оцените социальную опасность Н. Какие методы юридической психологии Вы использовали для составления портрета?
Ответ: Важнейшими структурными компонентами, определяющими личностные особенности каждого человека, являются темперамент и характер.
Темперамент – это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия.1
Лидер организованной преступной группы Н. имеет сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над процессами торможения и соответствует холерическому темпераменту.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций.
Реактивность – это свойство нервной системы, проявляющееся в непроизвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия.
Личность руководителя как саморазвивающаяся система
... ведущими в структуре ценностей личности; - формирование индивидуалистической направленности через развитие личной заинтересованности; ... этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во ... личностных и соиально-демографических характеристик людей, занимающих руководящие должности, с ... качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на ...
Активированность – это свойство нервной системы, свидетельствующее о том, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир, познаёт его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели.
Экстравертированность – обращение человека в большей степени на внешний окружающий мир.
Ригидность – инертность нервной системы.
При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться: несдержанность, неспособность к самоконтролю в эмоционально напряжённых ситуациях, агрессивность в конфликтных ситуациях.
Акцентуация характера – достижение предельных величин количественной выраженности определённых черт характера.
Лидер организованной преступной группы Н. свойственен гипертимный тип характера. Данному типу характера присущи следующие черты: большая подвижность, активность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктивность, стремление к лидерству. Отрицательными обстоятельствами провоцирующими проявление негативных форм поведения, являются отсутствие неформальных контактов и строгая регламентация образа жизни.
При наличии неблагоприятного социального влияния, серьезных дефектов воспитания такие «возбудимые» личности легче вовлекаются в групповые формы развлечений, сопровождающиеся употреблением спиртных напитков, азартными играми, с последующей трансформацией этих развлечений в групповые преступления против общественного порядка, против жизни и здоровья граждан. Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противоправного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений не только ради развлечений, из корыстных побуждений, но ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском.
Одной из основных социально обусловленных подструктур личности является ее направленность. Направленность – это система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной либо, напротив, антиобщественной деятельности. Изучая направленность личности, можно заранее предвидеть, к чему будет стремиться субъект, чего от него следует ожидать. Зная элементы, составляющие направленность, легче воздействовать на поведение человека.
Под влиянием следующих факторов сформировалась криминальная направленность лидера группы Н.:
- воспитание в неблагополучной семье;
- общение с лицами из среды преступников;
- отсутствие профессиональных навыков работы, специальности;
- тяга к наркотикам и распитию спиртных напитков;
- желание быстрой наживы любыми способами, в том числе через причинение насильственных действий;
- нахождение большого количества времени в среде заключённых.
В процессе формирования личности преступников (особенно рецидивистов) может вырабатываться довольно стойкая антиобщественная насильственно-корыстная установка, поскольку добиться преступных целей в некоторых случаях возможно лишь путем преодоления сопротивления потерпевшего с помощью физического или психического насилия над ним, что имеет место при совершении, например, разбойных нападений, грабежей, рэкета.
Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4
... 4. психофизиологическое тестирование; 5. оценка личности (направленность личности, моральный облик, опыт и уровень знаний, ... психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое ... может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, ...
Любой поступок может быть объективно и правильно оценен лишь тогда, когда будут полностью установлены и поняты его мотивы. Только зная мотивы принятия решений человеком, можно всесторонне оценивать его действия и поступки, его личность в целом. Мотив – это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. Мотив является внутренним побуждением человека к тому или иному поступку, способному удовлетворить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обуславливает формирование намерений человека принять решение совершить какие-либо действия (либо, напротив, воздержаться от них) во имя достижения поставленной цели. Поэтому мотивы в качестве побудительных сил лежат в основе различных, в том числе и преступных действий человека, объясняющих их совершение.
Мотивация Н. заключается в следующем – быстро, любым способом взять огромную сумму денег, чтобы потом без проблем жить и прожигать полученные лёгким путём деньги (девочки, наркотики, спиртные напитки, бары, казино).
Для составления портрета были использованы такие методы как беседа и наблюдение. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия – включенное и не включенное (со стороны) наблюдение.
Личность Н. относится к корыстно-насильственному особо опасному, социально-адаптивному типам личности преступника.
Вопрос № 3. Какие психологические трудности Вы ожидаете встретить при решении поставленной задачи? Какими личностными качествами Вам необходимо обладать для эффективной работы?
Ответ: Такую личность как Н., будет безусловно трудно настроить так, чтобы он слушал и делал всё как хотелось бы правоохранительным органам. В его установках уже «забито», что сотрудников правоохранительных органов никогда не нужно слушать, они всегда настроены по отношению к нему враждебно, они мешают сделать преступления, добиться своей цели. Надо будет сделать так, чтобы Н. интуитивно начал делать так , как нужно правоохранительным органам, а лучше всего, чтобы сам Н. думал, что делает всё по своему.
Для этого нужно обладать следующими личностными качествами:
— иметь сильный характер с уравновешенной нервной системой;
— обладать такими качествами как активность, динамичность, уравновешенность, сенситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность, экстравертированность, коммуникабельность
Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.
... активность, стремление к совершенствованию, к первенству. Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах. Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого ... творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Деловое общение в рабочей группе – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен ...
— наличие нестандартного мышления, творческий и аналитический склад ума;
— устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением;
— развитый интеллект, эрудиция, широкий кругозор;
— умение выделять главное, прогностические способности, интуиция;
— способность устанавливать эмоциональные контакты, проницательность;
— свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения и др.
Вопрос № 4. Дайте психологическую характеристику организованной преступной группы, возглавляемой Н. Опишите предполагаемые индивидуальные особенности его сообщников. Какие нормы, ценности, правила взаимоотношений господствуют в этой ОПГ? Какие социальные роли в ней играют Н., его сообщники? В чем сила и в чем состоят уязвимые места ОПГ?
Ответ: Организованная преступная группа – более совершенная, а поэтому более опасная форма криминального объединения.
В рассматриваемой организованной группе Н. является лидером или руководящим центром, он всеми командует единолично. Он занимался планированием похищения, готовил его и распределил роли между остальными сообщниками.
Данную группу можно назвать бандой – организованная, устойчивая вооружённая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организаций. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения.
Об устойчивости организованных преступных групп (группировок) свидетельствуют следующие признаки:
— стабильность, замкнутость, постоянство, обособленность преступной группы как средство ее самосохранения, общность взглядов, социальных установок негативного характера, схожие эгоистические интересы, порождающие психологическую сплоченность, ценностно-ориентационное единство, групповое стремление к достижению поставленных преступных целей, формирующие единство умысла участников совершения преступлений;
— тесная взаимосвязь, непосредственная контактность между членами организованной преступной группы (банды), постоянно поддерживаемые личные отношения, приобретшие характер ответственной зависимости между ними;
— согласованность их действий, построенная на хорошо продуманной системе распределения ролей и функциональных обязанностей между членами такого криминального формирования, на надежной системе связи, взаимовыручки, конспирации и контроля между ними;
— постоянство форм и методов организованной преступной деятельности, способов совершения, как правило, однотипных насильственно-корыстных преступлений;
— длительность существования организованной преступной группы (банды), количество совершенных ее членами преступлений.
Организованная группа и преступная организация как форма соучастия
... форм его проявления и в частности для признания факта совершения преступления группой. Исполнитель должен еще и обладать признаками специального субъекта, если совершается преступление ... соучастия в преступлении: соучастие без предварительного сговора; соучастие с предварительным сговором; организованная группа; преступная организация. По существу в этом варианте представлены две классификации с ...
Характерной чертой устойчивой организованной преступной группы (банды) является также насильственный, принудительный характер отношения к лицам, стремящимся выйти из-под влияния группы, пренебрегающих групповыми взглядами, отказывающимся выполнять действия, которые навязываются лидерами группы. В таких группах насилие в отношении ее членов является способом, обеспечивающим ее существование, поддержание определенного психологического микроклимата в группе, характеризующегося своей жестокостью и взаимной подозрительностью.
Остальные члены банды Н. являются его сообщниками, которые обеспечивают совершение преступления, которое один Н. совершить не мог.
Сообщники Н. «вышли» также из преступной среды, их цель жизни – быстрая нажива преступным путём. Сами они также как и Н. относятся к корыстно-насильственному типу личности преступника. Но в отличие от Н. они относятся к социально-дезадаптивному типу личности преступника. Они отличаются низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, психотическими расстройствами, недостаточно высоким интеллектом.
Их можно отнести к неустойчивому типу преступников, нередко оказывающихся во власти обстоятельств, которыми им трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением.
Организованность банды Н. заключается в физическом подчинении других членов группе себе, всё взаимоотношение происходит с участием Н., сам Н. побаивается чтобы его сообщники не сговорились между собой. Общение в банде происходит в основном на уголовном жаргоне.
Сила банды Н. держится на его авторитете и сильных лидерских качествах, вере в обещания Н., которые он дал своим сообщникам до совершения преступления.
Уязвимые места банды – поддержание лидерства Н. обеспечивается боязнью сообщников быть убитыми Н. в случае выхода из банды; каждому члену банды после успешного совершения преступления было что-то обещано Н., но каждый член банды в это не верит полностью и был бы не против присвоить всё себе.
Вопрос № 5. Охарактеризуйте процесс общения. Какие социально-психологические явления могли возникнуть в процессе общения сотрудников РУБОП с захваченным бандитом? Что такое коммуникативная компетентность в общении юриста? Опишите избранную Вами тактику и способы ведения допроса члена ОПГ, захваченного в начале операции.
Ответ: Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.
В общении сотрудников РУБОП и задержанного могли возникнуть следующие явления:
— вербальная ригидность – неосознаваемое стремление допрашиваемого мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, оказывающее искажающее воздействие на речь допрашиваемого.
— возбудимая эмоциональная напряжённость допрашиваемого.
— возникновение у сотрудников РУБОП эффекта ореола по отношению к задержанному. Он состоит в том, что под влиянием заранее распространяемой и односторонне поданной информации (дезинформации) происходит целенаправленное приписывание субъекту определённых черт, которых у него нет и которые как бы заслоняют его подлинные качества.
Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. ...
... требует подготовки большого количества информации. Вопрос2: Общение , понятие, виды, структура Общение - это специфическая форма, взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. Общение- это процесс взаимопонимания межличностного взаимодействия ...
Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот процесс осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникаций.
Коммуникативная компетентность юриста – умение правильно построить и вести диалог в различных профессиональных ситуациях, возникающих в процессе деятельности юриста (во время допроса и т.п.).
В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения. Правильно оценить эти качества помогает наблюдение за реакцией аудитории, собеседника в процессе общения с ними.
Для допроса задержанного члена ОПГ будем применять методы повторного допроса, постановки косвенных вопросов.
Метод повторного допроса или повторной постановки вопросов, но в уже несколько ином контексте по сравнению с теми, которые ранее уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, стремится придерживаться их и в дальнейшем. Однако, запамятовав отдельные детали из своего вымысла, допускает противоречия с ранее сообщенными сведениями.
Суть метода постановки косвенных вопросов состоит в том, что допрашиваемому ставятся вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепенные» вопросы.
Вопрос № 6. Какие способы обмана применял задержанный? По каким признакам Вы определяли ложность его показаний? Как Вы определили тактические приемы обмана, используемые допрашиваемым? Какие именно приемы обмана он применял?
Ответ: Задержанный пытался завести сотрудников РУБОП в заблуждение, говоря ложь и действуя из мотива дачи ложных показаний.
В процессе подготовки ложных высказываний субъекту приходится производить гораздо большее число мыслительных операций с фиксацией своего внимания, особенно памяти, на том, какие его высказывания правдивы, а какие основаны на вымысле. В ходе такого процесса происходит своеобразное раздвоение сознания, нарушается внутренняя гармония личности, в связи с чем резко повышается напряженность мыслительных, мнемических процессов, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на их качественные показатели. Возросшее количество искусственно сконструированных посылок и следствий «загромождает» память, заставляя задержанного постоянно соотносить вновь высказываемое суждение с реальной действительностью, а также с уже ранее высказанными ложными утверждениями. И чем их становится больше, тем труднее соотносить содержание вымысла с реальными фактами, что может проявляться в различного рода оговорках, неадекватных реакциях на вопросы следователя. Вот почему лгущий нередко рискует проговориться.
Коучинг в вопросах и ответах
... мире профессиональной ассоциацией коучей. Эта организация регулярно проводит сертификационные программы для своих членов, и имеет смысл поинтересоваться наличием такого сертификата; базовое образование коуча. Как мы ... как он сам действовал бы на вашем месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, ...
Задержанный давал показания, частично содержащие ложные утверждения, которые прикрывали правду. Тем самым пытался завести в заблуждение.
По следующим признакам можно было определить ложность показаний задержанного:
— расширение и сужение зрачков глаз;
— испарина на лбу;
— учащённое моргание;
— тихое «стучание» ногой по полу;
— попытка отвести взгляд от глаз;
— общее состояние нервозности
Допрашиваемый пытался отвести от себя вину. Говорил о том, что он случайно столкнулся с Н. в момент совершения преступления и не мог уже уйти. Отрицал своё причастие к сговору.
Данный обман удалось определить с помощью применения ещё одного метода – метода развёртывания во лжи. Цель применения методов повторного допроса, развёртывания во лжи и постановки косвенных вопросов – это сбить с толку, с логического построения в хронологии преступления ложных показаний.
Вопрос № 7.Дайте оценку эмоционального состояния членов ОПГ и заложницы. Что такое фрустрация? Оценитестепень фрустрации членов ОПГ. Какие эмоциональные реакции возможны у бандитов и заложницы, исходя из их предполагаемых личностных качеств?
Ответ: Эмоциональное состояние заложницы – состояние страха. Страх – своего рода производный продукт воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и её интеллектуальной переработки.
Члены ОПГ находятся в состоянии тревоги – особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.
Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации. В буквальном переводе фрустрация – это обман, лишение чего-либо обманным путем, крушение планов.
Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели. Давно подмечено, что у многих чем более сложные возникают препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления.
Деструктивное воздействие фрустрации проявляется: в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.
В данном случае фрустраторами будут выступать сотрудники РУБОП. Степень фрустрации членов ОПГ следует рассматривать как высокую, при появлении конфликтных ситуаций типичными эмоциональными реакциями на действия РУБОП будет агрессия в виде замещающих действий, направляемых с одной стороны на заложницу, а с другой – на другие объекты.
Социальная фрустрация личности
... проблеме исследования. 2. Разработать эмпирическую программу по проблеме изучения особенностей проявления социальной фрустрации у людей с разной степенью стрессоустойчивости. 3. Реализовать эмпирическую программу по ... с Селье, под стрессом понимается неспецифическая реакция организма в ответ на любые действия (чаще - неблагоприятные) и возросшие требования [4]. В момент возникновения стрессовой ...
У членов ОПГ возможно появление состояния нервозов, дезорганизация целенаправленного поведения, появление гнева, импульсивных действий.
У заложницы возможна потеря сознания, возникновение шокового состояния, возможно появление состояния аффекта, когда заложница не будет сознавать что она делает.
Вопрос № 8. Какие психологические особенности имеют переговоры с преступниками по освобождению заложников? Как на Ваш взгляд, проходили эти переговоры в данной игровой ситуации? В чем их особенности, трудности? Какие средства психологического воздействия Вы применяли?
Ответ: Особенностью переговоров с преступниками является то, что их цель снизить эмоциональную напряжённость членов ОПГ для безопасности заложницы.
Переговоры шли следующим образом:
- Сначала преступникам предлагали сдаться и освободить заложницу. Им предлагали за это смягчение наказания.
- После несогласия преступников и угрозой расправы с заложницей сотрудники РУБОП стали соглашаться с исполнением их требований с целью сохранения в целости и сохранности заложницы
Сотрудники РУБОП в процессе переговоров столкнулись с трудностью нахождения взаимопонимания с преступниками. Причинами этому являлись низкий интеллект членов ОПГ и высокая степень агрессии. Наибольшую опасность ситуации по освобождению заложницы представлял тот факт, что преступники вооружены.
Для снижения напряжённости в переговорах сначала я нашёл общий язык с Н. затем объяснил ему и заставил его поверить в то, что его требования исполняются, было получено обещание не трогать заложницу, удалось немного расслабить напряжение Н. и других членов ОПГ тем самым, снизив внимание. Члены ОПГ в душе стали верить, что у них всё получается.
Вопрос № 9. На основе психологических характеристик Н., членов возглавляемой им ОПГ, заложницы, а также исходя из возможных трудностей и своих личностных качеств, составьте план психологических мероприятий по освобождению заложницы и задержанию преступников.
Ответ: План моих психологических мероприятий по освобождению заложницы и задержанию преступников:
- Попытаться деструктурировать банду.
- Разбить сплочённость группы, заставить дать понять сообщникам Н., что Н. их в любом случае «кинет», что они ничего не получат. Для этого надо будет вести переговоры не с самим Н, а с его сообщниками.
- После того как начнётся разборка внутри банды и выполнив все их требования попытаться вывести банду из их убежища. Это можно сделать предложив им перейти в приготовленный вертолёт
- В момент перехода в вертолёт надо будет отвлечь Н. и тем самым дать возможность сотрудникам РУБОП освободить заложницу. Отвлечь Н. и освободить заложницу поможет внутренняя несогласованность действий внутри группы после её психологического деструктурирования.
Вопрос № 10. Обоснуйте предполагаемый результат Ваших действий и действий сотрудников рубоп. Каким образом Вам удалось устранить «стокгольмский синдром», возникший у заложницы?
Ответ: Основная цель всех действий – освобождение заложницы любыми путями достигнута. Дополнительные цели, такие как задержание преступников, назначение им наказания и изоляция от общества – также достигнуты. Последние из них будут достигнуты позднее после вынесения судом решения.
Стокгольмский синдром – постстрессовые нарушения психики, негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта.
Среди негативных эмоций, переживаемых заложницей в подобной экстремальной, стрессогенной ситуации, на первом месте стоят: тревога (тревожная напряженность), страх различной интенсивности, необоснованная боязнь преследования, сменяемые приступами ярости, агрессивности либо депрессивным состоянием, апатией, подавленностью.
Для снятия этого синдрома можно порекомендовать психологу, который будет работать с бывшей заложницей попытаться отвлечь заложницу от воспоминания пережитой ситуации, дать понять, что жизнь ещё продолжается, что преступники наказаны. Необходимо активизировать процесс забывания в мозгу заложницы. Для этого необходимо, чтобы заложница реже вспоминала о том, что с ней происходило, можно попробовать применение алкоголя, крепкий сон, постоянно менять обстановку, чтобы внимание заложницы было постоянно занято чем-то новым, увеличение общения с положительно настроенными весёлыми людьми, особенно детьми. А лучшее средство – время.
1 Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 488 с.