Психологическая коррекция и развитие.

Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах [11]:

  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • подгрупповые психокоррекционные занятия;
  • тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • формирование навыков общения, правильного поведения.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие графических навыков.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

17 стр., 8094 слов

Роль дидактических средств в математическом развитии детей

... развития ребенка-дошкольника, а успешность его обучения до школы зависит от приобретения полноценных знаний, умений и навыков как на занятиях, так и вне их, в целях обеспечения целостности познавательной ...

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие внимания;

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков анализа и синтеза;
  • навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
  • умения работать по инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:

  • Предметно-манипулятивные;
  • Двигательно-экспрессивные;
  • Изобразительно-графические;
  • Музыкально-ритмические;
  • Вербально-коммуникативные.

При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно — развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)

Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.

Продолжительность занятий:

  • 20 минут в старших группах;
  • 30 минут в подготовительных группах.

Программы и методические пособия, используемые в коррекционно – развивающей работе с детьми указаны в Приложении 2.