Тема 2.6 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов в офтальмологии и оториноларингологии.

Лекция 16

Раздел 2. Осуществление медико-социальной реабилитации пациентов с различной патологией.

Тема 2.6 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов в офтальмологии и оториноларингологии.

 

1.Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов в офтальмологии и оториноларингологии.

 

2.Реабилитация пациентов в офтальмологии. Заболевания глаза и его придаточного аппарата (болезнях хрусталика, сетчатки, зрительных нервов, мышц глаза, нарушениях содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции, зрительных расстройствах, слепоте).

 

3.Реабилитация пациентов в оториноларингологии. Заболевания носа и придаточных пазух, наружного, среднего и внутреннего уха.

 

4.Основные методики, показания и противопоказания к применению лечебной физической культуре лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебное питание ,рекомендации по обучению само уходу, профилактика, санаторно-курортное лечение.

 

5.Экспертиза временной нетрудоспособности. Группы инвалидности и освидетельствование стойкой утраты трудоспособности в МСЭ .

 

6.Социальная адаптация пациентов в офтальмологии и заболеваниями ЛОР-органов.

 

7.Профессии, рекомендуемые и не рекомендуемые пациентам с заболеваниями глаза и его придаточного аппарата, заболеваниями ЛОР-органов.

 

8.Программы индивидуальной медицинской и психосоциальной реабилитации .

 

9.Медицинская документация по медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов в офтальмологии и оториноларингологии.

 

? Овладение обучающимися общими компетенциями:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

& Изучение нового учебного материала

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

12 стр., 5817 слов

Отдаленные результаты комплексной реабилитации лиц пожилого возраста в краевом геронтологическом центре «Уют»

КУРСОВАЯ РАБОТА ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КРАЕВОМ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ "УЮТ" СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Основные организационные этапы исследования 2.2 Характеристика региона, объекта и базы ...

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию

знать:

1.Основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения.

2.Виды, формы и методы реабилитации.

3.Основы социальной реабилитации.

4.Принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

5.Группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты трудоспособности в МСЭ.

6.Общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека.

7.Психологические основы реабилитации.

8.Основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации.

9.Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека.

10.Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

уметь:

4.Определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

5.Составлять программу индивидуальной реабилитации.

7.Осуществлять паллиативную помощь пациентам.

9.Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

 

Фронтальный опрос – беседа (по журналу группы)

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные принципы реабилитации

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

Медицинская реабилитация в психиатрии Подготовил Студент 5 курса ЛД2-С14АДрачева Е.В. Содержание: *Медицинская реабилитациия в психиатрии (3слайд)*Особенности (4слайд) *Основные принципы (5слайд) *Этапы реабилитации в психиатрии (8слайд)*Психосоциальная реабилитация (13слайд) *Канадско-Российскаяпрограмма по инвалидности (КРПИ) (16слайд) *Клиника первого психотического эпизода в МНИИП (17слайд) * ...

Домашнее задание.

 

Задание . Перечитайте повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» и, проанализировав, какие неадекватные общественные представления об инвалидах нашли в ней свое отражение, напишите на ее основе эссе на тему «Инвалидность и социальные стереотипы».

В качестве дополнительного источника используйте работу А.М. Щербины «“Слепой музыкант” В.Г. Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых, в свете моих собственных наблюдений» (М., 1916).

Тема 2.6 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов в офтальмологии и оториноларингологии.

Нормативные правовые регламентирующие проведение медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов в офтальмологии и оториноларингологии .

 

? Выписка из приказа: Приказ Минздрава здравоохранения РФ от 12 ноября 2012г. №902 н

Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза.

4.Первичная медико-санитарная помощь больным при заболеваниях глаза, включает в себя мероприятия по профилактике заболеваний глаза, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению.

 

? Выписка из приказа: Приказ Минздрава здравоохранения РФ от 25 октября 2012г. №442 н

Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболевании глаза

 

 

Реабилитация пациентов в офтальмологии. Заболевания глаза и его придаточного аппарата (болезнях хрусталика, сетчатки, зрительных нервов, мышц глаза, нарушениях содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции, зрительных расстройствах, слепоте).

? Повторить!!!

АФО органов зрения

Строение органа зрения

Характеристика зрительных функций

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций:

1.Центральное зрение– требует яркого света и предназначено для восприятия цветов, и объектов малых размеров.

9 стр., 4486 слов

1.Основные точки зрения на предмет социальной психологии

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии. Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе. Обобщая ...

Определяется:

Остротой зрения (обозначается Visus ,еденица измерения оптической среды глаза – диоптрия (D).

Острота зрения в медицинской терминологии означает правого глаза – Vis OD , левого глаза – Vis OS.

Норма : зрение при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, равное единице (1).

