Предметная область и современные тенденции развития психоген

Предметная область и современные тенденции развития психогенетики.

Цели лекции:

§ознакомить с предметной областью, основными задачами психогенетики;

§сформулировать представления о основных этапах развития психогенетики;

§провести обзор психогенетических исследований, раскрывающих возрастную динамикугенотипсредовыхсоотношений в формировании психологических признаков.

§Обосновать значения психогенетических исследований индивидуального развития.

План лекции.

1.Основные представления об индивидуальном развитии. Нормативное и индивидуальное.

2.Основные направления психогенетических исследований развития.

3.Возрастная динамика генотипсредовыхсоотношений как основа для возрастной периодизации.

4.Значение психогенетических исследований индивидуального развития.

5.Понятийный аппарат.

6.Литература.

Психогенетика наука, предметом исследования которой является

соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.

Психогенетика – это прикладная область психологического знания, изучающаягенотипсредовуюдетерминацию психических процессов.

6 стр., 2630 слов

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза 2

... неправильной диеты при формировании и развитии мозга, отравления тяжелыми металлами). Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности. ... этих работ не были однозначны. Некоторые психогенетики утверждают, что тип наследования аутизма в ... мутации которого приводят к проявлению и развитию изучаемого признака. Результаты первых молекулярно-генетическихисследований аутизма не ...

Объект – индивидуальнопсихологическиеи биологические особенности человека.

Предмет – определяет относительную роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в индивидуальном развитии по психическим психофизиологическим признакам.

Основная задача психогенетики анализ ролигенотипсредовыхвлияний в изменчивости психофизиологических психических признаков человека.

В западной литературе для обозначения этой научной дисциплины обычно используется термин «генетика поведения» (behavioral genetics). В отечественной психологии понимание термина изменялось, и достаточно сильно. Психогенетика молодая область знания, эквивалентом психогенетики является генетика поведения. Выделяют два аргумента, которые отличают психогенетику от генетики поведения:

§аргумент основной единицей поведения является поведенческая реакция

§ аргумент целый ряд исследуемых признаков, например, показатель темперамента, совсем не являются поведенческими.

Проблема «биологического и социального в человеке». Три основные исследовательские парадигмы: биологическое и социальное; врожденное приобретенное; наследственное средовое.

Психогенетика имеет междисциплинарные связи: с естественными науками; философскими; общественными науками.

Внутридисциплинарные связи психогенетики с различными областями психологического знания.

§Психофизиология

§Нейрофизиология

§Клиническая психология

§Психология развития

§Специальная психология

§Психология индивидуальных различий

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение как акт состоит из нескольких этапов: формирование потребности развитие ... Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Подростковая делинквентность ...

Структура современной психогенетики

§Психогенетические исследования личности или изменчивости психологических признаков.

§Генетическая психофизиология

§Онтогенетика

§Психогенетика дизонтогенеза

Историю развития генетики поведения человека условно можно разделить на четыре основных периода:

1)1865 — 1900 — зарождение генетики поведения человека;

2)1900-1924 становление генетики поведения как самостоятельной научной дисциплины;

3)1924 — 1960 — накопление эмпирического материала;

4)с 1960 по настоящее время современный этап.

Значения психогенетических знаний:

на различных этапах развития существует различное влияние наследственных и средовых факторов, возможность появления и влияния факторов риска.

знания психогенетики дают возможность строить прогнозы развития дает возможность подойти индивидуально к каждому, так как природа человека очень разнообразна.

Генетика поведения человека сравнительно недавно сложилась как самостоятельная научная дисциплина, На протяжении всей истории развития

научной мысли вопрос о своеобразии человека рассматривался на уровне различных областей знания. Древний Вавилон, Месопотамия. Специальные отборы в группы писцов, жрецов и т.д. Основание отбора признаки(писцом

мог быть лишь тот, кто имел в своем роду хотя бы1 писца). Древняя Индия(7в. до н.э.) Был проведен первый психогенетический эксперимент. Пифагор

обратился к проблеме причинной обусловленности эмоциональной нестабильности.

Источники развития психогенетики:

*Законы Г. Менделя

*Теория Ч. Дарвина

*Теория Ф. Гальтона

*Теория В. Д. Небылицина Б. М. Теплова

Ф.Гальтон

основоположник генетики поведения человека;

 

 

обосновывал идею наследственности таланта и возможности

 

улучшения человеческой природы, путем размножения

 

одаренных людей;

 

 

 

 

проведение

первых

эмпирических

исследований

 

наследственности поведения человека;

 

 

 

введение метода пробанда”;

 

 

 

создание первой математической модели семейного сходства

 

введение Закона родовой наследственности

 

 

 

создание методического арсенала генетики поведения от схем

 

экспериментального

исследования

до

методов

 

матаматического анализа данных;

 

 

 

разработка основ вариационной статистики, в том числе ряд

 

важных статистических методов;

 

 

 

предложение

идеи

об использовании

близнецов для

 

выяснения роли наследственности, которое привело к

 

разработке близнецового метода;

 

 

 

разработка методов измерения психических функций человека

 

(острота ощущений, время реакции и т.д.), которые служили

 

для оценки индивидуальных различий между людьми, которые

 

заложили основы психологии индивидуальных различий и

 

психометрики.

 

 

 

 

Ч. Дарвин

Создание теории эволюции.

 

 

 

Основные положения теории эволюции:

 

 

 

у особей внутри каждого вида наблюдается изменчивость по

 

морфологическим и физиологическим признакам, причем эта

 

изменчивость возникает случайным образом.

 

 

 

эта изменчивость наследуется.

 

 

 

в связи с ограниченностью необходимых ресурсов, особи

 

данной популяции борются за выживание.

 

 

 

Наиболее приспособленные выживают и оставляют потомков,

 

обладающих теми же признаками. В результате такого

 

естественного отбора наиболее приспособленных особей

 

представители данного вида все лучше адаптируются к

 

условиям окружающей

среды. Таким образом,

в основе

механизма эволюции лежат три фундаментальных фактора изменчивость, наследственность и естественный отбор. Ч.Дарвин понимал, что феномен наследственности играет существенную роль в эволюционном процессе.

 

 

 

Школа Теплова

Небылицина

выдвинула

в

центр

Школа В.Д.

исследований

 

изучение

физиологических

 

основ

Небылицина

индивидуальнопсихологическихразличий.

Развитием учения

Б.

М.

Павлова о типологических особенностях нервной системы в

Теплова

 

рамках этой школы стало выделение новых свойств основных

 

 

 

нервных процессов: лабильности(Б.М. Теплов), динамичности

 

 

 

(В.Д. Небылицин), концентрированности возбуждения(М.Н.

 

 

 

Борисова), активированности(Э.А. Голубева).

 

 

 

 

 

 

Эмпирическое

подтверждение

получила

идея

об

 

 

 

обусловленности

индивидуальных

характеристик

психики

 

 

 

человека типологическими особенностями нервной системы,

 

 

 

составляющими почву, необходимую для возникновения тех

 

 

 

или иных психических проявлений и форм поведения.

 

 

 

 

 

разработка проблемы общих и парциальных (региональных)

 

 

 

свойств нервной системы: между общими и парциальными

 

 

 

свойствами

 

нервной

системы

существуют

 

 

 

функциональнопсихологические

различия:

 

общие

 

 

 

свойства

являются

основой

темперамента,

а

 

 

 

парциальные специальных способностей.

 

 

 

 

 

 

введение положения об обратной зависимости между

 

 

 

абсолютной

чувствительностью

и

функциональной

выносливостью, работоспособностью(силой) нервной системы

разработка проблемы способностей развитие целостной характеристики индивидуальности

Появление эволюционной теории дало толчок исследованиям феномена наследственности. Публикация в1859 году книгиПроисхождение видов путем естественного отбора совершила революцию в воззрениях ученых и привела к широкому распространению и признанию идей Дарвина. Идея приспособительного значения психики, выдвинутая Ч.Дарвином, имела большое значение и для развития психологии. Открытые Дарвином законы

эволюции поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития, сопоставления психики животных и человека.

Основное возражение против эволюционной теории Дарвина было выдвинуто Ф.Дженкинсом. Если наследственные элементы родителей сливаются, то признаки в последующих поколениях должны иметь промежуточный характер и, в конечном итоге, исходные признаки должны исчезать. Следовательно, эти признаки не могут быть объектом естественного отбора(так называемый«кошмар Дженкинса»). Открытие

Менделем дискретного характера наследуемости опровергло это утверждение. Эти обстоятельства стали предпосылкой для развития научного этапа в развитии психогенетики.

Этап зарождения (1865 – 1900г.)

История и современное состояние психогенетики: интуитивные представления о неодинаковости людей в истории Древнего мира. Начало научного исследованияиндивидуальнопсихологическихразличий Ф.Гальтон, В.Штерн; разработки психометрических процедур А.Бине, К.Парсон.

В 1865 году в журнале была опубликована статья выдающегося биолога Френсиса Гальтона, в которой он обосновал идею наследуемости таланта и возможность улучшения человеческой природы, путем размножения одаренных людей. Он проводит эмпирические исследования наследуемости и в1869 году выходит его книга: «Наследуемость таланта. Законы и наследственность». Значения: 1) оказал значительное влияние на знания о наследуемости таланта. 2) доказал, что наследуемость таланта в талантливых семьях выше, чем в обычных. 3) вероятность того, что

родственник талантливого человека будет талантливым выше по мере увеличения степени родства между ними. Гальтон сформулировал свой методический прием, чтобы оценивать влияние наследственности на психические характеристики. Впервые вводит использование близнецового метода, который является основным до настоящего времени. Открывает математические м6етоды исследования законности наследственности и изменчивости. Так же определяет основные подходы и направления, которые стали ведущими в генетики и психогенетики.

Фактически одновременно с Гальтоном работает русский ученый Флоринский над теми же проблемами касающихся наследуемости таланта. В1865 году в журнале«Русская старина» была опубликована первая его статья«Усовершенствование и вырождение человеческого рода». И уже через год(в1866году) он издает свою книгу«Методы усовершенствования человеческой расы». Эта книга и заложила основу медицины и психогенетики. Флоринский основным средством усовершенствования расы считал подбор супружеских пар по данному критерию:

Когда патологическому признаку одного супруга противостоит нормальный признак другого супруга

От генетических показателей зависит и качество потомства В конце 19 века в80-хгодах Гальтон предлагает ввести новую науку об улучшении человеческой природы евгеника.

Этап становления (1900 – 1924 г.)

В 1900г. произошло вторичное открытие законов Менделя. Происходит скачок в генетике, открываются новые лаборатории, проводятся эксперименты по различным направлениям.

По мере развития экспериментальной генетики наметился раскол между представителями биометрической школы и генетиками, который в течение десятилетий оказывал большое влияние на развитие науки. Сторонники биометрического подхода, в частности, Ф.Гальтон, К.Пирсон и их последователи, интересовались преимущественно количественными измерениями непрерывно изменяющихся признаков. Они преувеличивали

роль мелких и непрерывных изменений и игнорировали значение скачкообразных изменений, отрицали дискретность наследственности.

Методы регрессии и корреляции являлись основными статистическими инструментами. Биометрикам было известно, что вариация многих важных характеристик является непрерывной; они видели, что такая непрерывная

вариация хорошо объясняла постепенность естественного отбора в теории Дарвина. Сторонники биометрического подхода считали, что менделевские законы, выведенные из опытов над горохом, не применимы к сложным признакам высших организмов, распределение которых соответствует нормальному.

С другой стороны, многочисленные эксперименты генетиков

подтверждали открытые Менделем законы и свидетельствовали о дискретном характере наследственности. Из этого следовало, что идея постепенности изменений в процессе естественного отбора была ошибочной. Скорее, в основе эволюции лежали скачкообразные наследственные изменения мутации.

В связи с разной оценкой роли непрерывной и дискретной изменчивости в эволюции полемика между представителями двух школ генетиками и биометриками обострилась. Следствием этих дискуссий стало формирование к20-мгодам крайне негативного отношения к теории Дарвина, и лишь затем произошло постепенное признание роли естественного отбора генетических вариантов в эволюции.

Для понимания природы непрерывной изменчивости необходимо было объединить оба подхода, что и произошло в рамках концепции множественных факторов. В1918 году была опубликована статья Р.Фишера

“The correlation between relatives on the supposition of Mendelian inheritance” (Fisher R., 1918), в которой были изложены основы нового подхода к проблеме.

Концепция множественных факторов опирается на два основных положения:

1)факторы, контролирующие количественные признаки, наследуются в соответствии с законами Менделя;

2)влияние этих факторов на признак носит кумулятивный характер, а вклад каждого из них в изменчивость признака настолько мал, что влияние дискретных генотипических групп становится неразличимым. Таким образом, на основе дискретной изменчивости генотипа может возникать непрерывная изменчивость фенотипа(Мазер К., Джинкс Дж.,1985).

Концепция множественных факторов стала теоретической основой новой научной дисциплины количественной генетики. Количественная

генетика основывается на представлении о том, что менделевский механизм

дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Происходит это в тех случаях, когда несколько генов, каждый из которых дает небольшой эффект, при совместном действии создают наблюдаемые различия между индивидами в популяции. Если на признак оказывают влияние более3-4 генов, то наблюдаемые в популяции его величины располагаются на нормальной гауссовой кривой. Фундаментальное положение количественной генетики состоит в том, что полигенные(то есть обусловленные влиянием многих генов) различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям. Средовые факторы также могут влиять на наблюдаемую в популяции изменчивость.

Фундаментальное значение для генетики популяций, в том числе и для генетики поведения человека, имело доказательство в1908 году основополагающей теоремы популяционной генетики, получившей впоследствии название«законаХардиВайнберга» Правило Харди Вайнберга, которое описывает особое состояние равновесия, обусловленное случайным скрещиванием, и объясняет, почему от поколения к поколению не возрастает частота встречаемости доминантных генов.

В20-егоды появляются работы Райтера, в которых предложены методы статистического анализа, причин и следствий коррелирующих признаков. Согласно этому методу, любое статистическое выражение можно представить в виде диаграммы. Методкоэффициентов путей”, по существу, представляет собой аналог аналитической геометрии в статистике. Анализ путей позволяет получать результаты более экономичным способом, по сравнению с традиционными приемами.

Благодаря методам количественной генетики появилась возможность оценивать генетические и средовые компоненты фенотипической дисперсии психологических признаков.

Вэти же годы (конецXIX — началоXX века) складывалась еще одна новая самостоятельная научная дисциплина экспериментальная психология, историю которой можно отсчитывать с момента появления в1874 книги В.Вундта«Основания физиологической психологии». По мере

развития экспериментальной психологии уже сами индивидуальные различия стали предметом исследования психологов (А.Бинэ, Дж. Кеттел, В.Штерн, А.Ф.Лазурский и др.). Вслед за Ф.Гальтоном, выдвинувшим идею тестирования психических функций, А.Бинэ предложил серию тестов для исследования личности, а в1905 году была опубликована разработанная им, совместно с Т.Симоном и В.Амри, «шкала интеллектуального развития». Эти

тесты были созданы для изучения индивидуальных особенностей людей и были первыми экспериментальными методами складывавшейся в то время психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Практически одновременно были разработаны основы факторного анализа

(Pearson K., 1901; Spearman C., 1904), оказавшего большое влияние на развитие не только психологии,но и генетики поведения.Факторный анализ возник в психологии при исследовании структуры интеллекта.

В 1904 году Ч.Спирмен высказал мысль о том, что можно доказать существование одного фактора, диагностируемого разнообразными тестами умственных способностей. Факторный анализ это метод исследования внутренней структуры ковариаций и корреляций, помогающий определить основные влияния, или факторы, лежащие в основе вариации изучаемого феномена.

Именно в этот период начали проводится первые исследования наследуемости психологических признаков. Многие из этих исследований были проведены в рамках евгенического направления.

Первое десятилетие нашего века ознаменовалось бурным развитием евгеники, которая сначала сформировалась как научное направление,

сделавшее многое для понимания роли генотипа в формировании индивидуальных различий, позднее каксоциальнополитическоедвижение, снискавшее весьма неоднозначную репутацию.

Евгенисты считали, что многие заболевания(слабоумие, склонность к алкоголизму и т.д.) генетически обусловлены и, следовательно, поддаются контролю евгеническими средствами. Программа практической евгенической политики, одобренная Советом Английского Евгенического общества, декларировала, что главные средства ускорения социального прогресса

путем улучшения врожденных свойств расы состоят в увеличении потомства родов с высокими способностями и, наоборот, уменьшении потомства родов с низкими способностями. Практические меры для осуществления этих целей предусматривали:

1)ограничение размножения безнадежнодефективныхтипов путем сегрегации и стерилизации;

2)ограничение размеров семьи;

3)контроль зачатий;

4)выбор супруга по определенным критериям;

5)ограничение иммиграции, которая может понизить расовые качества нации и т.д.

Обострение во многих странах социальных и экономических проблем после первой мировой войны породило особый интерес к евгеническим программам. Наиболее широкое распостранение евгенические идеи получили в США. Центром евгенической пропаганды служил Государственный архив евгеники под руководством Ч.Б.Давенпорта, принимавший самое активное участие в формировании социальной политики в отношении иммиграции, то

есть создание системы разрешений и запрещений на въезд в США тех или иных национальных групп. Усилия, которые предпринимались для ограничения иммиграции, были достаточно эффективными. В1924 году

Конгрессом США был принят иммиграционный ограничительный акт Джонсона, согласно которому поощрялась иммиграция нордической или

англосаксонской расы и ограничивалась иммиграция выходцев из восточной и южной Европы, и особенно иммиграция евреев. Граждане собственной страны также не были обойдены вниманием евгеников. В1907 году в штате Индиана(США) был принят первый закон о принудительной стерилизации.

В 1937 году Джорджия стала32-ми последним штатом, принявшим закон о евгенической стерилизации. Большинство штатов включало в список показаний для принудительной стерилизации олигофрению, психозы, криминальные наклонности, хронический алкоголизм, эпилепсию, проституцию и др.

Этап накопления эмпирического материала (1924 – 1960 г.)

На Западе активно ведутся исследования генетики поведения животных (Томпсон, Уайльд). В20-егоды Г.Сименсом был разработан сравнительно надежный метод идентификации МЗ и ДЗ близнецов полисимптомный диагноз сходства(Simens H., 1924). Было показано, что

надежная идентификация зиготности близнецов возможна только на основе сопоставления большого числа физических признаков (цвет глаз, цвет волос, форма носа, губ, ушей, группа крови и т.д.). Тогда же Г.Сименс предложил использовать для исследований не только МЗ, но и ДЗ близнецов. Этой публикацией Г.Сименс заложил основы научного применения близнецового метода в генетике человека.

Появление метода полисимптомного сходства и развитие методов измерения в экспериментальной психологии стимулировало близнецовые исследования в генетике поведения. До этого момента в исследованиях

наследственной обусловленности психологических характеристик чаще всего использовался семейный метод.

Развитие психодиагностических методов дало возможность использовать стандартизированные тесты. В одной из первых работ с использованием тестаБинеСимонабыли обнаружены достаточно высокие корреляции(0,61) между сибсами(Gordon К., 1919).

В первых близнецовых исследованиях использовали, как правило, сравнение однополых и разнополых близнецов(Fuller J., Thomson W., 1978). В20-30-егоды, после появления достаточно надежных методов диагностики зиготности, число близнецовых исследований значительно увеличилось.

Исследовалась наследственная обусловленность морфологических признаков человека ( Dahlberg, 1926, Бунак В.В., 1926, Verschuer О., 1927 и др.), дерматоглифики(Newman H., 1930; Vershuer О., 1933; Волоцкой М.В., 1936 и

др.), сердечнососудистойсистемы(Кабаков И.Б., Рывкин И.А., 1924, Vershuer, 1931/32; Малкова Н.Н., 1934 и др), моторики(Frischeisen-Kohler I. 1930; Lehtovaara, 1938; Миренова А.Н. и др.), интеллекта(Tallman G., 1928; Holzinger K., 1929 и др.) и личностных характеристик(Carter H., 1933; Newman H., Freeman F., Holzinger J., 1937 и др.). Остановимся лишь на тех работах, которые имели принципиальное значение для развития генетики человека.

К таким работам, прежде всего, относятся первые исследования приемных детей. Суть метода состоит в сопоставлении детей, разлученных

при рождении со своими биологическими родственниками и воспитывающихся в семьях приемных родителей, с детьми, которых

воспитывают биологические родители. Начало исследованиям приемных детей положила опубликованная в1919 году работа К.Гордон, в которой было показано, что сходство показателей интеллекта(r=0,53) сибсов, воспитывающихся в приютах, практически не отличается от сходства сибсов, живущих дома. В1928 году была опубликована работа, выполненная по классическому варианту метода«приемных детей». Автор этой работы, Б.Баркс, показала, что коэффициенты корреляции показателей интеллекта приемных детей и их приемных родителей значительно ниже(r=0,07 — для отца иr=0,19 — для матери), чем соответствующие корреляции с биологическими родителями(0,45 и0,46 для отца и матери, соответственно).

В наши дни метод приемных детей широко используется в генетике поведения.

Частным вариантом метода приемных детей можно считать метод разлученных близнецов. Первой работой, в которой использовался этот метод, было исследование Х.Ньюмана, Ф.Фримана и К.Холзингера выполненное в1937 году(Newman H. et al., 1937). В этой, ставшей классической, работе впервые наряду с выборкой МЗ и ДЗ близнецов, воспитывавшихся вместе, исследовалось19 пар МЗ близнецов, воспитывавшихся раздельно. Близнецы выполняли ряд стандартизованных интеллектуальных и личностных тестов: тестСтэнфордаБинэ, Стэнфордский тест достижений, личностный опросникВудвортсаМэттьюса, опросник темперамента и ряд других тестов. Несмотря на то, что

коэффициенты корреляции разлученных МЗ близнецов были несколько ниже таких же коэффициентов МЗ близнецов, воспитывавшихся вместе, все же они были значительно выше, чем у ДЗ. Метод разлученных близнецов

позволяет осуществить в эксперименте практически идеальное разделение генетических и средовых источников вариативности и постоянно используется в генетике поведения.

Таким образом, с20-хпо60-ыегоды были разработаны основные

методы генетики поведения и получен обширный экспериментальный материал, касающийся самых разных особенностей человека от морфологии до сложных и комплексных психологических характеристик.

Современный этап развития генетики поведения (1960 – до настоящего времени)

Во второй половине ХХ века значительно увеличивается количество исследований, посвященных проблеме наследования психологических характеристик. В1960 году создается научное обществоАссоциация генетики поведения” (Behavior Genetics Association) с собственным журналомГенетика поведения” (Behavior Genetics). Именно1960 год можно считать

официальной датой признания генетики поведения самостоятельной областью науки.

Основная часть усилий в генетике поведения в 60-70-егоды была

направлена на исследование роли генотипа и среды в формировании

Предметная область и современные тенденции развития психоген — Стр 2

индивидуальных различий в когнитивной и личностной сферах. В начале80-

х годов интерес исследователей привлекают возможности методов генетики поведения для изучения среды. Как известно, семейное сходство обусловлено как генетическими, так и средовыми факторами. Методы

количественной генетики дают возможность разделить влияние этих факторов. Так, например, сопоставление сходства приемных родителей и детей позволяет оценить роль семейной среды. Подобные исследования

показали важную роль средовых влияний в формировании индивидуальных различий. Именно генетика поведения сыграла основную роль в установлении того факта, что действие средовых факторов на психическое развитие не одинаково для членов одной семьи. Оказалось, что изменчивость

психологических характеристик в значительной степени обусловлена условиями жизни, различающимися у детей одной семьи(разные друзья, увлечения, индивидуальный жизненный опыт). Различающийся опыт приводит к различиям в поведении.

В эти же годы большое внимание исследователей в генетике поведения привлекает проблема развития. Работы, посвященные исследованию влияния

генетических и средовых факторов на формирование индивидуальных особенностей психологических и психофизиологических характеристик в ходе развития, до сих пор занимают центральное место в генетике поведения.

Характеризуя современный этап развития генетики поведения, нельзя не коснуться появления новых методов генетики поведения, влияние которых на развитие исследований в данной области трудно переоценить.

Прежде всего, это метод анализа сцепления. При наличии данных о

последовательных поколениях можно определить степень сцепления между парами локусов, что дает возможность использовать легко выявляемые гены в качестве маркеров других генов, определяющих те или иные признаки человека(Ott J., 1985). Метод анализа сцепления позволяет локализовать гены, связанные с наследственным заболеванием иликакимлибоиным явно выраженным признаком.

Развитие вычислительной техники стимулировало использование в генетике поведения методов многомерного генетического анализа. При

генетическом анализе психологических и психофизиологических характеристик особенно интересен анализ интегральных характеристик,

поскольку в психологии многие психологические феномены выявляются на основе анализа взаимосвязей между различными переменными, как, например, фактор“g”. Использование многомерного генетического анализа дает возможность оценить природу взаимосвязей различных характеристик, в том числе и относящихся к разным уровням проявления фенотипа(от биохимического до психологического).

Большое влияние на развитие многомерного генетического анализа оказала теория латентных переменных. Под моделями с латентными переменными понимается совокупность статистических моделей,

описывающих и объясняющих наблюдаемые данные их зависимостью от ненаблюдаемых (латентных) факторов, которые могут быть

реконструированы с помощью определенных математических методов.

Примером модели с латентными переменными может служить факторный анализ. В1969 году К.Йоресок предложил новый метод для проверки гипотез о структуре данных. Этот способнащупывания гипотез получил название конфирматорного факторного анализа. В отличие от традиционного исследовательского(эксплораторного) варианта факторного анализа основной принцип. Эта особенность конфирматорного факторного анализа,

так же как и возможность сравнения факторных структур нескольких групп наблюдений, имела большое значение для генетического анализа. В1977 году Николас Мартин и Линдон Ивз(Martin N., Eaves L., 1977) успешно воспользовались подходом К.Йорескога для генетического анализа ковариационных структур.

Модель линейных структурных соотношений К.Йорескога и соответствующая вычислительная программаLISREL (LInear Structural RELation), появившаяся в1973 году, стали мощным инструментом для генетического анализа ковариационных структур. Начиная с80-хгодов, LISREL – одна из наиболее популярных компьютерных программ, которая дает возможность проверять самые сложные гипотезы в генетике поведения.

В России развитие генетической психофизиологии связано с исследованиями Теплова и Небылицина. Современные исследования ведутся Малых, Равич Щербо, Егоровой, Мешковой.

Современные тенденции развития психогенетики.

использование достижений молекулярной генетики сделает возможным более детальный анализ источников фенотипической дисперсии психологических признаков;

отмеченный в большинстве исследований рост средних значений IQ до сих пор не стал предметом специальных исследований. Причины этого могут находиться в различных областях, однако, причиной могут выступать и особенности психометрических методов;

использование биометрических моделей для изучения снижения показателей интеллекта на поздних стадиях онтогенеза;

одним из возможных направлений таких исследований может стать изучение IQ пожилых людей в комплексе с показателями скорости переработки информации;

в современных исследованиях слабо представлены альтернативные подходы к изучению нормального распределения показателей интеллекта личностных характеристик. Недостаточно используются такие приемы, как анализ семей одаренных детей, изучение личностных особенностей психиатрических больных, одаренных детей и т.д.;

проведение анализа генетических и следовых компонентов фенотипической дисперсии при изучении семей близнецов и приемных детей в разных культурных и социальных средах; расширение использования лонгитюдональных психогенетических проектов.

В истории развития генетики поведения человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:

1) Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы

посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.

2). Становление генетики поведения человека как самостоятельной научной дисциплины. Этот этап характеризуется созданием концепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям. 3). Этап накопления эмпирического материала. На этом этапе были

разработаны достаточно надежные методы идентификации зиготности близнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с20-хпо60-егоды

характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала.

С 1960 года, с момента создания«Ассоциации генетики поведения»

можно начинать отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х

годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучения среды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования

История развития генетики поведения в России

Первое в России исследование наследуемости психологических качеств принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу(1834 – 1894). Он занимался«теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей, прежде всего темперамента.

В 1891г была издана первая русская работа о близнецах, приват доцентом педиатрии Московского университета Н.Ф.Миллер«О гомологических близнецах».

Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских антропологов и педагогов. Например, Ушинский признавал возможность наследования приобретенных привычек. К характеру же Ушинский относил индивидуальные особенности«в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и считал, что среди них есть и продукты собственной жизни человека, и продукты наследственных

наклонностей и особенностей. Позднее Ушинский пришел к выводу, что передается не сама привычка, а нервные задатки ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо развиться, либо нивелироваться.

После переоткрытия законов Г. Менделя в1900 г. во всех странах мира интерес к проблеме наследственности резко повысился. Первым откликом в России была серия статей русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных в1903 г. В этих статьях он изложил открытие Г. Менделя и работы первых менделистов. В1913 г. приватдоцентПетербургского университета Ю.А. Филипченко начал читать первый в России университетский курс по генетике, в1914 г. появилась первая оригинальная русская сводка по менделизму Е.А. Богданова. По мнению А.Е. Гайсиновича,

генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться у нас в стране с 1917 г. Первым научным учреждением, включившим в свои планы экспериментальное изучение наследственности, был созданный в1916 г. величайшим русским биологом Н.К. Кольцовым Институт экспериментальной биологии. С1922 г. в институте начала работать генетическая лаборатория под руководством С.С. Четверикова.

Менделизм в России с трудом пробивал себе дорогу. На развитии

отечественной генетики отрицательно сказалось неодобрительное отношение к менделизму К.А. Тимирязева. Впоследствии, когда в СССР начались нападки на генетику, выступление К.А. Тимирязева против менделизма было использовано для оправдания травли известных генетиков: С.С. Четверикова, Н.К. Кольцова, Н.И. Вавилова и др. Тем не менее в России начинают

закладываться основы для систематического изучения проблем наследственности.

19 ноября1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом

заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В дальнейшем в работе общества принимали участие Г.И.Челпанов, основатель первого российского института психологии, А.П.Нечаев, Г.И.Россолимо.

Своими главными задачами Русское Евгеническое общество считало:

1)изучение законов наследственной передачи разных свойств, как нормальных, так и патологических;

2)установление наследственных различий по нормальным и патологическим свойствам разных профессиональных и социальных типов;

3)исследование экзогенных и эндогенных влияний, определяющих развитие признака;

4)изучение плодовитости тех или иных типов.

Для решения этих задач Русское Евгеническое общество предполагало организовать сбор массовых статистических данных по строго методически обоснованным и однообразным схемам. План посемейного евгенического

обследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейный лист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородных типических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист исемейнородословнуютаблицу.

В1922 году в Москве Н.К.Кольцовым был основан«Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение.

Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел при Институте экспериментальной биологии.

Вэти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовал Бюро по

евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике». Евгеническое движение в СССР просуществовало недолго, к1930 году евгеника в СССР прекратила свое существование.

Психогенетическое направление получило свое дальнейшее развитие в Медикобиологическоминституте в Москве. Основная задача института, по мнению его директора С.Г.Левита, состояла«в разработке с точки зрения генетики и смежных с нею наук(биометрии, цитологии, биологии развития, эволюционного учения) проблем медицины, антропологии и психологии, равно как разработка проблем теоретической антропогенетики». Основным

направлением исследований Института было исследование роли генетических и средовых влияний в этиологии болезней. За период существования института успело выйти четыре тома научных трудов, в которых были опубликованы результаты исследований по психогенетике, антропогенетике и медицинской генетике. В нем были открыты следующие отделения: генетики, цитологии, механики развития и иммунобиологии, внутренних болезней, психологии. В Институте изучалась наследственная обусловленность ряда заболеваний, таких, например, как базедова болезнь(С.Г.Левит, И.А. Рывкин), бронхиальная астма(Н.Н.Малкова), евнухоидизм(И.Б.Лихциер), язва желудка и двенадцатиперстной кишки(А.Е.Левин), диабет(С.Г.Левит, Л.Н.Песикова) и другие. Работниками

института были получены интересные данные о роли наследственности в формировании физиологических особенностей детского возраста (Л.Я.Босик), строении некоторых отделов костной системы(И.Б. Гуревич), особенностей электрокардиограммы(И.А. Рывкин., И.Б. Кабаков). В

Институте также большое внимание уделялось разработке математических методов анализа близнецовых исследований (М. В. Игнатьев)

Психологическое направление работ было предложено А.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института.

Одной из главных заслуг С.Г. Левита и института в целом было внедрение метода близнецов в генетику человека в СССР. Хотя отдельные близнецовые исследования проводились в России с начала века, они не были систематическими.

Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-хгодов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака,

Г.В.Соболевой. В1900 году С.А.Суханов опубликовал работу«О психозах у близнецов», в которой проанализировал30 случаев сходства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже107 случаев психозов у близнецов.

ВМедикобиологическоминституте близнецовые исследования носили широкомасштабный характер. Систематические исследования близнецов начались в1929 году.

Винституте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. Особенно интересны исследования по активному воздействию на человека, проводившееся сотрудниками института. Речь идет об испытании методов питания, лечения и обучения. Для подобного рода исследований использовали метод«контрольного» близнеца, с помощью которого

проверялась эффективность различных методов обучения грамоте (А.Н.Миренова, Говядинова), развития конструктивной деятельности дошкольника(В.Н.Колбановский; А.Р Лурия., А.Н.Миренова).

Медикобиологический, а впоследствииМедикогенетическийинститут был уникален для своего времени как по целям, так и по результатам работы, которая проводилась его сотрудниками. Более700 пар близнецов всесторонне изучались медиками и психологами Института. В

институте существовала система оказания всех видов амбулаторной и стационарной медицинской помощи близнецам обеспечивала постоянное наблюдение за каждой обследуемой парой. При Институте был создан и специальный детский сад для близнецов, где они находились под постоянным наблюдением врачей и психологов(Левит С.Г.,1936).

К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики(в период засилья в биологической науке Т.Д.Лысенко) в30-егоды, не обошли иМедикогенетическийинститут. В1936 году началась открытая травля С.Г.Левита и института в целом, что привело к его закрытию летом1937 года. В1938 году С.Г.Левит был арестован и впоследствии расстрелян. После этого исследования по генетике поведения в СССР прекратились. И лишь после ослабления позиций Т.Д.Лысенко в60-егоды научная работа в этом направлении стала опять возможной. Возобновление отечественных

психогенетических исследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования

были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б.М.Теплова В.Д. Небылицына, а с1972 года продолжались(под руководствомИ.В.РавичЩербо) уже в специальной лаборатории,

основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы(СНС), разработанная Б.М.Тепловым и его учеником В.Д.Небылицыным. Представления о базовом, врожденном

характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли

наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы.

Этапы пути, пройденного лабораторией в70-80-егоды, представляют

собой последовательный переход от изучения природы СНС как физиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервной системы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека. Практически все исследования, проводимые в лаборатории в70-егоды, были нацелены на проверку данной гипотезы о врожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы, лежащих в основе СНС(Шляхта Н.Ф., 1978; Шибаровская Г.А., 1978; Василец Т.А., 1978 и др.). В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС(РавичЩербоИ.В. и др.,1972; Шляхта Н.Ф., 1972, 1978; Шибаровская Г.А., 1978), а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен(Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В., 1984).

Применение техники выделения вызванных потенциалов (ВП)

позволило подойти к анализу наследуемости нейрофизиологических механизмов переработки информации. Первая работа в этом направлении была посвящена анализу зрительных ВП(Марютина Т.М., 1978). В

дальнейшем список исследуемых нейрофизиологических показателей расширялся за счет включения таких показателей, как слуховые ВП(Кочубей Б.И.,1983), потенциалы мозга, связанные с движением(Малых С.Б., 1986), условная негативная волна(Малых С.Б., 1990).

С начала 80-хгодов основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики интеллект и когнитивные способности.

Возможной перспективой становится совместный психогенетический анализ психологических и психофизиологических характеристик, т.е. рассмотрение

психофизиологических характеристик как опосредующего звена между генотипом и психологическими особенностями.

В конце 80-хгодов одной из основных тем обсуждения в лаборатории

становится вопрос о специфике психофизиологических и психологических признаков человека, включаемых в генетическое исследование, в связи с тем, что накапливаются данные, свидетельствующие о зависимости механизмов

наследственной детерминации психологических и психофизиологических признаков от их психологической структуры. Целый ряд исследований(Т.А.Пантелеева, Кочубей Б.И., Малых С.Б) свидетельствуют о том, что фенотипически один и тот же психофизиологический признак, т.е. признак, имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно различаться по своей психологической структуре и, соответственно, по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант в его вариативность.

Экспериментальные исследования А.Р.Лурии, проведенные еще в30-егоды, показали, что на разных этапах онтогенеза одной и той же психической функции влияние генетических факторов оказывается различным, что, по его мнению, связано с качественной перестройкой психической деятельности ребенка. Таким образом, сама логика научного движения привела к организации первого в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории возрастной психогенетики. В настоящее время лонгитюдное исследование продолжается, его цель выяснение

характера генетического контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального развития.

Понятийный аппарат.

Биогенетический закон Геккеля Э. каждая особь в своём индивидуальном развитии(онтогенезе) повторяет историю развития своего вида(филогенез). Биометрия раздел вариационной статистики, с помощью методов которого производят обработку экспериментальных данных и наблюдений, а также

планирование количественных экспериментов в биологических исследованиях. Б. сложилась вXIX в., главным образом, благодаря трудам Ф. Гальтона и К. Пирсона. В20-30-хгг. XX-гов. крупный вклад в Б. внес Р. Фишер.

Близнецовые исследования исследования, проводящиеся на близнецах. Генетика(от греч. genesis — происхождение) — наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. В зависимости от объекта исследования различают генетику микроорганизмов, растений, животных и человека, а от уровня исследования молекулярную генетику, цитогенетику и др.

Дифференциальная психология раздел психологии, изучающий индивидуальные психологические различия между людьми. Основоположником Д.п. является Ф. Гальтон(2-яполовинаXIX в.). Термин Д.п. введен немецким психологом В. Штерном в1900 г.Д.п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, возрастных и других групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются интеллектуальные и личностные особенности.

Евгеника (от греч. eugenes — хорошего рода) — учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.

Естественный отбор — процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

Закон Харди-Вайнберга(p+g)2=p2+2pg+g2,гдеp-частотаалели α гена А, g- частота аллелиa того же гена А. Закон даёт возможность рассчитать частоты генов и генотипов в ситуациях, когда не все генотипы могут быть выделены фенотипически.

1. Законы Менделя установленные Г. Менделем закономерности распределения в потомстве наследственных признаков. Закономерности были установлены Г. Менделем на основе многолетних(1856-1863)

опытов по скрещиванию сортов гороха, различающихся по некоторым контрастным признакам. Открытие Г. Менделя не получило признания при его жизни. В1900 г. эти закономерности были открыты вновь тремя независимыми исследователями(К. Корренсом, Э. Чермаком и Х. Де Фризом). Во многих руководствах по генетике упоминаются три закона Менделя:

1 Закон единообразия гибридов первого поколения потомство первого поколения от скрещивания устойчивых форм, различающихся по одному признаку, имеет одинаковый фенотип.

2 Законрасщепления гласит при скрещивании гибридов первого

поколения между собой среди гибридов второго поколения в определенном соотношении появляются особи с фенотипом исходных родительских форм и гибридов первого поколения. В случае полного доминирования3/4 особей обладают доминантным признаком и1/4 — рецессивным.

3 Закон независимого комбинирования каждая пара альтернативных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга.

Изменчивость свойство живых организмов существовать в различных формах. И. может возникать в группах организмов в ряду поколений,

наблюдаться в процессе индивидуального развития или возникать под действием средовых условий. (См. также Генетическая изменчивость, Дискретная изменчивость, Континуальная изменчивость, Средовая изменчивость, Фенотипическая изменчивость).

Кошмар Дженкина (Дженкинса) основное возражение против эволюционной теории Ч. Дарвина, выдвинутое Ф. Дженкином(Дженкинсом). Ч. Дарвин придерживался теории слитной наследственности, согласно которой потомство наследует признаки промежуточного характера. Если это так, то в последующих поколениях изменчивость должна исчезать.

Основная цель психогенетики — анализ роли генотипсредовыхвлияний на изменчивость психических и психофизиологических признаков.

Пангенезис (от греч. pan всеиgenesis — рождение, происхождение) — гипотеза Ч. Дарвина о механизме наследственности. Согласно теории П. все клетки организма выделяют мельчайшие частицы геммулы, которые скапливаются в половых органах и образуют половые клетки.

Проект «Геном человека» широкомасштабное международное исследование генома человека, начатое в конце1980-хг.

Психогенетика область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических(наследственных) и

средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека(в западной литературе чаще используют терминbehavioral genetics — генетика поведения, включающий и поведение животных).

Список литературы.

Основная:

1. И.В. Равич Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Психогенетика. М., 1999г.

2. В.В. Рубцов. Основы социально генетической психологии. М., 1996г.

Дополнительная:

1.Ломов Б.Ф. Проблемы генетической психофизиологии человека./Под ред. И.В. РавичЩербо. М: Наука, 1978.

2. Физиологическая генетика и генезис поведения. Руководство по физиологии. Л., 1981. Ю.Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга.// Физиология мозга. 1991,5, с. 17 — 27.

3. Равич Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики.// Психологическая диагностика./Под ред. К.М.Гуревича. — М.: Педагогика, 1981.