Теоретические основы для проведения тренингов

  1. Психологический тренинг: что это? Роль тренера в проведении тренинга.

Тренинг, по сути – это любая система тренировок с целью совершенствования в различных областях жизни, а также для снятия с кого-либо отрицательного воздействия.

В психологическом контексте, тренинг можно определить как систематическое упражнение, направленное на выявление и последующее формирование психических свойств личности: познавательных, волевых, эмоционально-чувственных и т.д.

В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.

Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

Особенности формата тренинга:

— Краткосрочность обучения: от нескольких часов до нескольких дней;

— Групповое обучение (в идеале, 12 человек – возможность создать эффективную коммуникацию между участниками)

— Интенсивный характер обучения и обилие упражнений, способствующих формированию деловых, личностных качеств личности, умений человека и т.д. (В этом отличие тренинга от семинара)

Роль тренера:

От ведущего или тренера требуется выполнения разнообразных функций. Обязательными являются:

  • определение назначения и тематики тренинга
  • разработка программы тренинга
  • подбор и формирование группы участников
  • выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе
  • создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи
  • организация и проведение тренинговых процедур и упражнений
  • организация и проведение рефлексии полученного опыта
  • оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
  • оказание участникам оперативной психологической помощи (консультативной, терапевтической и т.п.).

По Кислингу-Зонтагу выделяют 7 классических тренерских ролей: учитель, эксперт, партнер по обучению, модератор, «спарринг-партнер», коуч, сопровождающий.

3 стр., 1032 слов

Презентация на тему: Психологические особенности личности тренера

... окружающими его людьми и обществом в целом. 7.Структурное единство. Личность многообразна всвоих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Профессионально важные качества тренера: —мировоззренческие, ... общественной деятельности и общественных отношений. Отличительными особенностями личности являются: 1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего как живое, наделенное ...

Роль

Функция

Риски

Учитель

Профессионал в сфере работы с документами и в выборе методов работы; умеет наглядно  показывать применение знаний. Дает ориентацию в ситуации и уверенность.

Планы хода события доминируют над потребностями участников; школьные поучения мешают восприятию в группе и достижению целей обучения.

Эксперт

Дает  информацию и советы; профессиональные компетенции и опыт; знает технику и теорию; хорошее общее образование позволяет комментировать большое количество различных тем, сфер.

Иногда основательные знания или длинные монологи могут сделать участников пассивными, смутить их или сделать агрессивными.

Партнер по обучению

Любопытен к вопросам, ответам и взаимному обучению; старается приспосабливаться к участникам,  может и сам воспринять совет; чувствительно реагирует на динамику отношений в группе.

Если возникнет страх при неизбежном конфликте, тренинг от него может «ускользнуть»; может колебаться и упустить момент психологической игры, и тогда потеряет уважение группы.

Модератор

Прежде всего – методичный помощник в процессах группы, структурирует предметную работу; остается нейтральным и помогает строить в группе прозрачные и позитивные отношения; формирует динамичные процессы в группе и строит пути к конструктивным подходам к конфликтным ситуациям.

В чисто предметных вопросах может быть не слишком индивидуален или компетентен, чтобы передавать свои знания; давая обратную связь на поведенческих тренингах, иногда высказывает слишком нечеткую позицию, которую группа может как принять, так и отклонить, начав сомневаться. Иногда также не хватает ориентирования.

«Спарринг-партнер»

Знаком с суровой реальностью, организационными процессами и возможным сопротивлением; помогает участникам подготовиться к практике, выступая как партнер по ролевой игре или «адвокат дьявола», при этом дает прекрасную обратную связь.

Может «перегнуть палку», и тогда ролевые игры и дискуссии превратятся в самоцель, результаты дискуссии и моделирование практики не будет оценено в полной мере, невозможно будет проверить их пригодность на практике.

Коуч

Профессионал в сфере управления отношениями и процессами; содействует личному развитию отдельных участников.

Ему необходимо пространство для индивидуальной работы; высказывание о личных проблемах может быть для участников очень рискованным.

Сопровождающий

Появляется в сложных, неординарных ситуациях, прислушивается к происходящему; создает пространство, в котором заинтересованные могут высказаться и поработать с проблемами.

Исключительная роль для тренера, когда он в какой-то момент принимает на себя исключительные условия; обращение с отдельными участниками должно обсуждаться с заказчиком.

  1. Виды тренингов.

В зависимости от целей и предназначений тренинга, можно выделить различные категории данного метода. Весьма условно их можно разделить на три категории:

  1. Коммуникативные тренинги
  2. Тренинги личностного роста.
  3. Бизнес-тренинги.

Коммуникативные тренинги или же поведенческие тренинги

 Их основная задача — постановка поведенческих навыков. Вас берутся научить эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут вам преодолеть трудности в реальной жизни.

На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.)

Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга —  показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения. Тренинги личностного роста

Личностный рост — штука интересная, хотя и очень туманная. Определенной трактовки данного феномена не существует, как и не существует конкретных критериев, которые позволяют измерять личностный рост. Сами же тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализирует переживания, которые вы смутно ощущаете, как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников, вы вытаскиваете наружу свои неосознаваемые страхи, избавляетесь от внутренних барьеров, узнаете то, как вас воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении. Основной упор делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие пытаются эти маски видоизменить. На этих тренингах исследуются и подвергаются сомнению, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как вы видите мир, поэтому, посещая его, надо быть готовым к серьезным изменениям взглядов на жизнь и свое место в ней. Бизнес-тренинги

Это — бесчисленные вариации первых двух категорий, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Это разновидность обучения, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника в организации.

Бизнес тренинги могут способствовать научению техникам эффективных переговоров с потенциальными партнерами, формированию сплоченной и работоспособной команды, повышению уровня продаж, разработке оптимальной стратегии формирования и развития организации, эффективному и рациональному распоряжению собственными рабочими ресурсами и т.д. Исходя из этого и вырабатываю различные темы бизнес-тренингов.

Львиную долю здесь составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и т.н. «развитие персонала» (формирование команды).

Сущность последнего заключается в стремлении превратить «эту шайку бездельников» в «сплоченную команду профессионалов».

3.Популярные темы психологического тренинга

Запросы бывают разными. Темы для тренингов и их названия могут быть всевозможными.

В бизнес-тренерстве выделяют две категории тренингов: коммуникация с собой, коммуникация с другими. В них можно выделить 10 ведущих запросов к бизнес-тренеру:

Коммуникация с собой

  1. Стресс-менеджмент: стресс нехватки ресурсов, стресс нехватки целей.
  2. Тайм-менеджмент: диагностика времени, целеполагание, планирование и организация своей жизни, отсюда следует контроль и самомотивация, коррекция своих планов и целей.
  3. Стратегии принятия эффективных решений: работа с поливариантными стратегиями (вариантов нет), принципиальными стратегиями (дилемма), смесью стратегий.
  4. Life-коучинг: «Всё хорошо, но мне почему-то хреново». Человек не может сказать о своих проблемах; на фоне всеобщего благополучия развивается депрессия. Проблемы самообмана и перформативные проблемы, т.е. как подать себя обществу, чтобы тебе от этого было хорошо.
  5. Здоровье и семья: баланс работы и личной жизни; проблемы в семья, которые способные отразиться на эффективность трудовой деятельности.

Коммуникация с другими

  1. Психология продаж
  2. Эффективные переговоры
  3. Командообразование и управление командой
  4. Управление конфликтами: как правильно конфликтовать, эффективные стратегии, способы выхода из конфликта, как не попасть в конфликтную ситуацию.
  5. Тренинг самопрезентации: проблема эффективного публичного выступления.

По сути, эти же темы могут встречаться и в тренингах личностного роста, и в тренингах коммуникативных.

  1. Программа тренинга

Большинство тренеров сталкиваются с трудностями при самостоятельном написании программы тренинга. Еще бы — одно дело проводить уже готовые небольшие программы, или обучение по продукту, и совершенно другое – с «0» написать качественный тренинг. Да так написать, чтобы участникам понравилось, чтобы руководству не стыдно было показать, чтобы, в конце концов, его провести без проблем. Выделяют 5 шагов написания программы тренинга:

     Шаг 1: Чего изволите? – ставим цели и задачи тренинга. Описательная записка

Важно так же собрать информацию: кого учить, чему учить, где учить. После этих, на первый взгляд, не хитрых действий у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга. Составление пояснительной записки.      Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.

Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены — нет концепции, нет органики. Главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу и не даст вам возможности разбрасываться.

 Шаг 3: Составляем план тренинга. Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули. Прописываем временные промежутки.      Шаг 4: Подбираем методы обучения, составляем упражнения, определяем их цели, длительность, стимульный материал, возможный раздаточный материал, составляем возможные вопросы после прохождения каждого упражнения.

Выбирайте методы в зависимости от цели тренинга: Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия).

Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга: Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций. Выбирайте методы в зависимости от особенностей группы: Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры, метод «Doitwrong»).

Выбирайте методы в зависимости от временных ресурсов: Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом.      Шаг 5: Пишем саму программу тренинга Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий. 

4.1 Пояснительная записка: что это и как писать?

Пояснительная записка — это документ, позволяющий получить общие сведения о тренинге. Содержание пояснительной записки зависит от программы тренинга, к которой она прилагается.

Отчет о проведенном тренинге может включать следующие пункты.

— Что было заказано. Кратко излагается утвержденная ранее программа тренинга, включающая тему, аудиторию, цель, задачи и средства тренинга.

— Когда, где, с кем, в каких условиях проводился тренинг. Этот пункт может нести в себе важную информацию, поскольку качество и результативность тренинга во многом зависят от условий его проведения, длительности, количества и состава участников. Руководитель сможет сделать корректирующие выводы о соотношении цены/качества в следующий раз, заказывая тренинг на тех или иных условиях.

— Общая характеристика группы и психологический климат в ней. Важный пункт, поскольку тренинг проходит в живой организации и несет на себе отпечаток внутренних взаимоотношений в компании. Кроме того, ориентируясь на эмоциональный потенциал группы, отражающийся на психологическом климате, можно прогнозировать результаты воздействия будущих управленческих решений на коллектив.

— Структура тренинга кратко.

— Результаты тренинга.

— Что было сделано. Практический результат по каждому блоку.

— Какими навыками овладели участники и какие могут использовать в работе. Какие знания освоены.

— Какие темы поднимались в обсуждениях и вызвали резонанс.

— Определение мероприятий и видов работ, проводимых между тренингами (домашние задания, супервизии, «отчеты о достижениях» и т. д.).

4.2 Структура тренинга

Вводный этап тренинга – знакомство и ориентация

Знакомство участников обычно проводится в самом начале тренинга, после краткого представления тренера, но перед обсуждением ожиданий и согласованием программы. Это важный элемент установочного блока тренинга. Знакомство проводится даже тогда, когда участники тренинга знают друг друга, и направлено на решение следующих задач:

  • ориентировка в ситуации (кто принимает участие в тренинге, «кто есть кто»);
  • запоминание имен друг друга (тренер также в ходе знакомства запоминает имена участников);
  • установление контактов между участниками, их сближение, формирование атмосферы доверия;
  • вовлечение участников в игровые, тренинговые формы работы.

Если есть необходимость экономии тренингового времени, процедура знакомства может быть совмещена со сбором ожиданий участников. В этом случае они, представляясь или представляя друг друга, говорят и об ожиданиях от тренинга.

Что же такое — разминки для тренинга, и в чем их смысл?

Центральная задача разминок в том, что они способствуют групповой динамике. Разминки следует привязывать к определенной задаче, тематике тренинга. В таком случае обсуждения результатов разминки выстраивает эмоции и мышление участников в нужном русле – тогда энергия разминки идет на пользу всему процессу.

Следующая функция разминок – помочь участникам раскрепоститься и снять напряжение. Еще одна важная задача разминок – формирование сплоченности группы. Часто именно после разминок в группе появляется ощущение общности интересов, и начинает проявляться групповое творчество.

В начале тренинга нужно сократить дистанцию между участниками и «обжить» пространство. Для этого проводятся групповые разминки, подразумевающие движение и взаимодействие между участниками.

Самая последняя разминка в тренинге (еще называемая заминкой) – самая задушевная, она проводится незадолго до обратной связи. Такие разминки должны нести позитив — слова благодарности и комплименты друг другу, аплодисменты. Состояние, полученное в результате таких разминок, распространяется на все предыдущее время тренинга и создает атмосферу теплоты и открытости.

Основной обучающий этап тренинга

В основной части тренинга отражено ключевое содержание, выстроенное в определенной логической последовательности. Это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. В качественном тренинге данный тип упражнений должен занимать наибольшую часть времени тренинга.

Основные упражнения обычно длительны по времени, ведь в них должен успеть поработать каждый участник тренинга и у него должно быть достаточно времени для наработки умения. Чаще всего основные упражнения проводятся в парах или тройках, реже в микрогруппах. Это позволяет сделать так, чтобы каждый участник получил свой опыт и потренировал умение. 

Данный тип упражнений используется на протяжении всего времени тренинга, обычно в начале тренинга ставятся более простые основные упражнения, во второй половине — более сложные, глубокие. Часто основные упражнения ставят после соответствующей мини-лекции.

Завершающий этап тренинга

В заключительной части подводятся итоги проведенного тренинга, выделяются ключевые моменты и выводы, возможно, включить упражнения на саморефлексию. Последнее упражнение может быть направлено на получение позитивных эмоций, на расслабление, на подготовку к дальнейшей работе. Важные вопросы в конце тренинга:

  • «Что было важно для вас?».
  • «Что возьмете с собой в работу? («О чем узнали? При каких условиях это принесет вам нужный результат? Как и когда вы сможете это использовать? Зачем? Что от этого будете иметь лично вы?»).

В структуре тренинга необходимо описывать каждое упражнение исходя из следующих критериев:

  • Цель
  • Процедура
  • Инструкция
  • Необходимые ресурсы
  • Рефлексия (вопросы для обсуждения)
  • Выводы
  • Время

4.3 Что есть цели и задачи тренинга?

Цель тренинга- конкретный ожидаемый результат от проведенного тренинга. Что мы будем иметь после проведенного тренинга.

Задачи –совокупность конкретных действий, которые тренер вместе с группой должен совершить для достижения поставленной цели.

Невозможно достичь цели, если она поставлена нереалистично, неадекватно желаемому результату, или вследствие неверной оценки и интерпретации потребностей, которые должны быть удовлетворены. Именно поэтому определение целей любого тренинга начинается с самого тщательного выявления потребностей заказчика и постановки конкретных задач, которых планируется достигнуть. Если речь идет о бизнес-тренинге, задачи будут формулироваться как перечисление того, что выпускники тренинга должны будут знать и уметь по завершении тренингового курса. Само собой разумеется, что эти задачи должны быть необходимы или полезны для удовлетворения именно тех потребностей бизнеса, которые были заявлены заказчиком и сформулировали цели тренинга. Научить персонал чему-то, пусть и полезному, но не для достижения актуальных и долгосрочных целей компании, это вряд ли то, что возымеет хороший эффект.

Цели и задачи тренинга должны быть не только четко сформулированными и принципиально достижимыми, но и измеримыми в той или иной форме, иначе у вас не окажется четкого критерия для оценки эффективности тренинга. Если речь идет о тренинге личностного роста, такой критерий вряд ли можно создать, и придется пользоваться качественной оценкой.

Следует понимать, что главный критерий достижения целей проведенного тренинга это то, насколько успешно выпускник тренинговой программы может использовать полученные на тренинге знания, умения и навыки в своей реальной жизни, в частности, в профессиональной деятельности – а следовательно, насколько вся проделанная тренинговая работа послужила на пользу бизнесу в целом.  Даже если человек показал блестящие результаты на стадии завершения тренинга, легко и правильно выполняя все тестовые и практические задания, но неспособен или не стремится пользоваться полученным опытом для решения реальных задач впоследствии, очевидно, что польза от всего этого стремится к нулю.

Цель определяет, какими знаниями, умения, навыками должен обладать ученик, или как должно измениться его поведение к концу обучения. Цель формулируется как действие, процесс, состояние или компетенции, выступающие в качестве результата действий обучаемого. Например, Применять (обеспечить применение) … Рассчитывать стоимость … Обеспечить владение техникой … Парировать возражения и претензии … Обслуживать …

Обычно выделяют одну главную цель и разбивают ее на специфические задачи, детализирующие то, к чему должен прийти учащийся.

4.4. Методы в психологическом тренинге

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения)

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания. Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

4.5 Как составить собственное упражнение?

Подумайте, какая цель будет у вашего упражнения. Для чего человек должен его выполнит? Что он получит?

Далее поразмышляйте, каким образом можно достичь эту цель- опишите возможные задачи.

Исходя из задач, в зависимости от выбранного методасформулируйте тренинговую ситуацию, в процессе которой возможно эффективное достижение целей.

4.6. Правила тренинга

Тренер должен помнить, что групповой процесс подчинен определенным психологическим законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга. Перечислим самые важные из них: 1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях. 6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится. Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его. В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их. Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.