14
Лекция 5
1. Понятие и виды субкультур 1
2. Модальная и нормативная субкультуры предприятия 2
3. Гендерные различия субкультуры 3
4. Возрастные различия субкультур 8
5. Профессиональные субкультуры 10
6. Контркультура 11
1. Понятие и виды субкультур
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры организации, определяющая ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Иными словами, субкультура — это подкультура, или культура в культуре. Субкультура не противостоит доминирующей культуре; она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Субкультура, которая отличается от доминирующей культуры и находится в конфликте с господствующими ценностями, определяется понятием контркультура.
Субкультуры существуют тогда, когда определенные критерии позволяют отделить какую-нибудь группу от других. Такими критериями являются:
- степень контролируемости связей, статусов и норм (формальные и неформальные группы);
- ментальная принадлежность к различным поколениям (возрастные особенности);
- тендерная принадлежность;
- уровень профессионализма;
- особенности включения в процесс производства (работники основного и вспомогательного производства, руководители и подчиненные, рабочие и специалисты, представители различных профессий и т.п.);
- степень соблюдения официально установленных или фактически сложившихся на предприятии норм (люди с организованным и дезорганизованным (девиантным) поведением).
Каждая из указанных групп существует на производстве объективно и имеет специфику поведения:
- свой способ реализации общих ценностей;
- элементы языка, свойственные данной группе;
- особые каналы межличностной и межгрупповой коммуникации;
- особенности поведения лидеров в системе взаимодействий группы и т.п.
Составляющими субкультуры и одновременно ее признаками являются:
• знание (картина мира в узком смысле);
• ценности;
Тупик или выход. Молодежные субкультуры
... Современные формы бунта Существует теория «сопротивления посредством ритуалов», которая утверждает, что субкультуры сопротивляются ценностям доминирующей культуры не активным действием, а специфическими символами, знаками, которые несут смысловую и ...
• стиль и образ жизни;
• социальные институты как системы норм;
• процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы);
• потребности;
• склонности.
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров.
Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других.
Формально вся организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп, которые структурированы в особые подразделения.
Все группы в организации (формальные и неформальные) являются носителями своих локальных субкультур. В соответствии с этим мы выделяем два основополагающих типа субкультур организации:
• формальные субкультуры;
• неформальные субкультуры.
Например, такие формальные образования, как управленческие группы и структурные подразделения, имеют разные субкультуры, которые сосуществуют «под крышей» общей культуры компании. Их различия проявляются, прежде всего, в отношении к ключевым ценностям доминирующей культуры организации.
В субкультуре «управленцев» приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется сильнее, чем в других частях организации, поскольку она, собственно, и задает доминирующую культуру.
В субкультуре формальных подразделений ключевые ценности принимаются членами группы наряду с набором других ценностей, не конфликтующих с доминирующими. Так происходит приспособление к специфике деятельности.
В неформальных образованиях может быть выделено достаточно большое количество субкультур.
Далее более подробно остановимся лишь на двух типах неформальных субкультур — контркультуре и тендерной субкультуре.
2. Модальная и нормативная субкультуры предприятия
В механизме развития организационной культуры заложено наличие модальной и нормативной культур.
Модальная культура(от лат. modus — мера, способ, правило) — это культура, господствующая в данный период развития, характеризующая уровень развития и присущая наибольшему числу людей.
Говоря о предприятии, можно сказать, что его модальная организационная культура — это те знания, ценности, верования, традиции, которые разделяются большинством членов организации и обеспечивают интеграцию персонала. Она реально характеризует сегодняшнее состояние усвоения кодекса организационной культуры и может быть выявлена с помощью традиционных социологических методов.
Носитель модальной культуры — тип личности, возникающий как результат действия существующей системы социализации и социального контроля со всеми их недостатками и противоречиями. Он результат развития личности в сложившихся сегодня технико-технологических, социально-экономических, этнических, культурных, экологических и других условиях. Модальный тип несет в себе типичную систему черт. В настоящее время данный тип личности характерен для людей, воспитанных в условиях нерыночной тоталитарной системы, во времена господства идеологии коммунизма, когда главными требованиями к работнику были доверие начальнику и послушание.
Становление и развитие отечественной социологии организаций
... Неймер, И.М. Попова, А.И.Пригожин, Ю.М. Тихомиров, В.М. Шепель). Третий этап развития социологии организации датирован серединой 70-х-второй половиной 80-х гг. Он ... также принцип строения комплексов. Результатом первого этапа развития социологии организаций явился оригинальный синтез организационно-управленческих принципов, научной организации труда, социолого-психологических идей и общей теории ...
В определенные периоды жизни предприятия модальным может стать тип поведения, не отвечающий целям предприятия.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Закон о государственном предприятии, принятый в 1987 году, в самом начале перестройки, предусматривал новую для советского народа норму: выборность руководителей, от главного менеджера до мастера. На предприятиях прошла волна выборов. Спустя год-два оказалось, что многие выбранные начальники недостаточно компетентны, не умеют организовать людей, не способны должным образом контролировать подчиненных и т.п.
Анализ причин выявил закономерность: хроническая нехватка рабочих рук, постоянное корректирование производственных программ в сторону их уменьшения, перебои со снабжением, — все это сформировало определенный модальный тип работника с иждивенческой психологией. Одной из основных ценностей такого работника было наличие досуга на рабочем месте. Поэтому основными критериями, которые определяли мнения выборщиков при избрании руководителей, были нетребовательность и высокая лояльность по отношению к персоналу, популизм их лозунгов.
Носители модальной субкультуры того времени не понимали необходимости программы вывода предприятия на передовые рубежи техники и технологии, увеличения прибыли и умения организовать производство.
Руководители, не способные держать высокую технологическую и трудовую дисциплину, быстро привели свои предприятия к банкротству.
В настоящее время выборы руководителя практически нигде не применяются.
Носитель нормативной культуры — тип работника, оптимальный в данной среде (организации), наиболее способный или восприимчивый к инновациям. Работники нормативного типа являются носителями передовых идей, они создают вокруг себя специфически-инновационное энергетическое поле. Идеи, привнесенные ими, притягивают молодежь, не обремененную стереотипами жизненного опыта.
Нормативная культура — это культура, наилучшим образом отвечающая потребностям функционирования и развития предприятия, обеспечивающая это развитие и общепризнанная как образец поведения персонала. Нормативная культура присуща опережающей группе персонала, с работой которой предприятие связывает инновационные процессы.
При разработке кодекса организационной культуры необходимо учитывать существование как модального, так и нормативного типа субкультур. В определенный период развития организации нормативный тип может стать модальным.
Между модальной и нормативной культурой предприятия могут существовать противоречия. Особенно серьезные противоречия породил «переходный» период развития российской экономики, который потребовал рыночного поведения работников, в то время как модальным типом был антирыночный.
Модальная субкультура настоящего времени отдает приоритет ценностям, по существу маргинальным.
3. Гендерные различия субкультуры
Во многих организациях в явном или скрытом виде существует проблема равноправия мужчин и женщин, которая явно предопределяет наличие в организации двух неформальных социально и биологически обусловленных субкультур — мужской и женской.
Круг общения у женщин и мужчин
... с ними деятельностью, оказалось на 21–34% больше, чем у женщин. У мужчин по сравнению с женщинами среди субъективно значимых для них людей, с которыми они непосредственно ... тем как более неустойчивые, чем с мужчинами. Сексуальное разделение деятельности ограничивает возможности мужчин и женщин становиться друзьями ). Женщины сообщают, что их дружба мужчинами дает им меньше вознаграждений, интимности ...
Гендерная культура организации, как и организационная культура вообще, формируется под влиянием специфических условий деятельности организации.
Очень мало известно, как зафиксированные в организационных культурах нормы отношений между полами влияют на ожидания и поведение мужчин и женщин. Женщины либо следуют культурным нормам, либо бросают им вызов. Те, кто имеет меньше сил, не имеют иного выбора, кроме как смириться с этими нормами, что нередко вызывает гнев других женщин, бунтующих против установившегося порядка.
На повседневную трудовую жизнь влияют коллеги, начальники и клиенты. Однако это влияние распределено неравномерно.
Тендерные различия обусловили существование мужской и женской субкультур. Их особенности обусловлены рядом стереотипных убеждений, существующих в обществе. Например, для тендерных субкультур обычно характерны следующие исходные нормативные принципы:
- убеждение, что женщины наделены особой способностью воспи-тывать людей (им свойственны терпение и высокие моральные качества);
- привязанность к дому защищает женщин от пороков жестокого внешнего мира;
- ранимость женщин заставляет их быть склонными к компромиссам;
- хорошо развитая интуиция обеспечивает способность «вчувствоваться» в состояние другого. Именно поэтому женщина плодотворнее там, где объективные методы необходимо дополнить инстинктивным чувством;
- женщины стремятся к красоте и здоровью, что заставляет их внедряться в те сферы деятельности, которые связаны с обеспечением качества жизни (сфера услуг, здравоохранение, народное образование, досуг, торговля и др.).
Гендерные особенности трудового поведения зафиксированы в неписаной нормативной системе поведения мужчин и женщин. Нарушение этих норм приводит к тому, что конкретный мужчина или конкретная женщина, как правило, подвергаются осуждению, осмеянию носителями и своей, и других субкультур, или даже изгнанию из коллектива. Соблюдение этих норм поощряется одобрением группы.
В гендерных субкультурах предприятий бытует правило, по которому мужчины должны быть готовы к конкуренции; женщины чаще склонны к сотрудничеству. Мужчины могут проявлять нетерпение, женщины должны обладать безграничным терпением.
Мужчины должны быть критически настроенными, женщины должны всегда соглашаться и оказывать поддержку. Предполагается, что мужчины могут гневаться и не стесняться в выражениях; женщины никогда не должны сердиться, или, по крайней мере, не имеют права показывать этого.
Существует так называемая «специфически-мужская» лексика, употребление которой категорически недопустимо женщинами и в среде женщин.
Мужчины придают большое значение внешним показателям успеха — заработку, статусу, продвижению по службе, званиям, медалям и т.п.; женщины должны довольствоваться лишь осознанием хорошо сделанной работы.
Психологические особенности женщины-руководителя 2
... чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность ... обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших ...
Мужчины более честолюбивы, энергичны, одержимы желанием преуспеть. Исследования социологов показывают, что в мужской субкультуре успехи оцениваются скорее по количеству, чем по качеству достижений.
Показательно, что иногда женщины на производстве оказываются носителями субкультуры мужского гендера. Стараясь добиться профессионального или должностного признания, женщины нередко теряют свойственные им мягкость, демократичность поведения и обретают качества, необходимые для конкуренции в мужской среде.
Теория и практика
Основная организационная культура предприятия формулирует политику равных возможностей занятости и должностного продвижения мужчин и женщин. Однако субкультура руководящего персонала, состоящего из мужчин, может все же противодействовать продвижению женщин на руководящую работу.
Согласно нормам мужской субкультуры, женщинам может быть отказано в дружеской поддержке в процессе адаптации к новой работе. В крайних случаях в их адрес отпускаются уничижительные шутки — так, чтобы сотрудники могли их услышать. Нормы мужской субкультуры пронизывают все общество, потому женщина-руководитель остро критически воспринимается и самими женщинами: там, где на ошибку мужчины никто не обратит внимания, ошибка женщины вызывает экспрессивную реакцию.
Такого рода поведение носителей тендерной субкультуры ставит женщину-руководителя в сложное положение, так как она оказывается между двух огней: политикой основной организационной культуры и агрессивными действиями носителей субкультуры.
Современные тенденции развития производства и занятости свидетельствуют, что «благодаря критической массе таланта первое десятилетие двадцать первого века запомнится как декада, в течение которой женщины массово прорвутся в верхние эшелоны управления»1. Это значит, что нормы тендерной субкультуры постепенно изменятся.
Сегодня на производстве женщина занимает важное, но периферийное место. Руководителями, лидерами являются в основном мужчины. В то же время это не значит, что женщина не оказывает влияния на ход трудового процесса и социально-психологические взаимоотношения в группе.
Находясь на периферии социальной структуры, не имея возможности лидировать, женщина, тем не менее, не отвечает представлениям об аутсайдере. Она оказывает управляющее воздействие на коллег и семейных партнеров, в то время как сама ускользает от подобного воздействия с их стороны. Это зафиксировал народный юмор (в шутках типа: «Наш директор — его жена») или литературно-типические персонажи, испытывающие вполне обоснованный страх перед мнением всемогущей «княгини Марьи Алексеевны», а также «ловкачи», Добивающиеся своих целей благодаря умению влиять на женщин. «Язык женщины — ее меч, которому она никогда не дает заржаветь», «Чего не сможет черт — сможет женщина» — подобные пословицы и афоризмы имеются у всех народов мира.
В групповой нормативной системе за женщиной открыто признается право на нарушения, фамильярное поведение с начальником, в то время как для мужчины-подчиненного это недопустимо. Женщина оказывается проводником управляющих воздействий в «обратном направлении» — от периферии к управляющему звену, в то время как мужчина, напротив, от центра к периферии.
Социальный статус женщины в обществе
... многими связываются с различиями в традиционном статусе женщины в различных культурах. Социально-мотивированные взаимоотношения между мужчинами и женщинами неотделимы от государства и экономики, от всех ... как грани, отражающие положение женщины в обществе, социальный статус. Он предлагает равные права и возможности жизвенногожизненного выбора мужчин и женщин. Эталитарная трактовка принципа равенства ...
Как правило, женщина в полной мере владеет системой взаимоотношений и использует их. Это означает сосуществование двух разнонаправленных каналов социального управления, что нередко обеспечивает решающую роль женщин в формировании общественного мнения и принятии управленческих решений.
Хотя перечисленные стереотипы субкультур очень устойчивы, они начали разрушаться. Формируются новые субкультуры, которые постепенно адаптируют нормы основных организационных культур к современному рынку. Рыночные условия требуют на производстве не мужчину или женщину, а продуктивного работника. Исследования показывают, что по результативности трудовой потенциал среднестатистического мужчины и среднестатистической женщины принципиально не отличается. Отличия наблюдаются в способах выполнения работы, мотивации, удовлетворенности условиями труда и т.п.
Женщины, как правило, больше, чем мужчины, знают о гендерных культурах в своих организациях, поскольку они сильнее ощущают ограничения, накладываемые этими культурами на поведение и самовыражение индивидуумов. Между тем мужчины обычно чувствуют себя более комфортабельно в установившейся рабочей атмосфере.
Американские исследователи С. Маддок и Д. Паркинпровели исследование по соблюдению принципа равных возможностей во время занятий и дискуссий с мужчинами и женщинами-менеджерами в британских государственных учреждениях в начале 1990-х годов и выделили шесть тендерных организационных субкультур:
1) джентельменский клуб;
2) казарма;
3) спортивная раздевалка;
4) отрицание различий между полами;
5) поддержка женщин на словах и ложные защитники женщин;
6) смышленые мачо.
Каждая организация обладает собственным набором тендерных культур, формирующихся под влиянием как мужчин, так и женщин, как менеджеров, так и рядовых работников.
Хотя общая атмосфера в компании обычно определяется высшим руководством, отдельные подразделения формируют собственные субкультуры, отражающие отношения работников разного пола. Все упомянутые культуры сосуществуют в организациях.
Джентльменский клуб
Женщины находят, что бросить вызов этой культуре особенно трудно, в частности, потому, что многие люди чувствуют себя в ней вполне комфортно. Это культура вежливых и цивилизованных людей.
Мужчины-менеджеры удерживают женщин на определенных ролях и ведут себя учтиво и гуманно. Патернализм мужчин в отношении женщин имеет мягкие и приятные формы. Типичная фигура здесь — пожилой патерналист, относящийся к немногочисленному типу мужчин, которые не забывают поинтересоваться здоровьем своей секретарши и всегда, когда у нее болен ребенок, знает об этом.
Культура джентльменов не враждебна женщинам, принимающим ее.
Женщины ценятся на той работе, которую они выполняют, но от них не ждут, что они будут разрушать барьеры и стремиться занять рабочие места за пределами традиционной области женской занятости.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Осторожные женщины часто становятся очень хорошими машинистками. Джентльмен ожидает от женщин, что они будут внимательными и высоконравственными, и если последние ведут себя соответствующим образом, они вознаграждаются теплотой и заботой.
Женщины сознают, что если они станут более требовательными и настойчивыми, будут просить о повышении или изменении их положения, то их дружелюбный начальник-джентльмен может превратиться в человека, с которым трудно работать, а сами они станут аутсайдерами.
Данная культура устойчива благодаря женщинам, понимающим, что они потеряют, если бросят вызов сложившейся практике. Женщин как будто постоянно предупреждают, что если они будут искать нетрадиционную работу или добиваться большего участия в принятии решений, то мужчины и другие женщины станут их врагами.
В клубе джентльменов поддерживается мнение, что роль женщины — быть матерью и домохозяйкой, а роль мужчины — быть кормильцем, что якобы естественно и предопределено.
Этот традиционный стереотип приписывается всем женщинам. Это — миф, не учитывающий существования матерей-одиночек и женщин, желающих работать в режиме полной занятости независимо от домашних условий.
Стойкие стереотипы такого рода определенно влияют на ожидания женщин, их представления о возможном и уверенность в себе. Тем, кто считает, что женщинам недостает честолюбия, следует подумать о том, что порождает амбиции и что их гасит.
Казарма
Эта культура преобладает в иерархических организациях, пронизанных вертикальными линиями команд. Культура казармы традиционно ассоциируется с военными организациями, хотя в действительности современные военные учреждения имеют более сложные структуры управления, нежели многие гражданские организации государственного сектора.
Культура казармы — это подавляющая культура, где подчиненным приказывают, редко выслушивая их мнение. Среди руководителей и менеджеров считается допустимым кричать на подчиненных, когда те допускают ошибки, и презирать всех, кто ниже рангом.
Нижние уровни иерархии обычно занимают женщины, работники физического труда и чернокожие, к которым менеджеры не проявляют уважения.
В основе культуры казармы лежит презрение к женщинам, работникам физического труда и вообще всем работникам, не обладающим властью положения.
Организации с такой культурой обычно управляются небольшой группой мужчин, а остальные работники вынуждены из страха полностью им подчиняться. Культура казармы представляется порочной. Она относится к авторитарным культурам, где только власть приносит уважение. Поскольку женщины редко занимают высокие посты в организациях с этой культурой, их интересы и высказывания игнорируются, и они как бы становятся невидимками.
Спортивная раздевалка
Это эксклюзивная культура, где мужчины строят взаимоотношения на базе специфических мужских интересов, предположений и представлений. В узком дружеском кругу мужчины часто беседуют о спорте и касаются эротических тем, подчеркивающих их гетеросексуальность. Обычно это культура мужчин, и женщинам стать членами этого клуба гораздо труднее.
Психолого-социальное сопровождение женщин в кризисных центрах
... различные социально-демографические группы: молодых и пожилых, мужчин, женщин и детей. Уровень насилия в России ... и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь женщинам в создании ... молодежи, занятости, миграции, комитетами Общества Красного Креста, ассоциациями многодетных, неполных семей, обществами инвалидов и другими) женщин, ...
Не только женщины с низким статусом испытывают неудобства от культуры спортивной раздевалки. Женщинам, обладающим властью, президентам и директорам компаний, вынужденным работать в мужском окружении, приходится выслушивать бесконечные разговоры о спорте и сексе как в неформальных, так и в формальных ситуациях.
