Анализ поведения главного героя с точки зрения судебно-психологической экспертизы

Содержание

Введение

. Состояние аффекта (сильного душевного давления) или убийство из чувства справедливости?

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мартин Харт (Вуди Харрельсон) представляет собой весьма неоднозначного персонажа. Его совмещение опасной и напряженной, с психологической точки зрения, работы следователя убойного отдела со стремлением и, по возможности, ведением благополучной жизни классического американского семьянина успешно дается ему лишь на первый взгляд.

Рассматривая события его жизни, предшествовавшие описываемой мною ситуации, представляется возможным определить причины, которые привели его к тому, что в критической ситуации, о которой в дальнейшем пойдет речь, психика побудила его именно к таким бесконтрольным и фатальным действиям, как убийство человека в предполагаемом состоянии аффекта.

Итак, начнем с его профессиональной деятельности. На службе у Марти имеется сразу два серьезных раздражителя: во-первых, достаточно резонансные и дестабилизирующие состояние психики расследования, в частности дело, которым он занимается в данный момент, с изобилием жестокости, отягчающих обстоятельств и оккультным подтекстом; во-вторых, не менее важным фактором раздражительности для него является крайне своеобразная и непростая личность его напарника, Растина «Раста» Коула (Мэттью Макконахи), бывшего агента Федеральной службы по борьбе с наркотиками, проработавшего 4 года под прикрытием, отношения с которым у Марти далеко не всегда складываются так гладко, как ему бы хотелось. В своей совокупности эти два аспекта постоянно держат его в напряжении, а зачастую и в стрессовом состоянии, что, в свою очередь, сказывается на его поведении в семейном кругу, особенно в отношениях со своей женой Мэгги (Мишель Монаган).

Для того, чтобы определить находился ли Марти в состоянии аффекта во время убийства Реджинальда Лэду, необходимо определить субъективный смысл экстремальной ситуации и проблем, окруживших его со всех сторон, т.е. как именно он их оценивал, и установить наличие реальных условий для возникновения состояния аффекта.

5 стр., 2375 слов

Аффект как психологическое состояние

РостГМУ Аффект Понятие аффекта и его характеристики Выполнила: студентка 1 курса 3 группы ЛПФ Захарова Инна Игоревна 13.05.2013 Содержание. Аффект как психологическое состояние Механизмы возникновения аффекта Признаки аффекта Виды аффекта Причины возникновения аффекта Фазы и функции аффекта Характеристики аффекта С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а ...

1. Состояние аффекта (сильного душевного давления) или убийство из чувства справедливости

аффект убийство криминальный экспертиза

Коллапсом его личной жизни, который привел его к последующему отдалению от семьи, становится факт раскрытия его женой регулярных супружеских измен с коллегой по работе, что естественным образом ещё сильнее усугубляет его морально-психологическое состояние. Кроме того, нельзя недооценить степень влияния его детей в рассматриваемой ситуации на возникновение предполагаемого мною состояния аффекта. У Марти растут две маленькие дочки, отношения с которыми он, по иронии судьбы, начинает ценить по достоинству, только лишившись возможности постоянно быть с ними по причине вышеописанной размолвки с женой. Обстоятельства его семейной жизни могли иметь большое значение, так как поводом к наступлению состояния аффекта послужил именно вид маленьких детей, приблизительно являвшихся ровесниками его дочерей, и осознание того, какие муки, истязания и извращения им пришлось перенести во время своего заточения в «Каркозе». Так убийца называет вымышленную реальность или, если быть точнее, проклятый город. Интересно, что «Каркоза» является литературной отсылкой к произведению «Король в Желтом» Роберта Чемберса, сборнику рассказов опубликованном в 1895г.

«Подверженности аффекту способствуют предшествующие неблагоприятные условия, воздействующие на обвиняемого, — болезненное состояние, бессонница, хроническая усталость, перенапряжение и др.»- пишет профессор Васильев В.Л. в своём учебнике «Юридическая психология». И, действительно, некоторые из признаков, приведенных профессором Васильевым В.Л., прослеживаются в поведении Марти. Он недосыпает, перенапрягается на работе, регулярно злоупотребляет алкоголем.

Состояние аффекта характеризуется краткостью и «взрывным» характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями. Марти выходит быстрым шагом из сарая, где он обнаружил троих детей. Преодолевает расстояние до виновника, по его мнению, представителя бесконечного и бессмысленного зла, и выстреливает практически в упор в голову насильника. Лицо Марти в холодном поту, его руки трясутся, взгляд отсутствующий, отстраненный. Очевидно, что следователь, нарушивший все законы, с санкциями которых он знаком лучше многих других людей, не сразу понимает всего им содеянного, осознание наступает позже, когда второй подозреваемый взрывается на самодельной мине, пытаясь сбежать. Реджинальда буквально казнят представители правопорядка, и у его брата (Дювала Лэду) не остается другого выбора, кроме как попытаться спастись. Стоит рассмотреть действия Марти на предмет противоречий, столь часто сопутствующих состоянию аффекта. Оба подозреваемых фактически были задержаны, троим давно потерянным детям уже ничего не угрожало, какой же в этом смысл? Реджинальд Лэду был необходим для дальнейшего расследования дела, детективы рисковали своими жизнями, заранее не обратившись за поддержкой к своим коллегам, они хотели быть первыми, кто проведет допрос этих маньяков и, по совместительству, изготовителей тяжелых наркотиков, но один выстрел затормозит это расследование на многие годы. В поведении Марти прослеживаются определенные признаки состояния аффекта, а именно: сужения сознания (он ничего не видит кроме Лэду, он даже не моргает, смотря на него); состояние аффекта длится от десяти секунд до нескольких минут (не более половины минуты Марти тратит на то, чтобы выйти из сарая и застрелить подозреваемого).

17 стр., 8287 слов

Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара» Кафедра педагогики дошкольного и начального образования Курсовая работа Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка Арзамас, 2006 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека 1.1 ...

Режиссёры данного серийного фильма подчеркнули репликой Раста нездоровое психическое состояние Марти, выражавшей легкое воодушевление, появившееся благодаря тому, что Марти способен двигаться и говорить после случившегося. Как стало известно позже, одного из трёх похищенных детей спасти всё же не удалось — он умер за час до их появления на этой спрятанной ферме. В ходе расследования главными героями было установлено, что своих жертв преступники заставляли регулярно употреблять сильнодействующие психотропные вещества, но когда Марти увидел весь этот ужас в живую, то испытал на себе субъективное и правдивое ощущение страданий, обоснования которым не было и быть не может ни в оккультных обрядах, ни в действиях, инициаторами которых являются верховные представители духовенства, ни жертвами которых, оказываются беззащитные дети. Возможно, детектив непроизвольно спроецировал пережитое незнакомыми и давно забытыми всеми детьми на своих любимых дочерей, с которыми он еще много лет не сможет наладить взаимоотношения.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

Заключение

Надеюсь, что проведенный мною анализ поведения главного героя многосерийного фильма «True Detective» даёт достаточно оснований полагать о наличии состояния аффекта, авторы сериала никак не рассматривают описанное мною происшествие с точки зрения правовых последствий. Марти и Раст обманывают комиссию, а много лет спустя и работников службы внутренней безопасности. Редкий суд смог бы столь тщательно приглядеться к обстоятельствам, окружающим Мартина Харта и позволившим бы судебно-психологической экспертизе установить достаточность условий для наступления состояния аффекта, но человек, которого он считал отвратительным и прогнившим изнутри, понимает его за доли секунды, не произнося ни единого слова.

Список использованной литературы

1.Юридическая психология. Васильев В.Л. 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: 2009.

2.Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. Ситковская О.Д. Москва, 1983.

.Изд.: Юрлитинформ; Москва, 2001 г.

.Общая и юридическая психология Еникеев М.И. Питер, 2004.