Лекция
Социальная психология групп
Группа не является суммой составляющих ее людей.
С момента возникновения это самостоятельное явление с
— собственными характеристиками,
— собственной историей и закономерностями.
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется как бы в пересечении этих групп:
— семья,
— студенческая группа,
— спортивная команда,
— рок-группа, толпа на стадионе,
— трудовой коллектив, Ассоциация медсестер России и т.д.
Для социальной психологии важно определить, каков будет результат этих групповых влияний.
Понятие и основные характеристики группы
Социальная психология исследует прежде всего закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.
Для социальной психологии группа— это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда.
Основные характеристики группы:
1. композиция группы (или ее состав) — численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение и т.д.;
2. структура группы — функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);
3. групповые процессы — групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.
Так же
К характеристикам группы можно отнести положение индивида в группе:
1. статус, обозначающий место индивида в группе;
статус соединяет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;
2. рольиндивида в группе; содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы;
наиболее яркий пример — историческое развитие семейных ролей;
3. система групповых ожиданий; от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций; выполнение обязательно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и групповые санкции;
4. групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов;
Феномен группового давления
... в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.В работах последних лет часто употребляется ...
5. система санкций — совокупность механизмов, с помощью которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения групповых норм;
санкции бывают:
— поощрительные и запретительные,
— позитивные и негативные.
Характеристики меняются в зависимости от вида группы и поэтому изучаются по отдельности.
Классификация групп
Для социальной психологии значимо разделение групп на
— условные
— и реальные.
Условная группа — это группа, подобранная по определенному признаку, например студенты средних медицинских учебных заведений России.
Социальная психология в основном изучает реальные естественные группы.
Большие стихийно возникшие группы это
— толпа,
— публика,
— аудитория.
Большие устойчивые группы — это
— этнические,
— профессиональные,
— классовые группы.
Малые группы – это
— семья,
— учебная группа,
— спортивная команда,
— коллектив отделения ЛПУ и т.д.
Проблема малой группы стала своеобразным фокусом социальной психологии.
Структура малой группы
Члены малой группы объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
— Нижней границей численности малой группы мы будем считать 2 человека,
— а верхняя должна соответствовать определению малой группы.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы
— структуры предпочтений,
— власти,
— коммуникаций.
Структура групповых предпочтений
Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики (см. методы с.п.).
Выделяют социометрические статусы членов группы как сумму предпочтений и отвержений:
— социометрические «звезды» — наиболее предпочитаемые члены группы;
— высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
— изолированные — члены группы, у которых отсутствуют и положительные, и отрицательные выборы;
— пренебрегаемые — члены группы, имеющие большое число отрицательных выборов и малое число предпочтений;
— отверженные (изгои) — члены группы, имеющие только отрицательные выборы.
Общие проблемы малой группы
... структуру группы. А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М., 1982). Структура группы ... предпочтений членов группы, ... малой группы. Ее численность Существует довольно определений малой группы. Воспользуемся определением из психологического словаря: "Малая группа ...
Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу.
При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может создавать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам.
С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, так это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях.
Постоянное пребывание в «звездах»,«любимчиках» делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями.
Несомненна и опасность устойчивого пребывания в роли отверженного или
изолированного — весь мир будет восприниматься в черном цвете.
Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, причем наименее адекватно
— «звезды», изолированные и отвергнутые.
Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением.
Структура власти
Структура власти в малой группе — это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на положение дел в группе.
Власть реализуется с помощью различных форм влияния, среди которых наиболее изучены руководствои лидерство.
Руководство— это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, классный руководитель, старшая медсестра отделения и т.д.).
Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.
Он зависит от
— коммуникативно-организаторских способностей,
— ценностей и убеждений руководителя,
— а также от стиля управления.
Выделяют стили управления:
— авторитарный (директивный) стиль, в основе которого лежит единоначалие руководителя;
— демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимодействия между членами группы и руководителем;
— попустительский, основанный на полной групповой свободе действий, руководитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначительны.
Лидерство — это управление группой через спонтанно возникающее влияние.
Лидера порождают не столько личные качества, колько структура взаимоотношений в данной группе.
Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы.
В группе может одновременно существовать несколько лидеров.
Коммуникативная структура
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связываюших членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.
4 стр., 1842 слов
Группа как система совместной деятельности Групповая система ...
... Дубовской Е.М. («Психология малой группы»). В своей работе мы коснемся феномена совместной деятельности и психологических факторов, определяющих ее эффективность. Цель настоящего исследования – взаимосвязь членов группы и характеристика рассматриваемых взаимосвязей. ...
Владение информацией – важный показатель положения члена группы.
Групповые процессы
Процесс группового давления.
Участники группы должны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.
Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.
Возможны:
— сознательное, свободное принятие норм
— вынужденное под угрозой санкций;
— демонстрация антагонизма по отношению к группе (Я не такой, как вы все);
— осознанное, свободное отвержение норм с учетом всех возможных последствий.
Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.
Различают
— внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,
— и внутренний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.
Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой:
— люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям
— и наоборот.
Также конформизм связан с размером группы:
— вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы.
Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и
вероятность нонконформизма.
Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает, при возможности отвечать письменно человек освобождается от опасений показаться странным или смешным перед членами группы.
Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.
Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети — более, чем взрослые.
Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.
Процесс развития группы
Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.
В группе среднего учебного заведения:
1. на l-й стадии идет процесс знакомства.
Формируются представления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах).
Основной авторитет — преподаватель;
2. 2-я стадия — период формирования групповых норм.
В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;
3. 3-я стадия — стадия конфликта.
Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями;
4. 4-я стадия сбалансированности завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности;
5. 5-я стадия — сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу;
Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика
... свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. К основным характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности ... абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, ...
6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью);
7. 7-я стадия — высшая стадия групповой зрелости:
группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы.
На процесс сплочения могут влиять:
— эмоциональная привлекательность членов группы;
— возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;
— предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
— особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
— удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;
— стиль руководства.
Психологическая совместимость в группе
В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.
Психологическая совместимость – способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.
Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.
Критерии оценки совместимости:
1. результаты совместной деятельности;
2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;
3. удовлетворенность участников этой деятельностью.
Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.
— Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
— Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.
Уровни совместимости:
— социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;
— психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;
— психофизиологический– совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д
Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости.
Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.
Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга.
Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.
На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:
1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;
2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;
3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
Например,
Ø Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно.
Ø Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе.
Ø Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.
Характеристики сплочённой группы:
— четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;
— стремление к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выполнения деловых задач;
— творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.
Тема 2. Группа как социально-психологический феномен
... Психологические особенности некоторых этнических групп. Этнический стереотип, темперамент, способности. Этноцентризм. Этнофилия, этнофобия. Социально-психологические аспекты межэтнических отношений. Тема 5. Проблема личности в социальной психологии Общение и деятельность. ... даваемые поведению членов своей и противоборствующих групп. Типы атрибуций у членов групп большинства и меньшинства. ...
Итак,
1. Психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов.
2. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений.
3. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.
4. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.
ВЫВОДЫ
1. Группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
2. Основные характеристики группы:
— состав,
— структура,
— групповые процессы,
— статусы и роли членов,
— система групповых ожиданий,
— групповые нормы,
— система санкций.
3. Выделяют
— условные и реальные группы,
— лабораторные и естественные,
— большие и малые,
— большие стихийные и большие устойчивые,
— малые развитые и малые становящиеся.
4. Малая группа — группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Социометрические статусы в малой группе:
— «звезды»,
— высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,
— изолированные,
— пренебрегаемые, отверженные.
5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.
6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.
Выделяют стили руководства
— авторитарный,
— демократический
— и попустительский.
7. Можно выделить следующие групповые процессы:
— процесс группового давления,
— процесс развития группы,
— процесс сплочения группы,
— процесс принятия группового решения.
8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм зависит от
— пола, возраста,
— самооценки,
— от размера группы,
— от необходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.
9. Процесс развития группы может включать в себя стадии
1. знакомствa;
2. формирования групловых норм;
3. конфликта;
4. сбалансированности;
5. сложившейся группы;
6. эмоциональных отношений;
7. групповой зрелости.
10. Сплоченность группы зависит от
— эмоциональной привлекательности членов группы;
Общие проблемы малой группы в социальной психологии
... «Под малой группойпонимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общейсоциальной деятельностью и находятся в непосредственном ... для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм игрупповых процессов». Это достаточно универсальное определение, непретендующее на ... как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность вполучении все более точных фактов, ...
— степени их сходства;
— мотивов взаимодействия;
— групповых целей;
— удовлетворенности членов группы групповой деятельностью и своим статусом в группе;
— стиля руководства.