Введем определения "предмет" и "объект" науки.

Лекция 4.  Предмет, объект и структура психологии.

Основные этапы развития психологии. от 24.09.18

План:

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

5. Принципы и методы психологии.

Термин «психология» (греч. psyche — душа ,logos — знание) — дословно означает «знание о душе». Такое слово впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Х. Вольфа.

Современная трактовка этого понятия следующая:

— психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека;

-психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Рождение психологии как науки связывают с именем В.Вундта, который в 1879 г., в г. Лейпциге открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.

 

Введем определения «предмет» и «объект» науки.

 Объект — часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет — часть объекта интересующего исследователя.

Объектом изучения психологии является психика человека. Под предметом психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Изучается психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

 Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... -1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо ... предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он его видит. Восприятие– это создание целостного образа предмета или ...

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие

К основным задачам психологии относят:

1. Изучение закономерностей развития психики: психических процессов, свойств, состояний и их особенностей в различные возрастные периоды;

2. Изучение закономерных зависимостей человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов;

3.  Изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности (трудовой, научной, творческой и др.);

4. Выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

В общем виде задачи педагогики можно представить следующим образом:

1. Выявление закономерностей в области образования и управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

4. Разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Гораздо богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики. Так, для организационно-управленческой деятельности человека является важной задача изучения психологии группы, коллектива, условий его эффективного функционирования, а для деятельности по повышению профессиональной квалификации и мастерства будет актуальной задача выявления путей, методов самообразования и т.п. Многие из этих задач не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения.

Многообразие задач, стоящих перед психологией и педагогикой, отражаются в их разветвленной структуре.

Отрасли психологии:

· дифференциальная психология изучает индивидуальные различия между людьми на основе применения специальных тестовых, опросных и других методик:

· психофизиология исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы;

· медицинская психология охватывает вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию и др.

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... развития психики; • уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы; • человек, ... изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности ... вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, ...

· детская и педагогическая психология, которые тесно связаны между собой, поскольку психическое развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности;

· возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения;

· психология труда изучает трудовые процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека и проведения профессионального отбора;

· инженерная психология рассматривает вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования, что послужило основанием для оформления;

· социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах — трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также различную внутреннюю структуру;

· психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей.