Тема 1. Основы психотерапии

Сама жизнь —

это вполне осмысленная терапия

Д. Винникот

План

(составить самостоятельно, вписать в опорный конспект)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятие «психотерапия» не имеет однозначного толкования. С ее развитием количество подходов и трактовок все больше увеличивается.

Понятие «психотерапия» происходит от греческих слов psyche — душа, therapeia — уход, забота, лечение. В научный обиход термин «психотерапия» ввел Д. Тьюк (D.Tuke).

В его книге «Иллюстрации влияния ума на тело» (1872 г.) так назывался один из разделов.

В зарубежных источниках понятия «психотерапия» (psyhetherapeia) и «терапия» (therapeia) обычно используются как синонимы.

Для определения специалиста, который осуществляет психотерапию, употребляются термины «психотерапевт», «терапевт», «терапист» (therapist — К. Роджерс).

История развития психотерапии (самостоятельно проработать дополнительные источники, «дерево психотерапии»)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Некоторые основные категории психотерапии

Психотерапевтическое вмешательство (интервенция) — вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями. В соответствии с этими целями выбираются средства воздействия.

8 стр., 3543 слов

2) Закрепить умение самостоятельно формулировать понятия всех психических процессов;

... психических процессах и их развитии у дошкольников; 2)Закрепить умение самостоятельно формулировать понятия всех психических процессов; 3) организация условий по приобретению студентами ... 1)уточнить знания студентов о методах педагогики; 2)Закрепить умение самостоятельно формулировать понятие методы педагогики; 3) организовать условия по приобретению студентами ПК ...

Может обозначать как общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъясненияе, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг и т. д.,).

На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и гуманистический. Каждый из них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):

  • педагого-психологическая
  • организационная психология
  • клинико-психологическая

Психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.

Психологическая коррекция — направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида.

Термин «клинико-психологическое вмешательство» широко распространен в зарубежной литературе. На постсоветстком пространстве чаще употребляют термин «психологическая коррекция». Он возник в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, т. е. понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия» часто рассматривают как идентичные.

Вместе с тем, психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в педагогике, в обыденном человеческом общении и т. п.

6 стр., 2687 слов

Лекция 2. Процесс психологической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения

... -психологической. Воздействие на личность предполагает решение двух основных задач: а) структурно-содержательную перестройку ее мотивационной сферы (стратегическая задача) б) коррекцию ... с прекращением использования одурманивающих веществ. При необходимости организуют психологическое, медицинское консультирование несовершеннолетних в подростковых наркологических службах. К профилактической работе ...

Считают также, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи пихопрофилактики на всех ее этапах.

Психологическое консультирование — процесс, направленный на помощь человеку в разрешении или поиске путей разрешения возникающих у него проблем и затруднений психологического характера; психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие; вид клинико-психологического вмешательства.

3 Подхода:

1).

Проблемно-ориентированное консультирование — анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2).

Личностно-ориентированное консультирование — анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей их предотвращения в будущем.

3).

Ресурсно-ориентированное консультирование — выявление ресурсов для решения проблемы.

Консультирование преимущественно является коррекционным, что обеспечивает реализацию профилактических функций. Развитие связано с решением задач индивида на различных этапах жизни (профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание семьи и другие вехи).

Большое значение придается повышению личностной ответственности за собственную жизнь. Конечная цель консультирования — научить клиента оказывать помощь самому себе, стать для самих себя консультантами.

Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.

Наука о личности — персонология.

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.

Теории личности выполняют функции: объяснение; предсказание

Компоненты теорий личности

  1. структура личности (например, черты личности)
  2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

Здоровье психическое, психологическое

1 стр., 476 слов

V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.

... навыков самообслуживания.   V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности. 1. Особенности эмоциональной сферы. Преобладающее ... расторможенности или заторможенности). 4. Состояние общего психического тонуса (работоспособность на занятиях, наличие или ... аппарата, слухового, зрительного анализаторов. 2. Группа здоровья. Наличие хронических соматических заболеваний. 3. Состояние ...

На сегодняшний день нет однозначного толкования рабочих понятий психотерапии — «психическое» и «психологическое» здоровье. Некоторые авторы используют их как синонимы.

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия (комфорта), характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Наиболее общими критериями психического здоровья многие авторы называют психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности.

В советской и постсоветской психологии показатели психического здоровья распределяются в соответствии с видами проявления психического: процессы (адекватность психического отражения, адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность); состояния (эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, совладание с негативными эмоциями, свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность оптимального самочувствия; свойства личности (оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, независимость, естественность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность).

В зарубежных подходах критерии психического здоровья определяются, прежде всего, «личностными1», психологическими особенностями человека, его поведения и мышления. Особенно это относится к экзистенциально-гуманистическому направлению. Так, в соответствии с концепцией А. Маслоу, самоактуализация личности предполагает: эффективное восприятие реальности; приятие себя и других; спонтанность, простота и естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, отсутствие страха неизвестности; воля и активность; свежий взгляд на вещи [322]. К. Роджерс писал о полноценно функционирующем человеке, который принимает себя и других, проявляет эмпатическое понимание и конгруэнтность, обладает спонтанностью, идивидуальностью, доверием к себе, открытостью опыту [391]. Экзистенциальные психологи формулируют проблему психического здоровья в контексте способности «быть живым, а не на пленке» (Дж. Бюдженталь); «мужества не бояться быть самим собой» (П. Тиллих); «жизнестойкости — отваге быть, готовности учиться на ошибках, делать что-то без уверенности в успехе» (С. Мадди); «аутентичности как отважности, способности быть верным себе, своему телу, чувствам, духовному началу, действиям» (А. Лэнгле); «поиска своего смысла существования как осознании того, что человек уже знал, но не позволял себе знать». Признак неаутентичности — страх, равный экзистенциальному вакууму, небытию, проявляющийся в пассивности, отказе от свободы, отчуждении от себя, уходе от других и приводящий к невротическим нарушениям. Яркими признаками невротического развития, по их мнению, являются смыслоутрата, скука-апатия-депрессия, самообъективация, пониженная избирательность (делать то, что приходится, что подвернется под руку).

15 стр., 7212 слов

Понятие о психологическом здоровье и личности

... , лежащим в его "субъектных основаниях" как зрелой личности. 2.3 Жизненная среда и психическое здоровье личности Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным ... психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы. Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых ...

По словам П. Тиллиха, невроз — это способ «избежать не-бытия, избавившись от бытия».

В рамках гештальт-психологии психическое здоровье рассматривается в тесной связи с физическим и умственным процессами. Человек, даже если он испытывает боль, является психически здоровым, когда его осознавание конгруэнтно. Психическое нездоровье состоит в том, что важные энергетические процессы выпадают из сознавания и не замечаются человеком.

И. Дубровина и другие авторы развели рассматриваемые понятия и предложили концепцию психологического здоровья. Они отмечают, что «психическое здоровье» относится к отдельным психическим процессам и механизмам, в то время, как, «психологическое здоровье» — к личности в целом. Они выделяют собственно психологический аспект проблемы психического здоровья (в отличие от медицинского, социологического, философского).

13 стр., 6407 слов

Восприятие музыки и её воздействие на человека

... будут освещены вопросы психических феноменов, связанных с восприятием и воздействием музыки на человека. В итоговой третьей главе будет рассмотрена роль музыки и ... . Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4. 16. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная ...

Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и делает личность самодостаточной. Именно психологическое здоровье детей и школьников рассматривается как цель и критерий эффективности психологической службы образования.

О. Хухлаева пишет, что для психологического здоровья норма — это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, содействовать развитию общества. Альтернативой норме психологического здоровья (в отличие от психического) является не болезнь, а невозможность развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Феномен психического, психологического здоровья объединяет медицинскую и психологическую науки, области практики. Точкой их пересечения является психосоматическая медицина. Она базируется на понимании соматического нарушения как связанного с изменениями в психическом состоянии.

Существует большое разнообразие подходов к определению психического (психологического) здоровья и его нормы, границы нормы и патологии. Это зависит от того, какую методологическую платформу занимают авторы, какому направлению в психологии личности себя относят.

Невроз

Заболевание психогенное — обусловлено психологическими факторами.

  • Невроз — психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
  • Психогения — заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью. Возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективной неразрешенностью

Развитие невроза (схема В. Мясищева) — нарушение системы отношений

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... формы и иные техника Психотерапия при психозах Психозы (психотические нарушения) - выраженные формы психических нарушений, когда больной неправильно ... мать. Здесь присутствует и групповой фактор воздействия, контроль членов группы этих ситуаций с последующим ... психотравмирующей ситуации больного; понимание ситуации агрессивности других людей. Если человек агрессивен, значит у него проблемы, а ...

  • внутренний конфликт
  • межличностный конфликт
  • нервно-психические нарушения
  • функциональная реорганизация личности
  • физиологический уровень
  • психологический уровень
  • развитие симптоматики
  • нарушение функционирования

Патогенная основа различных форм неврозов — противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, — с другой

Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности.

Основные психопатологические синдромы неврозов

  1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
  • нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
  • головные боли
  • нарушения сна

1 стадия — гиперстеническая (повышенная возбудимость)

2 стадия — раздражающая слабость

3 стадия — гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

  1. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации

  • в интеллектуальной сфере
  • в эмоциональной сфере (фобии)
  • в моторной сфере (импульсии) — ритуалы, носящие охранительный характер

Контрастные навязчивости (хульные мысли) — навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

  1. Фобический синдром:
  • нозофобии (страх заболевания чем-либо)
  • социофобии (страх социально значимых ситуаций)

4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.

5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании).

  1. Нарушения пищевого поведения.
  • нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)
  • нарвная булимия (обжорство)

Основные формы невроза:

  • неврастения
  • истерия
  • невроз навязчивых состояний

Из современной психотерапии постепенно уходит понятие «больной» как пассивный носитель симптомов, размываются границы между «нормой» и «патологией».

Соматическая и психосоциальная парадигмы в психотерапии продолжают развиваться параллельно.

Холистическое здоровье и психосоматический подход

Здоровье можно обеспечить гармонией

между всеми частями человеческого Я.

Это поможет жить более цельной,

гармоничной и счастливой жизнью,

установить более тесные связи

между человеком и планетой

В. Сатир

В соответствии с холистическим мировоззрением человек ведет себя как интегрированный организм. Это единство нельзя свести просто к сумме составляющих его личности. Современное «холистическое движение» основано на идеях о неделимости и целостности человека, о том, что наиболее эффективным способом лечения болезней является увеличение потенциала здоровья у заболевшего человека, повышение его ответственности за свое здоровье, как желания и способности жить так, чтобы сохранять и укреплять свое здоровье.

Взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную психическую систему предлагают А. Маслоу (холистически-динамическая психология), К. Роджерс (гуманистическая феноменология), В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бюдженталь (экзистенцильная психология), А. Адлер (индивидуальная психология), Б Ливехуд, Р. Штайнер (антропософия) и другие выдающиеся философы, психологи и педагоги.

Холистическое здоровье (holistic health) — системный динамический феномен, отражающий целостный процесс жизнедеятельности человека.

Впервые о холистическом подходе к здоровью заговорили в Китае почти 4 тыс. лет назад. На Западе корни холистического здоровья и психосоматической медицины восходят к школе Гиппократа. Он утверждал, что человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира, «микрокосм в макрокосме», поэтому лечить его нужно как совокупность душевных и физических свойств. Его медицина относилась ко всему человеку, была связана с его средой, климатом места обитания, образом жизни — привычками, нравами и питанием, сном, возрастом, речью, мыслями, молчанием, с его прошлым, к особенностям больного и врача и т. д. В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь актуализировалась в виде психосоматической медицины. Стали признавать, что сердечно-сосудистые, онкологические и другие заболевания являются следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Психосоматический подход базируется на идее целостности, взаимосвязи между психикой и телесными функциями.

Психосоматический подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, мышление и духовные переживания в целостность. Психосоматическое мышление основывается на биопсихосоциальной модели человека. Неблагополучие на любом уровне его функционирования (соматическом, психическом, социальном, духовном) обязательно отражается на других уровнях. Поэтому и лечение должно быть комплексным, целостным. «Лечить человека, а не болезнь», — таков принцип холистического исцеления.

Психосоматика (греч. psyche -душа, soma — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и динамику соматических заболеваний. Термин был предложен немецким врачом Й. Хайнротом (1818 г.) для определения взаимосвязи телесных недомоганий и душевных страданий пациентов. Ф. Александер сформулировал и обосновал холистическую психосоматическую методологию. Он считал, что психическое и соматическое в человеке неразрывно связаны, и понимание причин болезни невозможно без общего анализа этих двух уровней.

Психосоматика — это телесное отображение душевной жизни человека. Тело — экран, на который проецируются символические послания подсознательного, на котором это тайное имеет возможность стать явным, осознанным. Любое психосоматическое расстройство является свойством организма как целостной системы, проекцией отношений индивидуума с окружающей средой.

Ф. Дольто: заболевание — это способ выразить что-либо. Когда человек не способен выразить это словами, чувствами, тогда слово берет заболевание.

Современный период часто определяют как «эру психосоматики». Нарушения нервной системы (неврозы, психоневрозы) с психосоматическим характером становятся уделом все большего числа людей, в том числе, детей и подростков.

Классификация психотерапии.

По типу психокоррекционного воздействия:

— директивная; - недирективная.

По количеству пациентов/клиентов:

— индивидуальная; - групповая.

Механизмы реализации психотерапии.

Цель психотерапии — устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.

Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.

Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами:

— нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия; - определением личностных особенностей пациента; - относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики; - личностной аутоидентификацией психотерапевта; - концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Воздействие на психическом уровне.

Основным является информационное воздействие, т. е. передача пациенту новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов, так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.

Воздействие на психофизиологическом уровне.

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И. П. Павловым, Ч. С. Шеррингтоном, Б. Ф. Скиннером.

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило, с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).

Структура психотерапии.

Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих психотерапию:

1. Используемый подход (модальность, метод): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множество разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический процесс (интегральный, холистический, эклектический).

2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар и т. д.

3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая.

4. Длительность сессии: обычно 45−60 мин. В зависимости от возраста ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может колебаться и быть меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны быть короче 30 мин.

5. Частота сессий: зависит от используемого подхода, ситуации, состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от 4−5 в неделю до одной в месяц.

6. Продолжительность: зависит от используемого подхода, целей, ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике — также от финансовых возможностей клиентов. Диапазон колебаний — от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого срока окончания.

В детско-подростковой психотерапии эти моменты должны быть ясны семье и — в меру психологической и интеллектуальной зрелости — ребенку. По мере необходимости они могут изменяться уже в ходе психотерапии, но их неясность ставит семью и ребенка в положение неопределенности, снижающей чувство безопасности и увеличивающей зависимость от терапевта. Самого терапевта такая неопределенность лишает необходимых для контроля своей работы опорных пунктов и переводит в авторитарную позицию.

Этапы психотерапии.

Выделяются 4 этапа:

1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта. 2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике — определение размеров и способа оплаты. 3. Собственно психотерапия. 4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.

Домашние задания:

  • Вконспекте лекций письменно выполнить предложенные задания — те, которые отмечены значком
  • посмотреть фильм «Месмер» http://kinofresh.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3458&Itemid=42 или через ex.ua — в тетради написать аннотацию и отзыв на фильм
  • прослушать видеолекцию «Основные направления в психотерапии» оформить ее в конспект: http://psytv.blogspot.com/2009/12/blog-post04.html-
  • прослушать видеолекцию «Патогенетическая психотерапия» оформить ее в конспект: http://psytv.blogspot.com/2010/02/blog-post20.html —
  • проработать информационные материалы к следующей лекции (высылаю) — первичная консультация, основные понятия психотерапии
  • разобраться в понятиях коучинг и психотерапия (в помощь — видеоролик)
  • Если кто-нибудь выбрал темы для сообщений/рефератов: «Психічне та психологічне здоров’я; Види неврозів; Неврози і психози; Психічні розлади та психічні захворювання; Акцентуація" — на следующем практическом занятии мы эти темы можем рассмотреть

1Понятие «личность» используется в зарубежной психологии в широком смысле и достаточно произвольно — как синоним «человека», «индивида», «субъекта».

13

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector