1. Предмет и методы истории психологии

Предмет и методы истории психологии

Преподаватель: Денисенко Сергей Иванович.

Литература курса:

  • Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. «История и теория психологии» (1996).
  • Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии» (1997).
  • Ярошевский М.Г. «Историческая психология» (1994).
  • Марцинковская Т.Д. «История психологии» (2006).

План лекции:

  1. Общая характеристика истории психологии как отрасли научного знания.
  2. Этапы развития психологии.
  3. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Психология – наука об особых свойствах особым образом организованной материи, заключающейся в способности этой материи отражать окружающий мир и субъективно отражать объективные явления (психике).

История психологии – одна из базовых наук, необходимая для понимания развития данной науки и предвосхищения ее дальнейшего пути.

Объект истории психологии (то, на что направлено внимание исследователя) – формирование и развитие взглядов на психику на различных этапах развития общества и науки.

Предмет истории психологии (более узкая суть исследования) – закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы функций и генезиса (развитие от зарождения до конкретного момента).

Методы истории психологии:

  • Историко-генетический метод (возникновение и развитие взглядов на душу/психику человека).
  • Историко-функциональный метод (изменение взглядов на функции души/психики человека).
  • Биографический метод (изучение взглядов на психику на основе биографии исследователей).
  • Методы категориального анализа (оперирование основными категориями понятий психологии).

Связи психологи с другими науками

Математика.

Этнография.

Теория культуры.

Философия.

Медицина.

Педагогика.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... от непосредственного влияния среды. Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные ... тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен ...

Основные этапы развития психологии:

Этап и время

Краткая характеристика

I

Донаучный этап

(до VII/VI века до нашей эры)

Предметом изучения являлась душа без глубокого раскрытия ее конкретного содержания.

II

Философский этап

(VII/VI до н.э. – конец XIX/XX века нашей эры)

Изначально душу рассматривали как источник энергии, затем – как источник нравственности.

До V века. Античная психология изучала душу как источник активности тела, а также функции познания и регуляцию поведения.

До XV века. Исследование души, видов активности тела и особенностей чувственного восприятия мира.

До XIX/XX века. Психология Возрождения и Нового Времени изучала сознание, его содержание и пути формирования.

III

Ассоцианистическая психология

(XVIII-XIX века нашей эры)

Изучалось сознание, состоящее из ощущений представлений и чувств, то есть, предметом ассоциативной психологии были процесс познания и поведение человека.

IV

Экспериментальная психология

(середина XIX – начало XX века)

Изучались элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы.

В России этот этап начался с 1985 года (Бехтерев создал в Казани экспериментальную лабораторию).

V

Методологический кризис / разделение психологии на отдельные школы

(10-30-е годы XX века)

В этот период появилось нескольких предметов психологии: структурализм изучал элементы психики, функционализмфункции психики, поведение изучалось бихевиористами, а структура психики – гештальт-психологами. Высшие психические функции и деятельность глубоко изучала советская психология.

VI

Дальнейшее развитие психологических школ

(40-60-е годы XX века)

Появление новых направлений психологии, связанных с внутренней сущностью личности: гуманистическая психология (Маслоу), экзистенциальная психология и т.д. Изучались процесс познания и переработки информации, а также развитие интеллекта.

VII

Современная психология

(60-е годы – настоящее время)

Происходило развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ (на настоящий момент их насчитывается около 120).

Факторы, влияющие на развитие психологии:

  • Логика развития психологических знаний (на развитие психологии влияют изменения предмета психологии, влияние смежных с нею наук, а также развитие принципов и категорий, устройства психологии).
  • Социальная ситуация развития науки (общественные и исторические условия, культурное и политическое окружение воздействует на содержание и распространение научных концепций и школ).
  • Особенности личности конкретного ученого (ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной школе и т.д. влияют на предмет изучения исследователя).

Основные методологические принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма (все психические явления связаны причинно-следственными отношениями).

    Различают всеобщий, целевой, механический, биологический, психологический и социальный детерминизм.

  2. Принцип системности (все психические явления внутренне связаны между собой и образуют целостность, создавая новые свойства).

    Различают элементаризм, функциональный подход.

  3. Принцип развития (психика развивается, следовательно, необходимо знать закономерности, виды и стадии этого генезиса).

    Различают филогенетическое и онтогенетическое развитие.

Психология зародилась внутри философии, и первые представления о ее предмете связывали с понятием «душа» (причина жизни и познания).

Демокрит считал душу материальным веществом, состоящим из легких и подвижных атомов огня. Аристотель видел ее не веществом, но нераздельно связанным с материей состоянием. Платон говорил о том, что душа – нетленная и вечная составляющая, а тело – бренная и неизменная.

В. Лейбниц говорил: «В душе человека идет непрерывная скрытая работа восприятий, и из них возникают сознательные желания и страсти человека». В. Сеченов считал, что основа всех психических функций – рефлексивные реакции. Рэне Декарт рассуждал о том, что первое, что человек обнаруживает в себе, – сознание, а мышление – это все, что есть внутри нас.

По мнению бихевиористов психология – наука о поведении, данное направление игнорировало сознание и сближало психику животного с психикой человека. Сторонники структурированной психологии (гештальтпсихологии) считали, что нужно изучать структурные связи и закономерности, по которым части психики объединяются в единое целое. Психоанализ З. Фрейда решал задачи практического характера, и прежде всего – терапевтические. (теория бессознательного, согласно которой психика человека состоит из трех сфер: сознание [мысли], предсознание [неактуальные знания] и бессознательное [главный элемент, неосознаваемый человеком]).

В дальнейшем в США на основе психоанализа развилось такое направление, как неофрейдизм, также придерживающееся особой роли бессознательного в жизни человека.

Классификация психологических методов:

  1. Организационные методы (сравнительный, комплексный и лонгитюдный методы).
  2. Эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные и биографические методы, тестирование, а также анализ продуктов деятельности).
  3. Методы обработки данных (количественный и качественный методы).
  4. Интерпретационные методы (генетический и структурный методы).

Одной из главных отличительных черт психологии является то, что в данной науке предметом является всегда деятельностная личность.

5