2.Периферическое зрение– действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве.

Нормой считается, когда глаз охватывает 150 градусов горизонтального плана, оба глаза — 180, по вертикали поле зрения составляет примерно 105 градусов.

3.Бинокулчрное зрение– способность пространственного восприятия , объема и рельефов предметов, видения двумя глазами.

4.Светоощущение– способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость.

5.Цветоощущение– это способность воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире.

 

& Ознакомительная классификация заболеваний глаза и его придаточного аппарата для темы Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов в офтальмологии

 

Аккомодации и рефракции

1.Близорукость это оптический дефект, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него.

Три степени миопии:

Слабая степень – 3 D

Средняя степень – от 3до 6 D

Высокая степень – свыше 6 D

Патологические изменения

— ухудшение деятельности сердечно-сосудистой

— дыхательной, пищеварительной систем

— реакции иммунитета и общей работоспособности

2.Дальнозоркость(гиперметропия) – это оптический дефект, при котором человек хорошо видит предметы, удаленные от него, и плохо – расположенные вблизи.

Слабая степень – 3 D

Средняя степень – от 3до 6 D

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания(3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

Высокая степень – свыше 6 D

 

 

3.Астигматизм — это оптический дефект, при котором человек плохо видит предметы, как удаленные от него, так и расположенные вблизи.

Слабая степень – 3 D

Средняя степень – от 3до 6 D

Высокая степень – свыше 6 D

4.Амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражантся в снижении остроты центрального зрения.

 

Нарушениях содружественного движения глаз

Косоглазие – характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации.

1.Сходящее

2.Расходящее

 

Заболевание зрительного нерва

Слабовидящие — это люди, имеющие хорошие показатели остроты зрения при резком сужении поля острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

1.Глубоко слабовидящие

2.Слабовидящие

Патологические изменения

— нарушение осанки

— появление плоскостопия

— сенсорных нарушений

 

Слепота

Слепые— люди поле зрения сужено до 10-ти градусов, полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света).

В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению:

Виды слепоты:

1.Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции), генетических нарушений, антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

2.Приобретенная слепотаявляются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

 

Типы слепоты :

1.Тотально слепые

2.Слепые со светоощущением -когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета.

3.Слепые с остаточным зрением

Классификация слепоты:

1.Незрячие

2.Ослепшие

3.Частично зрячие

4.Слабовидящие

10 стр., 4503 слов

Муж. 40л,боль в лев. глазу,покраснение,сниж. остр.зрения лев. глаза,болен около недели

1. 30 лет доставлена в гинек отд по поводу сильных болей внизу живота.Менстр регуляр, умерен, безболезн. Последняя закончилась 2 дня назад.Имеет нескоко половых партнеров.О:Острый двухсторонний сальпингоофорит, эндометрит. Экстрен бактериол исследование,АБ и инфузионная терапия 2 . Повторнобеременная 30 лет ,кровянистых выделений из половых путей. берем 38 нед. Кровотечение началось внезапно.Через ...

1.Незрячие — это люди, потерявшие зрение ещё до развития речи, зрительно не воспринимавшие предметы и явления, в связи с чем у них практически нет зрительных представлений.

2.Ослепшие — это люди, у которых зрение нарушено после достаточного развития речи (после трёх лет).

Они потеряли возможность зрительно воспринимать предметы и явления, но в некоторой степени сохранили зрительные представления.

3.Частично зрячие — это люди, сохранившие ограниченные возможности зрительного восприятия предметов и явлений и имеющие зрительные представления.

4.Слабовидящих затруднены зрительные восприятия мелких и отдалённых объектов

Заболевания хрусталика

Катаракт — называется нарушение прозрачности хрусталика, имеющие разные причины, расположение в линзе и выраженность (врожденная катаракта, травматическая и осложненная катаракта).

 

6.Заболеваниясетчатки

Ретинопати́я недоно́шенных – тяжёлое заболевание глаз, занимающее одно из первых мест по развитию слепоты и слабовидения у детей, которое развивается преимущественно у глубоко недоношенных детей, сопровождающееся изменениями в сетчатке и стекловидном теле.

Патологические изменения

— умственная отсталость

— нервно-психических заболеваний (олигофрения, эпилепсия

 

 

 

? Задача ЛГ при заболеваниях органов зрения

1.Совершенствование ,

2.Коррекцию зрительных функций.

? Основные методики лечебной гимнастики при нарушении органов зрения.

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при близорукости.

1.Упражнения на развитие и- коррекцию центрального и периферического зрения

2.Упражнения с меткой на стекле.

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при дальнозоркости.

1. Специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата,

13 стр., 6268 слов

Роль орфографических упражнений с точки зрения психологической теории

Введение. Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное. Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его - применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный ...

