Тема № 2. Условия, причины и последствия коррупции

Тема № 2

Условия, причины и последствия коррупции

  1. Причины и условия коррупции.
  2. Экономические, социальные и политические последствия коррупции.

Вопрос № 1. Причины и условия коррупции

Формирование государственной стратегии борьбы с коррупцией, порождает необходимость выявления условий, причин и последствий коррупции. Коррупция порождается сложным, многослойным комплексом факторов, причин и условий. Детерминация коррупции представляет собой процесс функционирования системы политических, организационно-управленческих, экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых и психологических детерминант (факторов, причин и условий), которые влияют, способствуют и обусловливают существование и развитие коррупционных отношений.

Выясняя причины создавшегося положения, нетрудно заметить, что в современном обществе формируется система отношений, фактически провоцирующих коррупционное поведение в различных сферах общественной жизни как на верхних этажах власти (верхушечная коррупция), так и в обычных житейских ситуациях (низовая коррупция).

Причины коррупции коренятся в самой сущности отношений государства и общества, вернее в том, что в этих отношениях участвуют конкретные люди – чиновники и граждане. Таким образом, изначальный исток коррупции – в самом существовании государства, вернее, в фикции государства и подмены его представителями государства, которые имеют собственные интересы, но обязаны при этом представлять чужие. Исходя из природы конфликта интересов, как коррупциогенного фактора, очевидно, насколько он неизбежен. Именно эта система вносит коррупционную составляющую в законотворчество и правосудие, объективно способствует извращению государственной политики, преобразуя ее в политику коррупционную.

Идентифицируя восприимчивость системы власти к коррупции, криминология выделяет, как правило, три сегмента коррупционного фона, на котором она развивается:

  • наличие рынка коррупционных услуг;
  • неэффективность государственного управления, отягощенное разрешительными полномочиями и излишним администрированием, что объективно снижает доверие общества к должностному лицу и вызывает необходимость его подкупа;
  • морально-психологическая атмосфера в обществе, оказывющая серьезное влияние на уровень коррупции в органах власти.

Наличие рынка коррупционных услуг

10 стр., 4503 слов

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и ...

... -во Владим. гос. ун-та, 2008. – 201 с.   Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.   ... Методы, методики и практика. деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые ...

Одной из основных причин, порождающих коррупцию, является вовлечение государственных должностных лиц в систему экономических отношений.

Феномен коррупции является представляет собой деструктивную форму обменных отношений в системе органов государственного, общественного, хозяйственного управления, как социально опасное явление, представляющее собой противоправный обмен ресурса полномочий должностного лица государственного / негосударственного сектора на благо, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участников коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником.

Распространение коррупции среди государственных должностных лиц (агентов коррупционных отношений) приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и как вышестоящие, так и нижестоящие должностные лица. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами, в частности, в таможенной, в строительной, инвестиционной налоговой, правоохранительной, судебной сферах, в сфере потребительского рынка. По мере развития коррупции происходит определённая централизация рынка коррупционных услуг, начиная с уровня отдельных ведомств, когда агенты коррупционных отношений вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий коррупционный доход.

Неэффективность институтов власти.

Государственная коррупция развивается в той мере, в которой государство вмешивается в экономическую жизнь. Проблема в том, насколько эффективно осуществляется это вмешательство. Важнейшим фактором, способствующим коррупции, является неэффективность институтов власти (законодательной, исполнительной судебной).

Коррупция на современном этапе развития государства выступает своеобразным компенсаторным механизмом там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Управленческий аспект детерминации коррупции хорошо просматривается, если соотносить ее с социально значимыми функциями коррупционного поведения субъектов власти, с одной стороны, и публичного управлении – с другой, в контексте эффективности функционирования и выстраивания самой власти с учетом задач и пределов правового регулирования экономической деятельности.

Так, российский криминолог Я. И. Гилинский к социально значимым функциям коррупции, которые она «успешно» выполняет, относит:

3 стр., 1116 слов

Типология личности сотрудников УИС в зависимости от психологической ...

