Философская гуманизация образования в процессе формирования духовности учащегося

Контрольная работа

Философская гуманизация образования в процессе формирования духовности учащегося

Содержание

1. Гуманизация образования и механизм формирования духовности личности

. Антропологические факторы философии системы образования

. Место образовательной системы в культурной и социальной адаптации личности

. Рационалистические и духовно-философские факторы развития личности учащегося

Литература

1. Гуманизация образования и механизм формирования духовности личности

Философия современного образования предполагает реализацию идей гуманизации образовательной деятельности, являющихся проявлением ее глубинных потребностей. Под гуманизацией в наиболее общем виде понимают признание человека как личности, ее права на свободу, установление собственных возможностей, утверждения блага человека как ведущего критерия общественных отношений. Формирование мировоззрения, которое базируется на отношении к человеку как до высшей ценности обеспечения гармонического развития и проявления творческого потенциала личности в труде — основа гуманизации современного образования.

В этой связи возникли новые проблемы совершенствования образовательно-воспитательной работы в контексте формирования духовности в тесной взаимосвязи с социальным и личностным развитием, повышением ответственности за собственные действия и поступки. Такой подход способствует раскрытию творческого потенциала и активизации саморазвития современной молодежи. Очень важную роль в этом направлении играет психология, которая обеспечивает реализацию ее основных функций: креативной (создание и сохранение духовных ценностей), оценочно-нормативной (сравнение реального поведения человека с принятыми нормами), регламентирующей и регулирующей, познавательной (получение новых знаний, обретение духовного и социального опыта), содержательной (роль культуры в определении человеком смысла жизни, своего существования), коммуникационной (ценности, принятие человека обществом, нормы поведения и умения людей), функций общественной памяти.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... физические факторы [1]. Объектом исследования является человек, личность. Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических и социальных факторов. Цель ... - это его гуманизация. Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия ...

Успешность процесса гуманизации может быть обеспечена на основе формирования системы личностных качеств человека, что позволяет ему быть активным участником гуманистически ориентированных преобразований в современном обществе. Психогигиенические меры в этом процессе обеспечения способствуют сохранению и укреплению нервно-психического здоровья и гармонизации личностного развития. Обобщив различные позиции психологов,

В.С. Леднев сгруппировал составляющие структуры личности в три основных блока. В первый вошли — опыт личности, направленность, познавательные, трудовые, эстетические и коммуникативные качества, физическая подготовка, знания, умения и навыки, во второй — механизмы психики — восприятие, мышление и речь, память, психомоторика, подсистема управления (Я), в третий — типологические особенности личности — характер, темперамент, задатки и способности, онтогенетические особенности развития.

Более сложной, чем обучение, в контексте решения проблемы всестороннего развития личности является воспитание учащейся и студенческой молодежи. Период обучения в высшем учебном заведении — это подготовка к будущей трудовой деятельности, которая должна стать для человека основным источником существования и способом личностной самореализации. Именно этот период в мотивационном аспекте коренным образом отличается от школьного обучения. Поэтому соответствующее обеспечение гуманистически ориентированной профессиональной подготовки студентов требует обновленного обоснования образовательного процесса, разработки соответствующих инновационных подходов, методов и технологий. Необходима также разработка средств психопрофилактики факторов, которые негативно влияют на психику человека и активизация тех, которые стабилизируют и развивают ее.

Развитие системы высшего образования многих стран мира предусматривает формирование объективных предпосылок для формирования творческой, активной и гармоничной личности, ее духовных и морально-нравственных качеств с помощью образования, оказание необходимой помощи в обучении, стимулирование и мотивация обучения в течение всей жизни. Такое содержание стратегии совпадает с положениями доклада Туринской группы Европейского фонда образования «Переосмысление развития сферы управления в новой Европе». Исходя из этого, общество должно обеспечить предоставление качественного образования всех видов и дать возможность своим гражданам свободно выбирать такой вид образования, который больше соответствует их природе.

