Социальная психология. Больной и лечебная среда

Лекция N 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. БОЛЬНОЙ И ЛЕЧЕБНАЯ СРЕДА

Психология, которая стремится анализировать человечес-кое поведение, не могла оставить без внимания связь индиви-да с его окружением. Социальная психология значительно рас-ширяет поле психологического исследования, поскольку она изучает индивида не изолированно, а в системе межличностных взаимодействий , его социальное поведение. В социальной пси-хологии различают два направления (хотя деление это весьма условно) — психологическая исследования в социальной психологии-1">социальная психология, которая делает упор на поведении индивида в обществе, и социологи-ческая социальная психология, которая занимается группами и социальными движениями в целом.

Психологическая социальная психология получила особое развитие в США. Первым выдающимся ее представителем был Мак-Дугалл (1871-1938).

Испытав влияние идей зоопсихологии своего времени, он пытался объяснить певедение человека рас-ширенной теорией инстинктов. Первым применил эксперимен-тальный метод в социальной психологии Г.Олпорт, стоявший на бихевиористской точке зрения. В своих трудах он показал влияние группы на поведение, восприятие и мнение ее членов. Явление взаимного влияния членов группы он назвал “со-циальной фацилитацией”. Он не рассматривал группу как новую единицу — целое, которое всгда больше, чем сумма яастей, а рассматривал лишь совокупномть индивидов со своейственными им чертами, такими как чувства превосходства, зависимости.

З.Фрейд уже накануне первой мировой войны в работе “Тотем и табу”, а затем в 1921 г. в работе “Коллективная психология и анализ “я” критиковал Мак-Дугала и рассматри-вал психологию группы на новой основе. Он считал, что отно-шения в группе станут более ясными, если провести параллель с отцом — вождем первобытной орды, ее члеными и сыновьями: сыновья восстают против тирании отца, оставляя себе мать и дочерей. Убивая отца и съедая его, они отождествляют себя с ним, освящают тем самым свое равенство. С этого момента они отказываются убивать и съедать тотем (идеальый образ отца) и обладать матерью и сестрами. Группы символически преживают эту легенду — агрессивность, идеализация вождя, переход от ревности к солидарности. Фрейд считал, что именно идентифи-кация с вождем является связующим звеном в группе. Впослед-ствии идеи Фрейда были продолжены и модифицированы в психоа-налитическорм направлдении социальной психологии.

8 стр., 3523 слов

особенности социального поведения детей 4 — 5 лет в зависимости ...

... рамках социальной психологии социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. ...

Подход Я.Л.Морено, родившегося в 1892 г. в Бухаресте и эмигрировавшего в 1925 г. в США, значительно отличался от фрейдизма. Морено постулирует существование симпатий между отдельными индивидами и с помощью социометрического теста, основанного на выборе и отталкиваниях, выявляет сеть таких симпатий. Средством групповой терапии становятся социодрама и психодрама.

Курт Левин (1890-1947) родился в Пруссии, вначале пре-подавал психологию в Берлинском университете, будучи сторон-ником гештальтпсихологии и вполне естественно, что его инте-ресовала группа как некое целое, большее, чем сумма состав-ляющих частей. В 1932 г. он эмигрировал в США и основал в Гарвардском университете Исследовательский центр групповой динамики, а в 1946 г. Институт социальных исследований в Ми-чиганском университете. Левин дал определение группы, исхо-дя из двух критериев:

· все члены в группах находятся в непосредственном взаимо-действии, т.е. поведение каждого может оказать влияние на других, группы поэтому ограничены, т.к. прямое взаимодей-ствие невозможно в больших группах;

· группы являются целым, члены которого взаимосвязаны, т.е. зависимы друг от друга при удовлетворении своих личных пот-ребностей или достижении своих личных целей.

Левин не считал основными другие критерии группы — общие це-ли, общие установки, групповое сознание.

Француз Г.Лебон (1841-1931), автор известной книги “Психология толпы”, является основателем направления социо-логической социальной психологии. Он считал, что толпа наде-ляетсоставляющих ее индивидов коллективной душой, благодаря ей они чувствуют, мыслят и действуют иначе, чем если бы бы-ли одиночками; объяснения поведения следует искать скорее в социальных явлениях, чем в фактах индивидуальной психичес-кой деятельности. Такого рода исследования зачастую уже от-носятся к смежным с социальной психологией дисциплинам — культурная антропология (изучает культуры), институцио-нальный анализ (есть три уровня в организации отношщений лю-дей — первичная группа, организация как совокупность первич-ных групп, институт как скрытая основа организаций, правила и механизмы их существования), социоанализ (прикладная дис-циплина институционального анализа, для конкретных организа-ций; стоит на стыке с социоллогией).

Так же, как группы состоят из людей, общества состоят из групп. Группы различаются по функциям и структуре.

По функции одни из групп поливалентны, а другие пол-ностью специализированы (например, семья выполняет одновре-менно генетическую и воспитательную функции, а есть группы с одной религиозной, политической, развлекательной и т.д. фун-кцией).

В пространстве — существование одних групп предпола-гает физическое пристутствие членов (например, футбольная команда), другие группы не требуют такого присутствия (клуб “Ротари”, школьный класс на каникулах).

Во времени — пос-тоянные (напр., деревня), временные в т.ч. случайные или спорадические (туристическая группа).

Группы бывают обяза-тельные и свободные (в к-рых участвуют по желанию).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... форму: развалиться или будет закреплена документально. Функции современной семьи Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или ... Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны ... факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида ...

Фор-мальные группы, в которых социальные отношения носят безлич-ный характер, определены некоторыми правилами организации; неформальные — роли членов есть результат взаимодействия внутри группы. Первичные и вторичные группы или психогруппы и социогруппы (…класс-школа).

Организованные группы — имеют стабильную структуру и определенные цели (бригада, ко-манда), стихийные — небольшие и нестабильные (посетители за одним столиком кафе…)

Структурные формирования в группах: пара, треугольник (начальная стадия ваиаги”), квадрат, цепочка, звезда (с цен-тральным индивидом).

Взаимодействие групп: соперничество и в результате прогресс, слияние в т.ч. поглощение, взаимодополнение.

Взаимосвязи в группе:

· взаимосвязь и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики — это процесс, посредством которого взаи-модействие между конкретными индивидами уменьшает напряже-ние каждого из них или приводит к взаимному удовлетворению; эти и объясняется членство в группе;

· общая цель — конвергенция личных целей;

· в результате зависимости — борьба между членами группы.

Примеры ролей в группе: “любимчики” — некоторые индиви-ды больше других делают ситуацию в группе удовлетворяющей (весельчак, душа общества, человек сообщающий все новости, клоун, ангел-хранитель и т.д.); конформисты и девианты; цен-зор или хранитель норм; инакомыслящие (добровольно или при-нудительно удаляются из группы); “козлы отпущения” — объект агрессивной разрядки группы от напряжения.

Модели управления группой: директивная и кооперативная (первая обеспечивает оперативные и конфиденциальные дей-ствия, вторая более эффективна, но требует много времени для управления не обеспечивает секретности).

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая груп-па, члены которой связаны обшностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

[ И с т о ч н и к . Советский энциклопедический словарь. — М.,

1984. — С. 1189].

Функции семьи — удовлетворение сексуальных потребностей,

рождение детей, воспитание, организация быта, оказание психо-логической поддержки.

Существует врачебная специальность — сексопатология; врачи-сексопатологи занимаются наряду с лечением развившихся форм болезней и психопрофилактической работой со здоровыми партне-рами, и психокорригирующей работой с парами, находящимися в предпатологическом состоянии (сексуальные дисгармонии).

[ И с т о ч н и к . Дворкин Э.М. Психологическая совместимость супружеской пары. — Руководство по психотерапии, 1985. — С.513].

Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко выделяют следующие типы семей:

1) Гармоничная. Все члены такой семьи связаны теплой эмоциональ-ной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкуриру-ют друг с другом, а дополняют друг друга, никто не узурпирует функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри такой семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение ма-тери с сыном против других членов семьи).

Гармоничная семья не изолирована от общества, способна приспосабливаться к меня-ющимся социальным ситуациям.

2) Собственно негармоничная С. Один из родителей занимает чрезмер-но доминирующее, а другой — слишком зависимое положение. Инте-ресы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, один из чле-нов игнорирует свои обязанности, отсутствует истинное партнер-ство.

12 стр., 5610 слов

О психологии семьи как малой группы

... значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт. Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровно-родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, ... "сведения" об изображенном на нем человеке. Например, показывая портрет молодого мужчины, одной группе испытуемых говорили: "Сейчас вы увидите портрет героя", а другой – "Сейчас вам ...

3) Деструктогенная С. Отсутствует способность членов С. к взаимо-дополнению, солидарности в решении жизненных проблем. Чрезмерна автономия отдельных членов, эмоциональные привязанности неравно-мерны или характеризуются отсутствием взаимности.

4) Распадающаяся С. живет в условиях обострившейся конфликтной си-туации, уход одного из родителей назревает, или фактически раз-рыв между родителями произошел, но юридически развод не оформ-лен и родители продолжают жить вместе.

5) Распавшаяся С. — один из родителей отделился от С., но в какой-то мере продолжает сохранять контакты с семьей прежней и несет еще часть функций ее члена.

6) Неполная С. — С., в которой отсутствует один из родителей.

7) Ригидная псевдосолидарная С. — отличается безоговорочным домини-рованием одного из членов с зависимым пассивным положением дру-гих, жесткой закостенелой регламентацией всей семейной жизни, от-сутствием двусторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой С. существует свой автономный мирок, оберегаемый от вторжения других.

[ И с т о ч н и к . Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.-

Психологическая социальная психология получила особое развитие в США. Первым выдающимся ее представителем был Мак-Дугалл (1871-1938).

Испытав… З.Фрейд уже накануне первой мировой войны в работе “Тотем и табу”, а затем в… Подход Я.Л.Морено, родившегося в 1892 г. в Бухаресте и эмигрировавшего в 1925 г. в США, значительно отличался от…

С. 83-85].

Исследования психологической совместимости супругов позволили пред-положить, что семейная гармония основана на принципе подобия-контраста свойств партнеров и принципе гомеостазися. Принцип подобия-контарста заключается в том, что свойства, в большей степени обусловленные на-следственно, обнаруживают тенденцию к контрастности у совместимых ин-дивидов, а качества, обусловленные скорее воспитанием (ценности, инте-ресы) чаще всего подобны. Принцип гомеостазиса проявляется в том, что совместимые супруги образуют своеобразную уравновешенную структуру. Их свойства взаимно уравновешивают и дополняют друг друга.

[ И с т о ч н и к . Мишина Т.М. Исследования семьи в клинике и коррек-

ция семейных отношений. — Методы психологической диагностики и кор-рекции в клинике. — Л., 1983. — С. 256].

Все типы негармоничных С. являются главной причиной неправильного воспитания. Виды неправильного воспитания : гипопротекция — недостаток опеки, контроля, истинного интереса к делам ребенка или подростка (осо-бенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному типам); доминирующая гиперпротекция _ чрезмерная опека, мелочный конт-роль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпное наблюде-ние (у гипертимных подростков вызывает реакции эмансипации, при других акцентуациях усиливает астенические черты — нерешительность, неуверен-ность в себе); потворствующая гиерпротекция — чрезмерное покровительст-во, преувеличение действительных способностей (способствует появлению истероидных черт); потворствующая гипопротекция — недостаток родитель-ского надзора в сочетании с некритичностью к нарушениям поведения у ре-бенка (культивирует и неустойчивые, и истероидные черты); воспитание в “культе болезни” — встречается при хронических соматических и невроло-гических заболеваниях — ребенок привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, все должны ограждать его от неприятностей (предрасполага-ет к истерической реакции с уходом в болезнь, ипохондризацией); эмоцио-нальное отвержение — ребенок постоянно озузает, что им тяготятся, что без него родителям было бы легче (может заострять черты астенических и эпилептоидной акцентуаций), подавленное эмоциональное отвержение может компенсироваться утрированными заботой, знаками внимания, но недостаток тепла обычно чувствуется ребенком; условия жестоких взаимоотношейний — суровые наказания за мелкие проступки, на ребенке “срывают зло” как на беззащитном существе (способствует усилению черт эпилептоидной акценту-ации); условия повышенной моральной ответственномсти — от ребенка ждут, что он воплотит в жизнь несбывшиеся родительские мечты (заостряются чер-ты психастенической акцентуации); противоречивое воспитание — члены семьи осуществляют несовместимы воспитательные подходы.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...

[ И с т о ч н и к . Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.-

С.85-90].

Появление в семье больного представляет собой существенный сдвиг в ее функционировании. Сама болезнь может быть следствием патологической ситу-ации, сложившейся в семье, или неправильного формирования личности в се-мейных условиях. Отношение семьи к больному формируется в зависимости от нескольких факторов: статуса больного в семье до его болезни, тяжести бо-лезни, общих традиций и ценностей семьи. Может наступить индуцирование членов семьи установками, симптомами, поведением больного; может наблюд-аться сочувствие к больному, оказание ему разнообразной поддержки; встре-чаются безразличие и резко отрицательное отношение к больному.Разные чле-ны семьи могут относиться к больному по-разному.

[ И с т о ч н и к . Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л.,

1974.- С. 48-49].

С точки зрения социальной психологии могут быть плодотворно изучены вза-имоотношения между врачом и больным, которые изучаются также медицинской этикой и медицинской деонтологией. В психоанализе взаимоотношения врач-больной описывались при помощи таких понятий как сопротивление и перенесе-ние. Сопротивление — бессознательное препятствие больного всяким попыткам восстановления в его сознании вытесненного комплекса.Перенесение — возрож-дение в процессе психотерапии инфантильных чувств любви или ненависти,ког-да-то проявленных к родителям, и перенесенным на врача; причем пол, воз-раст и поведение врача не играют при этом никакой роли. По мнению Фрейда, перенесение (трансфер) — путь перевода невроза, с которым больной обратил-ся к врачу, в другую, облегченную его форму — “инфантильный невроз”. Про-цесс переработки “инфантильного невроза” приводит больного к выздоровлению. Кроме трансфера существует контртрансфер — перенесение врачом своих чувств на больного.

14 стр., 6985 слов

Этика общения с умирающим больным

... работе с больными имеет значение всё: и личность сестры, и её связь с окружающей средой, с товарищами по работе, с врачом, и личность самого больного и т. ... д. Психологические зависимости в отдельных областях медицины удесятеряют число задач и в процессе обычного ухода за больными. Психология обращения с больными ...

[ И с т о ч н и к . Карвасарский Б.Д.Медицинская психология. — Л., 1982.-

С.168-170].

Выделяют следующие типы взаимоотношений врач-больной:

РУКОВОДСТВО. Врач диагностирует болезнь, о которой больной не знает, вы-бирает методы лечения, применяет их, оценивает эффективность,при этом боль-ной не осознает этого. Больной воспринимается как сложная биологическая си-стема. Этот тип отношений устанавливается, когда у больного нарушено созна-ние или он в состоянии наркоза.

РУКОВОДСТВО-ПАРТНЕРСТВО. Наиболее распространенный тип отношений, при ко-тором врач воспринимает себя как несущего всю ответственность за лечение; больной не может существенно изменить точку зрения врача на ход лечения.Од-нако все процедуры осуществляются с согласия больного. Этот тип отношений устанавливается, когда у больного, например, острое инфекционное заболева-ние или он выздоравливает после операции.

ПАРТНЕРСТВО. Врач создает основу для диагностики и лечения, но мнение больного о его болезни постоянно учитывается. Больной воспринимает врача как эксперта и человека, сочувствующего ему. Врач является ведущим в приня-тии решений, но он не приказывает. Больной обучается быть экспертом в вопро-сах собственного здоровья. Этот тип отношений пригоден в тех случаях, когда пациент страдает хроническим заболеванием (диабет, рассеянный склероз).

БЛИЗОСТЬ. При отношениях этого типа общение между врачом и больным не име-ют определенной цели, требующей достижения (например, облегчение боли).

