«Утверждаю»
начальник кафедры
психологии А.Караяни
“____”___________199 года
План
проведения лекции по курсу
«Клиническая психология» со слушателями (курсантами) 2 факультета —
военно – психологического факультета.
ВРЕМЯ: 2 часа
ПРОБЛЕМЫ:
- Сенсорные нарушения зрительной системы и нарушения зрительного гнозиса. Виды зрительных агнозий.
- Сенсорные и гностические слуховые нарушения. Виды слуховых агнозий.
- Сенсорные кожно – кинестетические нарушения и нарушения тактильного гнозиса. Виды тактильных агнозий.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Дать основные принципы построения слуховой и кожно-кинестетической систем, сформулировать у слушателей знания и представления о сенсорных и гностических нарушениях (видах агнозий) этих систем, а также о методах выявлеия данных нарушений.
Литература.
1. Психологический словарь./Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова-2 издание- М. Педагогика пресс, 1996.
2. Психология. Словарь/Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2 издание- М. Политиздат, 1990. (Статьи «Анализатор», «Зрительное восприятие», «Слуховой анализатор», «Агнозия», «Кинестезические ощущения», «Астерогноз», … «Ватение», «Зрение»…).
«Методы Лурия»
«Метод дихотического прослушивания»
3. Нейропсихология. Тесты. М. : МГУ, 1984. (Раздел 2).
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека .-М. МГУ, 1969 (ч II – 2, 3, 5; ч III – 4, 5, 6).
5. Суворова В.В., Могтова М.А., Туровского З.Г. «Асимметрия зрительного восприятия: психофизиологическое исследование». М. Педагогика, 1988.
6. Корсакова Н.К., Маскавитчутс Л.И. «Подкорковые структуры мозга и психические процессы». М. МГУ, 1985.
Утверждено на заседании «утверждаю» Совета факультета ректор гоу впо «лгпу»
... Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений ... Программа государственных экзаменов обсуждалась на заседании кафедры психологии и утверждена Советом факультета (протокол № от 2.12.2012). 5.1 Программа государственного междисциплинарного экзамена по ...
* См. литературу по темам: № 1, 3.
7. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия — 90». М. Знание, 1991.
8. Е.Д. Нейропсихология. М. МГУ, 1987. Главы 6, 7, 8.
9. Новые методы нейропсихологического исследования. М. ИП АН СССР, 1991.
10. Лурия А.Р. Нейропсихологический метод анализа процессов восприятия. Психологические исследования. Вып. 6.-М., 1976.
11. Проблемы нейропсихологии. Психофизиологические исследования. – М., 1997.
1 Вопрос.
Общие принципы построения всех анализаторных систем.
Анализаторные системы – это сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной модальности.
Общие принципы:
1. Принцип параллельной многоканальной переработки информации – (информация о различных параметрах сигнала одновременно передается по различным каналам анализаторной системы)
2. Принцип анализа информации с помощью нейронов – детекторов (направлены на выделение относительно элементарных и сложных, комплексных характеристик сигнала, что обеспечивается различным строением рецептивных полей).
3. Принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню, (в соответствии с которым каждый из уровней осуществляет свои собственные анализаторные функции);
4. Принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами (это достигается благодаря существованию общей модели сигналов) данной модальности (по типу «сферической модели» цветового зрения).
Напомним, что работу анализаторных систем изучает нейрофизиология (физиология ВНД).
В чем нейропсихологический аспект данной проблемы. Он состоит в анализе нейропсихологических симптомов, возникающих при поражении различных уровней анализаторной системы и в построении общих теоретических представлений о работе всей системы в целом. Выделяют при изучении работы различных анализаторных систем 2 группы расстройств:
а) относительно элементарные сенсорные расстройства – отражают нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, высоты, громкости , длительности звука и др).
б) более сложные гностические расстройства – отражают нарушения различных видов восприятия (формы предметов, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.).
Сенсорные расстройства связаны с поражением периферических и различных подкорковых уровней анализаторной системы и первичного и подкоркового поля соответствующего анализатора.
Гностические нарушения. Связаны прежде всего с поражением 2 ых корковых полей, хотя в мозговые основы гностической деятельности входят и др. корковые и подкорковые структуры в т.ч. префронтальные отделы коры больших полушарий.
Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, в нейропсихологии называют агнозиями.
Данный термин ввел в научный оборот З. Фрейд (1891), который был не только основателем психоанализа, но и крупнейшим невропатолом (изучал функционирование нервной системы).
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... в сенсорных системах. Дивергенция и конвергенция сенсорных потоков. Рецептивное поле центрального нейрона. Топические отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных ... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение ...
Им впервые были описаны случаи нарушений высших зрительных функций – зрительные агнозии.
В зависимости от пораженного анализатора различают: зрительные, слуховые, тактильные агнозии. Каждый вид агнозии делится на различные формы.
Алгоритм
рассмотрения каждого
нарушения анализатора системы.
1. Принципы строения зрительных и др. анализаторов.
2. Сенсорные нарушения.
3. Понятие агнозии и происхождение.
4. Виды агнозий, краткая характеристика.
5. Методы исследования нарушений восприятия.
Зрительный анализатор
Ведущий анализатор, организован по иерархическому принципу.
Основные уровни зрительной системы.1 го полушария:
1. сетчатка глаз (периферический уровень);
2. зрительный нерв (2 ая пара);
3. область пересечения зрительных нервов (хлазма);
4. зрительный канатик (место выхода зрительного пути из области хлазмы);
5. наружное или латеральное коленчатое тело (НКТ или ЛКТ);
6. подушка зрительного бугра (где заканчиваются некоторые зрительные пути);
7. путь от наружного конечного тела к коре (зрительное сияние).
8. первичное 17 поле коры мозга.
При поражении каждого из уровней – возникают свои симптомы и свои нарушения зрительных функций — сенсорные нарушения.
Сенсорные нарушения по уровням
1 уровень – сетчатка глаза, («кусок мозга, вынесенный наружу»)
— зрительные поля (воспринимаются каждой сетчаткой отдельно) и перекрываются. Зона перекрытия зрительных полей обоих глаз – 120о, зона монокулярного видения – 30о.
Участки сетчатки, расположенные к носу от средней линии (позальные отделы) участвуют в механизмах бинокулярного зрения; а участки в височных отделах (темпоральные отделы) – в монокулярном зрении.
Верхние и нижние отделы сетчатки представлены различным образом на различном уровне зрительной системы.
Нарушение сетчатого уровня работы зрительной системы:
— различный генез дегенерации сетчатки;
— кровоизлияния в область сетчатки;
— различные заболевания глаз, в которых участвует сетчатка (глаукома – центральное поражение);
— относительное элементарное расстройство остроты зрения (скотома);
— элементарные расстройства цветоощущения.
Зрительные функции 2 го глаза сохранны (в этих случаях).
2 ой уровень – зрительные нервы (II пара).
— они очень коротки, расположены сзади глазных яблок в передней черепной яме, на базальной поверхности больших полушарий головного мозга;
— в зрительных нервах различные волокна несут зрительную информацию от различных отделов сетчаток.
Зрительные агнозии нейропсихологический анализ
... сенсорной канал, который связывает его с внешним миром. Зрительная система человека устроена очень сложно. Благодаря зрению мы воспринимаем окружающий нас мир в объеме и ... большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление ...
Поражение зрительного нерва:
— в связи с различными патологическими процессами в передней черепной яме;
— опухолями;
— кровоизлияниями;
— воспалениями;
Происходят расстройства сенсорных зрительных функций в 1 ом глазу.
Поражение различных частей зрительного нерва — соответствует зрительным функциям участка сетчатки.
3 ий уровень – хлазма.
Волокна от нозальной половины сетчатки поступают в противоположное полушарие, а волокна от темпоральных половин в ипсилогтеральное.
Волокна, идущие от верхних отделов сетчаток обоих глаз, образуют верхнюю половину хлазмы, а идущие от нижних отделов – нижнюю.
Поражение хлазмы:
различают чаще симметричные нарушения полей зрения на обоих глазах (гемианопсии).
Различные разделы хлазмы приводят к различным видам гемианопсии: битемпоральной, бинозальной, верхней квадратной, нижней квадратной, односторонней нозальной гемианопсии (при разрушении наружной части хлазмы с 1-ой стороны).