2.Упражнения направленные на развитие общей физической подготовки

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при астигматизме.

1.Упражнения для развития пространственного восприятия, и тренировки зрительно-

моторных реакций ,

2. Специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата,

3.Занятия корригирующей гимнастикой.

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при косоглазии.

1.При сходящемся косоглазии предполагается развитие взора вверх и вдаль. Материал располагается на подставке (например, кольцеброс – стержни располагаются на стене на уровне глаз и выше),

2.При расходящемся косоглазии полезны настольные игры, строительный материал, где взор ребенка фиксируется вблизи и вниз (например, кольцеброс – стержни располагаются на полу).

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при слабовидении.

Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих:

1.Упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор,

2.Упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор,

3.Упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор.

 

Лечебные гимнастические упражнения применяемые при слепоте.

1.Физкультурные занятия начинаются с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице):

— его размерами,

— определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал,

— с объяснения назначения спортивного инвентаря и оборудования, используемых на занятиях,

— мер предосторожности при самостоятельном передвижении.

Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нем

2.Упражнения для слепых:

1.Упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор,

2.Упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор,

3.Упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями.

 

Физиотерапевтические процедуры при заболевании глаз

— электрофорез с витаминами №10 — 2 раза в год (для улучшения питания в тканях глаза).

Рекомендации по укреплению органа зрения:

Соблюдать все требования гигиены зрения:

1.Ограничение зрительной работы на близком расстоянии.

2.Достаточное освещение рабочего места.

3.Правильная осанка во время занятий, оптимальное расстояние от глаз до книги 30-35 см.

4.Не читать лежа, в транспорте .

5.Делать перерыв между занятиями каждые 40 мин.

6.При работе за компьютером делать перерыв каждые 15-20 мин.

7.Общее укрепление организма(лечение общих соматических заболеваний).

8.Физическая активность (виды спорта где нет травм головы бег, плавание,

теннис бадминтон),прогулки на свежем воздухе.

9.Массаж воротниковой зоны после консуьтации с невропотологом.

10.Нормализация психологической обстановки в семье.

11.Рациональное достаточно сбалансированное питание белковая пища (рыба, нежирное

мясо, яйца),продукты богатые кальцием (молоко, творог, курага, грецкие орехи), и антиоксиданты

(морская капуста),, витамины (А, Е, С, селен), овощи (морковь),фрукты,чернику.

 

 

 

Реабилитация пациентов в оториноларингологии. Заболевания носа и придаточных пазух, наружного, среднего и внутреннего уха.

? Повторить!!!

АФО органов зрения

Строение органа слуха

 

 

Медико-социальная экспертиза по патологии органа зрения у детей

Понижение зрения у ребенка, вызванное патологией глаз, влечет за собой нарушение зрительного восприятия, различительной способности, детального зрения, что приводит к ограничению ориентации, общения, обучения, а в тяжелых случаях в сочетании с задержкой развития, самообслуживания и самостоятельного передвижения.

В возрасте от 0 до 3 лет тяжесть нарушения зрительной функции, состояние органа зрения и клинический прогноз будут определяться суммой объективных и субъективных признаков патологического процесса и коррелирующими с ними возможными изменениями зрительных функций с учетом формирования детского зрительного восприятия в различные периоды жизни. Основными признаками, позволяющими судить о наличии у ребенка инвалидизирующей патологии, в указанных возрастных периодах являются: глубокое нарушение зрительных функций, которое выявляется по отсутствию прямой и содружественной реакции зрачка на свет, а также отсутствию условного рефлекса смыкания век на приближение к глазу яркого предмета; видимые органические нарушения тканей глазного яблока (например: колобома сосудистой или сетчатой оболочек глаза); одноглазие Данные симптомы будут проявляться на фоне характерных для этого возраста поведенческих реакций, т.е. субъективных признаков:

  • 0-3 месяцев: ребенок не фиксирует взглядом близлежащие предметы, отсутствует «комплекс оживления» при появлении матери;
  • 4-6 месяцев: при случайном касании предметов возникает реакция отталкивания, на шум реагирует торможением, удивлением, не играет с игрушками и своими руками, характерна низкая общая активность и подвижность;
  • 6-18 месяцев: отстают в развитии движений от сверстников (позже начинают хватать игрушки, вставать, ползать, ходить и т.д.), появляется стереотипия в движениях (трение глаз, ритмические движения головой); с игрушкой производят неспецифические действия: вертят, подносят к лицу и др.;
  • 1,5 — 3-х лет: речь формальная, мимика бедная; в игре отсутствует воображаемая ситуация, с игрушкой выполняют только простые действия, не могут выполнить элементарных действий по самообслуживанию (одеться, есть из ложки, пользоваться горшком и т.д.); малоподвижны, не ориентируются в большом и малом пространстве, ходят с вытянутыми вперед руками, заваливаясь на пятки и натыкаясь на предметы, походка неуверенная, движения неловкие.

С 3-х лет уже можно количественно определить основные зрительные нарушения такие как: остроту, поле зрения и зрительную работоспособность. Однако электрофизиологические характеристики достоверно определить трудно, так как длительная концентрация внимания, необходимая для выполнения методик, в этом возрасте отсутствует.

Начиная с 7 лет возраста и особенно после 12 лет при нормальном развитии ребенка появляется возможность количественно определить все нарушения зрительной функции.

Необходимыми обследованиями при направлении на МСЭ являются: осмотр офтальмолога (все имеющиеся данные обследований и выписки из офтальмологических стационаров, где проходил лечение пациент); осмотр педиатра ; осмотр невролога; осмотр хирурга, общее клиническое обследование (анализ крови, мочи и др.); заключения других специалистов при необходимости.

Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при осуществлении медико-социальной экспертизы основывается на характере и степени выраженности нарушения зрительных функций, основные из которых: острота зрения в условных единицах (ед.) и поле зрения в градусах (°).

Состояние зрительных функций определяется с учетом ранжирования их показателей, содержащихся в МКБ X пересмотра. Степень нарушения зрительного анализатора оценивается по состоянию функции лучше видящего (или единственного) глаза с оптимальной коррекцией. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (определение ретинальной остроты зрения, вызванных зрительных потенциалов).

Учитываются также другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения, активность процесса, время наступления зрительного дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности коррекции (очковая, контактная, интраокулярная).

Критерии инвалидности: стойкие нарушения сенсорной функции (функции зрения) от умеренной до значительно выраженной степени, приводящие к ограничениям способности к самообслуживанию, к передвижению, к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности к трудовой деятельности, нуждаемость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

ПРИ БОЛЕЗНЯХ УХА

Стандарт обследования детей и сроки направлении на МСЭ:

При выявлении наследственной или врожденной формы ребенок направляется на МСЭ с момента постановки диагноза для раннего начала реабилитационных мероприятий, дети с приобретенной формой тугоухости или глухоты — при наличии стойких от умеренных до выраженных нарушениях функции слуха.

Диагностический минимум при направлении на МСЭ: заключение педиатра, невролога, лор-врача, заключение сурдолога, логопеда, данные аудиометрии, при наследственных формах- заключение генетика. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (аудиоимпедансометрия, отоакустическая эмиссия, вызванные слуховые потенциалы).

Критерии инвалидности: стойкие нарушения сенсорной функции (функции слуха) от умеренной до значительно выраженной степени (иногда могут сопровождаться нарушением языковых и речевых функций, нарушением психических функций), приводящие к ограничениям способности 1-2 степеней к ориентации, способности к общению, способности к обучению, в некоторых случаях- способности к трудовой деятельности, нуждаемость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Нарушения слуховой функции организма расцениваются от незначительной до выраженной, исходя из клинико-функциональной характеристики выраженной в процентах. Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций основывается преимущественно на оценке характера и степени выраженности нарушения функции слуха (степени тугоухости), лучше слышащего (единственного) уха (по международной классификации тугоухости).

Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения заболевания, время наступления слухового дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности осложнений, сочетание с нарушением речи и психических функций и другие.

При этом оцениваются максимально выраженные нарушения сенсорной функции и наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений на максимально выраженное нарушение функции организма ребенка (…+10%).

Как правило, нарушения слуха у ребенка разной степени выраженности приводят к следующим основным ограничениям жизнедеятельности:

Ограничению способности к ориентации:

1 степени при способности к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

1 степени при способности к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу

 

2 степени при способности к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; ограничению способности к общению:

2 степени при способности к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; общение оценивается при использовании ребенком слухового аппарата; ограничение способности к обучению:1 степени при способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств (слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии и 2 степени при способности к обучению и получению образования в рамках ФГОС в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии с возможным использованием слухового аппарата при эффективном слухопротезировании и возможностью вербального или невербального контакта с педагогическим персоналом, или с привлечением сурдопереводчика, и наблюдается у больных со значительно выраженным снижением слуха на оба уха с отсутствием речевых нарушений или в сочетании с нарушением речи от умеренной степени до полного ее отсутствия, в том числе при двусторонней глухоте и при глухонемоте.

 

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«I вида» — в названиях учреждений для глухих;

«II вида» — в названиях учреждений для слабослышащих и позднооглохших;

«III вида» — в названиях учреждений для слепых;

«IV вида» — в названиях учреждений для слабовидящих и поздноослепших;

«V вида» — в названиях учреждений для имеющих тяжелые нарушения речи;

«VI вида» — в названиях учреждений для имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата;

«VII вида» — в названиях учреждений для имеющих задержку психического развития;

«VIII вида» — в названиях учреждений для умственно отсталых.

 

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

  • глубокое нарушение зрения обоих глаз;
  • глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
  • среднее нарушение зрения обоих глаз;
  • глубокое нарушение зрения одного глаза.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей её влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основными из которых являются острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможности обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения.

Абсолютная, или практическая слепота, приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию, физической независимости и социальной активности.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей информацией становится акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов — язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих.

Компенсаторная способность организма наделяет слепого человека фоточувствительностью кода, которая даёт возможность различать не только контуры, но и цвета крупных предметов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, может судить о размерах и материале объекта.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации, т. е. способности определяться во времени и пространстве. Способность к ориентации осуществляется путём прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

 

Способность к ориентации включает в себя:

  • способность к определению времени по общепринятым признакам (время суток, время года и др.);
  • способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам и звукам;
  • способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;
  • способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различении правого и левого и др.;
  • способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную / невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путём обоняния и осязания), пониманию связей между предметами и явлениями [55, с. 241].

 

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров — осязательных (тактильных), слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы здания и этажей; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями (поворотами, лестницами, подъёмами, входами).

Под слуховыми ориентирами имеют в виду звуковые маяки при входах, а также радиотрансляцию.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т. п. Обучение пространственному ориентированию преследует цель сформировать навыки и умения пространственного ориентирования, развить мобильность незрячего. Задачами обучения пространственному ориентированию являются:

  • научить использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию для компенсации утраченной зрительной функции;
  • научить использовать остаточное зрение, позволяющее воспринимать светлоты, цвета, силуэты предметов;
  • помочь выработать способы и приёмы оценки формы, величины предмета, расстояния между предметами, взаимного расположения и направления их движения;
  • научить использовать тифлотехнические средства пространственного ориентирования;
  • сформировать социально значимые качества личности.

Для реализации мер социальной реабилитации инвалидов со зрительными расстройствами необходимо обеспечение их вспомогательными тифлотехническими средствами: для передвижения и ориентировки; для самообслуживания; для информационного обеспечения, обучения; для трудовой деятельности.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определённые трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.).

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

При определённых ситуациях слепому или слабовидящему человеку нужна помощь зрячего. Однако не всякий человек, особенно тот, кто не имеет опыта общения с незрячими, может умело и правильно оказать нужную помощь. Необходимы элементарные знания тифлопсихологии.

 

 

Классификацию инвалидов по зрению с учётом нескольких характеристик

По Шапошников А. Е.

 

Инвалиды первой группы (или слепым) он относит тех людей, которые не могут читать обычный шрифт, поскольку острота их зрения находится ниже допустимой нормы. У одних слепых этой группы полностью отсутствуют зрительные ощущения, у других — сохраняется светоощущение, у третьих — имеется остаточное зрение.

 

Инвалиды второй группы — это слабовидящие. Они не могут свободно читать обычный шрифт, но им доступны крупношрифтовые издания. Имеет значение время возникновения дефекта. Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте в большинстве своём овладели навыками чтения и письма по системе Брайля, навыками самообслуживания, ориентирования в пространстве. Они легче переносят слепоту, их личность развивается без коренных ломок, существенных перестроек и острых конфликтов, присущих людям, которые потеряли зрение в зрелом возрасте

 

Самые различные формы социальной реабилитации, способствующие интеграции инвалидов по зрению, осуществляются:

Всероссийским обществом слепых (ВОС) -это общественная организация, основанная на членстве незрячих граждан России, создана для социальной защиты, реабилитации и обеспечения равных с другими гражданами прав инвалидам I-й и II-й групп по зрению.

 

Основными целями ВОС являются:

защита прав и интересов;

социальная реабилитация и интеграция; приобщение к труду, образованию, культуре и спорту;

развитие общественной активности инвалидов по зрению;

содействие удовлетворению их материальных нужд.

 

Основные задачи ВОС:

1) выявлять слепых граждан, вести учёт и вовлекать их в члены своей организации;

2) осуществлять мероприятия по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению в общество;

3) участвовать в формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа слепых к социальной инфраструктуре;

4) организовывать рациональное трудоустройство слепых на предприятиях, в хозяйственных обществах ВОС, содействовать индивидуально-трудовой деятельности слепых, трудоустройству их на государственных, а также иных форм собственности предприятиях и организациях;

5) осуществлять мероприятия по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества; организовывать и координировать разработку технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд слепых, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение;

6) содействовать медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, участвовать в разработке комплексных и индивидуальных программ реабилитации слепых, оказывать содействие в их реализации;

7) создавать условия для развития личности и удовлетворения духовных запросов слепых людей, осуществлять нравственно-эстетическое и правовое воспитание, экономическое просвещение членов ВОС;

8) осуществлять производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации; способствовать повышению образовательного уровня взрослых слепых и организовывать их обучение чтению и письму по Брайлю; шествовать над школами-интернатами для слепых и слабовидящих детей;

9) помогать органам здравоохранения в улучшении медицинской помощи инвалидам по зрению и проведению работы по профилактике слепоты, сохранению остаточного зрения , а также осязания и слуха.

В системе этой организации имеются:

  • производственные предприятия и объединения, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих;
  • институты по подготовке и переподготовке кадров ВОС, реабилитационные центры, ДК и клубы, редакции, издательства и типографии, санатории и базы отдыха, библиотеки.

 

Реабилитационная деятельность сосредоточена в трёх центрах реабилитации, которые находятся в Волоколамске, Санкт-Петербурге и Бийске.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играют специальные библиотеки для слепых, цель которых — предоставление инвалидам по зрению возможности относительно независимого и полного доступа к информации по всему тематическому диапазону национальной и общечеловеческой культуры. В систему специализированного библиотечного обслуживания входят библиотеки специальных школ-интернатов; библиотеки средних специальных учебных заведений для слепых; библиотеки реабилитационных центров для слепых; библиотеки домов-интернатов и религиозных организаций.

Специальная библиотека для слепых — это общественный институт, выполняющий определённый социальный заказ. Такой заказ выражается в реализации специальными библиотеками информационной, образовательной и культурной функций. Приоритетной является реабилитационная функция. Участие специальных библиотек в процессах социальной реабилитации носит как непосредственный, так и опосредованный характер.

К числу непосредственных обязанностей специальных библиотек относятся обеспечение литературой и информацией на доступных носителях, обучение системе Брайля, обучение библиографической грамотности, обучение пользованию компьютером и вспомогательными приставками к ним и др. Опосредованное участие специальных библиотек в реабилитации инвалидов по зрению предполагает выполнение библиографических и фактографических справок о реабилитационных, медицинских, образовательных и других учреждениях; рекомендацию и подбор литературы профессионального характера в помощь образованию, самообразованию и досуговой деятельности незрячих. Кроме того, специальные библиотеки предоставляют своим читателям для самостоятельной работы тифлотехнические средства и увеличительные приборы, помощь зрячих чтецов.

Особое значение специальных библиотек состоит в информационном обеспечении деятельности специалистов — дефектологов, реабилитологов, тифлопедагогов различных учреждений.

Тесное сотрудничество специальных библиотек с организациями слепых (местными, международными), реабилитационными учреждениями и службами социальной защиты способствует совершенствованию системы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, улучшению их финансирования и в конечном счёте повышению их роли в реабилитационном процессе. Однако в деятельности специальных библиотек имеется ряд недостатков объективного характера. В частности, их информационные ресурсы оказываются недостаточно востребованными; имеются диспропорции в обслуживании инвалидов по зрению, проживающих в городской и сельской местности.

Интересен опыт библиотечного обслуживания незрячих за рубежом. Там инвалидов по зрению обслуживают не только специальные библиотеки, но и публичные, а также библиотеки школ, колледжей, университетов. Например, Национальная библиотечная служба для слепых при Библиотеке Конгресса США направляет в местные публичные библиотеки издания специальных форматов. В США почти каждая владеет хотя бы небольшой коллекцией «говорящих книг», изданий крупного и рельефно-точечного шрифта. Незрячим предоставляется право выбора библиотеки и формы обслуживания: обслуживание по почте, обслуживание передвижной библиотекой, посещение публичной библиотеки и др.

В России с середины 90 х гг. предпринимаются шаги по введению смешанной формы обслуживания. Идёт процесс постепенного превращения специальных библиотек в информационно-ресурсные центры, которые будут комплексно заниматься проблемами обучения и реабилитации людей с ограниченными возможностями. При специальных библиотеках функционируют кружки по изучению системы Брайля, иностранных языков, создаются образовательно-информационные, реабилитационно-досуговые и культурно-реабилитационные центры.

Главным тормозом на пути становления системы специальных библиотек как информационных, ресурсных, научных центров являются недостаточное финансирование, дефицит научной и профессиональной литературы на специальных носителях, неприспособленность зданий публичных библиотек для инвалидов по зрению.

Участие социального работника в реабилитации инвалидов по зрению носит многоаспектный характер, предполагает не только разностороннее образование, правовую компетентность, но и наличие определённых личностных качеств, позволяющих инвалиду по зрению доверительно относиться к этой категории субъектов реабилитации. Его профессиональные знания, умения и навыки актуализируются в процессе наставничества, консультирования, оказания методической помощи.

Конкретная деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида по зрению, его реабилитационным потенциалом, а также местом пребывания — в семье или доме-интернате. Последний критерий не следует воспринимать формально, поскольку он напрямую связан с морально-психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы незрячего. Для осуществления адекватной социальной деятельности в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Социальному работнику принадлежит ведущая роль по созданию благоприятной среды жизнедеятельности, организации социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов по зрению, оказанию помощи в трудоустройстве, которое может быть осуществлено либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, и содействию в поступлении инвалида по зрению в учебное заведение. При осуществлении реабилитации слепых и слабовидящих инвалидов, находящихся в семье, значение приобретает морально-психологическая поддержка. В этом случае роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации, попытке устранить или смягчить воздействие её на психологическое состояние инвалида и его семьи.

 

Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха

 

Если слепота исключает человека из мира вещей,
глухота исключает его из мира людей.

Хелен Келлер

Окружающая среда с её многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, нередко является малодоступной. Требуются определённые реабилитационные мероприятия, чтобы данная категория инвалидов имела равные со здоровыми людьми возможности жизнедеятельности.

По статистическим данным, до 3-х % населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение. Различают врождённую и приобретённую глухоту. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности патология слуха подразделяется:

* на глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;

* тяжёлое двустороннее нарушение слуха, нет восприятия речи;

* среднетяжёлое нарушение слуха, область интенсивности нормальной речи;

* лёгкое нарушение слуха, распознаются не все элементы обычной речи.

Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две последние группы при наличии технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глухих, стереофонических динамических телефонов для глухих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры) имеют представление об окружающем мире.

Термин «глухой» применяется только к инвалидам, чьё слуховое нарушение является настолько тяжёлым, что они не воспринимают звуки любой громкости. Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.

Общение осуществляется преимущественно за счёт средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, а вспомогательными средствами — чтение и письмо. При выраженных нарушениях слуха страдает именно основное средство коммуникации — речь, её восприятие. Важную роль играет и воспроизведение речи. У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство — глухонемота. У лиц, имеющих менее тяжёлые степени глухоты, при специальном обучении появляется возможность получения информации посредством чтения и письма.

Параметрами оценки ограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть:

* способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и воспроизводить вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);

* способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);

* способность к символической коммуникации — невербальному общению: понимать знаки, символы и коды; читать карты, диаграммы; принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений.

Инвалиды с нарушением слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью восприятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной категории инвалидов существуют специализированные предприятия, работа в специально созданных условиях.

Инвалиды с выраженной патологией испытывают определённые сложности в обучении (требуются специальные методики).

Существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Созданы тренажёры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяются специальные аппараты для коллективных и индивидуальных занятий.

В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используются различные технические средства, в том числе и индивидуальные слуховые аппараты:

* ушные вкладыши каплевидной формы, соответствующие анатомическим особенностям слухового прохода, позволяющие избежать обратной акустической связи;

* заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;

* система индивидуального прослушивания теле — и радиоаппаратуры (радионаушники);

* усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания необходимого комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:

* индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника;

* световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком;

* телефонная трубка с усилителем;

* световой сигнализатор дверного звонка;

* детектор дыма со световой индикацией;

* телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.

 

В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.

— бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

— оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

— обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

— организация телевизионных передач с субтитрами;

— создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

— выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

— оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ).

Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).

Тугоухостью называется стойкое снижение слуха различной степени выраженности, при котором возможно разборчивое восприятие речи. Глухоту рассматривают как полное отсутствие слуха или такое

 

В реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются индивидуальные средства защиты от шума и вибрации: виброгасящие перчатки и обувь, ушные шлемы, антифоны.

Плохо слышащие и глухие люди испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом: невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалида психологическую напряжённость. Глухота создаёт не столько проблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

В рамках программы социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции с субтитрами публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительской направленности.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха большое значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, осуществляющих обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

(Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. Социальная реабилитация.Учебное пособие. 2-е изд. — М., 2002. — С. 232-238.)

 

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.

Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.

Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

 

Приведенные далее выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.

Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.

Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.

Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.

Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

Слушайте, поддерживайте и действуйте.

(Норман Кюнк, американский адвокат)

 

Программы индивидуальной медицинской и психосоциальной реабилитации .

? Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида при заболеваниях органов зрения

Медицинская реабилитация.Восстановительная терапия (с первого года жизни до окончания роста ребенка):медикаментозная терапия, массаж общий; лечебная физкультура, логопедическая помощь при необходимости. Реконструктивная хирургия: при необходимости имплантация искусственного хрусталика, с учетом возраста ребенка и размеров его глазного яблока. Санаторно-курортное лечение показано детям как этап восстановительного лечения. Протезирование: протезирование глазного яблока индивидуальными глазными протезами, не реже одного раза в год, в связи с ростом и формированием костей черепа (глазницы).

Динамическое наблюдение врача офтальмолога детской поликлиники 1раз в 6 мес. до окончания роста; офтальмохирурга — по мере необходимости.

Психолого-педагогическая реабилитация: получение дошкольного воспитания и обучения в дошкольном учреждении специализированного назначения (для детей с ослабленным зрением).

Получение общего образования в общеобразовательной школе общего назначения с использованием обычной программы по очной форме, режим занятий соответствует классу обучения, объем изучаемого материала может снижаться за счет исключения заданий для выполнения, которых требуется значительное зрительное напряжение. Для детей с ослабленным зрением, в общеобразовательных школах, организованы классы охраны зрения с индивидуальным подходом к обучению или на дому, слабовидящие и слепые дети обучаются в специализированных коррекционных школах (III-IV типа), по специально адаптированной к их зрительному дефекту программе, дети-инвалиды по зрению с задержкой психомоторного и речевого развития обучаются в специализированных коррекционных школах; проведение психолого-педагогической коррекции: формирование образовательных и социально-бытовых навыков (письмо, чтение, использование клавиатуры, использование столовых приборов, навыков самообслуживания, проведения досуга и др. по возможности самостоятельно с помощью технических средств реабилитации), обучают навыкам взаимоотношений в детском коллективе, в семье; подбор профессий при профессиональной ориентации, проводится с учетом доступных по состоянию здоровья: слабовидящим детям с исключением чрезмерной нагрузки на орган зрения; незрячим — с ориентацией на тактильную чувствительность.

Социальная реабилитация:социально-средовая реабилитация: обучение пользования приборами, компьютером и др. с применением технических средств реабилитации; социально-бытовая адаптация: обучение социально-бытовым навыкам с использованием ТСР; обустройство жилья в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности (установка звуковых индикаторов и др.); социально-педагогическая реабилитация методами туфлопедагогики; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт (близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне является противопоказанием для адаптивной физической культуры); другие мероприятия, ориентированные на индивидуальную потребность ребенка.

Технические средства реабилитации:тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих: трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения «говорящей книги», для оптической коррекции слабовидения, приборы для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; собаки-проводники с комплектом снаряжения; тифлосредства по ГОСТу Р 52079-2006 (не входящие в перечень государственных гарантий)

 

 

? Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида при заболеваниях органа слуха

 

Медицинская реабилитация: восстановительная терапия: фармакотерапия, включая сосудорасширяющие и рассасывающие средства, витамины, курсы восстановительной терапии речи (слухоречевой реабилитации) в условиях речевого отделения стационара. Реконструктивная хирургия: по показаниям. Протезирование: слухопротезирование, основным критерием оценки потребности в которой является возможность восприятия разговорной речи; одним из наиболее эффективных методов является слухоэндопротезирование (кохлеарная имплантация).

Санаторно-курортное лечение показано как этап восстановительного лечения. Динамическое наблюдение лор-врача, сурдолога, невролога, педиатра.

 

Психолого-педагогическая реабилитация:

– рекомендуется обучение и получение образования в соответствии со степенью ограничения в обучении с созданием специальных условий для получения образования, применением специальных вспомогательных технических средств (слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), поддержкой тьютеров и др. (при 1 степени) и созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам с применением специальных вспомогательных технических средств и др.

– при проведении профориентационной работы и подборе профессий для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства учитывают противопоказанные и доступные условия и факторы труда;

– при необходимости рекомендуется проведение психолого-педагогической коррекции.

Медицинская документация по медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов в офтальмологии и оториноларингологии

 

 

 

? ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

 

1.Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивая его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

2.Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.

3.Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, трубах .Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

4.Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

 

5.Не обращайтесь с собаками-поводырями как с обычными домашними животными, не командуйте, не трогайте не играйте с ней.

6.Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, флеш карта. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего.

7.Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

8.Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно прочитайте его. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

9.Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

10.Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом вежливо.

11.Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте сами , а направьте его руку на спинку стула или подлокотникКогда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

12.Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

13.Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

14.Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражениями вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас…». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.

15.При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

16.Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

 

 

? ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

1.Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.

2.Не загораживайте лицо руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

3.Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

4.Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

5.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

6.Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне что- то подчеркивать в особенности кричать.

7.Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение, используя жесты.

8.Убедитесь, что вас поняли, не стесняйтесь спросить об этом, понял ли вас собеседник.

9.Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, , адрес, напишите ее, сообщите любым другим способом, но так, чтобы она была понята, вы должны убедиться что вы услышаны.

10.Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы например: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

11.Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться нужно непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

12.Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:

1.Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

2.Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

3.Следует использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.