Важной составляющей гуманизации учебной и научной деятельности в современном вузе является управление организацией подготовки студентов к профессионально-творческой деятельности, которая представляет собой систему, включающую три основных компонента: научное и профессиональное творчество, учебно-познавательную и внеучебную деятельность, реализация которых способствует формированию и развитию творческой самостоятельности личности будущих выпускников. Активное участие студентов в решении актуальных проблем современного общества, связь новой информации с ранее обретенными знаниями требует эффективного сотрудничества и взаимодействия между научно-педагогическим работником и студентом.

12 стр., 5878 слов

Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе ...

... развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным интересам; решению задач, вытекающих из социального заказа государства в области образования, интересов личности. ... критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения). Вторая – критерии, которые касаются передового опыта как частицы ...

Гуманизация образовательно-воспитательной деятельности корпоративного высшего учебного заведения способствует координации и синергии общих усилий и действий, мотивации достижений лучших результатов в учебной и научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения.

При таком подходе создаются необходимые условия для самосовершенствования, самообучения, самоактуализации, самоменеджмента, саморегулирования.

В этой связи необходимо полное раскрытие роли социального окружения (в частности, личности преподавателя) в профессионально-личностном становлении будущих специалистов, системном раскрытии и целостном практическом воплощении психогигиенических, психологопедагогических и духовно-мировоззренческих аспектов гуманизации высшего образования на современном этапе трансформации общества.

. Антропологические факторы философии системы образования

Система образования, обладая относительной самостоятельностью и стабильностью, оказалась в противоречивом отношении с обществом. Современная высшая школа работает в соответствии с алгоритмами технико-технологической среды и подчинена требованиям рынка, принципам потребительского общества, но не специфике культуры, ее собственного пространства и времени. Данное обстоятельство приводит к тому, что, во-первых, снижается значение образования как основного механизма социализации личности, поскольку процесс обучения и воспитания в контексте купли-продажи утрачивает функцию формирования духовнонравственной сферы человека. А во-вторых, сам человек оказывается «частичным»: он ориентирован лишь на текущие проблемы, на координаты момента — «здесь и теперь», в связи с чем оказывается неспособным осмыслить современность через традиции культуры.

Кризисные явления в сфере образования непосредственно вытекают из разрыва с традицией отношения к процессу обучения и воспитания как к механизму формирования целостной гармоничной личности. Эта традиция берет свое начало с эпохи Просвещения. Как известно, просветители ставили знак равенства между просвещением и образованием. В их понимании образование представляло собой не просто трансляцию ранее полученных знаний, а, в первую очередь, усвоение духовно-нравственных ценностей эпохи. Таким образом, утверждалась двуединая сущность образования и его роль в развитии общества как механизма (формы) воспроизводства культуры и способа воспроизводства человека в его социально-личностных проявлениях.

Важно отметить, что в середине XIX века в европейском образовании произошел кризис, который до сих пор до конца не осознан в своих последствиях. Дело в том, что либерализация образования, начатая тогда, сегодня фактически разрушает систему обучения и воспитания. «В истории образования на протяжении последних столетий, — пишет В.В. Костецкий, — идет мутация: образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, что приводит к «многознанию», при истощении которого появляется новый феномен — «полузнание», наконец, возникает глобальная индустрия «полуобразованности», которая охватывает все уровни образования» [1, с. 41]. Массовая «полуобразованность» как диагноз современного образования поражает весь корпус знаний, так как удовлетворяет интересы рыночной экономики, но совершенно не соответствует интересам культуры. «Полуобразованность» выражается в утрате такой важной цели образования как формирование, созидание личности конкретного человека в единстве его интеллектуальных, нравственных и мировоззренческих качеств, что, в свою очередь, нарушает механизм социализации личности. Причем данный процесс на современном этапе приобретает стихийный характер.

11 стр., 5201 слов

Культура как естественная система психологической поддержки

... осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура»... Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа ... на это осознание. Кросс-культурное исследование и образование оказывают сильное влияние на наше понимание истин ... в отрыве друг от друга. Выбор ценностной системы, как мы уже говорили, не определяется этническими ...

В этой связи весьма актуальным является переосмысления целей и задач философии образования. Необходим поиск новых смыслов и сущности образования, которое призвано определить, с каких философско-антропологических позиций рассматривается человек, какова антропологическая основа его образования и воспитания; какие ценностно-мировоззренческие ориентиры характеризуют положение личности в современной культуре и т.д.

