Лекция 4. Предмет, объект и структура психологии.
Основные этапы развития психологии. от 24.09.18
План:
1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.
2. Основные этапы становления психологии как науки.
3. Структура современной психологии.
4. Место психологии в системе наук.
5. Принципы и методы психологии.
Термин «психология» (греч. psyche — душа ,logos — знание) — дословно означает «знание о душе». Такое слово впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Х. Вольфа.
Современная трактовка этого понятия следующая:
— психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека;
-психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Рождение психологии как науки связывают с именем В.Вундта, который в 1879 г., в г. Лейпциге открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.
Введем определения «предмет» и «объект» науки.
Объект — часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.
Предмет — часть объекта интересующего исследователя.
Объектом изучения психологии является психика человека. Под предметом психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Изучается психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... -1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо ... предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он его видит. Восприятие– это создание целостного образа предмета или ...
Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие
К основным задачам психологии относят:
1. Изучение закономерностей развития психики: психических процессов, свойств, состояний и их особенностей в различные возрастные периоды;
2. Изучение закономерных зависимостей человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов;
3. Изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности (трудовой, научной, творческой и др.);
4. Выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В общем виде задачи педагогики можно представить следующим образом:
1. Выявление закономерностей в области образования и управления образовательными системами.
2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
4. Разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
Гораздо богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики. Так, для организационно-управленческой деятельности человека является важной задача изучения психологии группы, коллектива, условий его эффективного функционирования, а для деятельности по повышению профессиональной квалификации и мастерства будет актуальной задача выявления путей, методов самообразования и т.п. Многие из этих задач не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения.
Многообразие задач, стоящих перед психологией и педагогикой, отражаются в их разветвленной структуре.
Отрасли психологии:
· дифференциальная психология изучает индивидуальные различия между людьми на основе применения специальных тестовых, опросных и других методик:
· психофизиология исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы;
· медицинская психология охватывает вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию и др.
Происхождение и развитие сознания человека
... развития психики; • уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы; • человек, ... изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности ... вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, ...
· детская и педагогическая психология, которые тесно связаны между собой, поскольку психическое развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности;
· возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения;
· психология труда изучает трудовые процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека и проведения профессионального отбора;
· инженерная психология рассматривает вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования, что послужило основанием для оформления;
· социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах — трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также различную внутреннюю структуру;
· психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей.