МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени
академика Д.Н.Прянишникова»
Кафедра истории и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему «Каковы социальные причины разрушения семей в российском обществе?»
Выполнил : студент 2 курса
факультета заочного обучения
специальности «Финансы и кредит»
Кирюткина Ольга Геннадьевна
Фз-09-200
Проверил :
ст.преподаватель Чернышев А.Ю.
Пермь
2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Постановка научной проблемы………………………………………..…3
2.В чем актуальность темы………………………………………………….5
3. «Объект» и «предмет» исследования ………………………………..…6
4. Цель…………………………………………. ……………………………7
5. Задачи исследования ………………………………………………………7
6. Гипотезы…………………….……..………………………………………8
7.Исследования………………………………………………………………9
8.Выводы………………………………………………………………………13
9.Рекомендации………………………………………………………………15
Для фармацевтического факультета (заочная форма обучения). Варианты ...
... подтверждающие качество товаров аптечного ассортимента Часть 2 «Маркетинговые исследования» 1. Маркетинговые исследования: определение, схемы проведения, Методы МИ: общенаучные (системный анализ, ... подтверждающие качества товаров аптечного ассортимента Часть 2 «Маркетинговые исследования» 1. Маркетинговые исследования: определение, схемы проведения, Методы МИ: общенаучные (системный анализ, ...
Список использованной литературы……………………………………………………………………17
1.Постановка научной проблемы.
Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья – это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство человеческого рода. В семье происходит рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных, организуют быт и отдых. В хорошей дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества. Семья выступает основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
С социологической точки зрения семья – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей на воспитание. [1, стр.211.]
От состояния семьи как социального института и как особой нравственно-психологической общности во многом зависят темпы преобразований в стране, ее стабилизация и перспективы, ибо семья является связующим посредником между материальными и идеологическими отношениями, нравственно-психологическим регулятором. Разводы, к сожалению, представляют серьезную социальную проблему, имеющую мировой характер. Причем появилась она тогда, когда человечеством была придумана первая, еще несовершенная в юридическом отношении формула, провозглашающая заключение брака законным. Наряду с этим, кто-то уже стал думать о том, как разрушить правовые узы между мужем и женой. Положения о разводе многократно менялись; случалось, что где-то развод был чрезвычайно затруднен, а где-то наоборот, становился до смешного простой процедурой, не занимающей и нескольких секунд, т.е. в разных частях света и в различные исторические периоды действовали и продолжают действовать различные положения о разводе. Это не могло не отразиться на массовом сознании, которое всегда реагировало на наиболее значимые общественные проблемы.
В зарубежной политологии и социологии изучение проблем семьи занимает одно из первых мест. В США ежегодно выходит до 700 книг и статей по этой проблеме, в 95 университетах США читается специальный курс «Семья и брак». Под руководством известных американских исследователей семьи Р.Хилла и Д.Хансена ученые Миннесотского университета проводят систематизацию и анализ исследований по семье, проводимых в США, Европе, Азии, рассматривая семью как планетарное явление. В Японии тщательное изучение деталей семейной жизни сравнивают с исследованием тайн природы, здесь комитет по изучению политики премьер-министра делает ежегодные доклады по совершенствованию основ семьи.
Семья как институт воспитания
... того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и ... ведении общего хозяйства и в экономической поддержке детей. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью. Именно семья с ее постоянным и естественным характером ...
В нашей стране существует институт демографии АН России, проблемы семьи являются предметом изучения института социологии АН России, многих общественных кафедр вузов. Ведущими учеными в этой отрасли знаний являются С.Голод, В.Харчев, Н.Соловьев, Г.Юркевич, Л.Дарский, А.Волков, В.Переведенцев и др. [2. стр.179.]
В современной России, согласно последним статистическим данным, количество разводов в два раза превышает число зарегистрированных браков. Распад семьи всегда «бьет» и по обществу, и по конкретным людям. Для общества – это ухудшение демографической ситуации, обесценивание института семьи, снижение работоспособности людей, переживающих ситуацию развода, увеличение количества одиноких людей, появление неполных семей, в которых воспитание детей без отца становится ущербным, и др.
2.В чем актуальность темы.
Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. Поэтому проблема социальной защиты и социальной помощи семьям, которая регулируется государством, волнует не только общество, но и меня лично. Каждый из нас нуждается в целенаправленной государственной поддержке.
Семья – древнейшее жизнеустройство на земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. Это было нормой и ценностью. [5, стр.48 ]
В социальной жизни мы их ощущаем не физически, а психологически, что социологи называют нематериальной культурой. Нормы – правила поведения, ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что ценности семьи – важнейший элемент социального института и малой группы; включают все человеческие свойства и качества; один из элементов фундамента культуры; уникальны, большинство из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений. Семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества, вот почему тема сохранения семьи как социального института актуальна для меня.
3. Проблемы этносоциальной структуры общества в современной
... взаимодействия и форм объединения людей. Центральной проблемой социологии является анализ и форм социальной структуры общества. Понятие социальной структуры общества в научной литературе рассматривается в ... этническое происхождение, место рождения, фамилия семьи. Достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус композитора достигается в результате ...
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах.
Многие социальные проблемы связаны с внебрачными союзами, где семья предстает как отдельная социальная группа, но в то же время не является правовым институтом. [7, стр.247]
3. «Объект» и «предмет» исследования.
«Объектом» моего исследования является современная семья как социальный институт и малая группа, а «предметом» — факторы разрушения семей, как социального института. На первый взгляд, семья кажется одним из простейших для понимания социологических понятий. Этот термин используется в повседневном языке, и почти каждый имеет некоторый личный опыт семейной жизни. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений, — когда мы хотим определить разнообразные уклады жизни, которые мы бы описали как «семья».
Здесь начинается важная дискуссия внутри социологии и общества в целом о том, какого рода уклады жизни должны определяться как «настоящие» семьи и поэтому поощряться как «естественные» и желательные. [4. стр.162.]
Семья – социальный институт, менее всего склонный к радикальным переменам, поэтому изменение внешних условий приводит к усложнению внутренних проблем семьи, к трансформации семейного образа жизни. Помимо объективных социально-экономических условий существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «муж-жена», «отец-мать», «родители-дети». Все это вызывает необходимость формирования системы социальной и социально-педагогической работы, главная цель которой – оказание всесторонней помощи семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, в решении жизненных проблем путем поддержки, коррекции и реабилитации.
На основании концепции л.С.Выготского – а.Р.Лурия сформулировать ...
... Бехтерева, 1990. Логика изложения лекции Высшие психические функции в нейропсихологии. Вклад нейропсихологии в изучении проблем эмоций, личности, психодиагностику. Виды нейропсихологических нарушений. Основание ... способу своего осуществления. Это одна из основных проблем современной психологии, в том числе нейропсихологии. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – это сложные системные образования, качественно ...
4.Цель.
Цель моей контрольной работы – это изучение социальных причин разрушения семей в российском обществе, какие факторы на это влияют. А также, что и как действует разрушающе на работу функций семьи.
5. Задачи исследования.
Задачами исследования являются различные влияния на социальные функции семьи. Как влияет семейная политика государства на Российские семьи. А также необходимо изучить причины и мотивы, влияющие на разрушение семей в российском обществе. За основу исследования возьмем следующие социальные функции:
— репродуктивная — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
— воспитательная — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
— хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
— экономическо-материальная — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
— эмоциональная — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;
— организация досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
— социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
6.Гипотезы.
Я считаю, что социальными причинами разрушения семей в российском обществе являются:
— низкий уровень социальных услуг;
— омоложение браков;
— алкоголизация;
— наркомания;
— жилищные и бытовые проблемы;
— низкая материальная обеспеченность;
— миграция населения и т.д.
7.Исследования.
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи.
К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой.
Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам разводов специалисты относят следующие причины:
— Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин отрицательно влияющих на работу семейных функций.
— Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин).
— Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве.
Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.
Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, безработица, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества и распада браков. В 95% случаев наркомании у подростков мы сталкиваемся с семьями, где элементарные функции семьи разрушены и имеют негативное влияние на развитие личности ребенка.
По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие разрушение семейных функций, как социального института в современной России, — это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Все эти факторы снижают уровень социального контроля, делая жизнь людей в значительной степени анонимной, что при некоторых обстоятельствах формирует отсутствие ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге.
Все эти причины и мотивы приводят к нарушениям семейных функций, попробуем это исследовать на некоторых примерах.
Как я уже отметила ранее, социальные проблемы в современной России весьма многочисленны. Сложная экономическая ситуация, в которой находится страна, нехватка финансовых средств делают эту задачу весьма непростой и очень ответственной. Особо значимые проблемы престарелых и малолетних, инвалидов, ветеранов войны или других социально незащищенных категорий населения. Это проблемы материального обеспечения, ухода, лечения, психологической поддержки. В то же время следует заметить, что традиционно эти проблемы решались в рамках семьи, членами которой являлись перечисленные выше люди. Ненадлежащее выполнение семьей соответствующих функций встречало дружное осуждение со стороны знакомых и соседей. Этот механизм социального контроля обеспечивал помощь и поддержку тем, кто по разным причинам попадал в трудную жизненную ситуацию. Семья, родственники были ответственны за благополучие больных, малолетних и престарелых. Думается, что в социальной политике государства приоритет должен быть отдан именно укреплению и поддержке семьи — а уже она своими силами и средствами лучше, чем любое казенное учреждение, позаботится о своих членах.
В России (и не только) семья как социальный институт переживает кризис. Кризис — не катастрофа, а временной отрезок, на котором обнажаются назревшие противоречия. Это означает, что неизбежно происходят изменения в понимании функций семьи, в содержании семейных отношений. В первую очередь следует отметить именно отсутствие последовательной политики в отношении семьи. Можно с уверенностью утверждать, что здесь имеет место целый комплекс проблем, в том числе недостаточная изученность состояния семей в России и как следствие — невозможность получения научно обоснованных рекомендаций в построении деятельности государственных органов и учреждений, реализующих государственную политику в отношении семьи.
Социальная политика государства, направленная на оказание помощи семье в выполнении своих важнейших функций, предполагает первоначальное определение мер, позволяющих установить круг семей, нуждающихся в такой помощи, определить оптимальные формы и возможности государственной помощи семьям. Но, к сожалению, на данный момент эта задача остается нерешенной. Возьмем к примеру ситуацию с выплатой детских пособий. До недавнего времени каждая семья с несовершеннолетним ребенком пользовалась правом на получение такого пособия. Не стоит говорить о том, в какие суммы это вылилось для бюджета страны. Накапливалась задолженность, остро нуждающиеся семьи не могли своевременно получить деньги. При этом выплата пособий оказывалась мизерной. Кроме того, детские пособия в большинстве неблагополучных семей расходуются на приобретение спиртного, и органы социальной защиты по существу бессильны изменить положение. Сложившаяся ситуация является ярким примером отсутствия продуманной семейной политики.
Одной из причин несоблюдения эмоциональной функции, является то, что семьи не справляются со своими задачами по материальному обеспечению своих членов, сохранению их физического и душевного здоровья и созданием комфортного психологического климата. Именно такие семьи можно считать неблагополучными. При этом материальное, финансовое неблагополучие часто становится причиной постепенного нарушения и других важных функций семьи, например, воспитательной. В то же время своевременная помощь может предотвратить нарушение функций семьи, например, острота накопившихся проблем, связанных с насилием в семье, такова, что требует немедленного их обсуждения и разработки системы адекватных мер.
Функция социального контроля нарушается например, если после помещения в интернат дети родителей, лишенных родительских прав, иногда упорно убегают домой, где есть пусть плохая, но мама. Женщины, избитые пьяными мужьями, нередко сами вызывают милицию, а потом выгораживают и защищают своих супругов.
На сегодняшний день ситуация в России похожа на период гражданской войны и послевоенной разрухи, если сравнивать по числу беспризорных детей. Нельзя не видеть, что нехватка интернатных учреждений и социальных приютов создает объективные трудности для борьбы с беспризорностью несовершеннолетних. Однако, есть и другие причины роста детской беспризорности. Например, неоказание своевременной помощи семье на ранних этапах распада ее важнейших функций приводит к разрушению семьи, семейных отношений. Кроме того, я считаю, что негативно действует на решении этой проблемы традиционная отнесенность функции опеки и попечительства к ведению органов образования. Опека и попечительство — один из аспектов социальной защиты некоторых категорий населения, которые не могут самостоятельно реализовать свои права и удовлетворять важнейшие потребности. Поэтому происходит постепенный переход функции опеки и попечительства в отношении нуждающихся граждан к ведению органов социальной защиты населения, тем более что работники этой системы чаще всего первыми обнаруживают детей и стариков, нуждающихся в помощи.
8.Выводы.
В результате изучения социальных причин разрушения семей я узнала, что невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной функции и функции социализации привело в России к ослаблению семьи как социального института, изменению ее семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в важнейших функциях, следствием чего является беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании. В сложившейся ситуации необходимо научное осмысление тенденций социальных процессов и принятие государством на научной основе конкретных мер, способствующих укреплению семьи.
Семейная политика государства должна выстраивается как система косвенного воздействия на семью.
Направлением государственной семейной политики, прежде всего, должна быть реализация принципа приоритетной ценности семьи как социального института. Необходимо развернуть целенаправленную деятельность по формированию в общественном сознании, в представлении каждого человека представления об исключительной ценности крепкой, здоровой семьи. Эта деятельность может и должна осуществляться СМИ, учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д. Данное направление семейной политики должно обеспечить снижение числа разводов, случаев социального сиротства, формирование ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.
В то же время нельзя забывать о том, что большинство семей в России, как и общество в целом, переживает сейчас трудные времена. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному неблагополучию. Неблагополучная семья — понятие очень широкое. Лев Толстой емко определил: все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Проявление семейного неблагополучия обнаруживается в невозможности выполнения семьей той или иной ее функции.
Следующий принципиальный момент: семью, как социальный феномен, надо перестать рассматривать как проблему, находящуюся в центре общественного внимания. Проблемой являются бедность, высокая смертность, бездомность, болезни…
Я считаю, что в отношении семей, где неблагополучие приобрело тотальный характер, должны применяться продуманные, но достаточно жесткие меры. Так, для многих спившихся, деградировавших родителей детские пособия являются единственным средством их убогого существования, а дети — рабочей силой, добывающей деньги на водку. Такие семьи производят на свет по пять, шесть и больше детей — больных, несчастных. Лишили родительских прав в отношении первых пяти — рожают следующих. А потом сбывают «доброму» государству — оно прокормит и воспитает. Как прокормит и воспитает и каким вырастет ребенок, никогда не знавший нормальной семьи — их не заботит. Государство тратит огромные суммы на пособия и помощь для таких семей, а деньги уходят как в песок. При этом известно, что дети, рожденные в таких семьях, часто имеют целый «букет» патологий, отстают в развитии от сверстников, склонны к совершению противоправных поступков, зачастую рано или поздно попадают в приют или интернат, а став взрослыми, практически не способны создавать нормальные семьи.
9.Рекомендации.
-
Что делать?
Кто будет делать?
Оказывать помощь и помогать детям, не имеющим родителей, вдовам и одиноким матерям, больным и инвалидам, старикам.
Государство, социальные работники.
Разработать специальную программу «Молодежь и наркотики»
Средства массовой информации
Повышать пособия на детей, на похороны, на бесплатные медикаменты, выделять деньги на лечение в больнице.
Государство
Помощь в обучении школьников и студентов в учебных заведениях. В школах организовать бесплатное питание и оплачивать учебники.
Государство
Необходимы консультации о семейных отношениях.
Социально-педагогический персонал, психологи
Должна оказываться неотложная помощь семьям, где случаются скандалы и агрессия
Психологи, правоохранительные органы
Обеспечивать жильем семьи, не имеющие возможность его приобрести
Государство
работы с трудными подростками и их семьями, чтобы предупреждать детскую преступность,
Учителя и классные руководители
привлекать детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в домах инвалидов, в больницах.
Педагоги, родители, СМИ
Оказывать культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, технического творчества помощь в создании мероприятий для помощи семьям.
Руководства предприятий, местная администрация
Строить спортивные залы, библиотеки, музыкальные салоны, бассейны, различные мастерские
Государство, местная администрация
Проводить лекции в учебных заведениях и местах отдыха молодежи о вреде наркотиков, табака и алкоголя
Педагоги и администрация этих заведений
Проводить рейды посещения дискотек с целью обнаружения подростков в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, проводить меры по предотвращению детской преступности
Правоохранительные органы
Необходимо пересмотреть государственную политику по отношению к семьям
Государство
Список используемой литературы:
- А.Г. Важенин «Обществознание»;- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
- В.А.Мальцев «Основы политологии»: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1997. – 480 с.
- В.М.Целуйко «Психология современной семьи»; — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 287 с.
- Д.Л.Томпсон, Д.Пристли «Социология»: Вводный курс; — М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998. – 496 с.
- Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина «Семьеведение»: Учебное пособие для вузов; — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- А.И.Кравченко «Социология»: Справочное пособие. – М.: Изд. «Московский лицей», 1996. – 367 с.
- Д.Ж.Маркович «Общая социология»:Учебник для вузов; — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 432 с.
- Е.М.Черняк «Социология семьи»: Учебное пособие. – М.:2007 г. – 248 с.