Врач и больной стремятся оказать друг другу поддержку, выказать симпатию, уберечь друг друга от повреждений. Взаимоотношения неформальны, стороны не прерывают их, когда процесс лечения завершен. Этот тип отношений выходит за рамки отно-шений врач-больной, она не функциональна, а во многих случаях противоречит этическим требованиям.

[ И с т о ч н и к . Frankel B. The physician-patient relationship. — Behavi-

oral science. — N.Y.,1987. — P.183-196].

Одно из важнейших умений врача — способность эффективно беседовать с боль-

ным. Цели беседы — установление взаимодействия между врачом и больным, сбор необходимых данных, развитие взаимоотношений врач-больной, которые являются основой медицинской практики.

Различают содержательную и процессуальную стороны беседы. Первая касается обмена репликами, вторая — тех эмоциональных реакций, которые возникают у врача и больного.

Основные техники беседы:

содействие (фасилитация) — пациента поощряют разрабатывать в деталях то, о чем он рассказывает — вопросительный взгляд, повторение последних слов паци-ента, вопрос “Вы можете рассказать об этом подробнее?”; открытые вопросы — “Расскажите мне больше о вашей боли”; прямые вопросы — предполагают утвердительный или отрицательный ответ: “Боль усиливается ночью?”; поддержка — изъявления интереса к больному, заботы о нем, стремления помочь:

“Вся процедура причинит незначительную боль и займет несколько минут” (поддержка не должна осуществляться, пока больной не проявит свои чувства); эмпатия — изъявление понимания чувств больного, сочувствия его переживаниям и потребности проявлять эмоции (также более эффективна в тех случаях, когда предоставляется после изъявления больным своих чувств); рефлексия (отражение) — врач повторяет часть сказанного пациентом; молчание — невербальная техника, дающая больному возможность выразить свои более глубокие опасения; кларификация (прояснение) — больного просят дать разъяснения в том случае, если в его рассказе отмечены противоречия: “Вы сказали, что болеете год, а сейчас упомянули, что три года назад были на консультации в нашей больнице”; конфронтация — внимание больного привлекается к некоторым особенностям его поведения или манер: “Вы собираетесь продолжать курить, хотя эмфизема про-грессирует?”; подведение итогов — обзор и резюмирование предоставленной больным информации:

3 стр., 1323 слов

Деонтология врач-больной

... на ранних этапах общения с больным), если культура общения, внешний облик врача, его манера обследования не вызывают у больного негативного отношения. Очень часто этические проблемы возникают ... Захарьин, Сергей Петрович Боткин. Для проведения рационального диагностического поиска и адекватного лечения врач должен обладать достаточно обширными знаниями, почерпнутыми из литературных источников и ...

“Правильно ли я Вас понял — боль появилась после несчастного случая на про-изводстве, усиливается при кашле, не снимается аспирином?”; интерпретация — врач формулирует заключение о событиях или мыслях таким обра-зом, чтобы пациент осознал существующие между ними взаимосвязи: “Вы кажетесь рассерженным, когда говорите о своем начальнике; Я думаю, Вы считаете, что заболели из-за него?”

[ И с т о ч н и к . Hendren R. Communication and interviewing.

Взаимоотношения врач-больной могут быть не только фактором, способствующим лечению, но и стать источником ятрогений. Ятрогении — неблагоприятные послед-ствия для здоровья больного неправильного применения врачом психологических воздействия.

Социальные контакты больного не исчерпываются общением с членами семьи и родственниками. Для медицинской психологии представляют также значительный интерес взаимоотношения между больным и средним и младшим медицинским пер-соналом, а также между больными. Отношения между больными могут способство-вать успешному лечению (взаимная поддержка, подбадривание; в некоторых слу-чаях групповая психотерапия более эффективна, чем индивидуальная).

Эти же отношения могут стать источником негативных влияний (эгротогении — неблаго-приятные последствия взаимных влияний больных друг на друга).

Распростране-ние информации о тяжести болезней, неэффективности лечения, подрыв автори-тета медицинских работников, чрезмерно подробное и впечатляющее описание симптомов собственной болезни — примеры эгротогений. Избежать их можно, формируя психотерапевтические группы, подбирая больных в больничных палатах с учетом их психологической совместимости.