Структура групповых предпочтений

Лекция

Социальная психология групп

 

Группа не является суммой составляющих ее людей.

С момента возникновения это самостоятельное явление с

— собственными ха­рактеристиками,

— собственной историей и закономерностями.

Вы­полняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется как бы в пересечении этих групп:

— семья,

— студенческая группа,

— спортивная команда,

— рок-группа, толпа на стадионе,

— трудовой кол­лектив, Ассоциация медсестер России и т.д.

Для социальной психологии важно определить, каков будет результат этих групповых влияний.

 

Понятие и основные характеристики группы

 

Социальная психология исследует прежде всего закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.

Для социальной психологии группаэто определенная система дея­тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе­ния труда.

Основные характеристики группы:

1. композиция группы (или ее состав) — численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение и т.д.;

2. структура группыфункции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);

3. групповые процессыгрупповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.

Так же

К характеристикам группы можно отнести положение индивида в группе:

1. статус, обозначающий место индивида в группе;

статус соеди­няет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;

2. рольиндивида в группе; содержание роли непостоянно, оно ме­няется от группы к группе, а также внутри самой группы;

наи­более яркий пример — историческое развитие семейных ролей;

3. система групповых ожиданий; от каждой роли в группе ожидает­ся выполнение определенных функций; выполнение обяза­тельно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и груп­повые санкции;

4. групповые нормыэто определенные правила, которые вырабо­таны группой, приняты ею и которым должно подчиняться по­ведение ее членов;

8 стр., 3790 слов

Феномен группового давления

... в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.В работах последних лет часто употребляется ...

5. система санкцийсовокупность механизмов, с помощью кото­рых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения груп­повых норм;

санкции бывают:

— поощрительные и запретительные,

— позитивные и негативные.

Характеристики меняются в зависимости от вида группы и по­этому изучаются по отдельности.

 

Классификация групп

 

Для социальной психологии значимо разделение групп на

— услов­ные

— и реальные.

 

Условная группа — это группа, подобран­ная по определенному признаку, например студенты средних ме­дицинских учебных заведений России.

Социальная психология в основном изучает реальные естественные группы.

Большие стихий­но возникшие группы это

— толпа,

— публика,

— аудитория.

Большие ус­тойчивые группы — это

— этнические,

— профессиональные,

— классовые группы.

Малые группы – это

— семья,

— учебная группа,

— спортивная ко­манда,

— коллектив отделения ЛПУ и т.д.

Проблема малой группы стала своеобразным фокусом социальной психологии.

Структура малой группы

Члены малой группы объединены общей социальной деятельнос­тью и находятся в непосредственном личном общении.

Нижней границей численности малой группы мы будем считать 2 человека,

— а верхняя должна соответствовать определению малой группы.

Структура группы рассматривается с точ­ки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп­пы

— структуры предпочтений,

— власти,

— коммуникаций.

 

Структура групповых предпочтений

Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики (см. методы с.п.).

Выделяют социометричес­кие статусы членов группы как сумму предпочтений и отвержений:

социометрические «звезды»наиболее предпочитаемые члены группы;

высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные, определя­емые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

изолированныечлены группы, у которых отсутствуют и поло­жительные, и отрицательные выборы;

пренебрегаемыечлены группы, имеющие большое число отри­цательных выборов и малое число предпочтений;

отверженные (изгои)члены группы, имеющие только отрица­тельные выборы.

9 стр., 4198 слов

Общие проблемы малой группы

... структуру группы. А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М., 1982). Структура группы ... предпочтений членов группы, ... малой группы. Ее численность Существует довольно определений малой группы. Воспользуемся определением из психологического словаря: "Малая группа ...

Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу.

При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может созда­вать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам.

С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, так это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях.

Постоянное пребы­вание в «звездах»,«любимчиках» делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями.

Несомненна и опасность устойчивого пребывания в роли отверженного или

изо­лированного — весь мир будет восприниматься в черном цвете.

Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, при­чем наименее адекватно

— «звезды», изолированные и отвергнутые.

Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных сво­им положением.

Структура власти

Структура власти в малой группеэто система взаиморас­положений членов группы в зависимости от их способности оказы­вать влияние на положение дел в группе.

Власть реализуется с по­мощью различных форм влияния, среди которых наиболее изучены руководствои лидерство.

Руководствоэто управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, классный руководитель, старшая медсестра отделения и т.д.).

Основным инструментом пси­хологического влияния руководителя на группу является его авто­ритет.

Он зависит от

— коммуникативно-организаторских способ­ностей,

— ценностей и убеждений руководителя,

— а также от стиля управления.

Выделяют стили управления:

авторитарный (директивный) стиль, в ос­нове которого лежит единоначалие руководителя;

демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимо­действия между членами группы и руководителем;

попустительс­кий, основанный на полной групповой свободе действий, руково­дитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначи­тельны.

Лидерство — это управление группой через спонтанно возника­ющее влияние.

Лидера порождают не столько личные качества, колько структура взаимоотношений в данной группе.

Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы.

В группе мо­жет одновременно существовать несколько лидеров.

Коммуникативная структура

Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, свя­зываюших членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.

4 стр., 1842 слов

Группа как система совместной деятельности Групповая система ...

... Дубовской Е.М. («Психология малой группы»). В своей работе мы коснемся феномена совместной деятельности и психологических факторов, определяющих ее эффективность. Цель настоящего исследования – взаимосвязь членов группы и характеристика рассматриваемых взаимосвязей. ...

Владение информацией – важный показатель положения члена группы.

 

Групповые процессы

Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.

Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

Возможны:

— сознательное, свободное принятие норм

— вынужденное под угрозой санкций;

— демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

— осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

Раз­личают

внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

— и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкой:

— люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям

— и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы:

— вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и

веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.

Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети — более, чем взрослые.

Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

1. на l-й стадии идет процесс знакомства.

Формируются представ­ления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах).

Основной авторитет — преподаватель;

2. 2-я стадия — период формирования групповых норм.

В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;

3. 3-я стадия — стадия конфликта.

Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями;

4. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности;

5. 5-я стадия — сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выра­женным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ори­ентированные на учебу;

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

... свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. К основным характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности ... абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, ...

6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью);

7. 7-я стадия — высшая стадия групповой зрелости:

группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

 

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

 

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

— эмоциональная привлекательность членов группы;

— возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сход­ство членов группы между собой;

— предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

— особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

— удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;

— стиль руководства.

Психологическая совместимость в группе

 

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Психологическая совместимостьспособность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости:

1. результаты совместной деятельности;

2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3. удовлетворенность участников этой деятельностью.

 

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.

 

Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

 

Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

 

 

Уровни совместимости:

социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;

 

психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;

 

психофизиологический– совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д

 

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости.

Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

 

Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга.

Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.

 

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

 

Например,

Ø Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно.

Ø Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе.

Ø Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.

Характеристики сплочённой группы:

— четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;

— стремле­ние к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выпол­нения деловых задач;

— творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.

13 стр., 6420 слов

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

... Психологические особенности некоторых этнических групп. Этнический стереотип, темперамент, способности. Этноцентризм. Этнофилия, этнофобия. Социально-психологические аспекты межэтнических отношений.   Тема 5. Проблема личности в социальной психологии Общение и деятельность. ... даваемые поведению членов своей и противоборствующих групп. Типы атрибуций у членов групп большинства и меньшинства. ...

 

Итак,

1. Психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов.

2. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений.

3. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

4. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

 

ВЫВОДЫ

1. Группаэто определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

2. Основные характеристики группы:

— состав,

— структура,

— группо­вые процессы,

— статусы и роли членов,

— система групповых ожида­ний,

— групповые нормы,

— система санкций.

3. Выделяют

— условные и реальные группы,

— лабораторные и есте­ственные,

— большие и малые,

— большие стихийные и большие устой­чивые,

— малые развитые и малые становящиеся.

4. Малая группагруппа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении. Социометрические статусы в малой группе:

— «звез­ды»,

— высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,

— изолированные,

— пренебрегаемые, отверженные.

5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.

6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.

Выделяют сти­ли руководства

— авторитарный,

— демократический

— и попустительский.

7. Можно выделить следующие групповые процессы:

— процесс груп­пового давления,

— процесс развития группы,

— процесс сплочения груп­пы,

— процесс принятия группового решения.

8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм за­висит от

— пола, возраста,

— самооценки,

— от размера группы,

— от необ­ходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.

9. Процесс развития группы может включать в себя стадии

1. зна­комствa;

2. формирования групловых норм;

3. конфликта;

4. сбалансиро­ванности;

5. сложившейся группы;

6. эмоциональных отношений;

7. груп­повой зрелости.

10. Сплоченность группы зависит от

— эмоциональной привлека­тельности членов группы;

8 стр., 3610 слов

Общие проблемы малой группы в социальной психологии

... «Под ма­лой группойпонимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общейсоциальной деятельностью и находятся в непосредственном ... для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм игрупповых процессов». Это достаточно универсальное оп­ределение, непретендующее на ... как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой груп­пе. Потребность вполучении все более точных фактов, ...

— степени их сходства;

— мотивов взаимо­действия;

— групповых целей;

— удовлетворенности членов группы груп­повой деятельностью и своим статусом в группе;

— стиля руководства.