... система следственных изоляторов.   Судя по перечню коррупцией также охвачены закупки товаров и услуг для государственных нужд, контроль за поведением условно осужденных и подследственных, находящихся ... личности классифицируем характерологические черты трех типов личности по их отношению к коррупционной устойчивости. Для антикоррупционной личность характерно: на когнитивно-нравственном уровне ...

  • упрощение административных связей и процедур;
  • ускорение и упрощение принятия управленческих решений;
  • снятие обременительных запретов и ограничений;
  • консолидацию отношений между потребителями услуг и учреждениями, организациями, их представляющими;
  • содействие экономическому развитию путем сокращения расходов на бюрократические барьеры;
  • оптимизацию экономического распределения в условиях дефицита.

Отсутствие социального контроля за принятием властных и управленческих решений.

Одним из существенных условий, способствующих существованию коррупционных проявлений, являются недостатки социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

Существование недостатков социального контроля – результат просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования службы в сфере государственного, общественного и частного управления, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. Недостатки социального контроля проявляются также и в неполной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», Закона «О Борьбе с коррупцией»), в отсутствии четко определенного механизма их исполнения.

Социально-психологические условия коррупции.

Происходящая криминализация общества оказывает негативное влияние на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций — позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм – негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений.

Существующая морально-психологическая атмосфера в обществе оказывает серьезное влияние на уровень коррупции в органах государственного, хозяйственного общественного управления. Большинство должностных лиц рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Наиболее часто названные обстоятельства бывают с должностными лицами низшего и среднего звена, работающих в непосредственном контакте с гражданами (при выдаче различных лицензий, разрешений, справок и т.д.).

13 стр., 6184 слов

Вопрос 38. Социально-психологические и ролевые различия супругов

... другу к другу. А любое изменение, воспринимается, как фактор новизны, несущий непредсказуемость, потерю контроля над ситуацией, необходимость перестраиваться - порождает тревожность и вызывает защитную реакцию: ... как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Основные этапы развития семьи: Ухаживание Жизнь молодых супругов без ...

Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов.

Важной особенностью социально-психологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции является раздвоенность ценностных ориентаций. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается СМИ, официальной государственной идеологией, обыденной моралью.

С другой стороны, в современном обществе наблюдается высокий уровень коррупционной готовности, которая означает психологическую установку на решение различных проблем с помощью коррупционных сделок. Восприятие коррупции как «социальной нормы» (что, однако, не равнозначно признанию ее в таком качестве, просто «все так делают»), в свою очередь, формирует психологическую готовность давать взятки и брать их.

В конечном счете, за названными деформациями общественного сознания скрыта еще более глубокая деформация. В основе ее – признание денег, капитала, собственности главной жизненной ценностью, что и ведет к отчуждению личности от общества и государства, а также к превращению должностных полномочий, общественных и государственных интересов в товар и разменную монету.

К основным детерминантам коррупции социально-социально-психологические следует отнести:

  • изменения в общественной, групповой психологии и образе жизни в форме вытеснения коллективистских ценностей и утверждения ценностных ориентаций индивидуалистического и личностно-конкурентного характера;
  • массовая социокультурная аномия с доминированием в общественном и групповом сознании ценностных ориентаций на материальное благополучие, власть, культ денег и материальное потребление;
  • дегуманизация образа жизни и микросоциальной среды жизнедеятельности, формирование псевдокультурного идеала «нового белоруса» с претензией на элитарность, господство и властность.
  • деформированное сознание, низкая культура, пренебрежительное отношение к людям, клановость, местничество и невысокий уровень профессионализма государственных служащих.

Таким образом, коррупция как массовое и устойчивое антиобщественное явление закономерно возникает в условиях социальной дезорганизации и социального беспорядка, социальных конфликтов и противоречий, отсутствия правовых и других социальных возможностей удовлетворения потребностей личности и социальных групп, а также успешного решения жизненных проблем в рамках общепринятых, развивающих личность и социум, нравственных и правовых норм и стандартов поведения.

Исходя из этого любые попытки борьбы с коррупцией, которые не окажут влияния на ее причины, будут лишь имитацией этой борьбы.

12 стр., 5723 слов

1. Государственный суверенитет: понятие и виды

... многообразия участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников. Социальные объединения - это формализованные, ... США), парламентская и смешанная (РФ) республики. Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого ...

Вопрос № 2. Экономические, социальные и политические последствия коррупции последствия коррупции.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны государственного и общественного развития. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени находят свое проявление в Республике Беларусь.

Давно доказана тесная связь коррупции с развитием современных форм теневой экономики (скрытая от налогового учета, незаконная, наконец, открыто криминальная).

Она нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно и только на определенном уровне власти и чаще всего через коррупцию. Эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и является одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция «большого денежного мешка» поражает бюрократию государственного управления.

А) Экономические последствия

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Оценка экономических последствий коррупции или, точнее, оценка влияния коррупции на эффективность или неэффективность функционирования экономической системы или хотя бы ее части, отдельных отраслей, организаций, структур, является одним из наиболее важных, но крайне малоисследованных вопросов.

Непосредственной к экономическим потерям коррупции относятся:

  1. Расширение теневой экономика.

Коррупция способствует обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

  1. Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии.

10 стр., 4996 слов

Психологические особенности мотивации власти

... достижения некоторых внешних целей, то имеет место инструментальная мотивация власти (использование власти как средства) [3]. Д.Мак-Клелланд, анализируя мотивационные профили предпринимателей, которые занимают высшее ... людей в общем является позитивным фактором, поскольку снижает уровень тревожности, смягчает последствия стресса [4]. Но влияние аффилиации на успешность управления, на эффективность ...

  1. Замедление появления эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных (криминальных) банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.
  1. Неэффективное использование бюджетных средств, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

Логика оценки неэффективного использования бюджетных средств такова: сравниваются расходы бюджета до и после проведения антикоррупционных мероприятий Разница между старыми и новыми расходами можно трактоваться как потери, имевшие место до проведения антикоррупционных мероприятий.

Например, по информации Трансперенси Интернэшнл, в итальянском городе Милан после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, значительно повысилась эффективность государственных инвестиций. В некоторых случаях изменения были весьма значительными: так километр метрополитена «подешевел» на 57%, а строительство нового международного аэропорта было завершено при расходах на 59% меньших, чем было запланировано. Деятельность муниципальных компаний перестала быть убыточной, что позволило снизить муниципальные налоги.

5. Коррупция повышает издержки товаропроизводителей, перекладывая их оплату путем завышения цен и тарифов на плечи потребителей. В результате этого коррупция приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая коррупционера за счет остальных членов общества.

6. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

Б) Социальные последствия

  1. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.
  1. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.
  1. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

4. В Республике Беларусь государственной власти, в целом удается противостоять агентам теневого бизнеса и бесконтрольной приватизации общенародного достояния и, следовательно, их притязаниям на публичную власть в качестве ее экономической элиты. В этом состоит один из важнейших успехов становления и развития белорусской государственности. Но это не означает, что государственная система обладает иммунитетом от коррупционных проявлений. Наоборот, на фоне элитарного коррупционного опыта ближайших соседей они значительно не без успеха адаптируется к новым условиям и все возрастающим трудностям, предопределенным глобальными экономическими потрясениями. Коррупция является одни из важнейших факторов, благодаря которому государству сегодня государству не удается добиться осуществления поставленных перед ним стратегических задач, поскольку они противоречат интересам связанных с теневой экономикой представителей властно-управленческих структур.

14 стр., 6526 слов

Особенности соотношения этнического и государственного в странах ...

... в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив, внимание на ... характеристик страны или нации. Политическая культура выявляет глубинные значения, характерные для общества или группы, а не эфемерные отношения к конкретным вопросам, которые могут ...

Коррупция является одним из основных факторов, определяющих существование и расширение сферы деятельности организованной преступности. Последняя заинтересована в существовании коррупции и использует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных органов. Подтверждением является коррупционная деятельность попавших в орбиту уголовной юстиции ответственных должностных лиц таможенных органов, которые длительное время организовывали и контролировали на основе коррупционных соглашений поставку предпринимательскими структурами товаров в Республику Беларусь с неполной уплатой таможенных платежей.

В) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

  1. Помимо сырьевых, финансовых рынков появдяются и рынки власти. Коррупция стала механизмом продажи власти на собственном рынке властных структур.
  2. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.
  3. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.
  4. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

11