Гемианопсия может быть полной или частичной, в случае частичной гемианопсии возникают скотомы (частичное выпадение) соответствующих отделов полей зрения.
4 ый уровень – зрительные канатики.
Соединяют область хлазмы с наружным коленчатым телом.
Поражения зрительных канатиков:
Односторонняя гемианопсия, сторона которой определяется стороной поражения.
Гомониленные гемианопсии могут быть полными или неполными.
Особенность этого типа гемианопсии: в следствии поражения волокон граница между пораженным и сохранным полем зрения проходит в виде вертикальной линии.
5 ый уровень – НКТ или ЛКТ наружное коленчатое тело.
— важнейшее из таламических ядер.
— 80 % зрительных путей у человека, идущих от сетчатки, заканчивается в НКТ, остальные 20 % — в другие образования (зрительный бугор, переднее двухолмие, стволовая часть мозга), что показывает высокий уровень картигомизации зрительных функций.
— различным областям сетчатки соответствуют различные группы нервных клеток в НКТ.
— в НКТ в различных участках представлены области зрительного поля, которые воспринимаются 1 им глазом, 2 мя глазами, и область центрального видения.
Поражения нкт:
— при полном – полная односторонняя гемианопсия (лево или правосторонняя);
— при частичном – неполная с границей в виде вертикальной линии;
— сложные синдромы в виде галлюцинаций (нарушения сознания) – когда очаг поражения рядом с НКТ и раздражает его.
6 ой уровень – подушка зрительного бугра, переднее двухолмие и стволовая часть.
Инстанции куда поступает зрительная информация.
Перед двкхолмие регулирует целый ряд двигательных рефлексов (start — рефлексов), который запускается зрительной информацией.
Сходные функции – подушка зрительного бугра (связана с большим количеством инстанций, в т.ч. с областью базальных ядер).
Исследование и пути коррекции зрительных агнозий у больных с ...
... Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) ... и симультанная агнозия - такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения [1,5]. ...
Стволовые структуры – участвуют в регуляции общей неспецефической активации мозга через коллатералии, идущие от зрительных путей.
При поражении этих трех образований – не возникают нарушения зрительных функций как таковых, что указывает на их иное назначение.
7 ой уровень – зрительное сияние (пучок Грациолле).
Довольно протяженный участок мозга, находящийся в глубине теменной и затылочной долей.
Это широкий веер волокон – занимает верхнее пространство. Они несут зрительную информацию от различных участков сетчатки в различной области 17 ого поля коры.
Поражение зрительного сияния:
— при кровоизлияниях;
— опухолях;
— травмах
ведут к гомонимной гемианопсии, т.е. выпадению полей зрения (левого или правого).
8 ой уровень – первичное 17 ое поле коры больших полушарий.
Расположено главным образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника.
Следует отличать корковую гемианопсию (сохраняется центральная область видения) от всех подкорковую гемианопсий.
Частичное, выпадение полей зрения (скотомы) при частичном поражении 17 поля.
При менее грубых поражениях клеток 17 поля – частичное выпадение зрительных функций в виде:
— изменения цветоощущения;
— фотопсии (яркие вспышки, искры).
Все эти сенсорные нарушения относительно элементарны и не связаны с высшими зрительными функциями, хотя являются их основой.
Гностические зрительные функции связаны с работой вторичных полей зрительного анализатора (18 е и 19 е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий.
18 и 19 е поля расположены как на наружной конвекситальной поверхности больших полушарий, так и на внутренней медиальной поверхности с острием в глубь мозга.
Это большая площадь коры головного мозга (т.к. человек — «зрительное существо»).
17 е поле организовано по тоническому принципу – различные области сетчатки представлены в различных участках 17 поля.
17 поле имеет 2 е координаты: верхне-нижнюю и передне-заднюю. Верхняя часть его связана с верхней частью сетчатки (нижними полями), в нижнюю часть поля поступают импульсы от нижних участков сетчатки (т.е от верхних полей зрения).
В задней части поля – бинокулярное зрение; передняя часть – зона периферического монокулярного зрения.
Поражения 17 поля:
— при одновременном поражении 17 поля и левого и правого полушарий — центральная слепота; (при ранении затылочного полюса);
— «фиксированная» левосторонняя гемианопсия – при поражении 1 ого 17 ого поля при правостороннем очаге.
1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга
... поражением доминантного полушария большого мозга (поле 39). Агнозия– отсутствие узнавания раздражений, поступающих как из окружающего мира, так и из собственного организма при условии сохранения чувствительности и сознания. Бывает агнозия ... обусловленное очаговым поражением коры доминантного полушария большого мозга. Алексия– расстройство ... а созданию сильного магнитного поля на сегодняшний день дает ...
18 е и19 е поля характеризуются развитием 3 го слоя, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой.
При электрическом раздражении 18 ого и 19 ого полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17 ого поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры.
Зрительные агнозии – такие расстройства зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).
Общее правило для всех зрительных агнозий: элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, т.е. больные достаточно хорошо видят, у них N + цветоощущение, поля зрения – нормальны, у них как будто есть все предпосылки воспринимать объекты правильно. Но именно гностичестический уровень у них нарушен.
В некоторых случаях у больных помимо гностических имеются нарушения и сенсорных функций.
Это как правило такие дефекты, которые не могут объяснить нарушений высших зрительных функций. Из всех нарушений психологических процессов на феноменальном уровне лучше всего изучены именно зрительные агнозии. Исходя из клинической феноменологии, выделяют 6 основных форм нарушений зрительного гнозиса: предметная агнозия, лицевая агнозия, оптико – пространственная агнозия, буквенная агнозия, цветовая агнозия, симультанная агнозия.
Предметная агнозия – когда больной правильно оценивает отдельные элементы изображения и не может понять смысла изображения объекта в целом. Одна из самых распространенных форм нарушения зрительного гнозиса, которая в той или иной степени встречается у большинства больных с поражением теменно – затылочных отделов мозга. В грубой форме эта агнозия наблюдается лишь при двустороннем поражении 18 и 19 ого полей.
Оптико – пространственная агнозия – связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В особенно грубой форме эта агнозия наблюдается при двустороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. При одностороннем поражении эти нарушения достаточно четко выражены.
У больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка больные перестают понимать ту символику рисунка, который отражает пространственные качества объектов (не понимают географическую карту, нарушена ориентировка в сторонах света) – см. «Нейропсихология» с 91-92. Сочетания зрительной, пространственной и двигательно – пространственной расстройств называют апрактоагнозией.
Буквенная агнозия – проявляется в том, что больные совершенно правильно копируют буквы но не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия).
Данная агнозия встречается изолированно от др. нарушений зрительной функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозии.
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть ... личности : Параноидное - расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией ...
Больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложно – пространственных изображениях и реальных объектах, но «не понимают» буквы и не могут читать.
Эта агнозия при поражении левого полушария мозга – нижней части «широкой зрительной сферы», на границе затылочной и височной коры у правшей.
Цветовая агнозия — самостоятельной тип зрительной агнозии. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых – (дефекты цветоощущений и цветовая слепота).
Цветовая слепота и нарушение цветоощущений иметь как периферийное, так и центральное происхождение, т.е. могут быть связаны как с поражением сетчатки, так и с поражением подкорковых и корковых звеньев зрительной системы. Известны нарушения цветоразличения, и связанные с поражением НКТ и затылочной коры (17 ого поля), что указывает на существование в зрительной системе спец. канала, предназначенного для проведения информации о цвете объекта.
Особый тип – цветовые агнозии нарушения цветового гнозиса, который наблюдается на фоне сохранности цветоощущения.
— Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. — — Отсутствует обобщенное представление о цвете.
— Имеют трудности классификации.
— Затруднена категоризация цветовых ощущений.
Симультанная агнозия (синдром П. Балинта) – нарушение зрительного гнозиса – когда больной одновременно не может воспринимать двух изображений, т.к. у него резко сужен объем зрительного восприятия. Не воспринимают целое, а видят только часть этого целого.
— Сопровождение сложными нарушениями движений глаз («атаксия взора»).
— Больные неуправляемы, глаза совершают непроизвольные скачки, они в движении создаются трудности в организованном зрительном поиске- больной не может распознать объект последовательно.
Лицевая агнозия – особое нарушение зрительного гнозиса, у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (фото, рисунки и т.п.).