Философское учение о человеке имеет фундаментальное значение для сферы образования и педагогической деятельности, так как затрагивает главный субъект образовательной деятельности — развивающую личность, находящуюся в постоянном духовном становлении. «Концептуальное и мировоззренческое ядро составляет понимание образования как специфического способа преобразования природных задатков и возможностей человека, где важную роль играет не столько технический момент, сколько специфика самого «человеческого материала», его историко-культурная глубина и духовная универсальность. В контексте современной образовательной парадигмы антропологический критерий переносит акцент с исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения», — пишет Д.И. Кузнецов [2, с. 19].

Наиболее полно и обстоятельно антропологический принцип был развит М. Шелером в разработанной им философской концепции. М. Шелер полагал, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу, что есть человек. В отличие от философских учений о человеке, в которых он трактовался как зависимая часть некоего целого (природы, общества), философско-антропологическое учение понимает человека в его тотальности и самоценности, как творческую и свободную личность [3].

Говоря о философско-антропологических аспектах в сфере образования, считаем необходимым отметить учение В.В. Розанова о единстве культурно-исторического типа. Философ полагал, что образование и воспитание лишь тогда плодотворны, когда осуществляются «в русле единства типа, то есть исходят из источника одной культуры, где они развились» [4, с. 100]. Автор выделял искусственный подход к образованию (чужеродный, порождающий искусственного человека с условными абстракциями, человека вне истории и жизни) и естественный путь в образовании как наиболее целесообразный и перспективный, под которым понимал гармоничное воспитание, которое состоит из «непосредственных созерцаний и определяющееся совокупностью исторических, культурных и бытовых традиций.

4 стр., 1718 слов

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

... потребность в предметном взаимодействии. Происходит рас­членение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характер­ная для раннего детства, может быть обозначена формулой: ... предметно-манипулятивная или орудийно-предметная де­ятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия — это ...

Соглашаясь с мнением В.В. Розанова, отметим, что благодаря естественному подходу к образованию и воспитанию подрастающего поколения, у общества появляется возможность идентифицировать себя с определенной культурной общностью. Естественный путь в образовании является опорой, духовным центром формирования человека будущего — творческого, чувствующего и критически мыслящего, способного к пониманию и осмыслению не только происходящего, но и прошлого опыта. Другими словами, естественное образование разворачивается в духе менталитета данного народа и несет живое знание — опыт предшествующих поколений, базис социально значимой деятельности как на уровне индивидуальной, так и коллективной реализации (А.С. Панарин, Б.С. Гершунский).

В заключение отметим, что в настоящее время стоит задача возвратить культуру в единый процесс воспитания и образования личности, сделать ее доминантой. Необходимо осознать, что образование представляет собой важнейший и атрибутивный феномен культуры, определяемый ее основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов трансляции культурного опыта, сообразных конкретному этапу исторического развития общества. С одной стороны, образование соединяет человека с накопившимся потенциалом знаний и умений, а с другой — выступает предпосылкой развития творческой личности, так как обращено к отдельному человеку.

. Место образовательной системы в культурной и социальной адаптации личности

Современное состояние условий жизнедеятельности и динамика социальных процессов выдвигают ряд требований к системе образования в плане поиска новых организационно-управленческих форм, качественного пересмотра содержательного наполнения образовательного процесса. Проблема культурной сообразности системы образования встала наиболее остро на рубеже ХХ — XXI веков.

Интенсивные процессы модернизации и информатизации затронули практически все сферы общественной жизни. Трансформация экономической системы сопровождается становлением новых соответствующих ей социальных отношений и институтов; наблюдается ускорение темпа и рост интенсивности социальных процессов. Философы, социологи, экономисты заговорили о кризисе индустриальной культуры (цивилизации, социума) и зарождении новой постиндустриальной, информационной культуры, и увязали этот кризис с возрастанием роли знаний, изменением способов трансляции и применения информации — теоретическое знание начинает играть ключевую роль в экономической, политической сферах.

Возникают качественно новые отношения между экономическими структурами, наукой и технологией. Кодификация теоретического знания, научно-исследовательская деятельность, внедрение технологических новаций выступают залогом развития и процветания общества. В условиях глобализации социальных и экономических процессов, универсализации культуры, технологического прогресса, постоянного нарастания интенсивности потоков обмена информацией, система образования принимает новые вызовы, связанные с изменением ее роли в процессах социальной адаптации людей.

Культура как система макроуровня содержит в себе информационные структуры (состоящие из разнообразных символов, кодов), которые обеспечивают процессы воспроизводства, управления, саморегуляции, стабилизации социума. Поскольку образование выполняет функции посредника коммуникации, трансляции и поддержания многослойной системы культурных символов и норм, структурные и институциональные элементы системы образования должны соответствовать морфологическим и эпистемическим параметрам культуры, выступающей по отношению к образованию в качестве среды или мета-структуры. Доступность информации в современном мире создала иллюзию доступности знания, сделала процесс обучения более формализованным. Система образования не успевает адаптироваться. Информационно-технические средства и средства массовой коммуникации, позволяющие в мгновенья получить необходимую информацию, доминируют (лидируют) в процессе социализации и формировании взаимосвязей личности с окружающим миром.

6 стр., 2607 слов

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ...

... коммуникации. В исследованиях канад­ского социолога Г. М. Мак-Люэна и французского социолога А. Моля подчеркивается значимость коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры ... развитии теорий массовой коммуникации ... культуры, создаваемая при помощи СМИ. Информирование создает иллюзию осведомленности о многом в мире, но не может заменить систематического образования. ...

В случае, когда компоненты системы образования (структурные, институциональные) не соответствуют либо противоречат действующим ценностям и нормам культуры, имеет место кризис — нарушение баланса между условиями действия систем, ресурсами, необходимыми для поддержания стабильности. Потенциально данная ситуация нестабильности имеет два выхода.

Первый исход состоит в следующем. Поскольку система образования выполняет функцию культурного изменения, которая заключается в генерация новых идей и знаний, технологий, воспроизводстве и обеспечении поступательного развития нормативно-ценностной структуры общества, накопление опыта (в широком смысле слова) может дать толчок развитию: эволюции (постепенному количественному изменению — росту инновационных моментов, который приводит к переходу в качественно новое состояние) или трансформации действующей системы (качественному перерождению структурных элементов, с последующим изменением внутренних и внешних взаимосвязей и зависимостей).

Тогда изменения в сфере образования и функционально связанной с ней сфере науки могут послужить «первыми ласточками» более глубоких социальных и культурных изменений.

Второй исход связан с проблемой соответствия системы образования накапливающимся изменениям в других сферах общественной жизни. Выступая посредником в коммуникативных процессах между обществом и личностью, система образования должна отражать актуальную ценностно-нормативную структуру с тем, чтобы помочь индивиду моделировать, направлять свою активность, формировать цели своей жизнедеятельности. Если транслируемая информация носит «устаревший», «традиционный» — не соответствующий новым условиям жизнедеятельности и народившимся социальным практикам — характер, то система образования может блокировать поступательное развитие, служить своеобразным ингибитором культурно-эволюционных процессов.

Как отмечалось ранее, в настоящее время система образования не способна удовлетворить потребности социума в трансляции новых ценностных ориентиров. «Пальму первенства» в данном направлении перехватили средства массовой коммуникации — динамизм процессов передачи, объемы обмена информацией, развитие технических средств, доступные формы кодировки и представления информации, ценностный плюрализм, свойственный современным СМИ, в гораздо большей степени соответствует новому глобальному содержанию культуры, нежели консервативные модели, представленные национальными образовательными системами.

6 стр., 2606 слов

Психологическая культура личности

... культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления ... из центральных проблем содержания психологического образования является определение того, что, когда, ... так и теоретическими. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения ...

Можно наблюдать попытки системы образования адаптироваться. В последнее время в высшей школе появляется множество новых форм организации учебного процесса, связанных, прежде всего, с отдалением системы высшего профессионального образования от государства. Во всем мире наблюдается тенденция к усилению автономии учебных заведений, как в экономическом плане, так и в вопросах кадровой политики, содержательного наполнения программ. Все эти изменения имеют своей целью создание целостной системы знания, которая сформировала бы новую, адекватную социокультурным условиям рациональность, мировоззрение нового типа, обеспечивающее реализацию социально-ориентирующей функции в динамично изменяющихся жизненных ситуациях. Но это лишь одно из проявлений попыток системы образования адаптироваться, определить направления последующей трансформации, заложить основы новой модели образовательного пространства, чуткой к изменениям социокультурных условий.

Другим индикатором неадекватности системы образования социокультурным условиям может выступать отсутствие четких приоритетов, ориентиров в направлениях дальнейшего развития функциональных взаимосвязей системы образования и других социальных институтов, в частности, экономики, государства, идеологии. Путем увеличения содержательного и структурного многообразия система образования не только пытается приспособиться, но и усилить собственное влияние на ход и направленность трансформационных процессов в обществе. Например, изменения организационных форм учебного процесса, с одной стороны, нацелены на устранение коммуникационных барьеров между преподавателями и обучаемыми, а с другой, призваны увеличить «ликвидность» приобретаемого человеческого капитала в условиях глобализации, то есть увеличить потенциальные возможности для социальной мобильности не только для отдельных индивидов, но различных профессиональных групп, и посредством этого расширить сферу влияния образования как системы на другие подсистемы общества.

В российской и зарубежной научной печати ведутся дискуссии относительно наиболее острой проблемы системы высшего профессионального образования на современном этапе — проблемы сокращения периода амортизации знаний (устаревания) и уменьшения их ликвидности.

На наш взгляд, разрешение данного вопроса лежит за пределами технического оснащения учебного процесса и экономических проблем, стоящих пред вузами. Можно увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации в сохранении целостности образования как социальной подсистемы через расширение возможностей осуществления выбора для субъектов образования, за счет увеличения многообразия внутренней структуры — расширения спектра образовательных услуг, развития методик, ориентированных, прежде всего, на овладение приемами познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, а также привития ценностей и моделей поведения, способствующих формированию адекватной требованиям среды мотивации у субъектов образовательной системы. Такая направленность учебного процесса, даже в динамично меняющихся современных условиях, способна повысить эффективность функционирования системы образования. Мотивация личной самореализации в совокупности с навыками самообразования и исследования позволит специалистам с высшим образованием более эффективно проходить этапы ресоциализации и адаптироваться в новых обстоятельствах.

3 стр., 1043 слов

развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

... познания, психологии и педагогики, имеющие вы­ход на проблему формирования творческого мышления; намечается синтез подходов, ... материалистическом учении о факторах развития человеческой личности, ее детерминированности биологическими, социально-экономическими условиями ... оставался один путь совершенствования учебно-воспитательного процесса: обобщение и распространение передового педагогического опыта. ...

гуманизация духовный философский личность

4. Рационалистические и духовно-философские факторы развития личности учащегося

Проблема становления личности учащегося решается сегодня как педагогикой, так и философией — областями гуманитарного знания, между которыми имеется тесная взаимосвязь. Сегодня методологическую роль философии по отношению к частным наукам, одной из которых является педагогика, никто не отрицает, — но, как правило, при условии, что философия в данном взаимодействии будет ограничиваться рамками науковедения. В итоге в интерпретации современной педагогики личность учащегося не связывается ни с духовным проектом, ни с совокупностью исторически изменяющихся общественных отношений и социальных ролей, ни с ценностно-нормативной спецификой гражданского общества, ни с национальным менталитетом и мировоззрением. Она как бы «вырастает» из возрастной психологии и физиологии, закономерности которых, подобно физическим закономерностям, не зависят ни от времени, ни от социального пространства. Соответственно, личность учащегося не рассматривается как субъект, а лишь в качестве объекта научного познания, «добываемого» в ходе педагогического эксперимента. Фактор социального времени здесь не имеет никакого значения.

Вот как ставит по этому поводу вопросы и дает на них свои ответы одна из представительниц системно мыследеятельной методологии, латвийский философ и педагог

О. Аугустовска. «Имеет ли педагогика средства определения того, «какой век во дворе»? Имеет ли средства ориентации во времени, в культурной ситуации и в истории? Говоря в общем смысле, ответ на этот вопрос однозначен и прост: такие средства должны быть. Но, увы, имея в виду сегодняшнюю педагогику, придется признать отсутствие в ней того, что непременно должно быть. Педагогика сегодня вне времени, вне культуры и вне истории. К тому же она не имеет средств понимания этого и средств возвращения в наше время, в современную культуру и в историю. Наша педагогика заколдована. Она пребывает в «стеклянном гробу», за стенами которого мир живет свой жизнью. А » спящая красавица» видит только свои сны. Педагогика пытается проснуться, пытается преодолеть «стеклянный барьер», но пока еще не умеет отличить сон от реальности. Как это можно сделать?» [1, с. 5].

В качестве одного из способов «расколдовывания» педагогики данная исследовательница и предлагает системно-мыследеятельностную методологию как одну из разновидностей философской методологии. Суть ее в том, что анализ и критика современной системы образования и даже конкретной деятельности учителя проводится на основе онтологии мыследеятельности и представляется как организационно-деятельностная версия культурной политики. Для этого весь образовательный процесс представляется как мыслекоммуникация.

1 стр., 471 слов

V. Структура личности учащегося.

... к одной «группировке». Имеет лидерские задатки, однако излишне застенчив. V. Структура личности учащегося. 1. Направленность: мальчик стремится наладить мир между ссорящимися товарищами, выступает начинателем нового ... Память: долговременная память развита хорошо, однако кратковременная память развита слабее. IX. Мышление: Способен решать поставленные перед ним задачи на своем уровне, логичен в ...

Представители данной методологии убеждены в том, что основой всякой культурной политики, в том числе и образовательной, является нахождение компромисса в коммуникации, поиск общего языка обсуждения плана-проекта и описания представлений. Лица, имеющие различные интересы и цели в пространстве измеряемого, а также различные представления, идеи и проекты в пространстве умопостигаемого, могут решить одну задачу лишь благодаря созданию организованного пространства общения, где они могли бы договориться о способе решения и средствах организации и проведения коммуникации.

Говорить и понимать сказанное в деятельностной ситуации индивид может только в том случае, если речь идет о его заботах, трудностях, ситуативных проблемах и целях. Организации процесса обучения и культурной работы рассматривается как состояние рефлексии и коммуникации, ее проблем и трудностей. «Рассматривать мир как природный, работать и мыслить в онтологии природы после Гегеля, — по их мнению, — невозможно. Все теории, способы мышления и подходы, замкнутые на онтологии природы, например, позитивизм, материализм и близкие им философии), после Гегеля есть анахронизм» [3., с. 42-43].

Имея дело лишь с ситуационно изменяемыми в определенном социальном пространстве и времени понятиями, идеями, методолог СМД проблему должного решает через изучение техники, средств и методов современного мышления и организации профессиональной интеллектуальной коммуникации. При этом должное рассматривается им как логическая необходимость. Для этого используются разработки проблем современной демократии Ю. Хабермаса, Ю. Фребеля и других западных философов. Главное внимание обращается «к тем условиям коммуникации, при которых возможно как-то комбинировать процесс образования мнения, ориентирований на истину, с процессом образования воли большинства».

Процесс образования предстает как процесс трансляции культуры, направленный не на отдельно взятую личность, а на целое поколение людей. Содержанием отношений трансляции и реализации культуры являются нормы, образцы, прототипы и эталоны, которые в конкретных условиях могут выступать как понятия или правила, как средства или натуральные объекты. Построение понятия или схемы — всегда логическая процедура, но формы изложения построенного могут быть разными в разное историческое время.

