Предмет и методы истории психологии
Преподаватель: Денисенко Сергей Иванович.
Литература курса:
- Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. «История и теория психологии» (1996).
- Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии» (1997).
- Ярошевский М.Г. «Историческая психология» (1994).
- Марцинковская Т.Д. «История психологии» (2006).
План лекции:
- Общая характеристика истории психологии как отрасли научного знания.
- Этапы развития психологии.
- Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
Психология – наука об особых свойствах особым образом организованной материи, заключающейся в способности этой материи отражать окружающий мир и субъективно отражать объективные явления (психике).
История психологии – одна из базовых наук, необходимая для понимания развития данной науки и предвосхищения ее дальнейшего пути.
Объект истории психологии (то, на что направлено внимание исследователя) – формирование и развитие взглядов на психику на различных этапах развития общества и науки.
Предмет истории психологии (более узкая суть исследования) – закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы функций и генезиса (развитие от зарождения до конкретного момента).
Методы истории психологии:
- Историко-генетический метод (возникновение и развитие взглядов на душу/психику человека).
- Историко-функциональный метод (изменение взглядов на функции души/психики человека).
- Биографический метод (изучение взглядов на психику на основе биографии исследователей).
- Методы категориального анализа (оперирование основными категориями понятий психологии).
Связи психологи с другими науками
Математика.
Этнография.
Теория культуры.
Философия.
Медицина.
Педагогика.
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... от непосредственного влияния среды. Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные ... тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен ...
Основные этапы развития психологии:
№ |
Этап и время |
Краткая характеристика |
I |
Донаучный этап (до VII/VI века до нашей эры) |
Предметом изучения являлась душа без глубокого раскрытия ее конкретного содержания. |
II |
Философский этап (VII/VI до н.э. – конец XIX/XX века нашей эры) |
Изначально душу рассматривали как источник энергии, затем – как источник нравственности. До V века. Античная психология изучала душу как источник активности тела, а также функции познания и регуляцию поведения. До XV века. Исследование души, видов активности тела и особенностей чувственного восприятия мира. До XIX/XX века. Психология Возрождения и Нового Времени изучала сознание, его содержание и пути формирования. |
III |
Ассоцианистическая психология (XVIII-XIX века нашей эры) |
Изучалось сознание, состоящее из ощущений представлений и чувств, то есть, предметом ассоциативной психологии были процесс познания и поведение человека. |
IV |
Экспериментальная психология (середина XIX – начало XX века) |
Изучались элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы. В России этот этап начался с 1985 года (Бехтерев создал в Казани экспериментальную лабораторию). |
V |
Методологический кризис / разделение психологии на отдельные школы (10-30-е годы XX века) |
В этот период появилось нескольких предметов психологии: структурализм изучал элементы психики, функционализм – функции психики, поведение изучалось бихевиористами, а структура психики – гештальт-психологами. Высшие психические функции и деятельность глубоко изучала советская психология. |
VI |
Дальнейшее развитие психологических школ (40-60-е годы XX века) |
Появление новых направлений психологии, связанных с внутренней сущностью личности: гуманистическая психология (Маслоу), экзистенциальная психология и т.д. Изучались процесс познания и переработки информации, а также развитие интеллекта. |
VII |
Современная психология (60-е годы – настоящее время) |
Происходило развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ (на настоящий момент их насчитывается около 120). |
Факторы, влияющие на развитие психологии:
- Логика развития психологических знаний (на развитие психологии влияют изменения предмета психологии, влияние смежных с нею наук, а также развитие принципов и категорий, устройства психологии).
- Социальная ситуация развития науки (общественные и исторические условия, культурное и политическое окружение воздействует на содержание и распространение научных концепций и школ).
- Особенности личности конкретного ученого (ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной школе и т.д. влияют на предмет изучения исследователя).
Основные методологические принципы психологии:
- Принцип детерминизма (все психические явления связаны причинно-следственными отношениями).
Различают всеобщий, целевой, механический, биологический, психологический и социальный детерминизм.
- Принцип системности (все психические явления внутренне связаны между собой и образуют целостность, создавая новые свойства).
Различают элементаризм, функциональный подход.
- Принцип развития (психика развивается, следовательно, необходимо знать закономерности, виды и стадии этого генезиса).
Различают филогенетическое и онтогенетическое развитие.
Психология зародилась внутри философии, и первые представления о ее предмете связывали с понятием «душа» (причина жизни и познания).
Демокрит считал душу материальным веществом, состоящим из легких и подвижных атомов огня. Аристотель видел ее не веществом, но нераздельно связанным с материей состоянием. Платон говорил о том, что душа – нетленная и вечная составляющая, а тело – бренная и неизменная.
В. Лейбниц говорил: «В душе человека идет непрерывная скрытая работа восприятий, и из них возникают сознательные желания и страсти человека». В. Сеченов считал, что основа всех психических функций – рефлексивные реакции. Рэне Декарт рассуждал о том, что первое, что человек обнаруживает в себе, – сознание, а мышление – это все, что есть внутри нас.
По мнению бихевиористов психология – наука о поведении, данное направление игнорировало сознание и сближало психику животного с психикой человека. Сторонники структурированной психологии (гештальтпсихологии) считали, что нужно изучать структурные связи и закономерности, по которым части психики объединяются в единое целое. Психоанализ З. Фрейда решал задачи практического характера, и прежде всего – терапевтические. (теория бессознательного, согласно которой психика человека состоит из трех сфер: сознание [мысли], предсознание [неактуальные знания] и бессознательное [главный элемент, неосознаваемый человеком]).
В дальнейшем в США на основе психоанализа развилось такое направление, как неофрейдизм, также придерживающееся особой роли бессознательного в жизни человека.
Классификация психологических методов:
- Организационные методы (сравнительный, комплексный и лонгитюдный методы).
- Эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные и биографические методы, тестирование, а также анализ продуктов деятельности).
- Методы обработки данных (количественный и качественный методы).
- Интерпретационные методы (генетический и структурный методы).
Одной из главных отличительных черт психологии является то, что в данной науке предметом является всегда деятельностная личность.
5