При грубой форме – больные не могут различить женские и мужские лица, не различают детские лица. не узнают лица своих родных и близких. Узнают людей только по голосу – и самых близких родных. Эта агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария в большей степени с нижними «отделами» широкой зрительной сферы.
Нарушение зрительного гнозиса корректируют с различными нарушениями глазодвигательной активности, сопровождающей зрительное восприятие объекта. Это могут быть явления инактивности движений глаз, геазодвигательных персверации, ингнорирование одной стороны
Методы исследования высших зрительных функций
(А.Р. Лурия. Высшие корковые функции. ч III М. МГУ, 1969)
Копия 2 распр.нарушения у детей
Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...
— лабораторные методы исследования зрительных функций (зрительные сигналы, освещение тонким пучком);
— периметрия;
— исследование движения глаз (фиксация зрительной точки и направление взора по словесной инструкции);
— специальные лабораторные приемы.
а) Исследование зрительного восприятия предметов и изображений.
б) Исследование ориентировки в пространстве.
в) Исследование пространственного мышления.
2 Вопрос
Кожно – кинестическая, или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности.
Биологическая значимость, по – видимому более важна, чем у специальных видов чувствительности – зрения, слуха, обоняния, вкуса.
Кинестетическая чувствительность — основа всех видов движений. Это самая древняя чувствительность.
Подразделяют ККЧ на 2 е категории:
1) виды чувствительности, связанные с рецепторами содержащихся в коже;
2) виды чувствительности, связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, суставах и сухожилиях.
Четырем основным видам кожной чувствительности соответствуют различные рецепторные аппараты, которые сосредоточенные в коже человека.
Основные рецепторные аппараты кожи:
— Колбочки Краузе – раздражение дает ощущение холода ощущение холода;
— Цилиндрические рецепторы Руффини; — возникают тепловые ощущения;
— Корзинчатые сплетения и тельца Мейспера – находятся около волосяных луковиц и обеспечивают возникновение ощущение прикосновения и давления;
— Свободные нервные окончания – связаны больше с болевыми ощущениями.
Рецепторы мышц, суставов и сухожилий, связанных с кинестетической чувствительностью. Это рецепторы позы и движения, передающие информацию о расположении и движении мышечно — составного аппарата. Для передачи этих ощущений известны 3 вида рецептора:
а) мускульные веретена, находящиеся в мышцах и раздражающиеся в момент растяжения мышц – когда они начинают сокращаться.
б) сухожильный орган Гольдже – рецептор, находящийся в сухожилиях и воспринимающий различную степень натяжения сухожилий, т.е. регистрацию момента начала движения;
в) Паччинлевы тельца – находятся в суставах, которые реагируют на смену положения суставов относительно друг друга и обеспечивают «суставное чувство».
Есть и др. рецепторы, назначение которых до сих пор неизвестно.
Афферентные раздражения, идущие от рецепторов кожи и опорно — двигательного аппарата проводятся по 3 типам волокон – являются отростками клеток, расположенных в спинальных ганглиях.
— Волокна типа А – хорошо мнелинизированы, их диаметр 8-12 мк; проводят возбуждение со скоростью 120 м/с. Эти волокна проводят тактильные и кинестетические возбуждения идущие от мышц, сухожилий и суставов.
— Волокна типа В имеют тонкую мнелиновую оболочку (диаметр 4-8 мк, скорость 15-40 м/с).
Эти волокна проводят температурные и болевые раздражения.
— Волокна типа С – без мнелиновой оболочки, имеют диаметр меньше 4 мк и проводят возбуждение с наименьшей скоростью – 0,5-15 м/с.
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КОНЕЧНОГО МОЗГА
... чувствительности. Образовано нервными клетками, залегающими в коре постцентральной ... коре неодинаково в различных участках коры. Распределение нейронов в коре называется цитоархитектоника коры. Особенности распределения волокон—миелоархитектоника. Кора ... связано с ядром слухового анализатора. При поражении ... борозды и извилины. КОРА БОЛЬШОГО МОЗГА Кора - это ... к первой сигнальной системе. Они имеются ...
Волокна поступают в задние рога спинного мозга, затем крупные волокна А и В через задние рога поступают в пучки Галля и Бурдаха (в задних столбах спинного мозга); далее эти волокна переходят в волокна нежного и клинковидного пучков продолговатого мозга и в ядрах этих пучков заканчиваются.
Из ядер – 2 ой нейронный путь, по средней линии через продолговатый мозг, вороньев мост и четверохолмие к ядрам зрительного бугра (в составе меднальной петли).
Волокна меднальной петли заканчиваются в вентральных ядрах зрительного бугра, где (имеются 3 нейрона).
1 нейрон – в спинальном ганглии;
2 нейрон – в продолговатом мозге;
3 нейрон – в зоне таламуса.
Значение основных принципов строения кожно-кинестетического анализатора, его проводящих путей важно для понимания сиптоматики поражения отделов этих путей, и особенно спинного мозга.
Сенсорные расстройства
— При повреждении передних и боковых частей спинного мозга – страдает болевая и температурная чувствительности при относительной сохранности тактильных ощущений.
— При поражении шейной и грудной частей спинного мозга – расстройства чувствительности развиваются на противоположной стороне.
— При поражении путей Галля и Бурдаха (задние столбы спинного мозга) – нарушения болевой чувствительности: явление гиперпатии (повышении болевой чувствительности) при поражении задних столбов спинного мозга.
Кожно-кинестетический анализатор, как зрительный организуется по самотическому принципу.
* При повреждении в области таламуса появляется таламатический синдром – «синдром Декерина» (целый комплекс чувствительных расстройств) – выпадает или резко ослабляется туктильной и глубинной чувствительности, а температурная и болевая резко изменяется.
* При повреждении третьего первичного поля коры (вдоль роландовой борозды и примыкающей к 4 ому двигательному полю) – явление анестезии (снижение или потеря чувствительности на всей половине тела или в определенных участках тела. Чаще нарушение чувствительности происходит на противоположной стороне тела).
Гностические нарушения.
(более сложные связанные с поражением вторичных путей полей теменной коры: 1 ого, 2 ого, частично 5 ого и третичных 39 ого и 40 полей)
Тактильные агнозии – нарушение узнавание формы объектов при относительной сохранности поверхностей и глубокой чувствительности сенсорной основы тактильного восприятия.
Два основных синдрома (клиническая нейропсихология):
- Нижетеменной.
- Верхнетеменной.
Нижнетеменной синдром – возникает при поражении тех постцентровых областей коры которые граничат с зонами представительства руки и лица в третьем поле и связанны с нарушением сложных форм тактильного гнозиса – астерегноза (тактильно-предметная агнозия).
Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.
Две формы астериагноза:
а) в одном случае больной воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое;
б) в других — нарушено опознание и этих признаков.
— Встречаются «тактильные агнозии текстуры объекта» – трудности опознания самого материала, из которого сделан предмет (трудности опознания качеств объекта – шероховатость, гладкость, мягкость твердость и т.п.).
— При нарушении нижне-теменных отделов коры – и другие формы, нарушения тактильного восприятия.
«Пальцевая агнозия» — нарушение возможности называния пальцев руки контралатеральной очагу поражения, способность узнавать пальцы с закрытыми глазами. (синдром Герштмана).
Возникают трудности опознания цифр или букв, написанных на кисти руки, противоположной очагу поражения.
*«Тактильная алексия» — (опознание цифр, букв, написанных на коже).
«Тактильная асимболия» — специфическая форма тактильно-амнестической афазии – невозможность больного назвать ощупываемый с закрытыми глазами объект при сохранности правильного описания объекта и его назначение.
*Поражение верхней теменной области коры мозга– примыкает в той же части первичной сенсорной коры КК анализатора куда проецируется информация, поступающая от всего тела.
*«Соматоагнозия» (нарушение «схемы лета») – т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположение по отношению друг к другу.
Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела – «гемисоматоагнозия» (сопровождает поражение правой теменной области мозга).
При этом часто возникают ложные соматичесуие образы «соматопорагнозия» в виде ощущений «чужой» руки, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей и т.п.
В целом и предметная тактильная агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия и соматоагнозия более глубоко выражены при поражении правого полушария мозга. Тактильная алексия чаще связана с левосторонним поражением теменной коры. Особая группа симптомов – составляют симптомы поражения задних отделов теменной коры, примыкающей к затылочным и задне-височным областям мозга.