Достаточно близкой к данной философской методологии в части диагноза, который она ставит своему времени, является философия и социология феноменологии. Мышление рассматривается здесь не в том виде, в каком оно представлено в учебниках по логике, а как оно действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в социальной истории и политике. Однако методы мышления, с помощью которых мы принимаем самые важные для нас решения, пытаемся понимать и направлять нашу социальную и политическую судьбу, согласно данной философской методологии, остались неосознанными и недоступными рациональному контролю и критике. «Этот тип мышления образует собой комплекс, который не может быть легко отделен ни от психологических корней эмоциональных и жизненных комплексов, составляющих его основу, ни от ситуации, в которой он складывается, и решение которой он пытается найти» [4, с. 8].

Конкретно существующие формы мышления, согласно феноменологической концепции, не выводятся из контекста того коллективного действия, посредством которого мы в духовном смысле открываем мир. Люди, живущие в группах, сосуществуют не просто физически. Они воспринимают предметы окружающего мира не на абстрактном уровне созерцательного разума и не только в качестве отдельных индивидов. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их социальный и природный мир, либо сохранить его в существующем виде.

В соответствии со специализацией коллективной деятельности, в которой участвуют люди, они могут различным образом видеть окружающий их мир. Иными словами причиной возникновения различных форм мышления философская феноменология считает бессознательные мотивы и предпосылки коллективной деятельности, соответствующего социального времени. Мир внешних вещей и психическое переживание, согласно данному подходу, пребывает как бы в постоянном движении. «До тех пор, пока наша гносеология не признает, что знание носит социальный характер, а индивидуализированное мышление является историческим, — по мнению К. Манхейма, — у нас не будет ни адекватной психологии, ни адекватной теории познания…» [4, с. 34].

Различие системно-мыследеятельностного и феноменологического подходов состоит, в частности, в том, что в одном случае человек представляется как личность своей эпохи, определенных исторических социально-культурных условий, которые ею вовсе не осознаются, а во втором — как выражение «абсолютного духа», всей истории развития человечества или единого божественного начала, и в этом плане природа и сущность всех людей представляется одинаковой, но конкретизируется и обретают временное содержание в результате рефлексии. Общим же для них является то, что и в одном, и во втором случае личность учащегося рассматривается как своеобразный мыследеятельный или социальный проект. В обоих случаях речь идет о конструировании социальной реальности, хотя методы и средства этого конструирования различны. «Реальность» рассматривается как способность, присущая феноменам, иметь бытие, независимое от нашей воли и желания (мы не можем «от них отделаться»), а знание можно определить как уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают специфическими характеристиками [2, с. 9].

Что является реальным? Откуда это нам известно? Это, по мнению директора Бостонского института изучения экономической культуры США П. Бергера, — один из наиболее древних вопросов не только чисто философского исследования, но и человеческого мышления как такового.

Таким образом, становление личности учащегося не определяется лишь трансформацией и развитием естественных потребностей и способностей индивида. Данный процесс имеет свои социально-духовные и рациональные основы. Эти основы выражены в трансляции и реализации культуры, изменении ценностей и норм общества, моды, стиля, вкусов, образа жизни, существенно отличающих одни поколения людей от других, одно социальное время и пространство от другого. Как феномен своего времени, личность одновременно предстает в качестве выражения социальной необходимости и индивидуальной свободы.

В силу этого процесс образования всегда имеет национальный характер в контексте глобальных социокультурных трансформаций. При этом система образования вынуждена ориентироваться как на общечеловеческие, так и на личностные, объективные и субъективные знания, а также не развитие мышления, воли и эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Литература

2.С. 5-8.

3.Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М., 2005.

4.Мацкевич, В.М. Об образовании: полемические этюды. — Минск, 2008.

5.Манхейм, К. Диагноз нашего времени. — М., 2004.

6.Костецкий, В.В. Полуобразованность и полунраственность в системе образования // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 40-46.

.Кузнецов, Д.И. Антропология и гуманистические идеалы технического образования. Автореф. дис… канд. филос. наук: 09.00.11; 27.04.07. — СПб., 2007.

8.Шелер, М. Избранные произведения. — М., 2004.

9.Розанов, В.В. Сумерки просвещения / Сост. и статья В.Н. Щербакова. — М., 1990.

10.Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).

— М., 1998.

11.Панарин, А.С. Образованность как русская идея: коллизии и перспективы. — Москва. — 2009. — № 11.

12.С. 139-145.