Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации.

План-конспект внеклассного воспитательного мероприятия

Тема: Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации.

Вид: Кураторский час.

Цель: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений студентов.

Задачи:

1. Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;

2. Расширение знаний о зависимостях.

3. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.

4. Воспитание ответственного отношения к личному времени

5. Знакомство с правилами безопасного использования интернета.

6. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.

План:

I. Вступительная беседа

1. Дискуссия о здоровье

2. Разговор о зависимостях

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

4 стр., 1660 слов

Бизнес-план магазина автозапчастей с интернет-магазином

... магазина автозапчастей При выборе режима налогообложения руководствуемся тем, что у вас интернет магазин с торговой площадью (точка заказа и ... у вас розничная торговля в точке выдачи с использованием интернет-магазина, как витрины товаров. Следует знать, что разрешенных ... в дальнейшем, по мере успешного развития своего бизнеса по продаже автозапчастей. Регистрация ИП производится по месту постоянной ...

II. Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

2. Признаки виртуальной зависимости

3.Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

4. Причины виртуальной зависимости

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

2. Рекомендации подросткам

3. Правила работы в Интернете

IV. Подведение итогов

Конспект кураторского часа

  1. Вступительная беседа

1. Дискуссия о здоровье

Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.

Далее следует обобщающий рассказ учителя о здоровье с показом презентации:

Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Факторы, разрушающие физическое благополучие:

– болезни;

23 стр., 11263 слов

Интернет зависимость современной молодежи (г. Тверь)

... основании приведенных данных становится ясно, что интернет зависимость молодежи несет серьезную угрозу для ее психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного ... т.д. Для того что бы выявить уровень зависимость от интернета было проведено социологическое исследование по выявлению Интернет зависимости среди студентов Краснодарского края в возрасте от ...

– зависимости;

– лень;

– неправильное питание;

– отсутствие чистоты и др.

Факторы, укрепляющие физическое благополучие:

– отсутствие вредных привычек и зависимостей;

– правильное питание;

– отсутствие болезней;

– гигиена;

– прививки;

– движение и труд и др.

. Факторы, разрушающие психологическое благополучие:

– конфликты;

– нарушения в эмоциональной сфере;

– стрессы;

– плохой характер и др.

Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:

– оптимизм;

– навыки бесконфликтного общения;

– умение справляться со стрессами;

– умение находиться «здесь и сейчас» и др.

2. Разговор о зависимостях

– Какие виды зависимостей вы знаете?

11 стр., 5079 слов

Эмпирическое исследование интернет-зависимости

... ведёт сидячий не здоровый образ жизни. В-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области, так как явление интернет - зависимость является новым, который до настоящего времени в ... (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к нетаголизму [8]. Свободная энциклопедия Википедия определяет интернет - зависимость как психическое ...

Ответы студентов записываются и обобщаются в таблицу.

Виды зависимостей:

• Игровая (гемблинг).

• Виртуальная.

• Зависимость от внешности.

• Зависимость от пищи.

• Зависимость от работы.

• Потребление (шоппинг).

• Мобильная зависимость.

• Рекламная зависимость.

• TV – зависимость.

• Зависимость от идеологий (религиозные движения).

• Лекарственная.

– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».

Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья).

И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.

О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.

7 стр., 3428 слов

Подростков в интернет-пространстве

... сетевых партнеров «Вместе мы сможем больше!»; - виртуальное путешествие «Адреса помощи»; - виртуальный дискуссионный клуб«Социальные сети в работе классного руководителя: от проблем к эффективному ... методического дня «Высший пилотаж сетевого взаимодействия»: - интернет-расследование «Виртуальные таланты»; - дебат-турнир «Осторожно: сеть!»; - практикум «Вас приветствуют и удивляют владельцы личных ...

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).

Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.).

Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.

II. Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

Задание: кому-то из студентов предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета и сделать доклад для всего класса. Другой ученик озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.

Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.

2. Признаки виртуальной зависимости

Рассказ преподователя:

— От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.

16 стр., 7849 слов

Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения

... Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные ... виртуального общения и киберсообщества. Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости ... вряд ли можно назвать серьёзными проблемами. Все серьёзнее, чем вы думаете ...

Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.).

«Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

. Некоторые признаки виртуальной зависимости:

• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питсрбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

6 стр., 2637 слов

Зависимость от социальных сетей

... которые предоставляет сотовый: SMS, MMS, знакомства по мобильнику, те же игры... Мобильная зависимость, как и зависимость от Интернета, - это боязнь живого общения и отсутствие в ... 4. Мои друзья и социальные сети По статистике, большинство людей проводящих время в социальных сетях, не могут сказать своему собеседнику в жизни того же, что они запросто ...

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего онлайнового сеанса;
  • увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
  • увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:

  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
  6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

10 стр., 4691 слов

Стресс в жизни и деятельности человека

... жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала жизненных перемен, вызывающих стрессовые воздействия»), в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости ... связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка ...

4. Причины виртуальной зависимости

– Как думаете, в чем причина такого поведения?

Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

• доступность разнообразной информации;

• широкая интерактивность, постоянное общение;

• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

• анонимность передаваемой информации.

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.

Вот некоторые из них:

1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье).

Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:

– ухудшение настроения;

– психологические разногласия с окружающими.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

Задание: группа поделен на микрогруппы, им предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета.

Положительные моменты Интернета:

– развитие технического прогресса;

– доступ к разнообразной информации;

– доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты Интернета:

– широкие знакомства – зависимость;

– теряется навык реального общения;

– портится язык (словарный запас);

– меняются цели человека;

– виртуальная реальность замещает действительную.

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Студентам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.

Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:

• к социальной изоляции;

• к усиливающейся депрессии;

• к распаду близких отношений, семьи;

• к неудачам в учебе;

• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).

– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.

2. Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

3. Правила работы в Интернете

В конце занятия студентам раздаются памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в группе:

1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).

2. Использовать трудноопределимые экранные имена.

3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.

4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.

IV. Подведение итогов

— Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?

— Каковы последствия виртуальной зависимости?

— С какими правилами безопасной работы в интернете вы познакомились сегодня?

Литература:

1. Колосова Е., Хромова Ю. Интернет-зависимость – миф или реальность?

http://ruk.1september.ru/article.php?ID=20080

2. Интернет-зависимость в подростковой среде

3. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде.

http://cyberpsy.ru/2011/05/perezhogin-l-o-internet-addikciya-v- podrostkovoj-srede/