Методы исследования кожно-кинестетичесие функции. (а.Р. Лурия «Высшие корковые функции» с 351-356)
а) методы исследования осязательной чувствительности.
б) Методы исследования глубокой (кинестетической) чувствительности.
в) Методы высших осязательных функций и стереогноза.
3 Вопрос.
Слуховая система (слуховой анализатор человека) – совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т.е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве.
Имеет уровневое строение.
Основные уровни организации:
- рецептор (кортиев орган улитки);
- слуховой нерв (VIII пара);
- ядра продолговатого мозга;
- мозжечок, средний мозг (нижние бугры четверохолмия) медиальное коленчатое тело (МКТ) или внутреннее коленчатое тело;
- слуховое сияние (слуховые пути, идущие от МКТ в кору больших полушарий);
- первичное поле коры (41-е поле височных долей мозга).
В этой системе большое количество звеньев, чем в зрительном кожно-кинестетической системы
Есть и другие анатомические особенности звукового анализатора.
Принцип работы же вестибулярной и слуховой систем в целом тот же.
— Основан на превращении механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы на нервные окончания клеток, расположенных в лабиринте.
— Звук имеет 4 основных физиологических параметра, которым соответствуют определенные физические параметры слуховых ощущений:
1. Частота звука – соответствует высоте звука;
2. Интенсивность звука соответствует физиологическому параметру громкости;
3. Длительность – соответствует длительности (протяженности звука);
4. Звуковой спектр – соответствует тембру.
Звуковой анализатор способен не только анализировать различные физические качества звукового стимула, но и участвует в ориентировке в пространстве.
— Направление и степень удаленности звука – дают человеку сведения о пространственных характеристиках источника звука.
— На базе слуховой системы формируется человеческая речь.
— Внутри слуховой системы выделяют 2 е самостоятельные подсистемы, которые обозначают:
а) как неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках (музыкальный тон, шумы);
б) речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка).
Эти 2 е системы имеют общие подкорковые механизмы. Однако в пределах коры больших полушарий эти системы различаются.
Сенсорные нарушения.
1) При поражениях кортиевого органа нарушается нормальное восприятие громкости звуков и звуки вызывают или ощущение боли, или вообще не воспринимаются.
Это неожиданное появление интенсивности звукового ощущения (вплоть до болевых ощущений) при плавном нарастании интенсивности звука – явление «рекрутмента».
2) При заболеваниях VIII пары нервов возникают определенные симптомы, позволяющие диагносцировать поражение этого уровня слуховой системы (различают звуковые ощущения: шорохи, скрежет и одновременно с ними головокружение).
Больной при этом понимает,что реального внешнего источника этих звуков нет и они возникают в его собственном ухе (слуховые обманы).
3) Поражение уровня продолговатого мозга не вызывает нарушений слуха как такового , но ведет к симптомам, связанным с рефлекторной сферой.
4) Слуховая афферентация имеет большое значение для выполнения основных функций мозжечка – регуляции равновесия.
5) Нарушение биноурального слуха – симптом поражения среднего мозга, нижних бугров четверохолмия.
6) При поражении МКТ возникают разного типа нарушения слуховой системы, которые, к сожалению, недостаточно хорошо описаны в клинической литературе. Выражающиеся в снижении способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения.
7) При поражении слухового сияния – отмечается снижение слуха на противоположном ухе. Имеются замечания и появление в этих случаях слуховых галлюцинаций. Они связаны не с поражением таламического или надталамического уровней слуховой системы, а с раздражением этих областей.
8) Поражение коркового уровня слуховой системы проявляется в виде невозможности восприятия и различения коротких звуков, этот симптом характерен для поражения и левой, и правой височной областей (41 поле одного полушария).
Очаг поражения в этой области не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая аффереция поступает одновременно в оба полушария.
Гностические слуховые расстройства
— «Слуховая агнозия»
— Дефекты памяти;
— Различение звуковых комплектов;
— Аритмия;
— Амузия;
— Нарушение интонационной стороны речи.
Методы исследования слухо-моторных координаций.
.Р. Лурия «Высшие корковые функции» с 345-351.
) Методы исследования, восприятия и воспроизведения звуковых отношений.
б) Методы исследования восприятия и воспроизведения ритмических структур.
14