Мужчина, носитель культуры спортивной раздевалки, нередко считает допустимым вывешивать календари с обнаженными красотками не только дома, но и у себя в офисе, на виду у молодых сотрудниц. Такого рода картинки и календари в организациях государственного сектора встречаются реже, чем в частных компаниях (политические декларации этих организаций ясно указывают, что это не одобряется руководством), но даже сегодня некоторые мужчины в органах местной власти вывешивают их в укромных местах.
Другим проявлением мужского доминирования в культуре спортивной раздевалки является гипертрофированный язык телодвижений. Некоторые мужчины, проводя совещания, откидываются в кресле, скрестив на груди руки, раскачиваются, привлекая таким образом внимание к собственной персоне в ущерб остальным.
Отрицание различий между полами
Одним из аргументов, использовавшихся в 1980-е годы для убеждения менеджеров в том, что женщины способны хорошо работать и их следует продвигать по службе, заключался в отрицании существования различий между мужчинами и женщинами.
Утверждалось, что женщины могут работать абсолютно так же, как и мужчины. Однако предположение о том, что женщины живут такой же жизнью и имеют такой же опыт, как и мужчины, приводит к другой крайности — игнорированию фактора пола. Подобный взгляд оспаривался многими авторами-феминистками, но оказался весьма устойчивым, возможно, потому, что оправдывает игнорирование фактора пола на работе.
Люди, игнорирующие фактор пола, не принимают во внимание домашние обстоятельства своих коллег-женщин и особенности их личного опыта. Они полагают или настаивают на том, что работа — это ровное игровое поле, на котором и мужчины, и женщины могут преуспеть, если постараются.
Люди, игнорирующие фактор пола, отрицают женскую сущность и опыт и, вероятно, также отрицают национальные и расовые различия и проблемы инвалидов. Подобная слепота обычно является следствием неявного предположения, что все люди — это мужчины без физических недостатков. Люди, игнорирующие фактор пола, не желают дискриминации, но вместо этого они отрицают реальность и существующие в ней различия.
Такой человек может быть искренен в своем стремлении устранить барьеры для женщин, однако, игнорируя реальность, он ставит перед женщиной невыполнимую задачу — стать суперженщиной, т.е. идеальной матерью, образцовым менеджером и прекрасным коллегой по работе. Женские журналы также способствовали насаждению романтической веры в то, что женщины могут успевать везде и способны преодолеть любые препятствия одним лишь усилием воли.
Те, кто отрицает различия между людьми, связанные с их полом, подобны страусу, прячущему голову в песок. Они надеются, что установившаяся неравномерность в распределении власти исчезнет сама собой, без усилий с их стороны, направленных на изменение статус-кво: «Я не представляю себе работу, которую я не мог бы поручить женщине, но их не много, таких, кто обладает необходимой квалификацией».
Организация оздоровления женщин в санаторно – курортных условиях…….…3
... физические факторы и оценку степени адаптации к новым климатическим условиям. [1] Организация оздоровления беременных женщин в санаторно – курортных условиях Санатории и санатории – профилактории должны располагаться в ...
Часто за этой позицией скрывается нежелание задумываться о трудных вопросах и быть честным с женщинами.
Тезис об одинаковости мужчин и женщин удобен еще и тем, что он оправдывает нежелание вникать в особенности жизни женщин и способствует отрицанию существования препятствий и трудностей, с которыми сталкиваются многие женщины, особенно когда они пытаются изменить традиционную практику.
Некоторые организации государственного сектора, продолжительное время проводящие политику равных возможностей, создали новый тип мужчин, освоивших терминологию феминисток и искренне считающих себя сторонниками женского равноправия, но ничего не делающих для его осуществления.
Эти люди, на словах поддерживающие программы утверждения принципа равных возможностей и объявляющие себя работодателями, приверженными этому принципу, очень мало делают для продвижения или развития женщин. По мере того, как деятельность по утверждению принципа равных возможностей становится все более респектабельной, растет число его сторонников. Однако многие поддерживают этот принцип лишь на словах: они разрабатывают стратегии и схемы, а затем просто игнорируют их.
Появились также люди, затеявшие игру вокруг принципа равных возможностей. Они изучили терминологию феминисток и научились использовать ее в своих личных целях. Крайне политизированные властные структуры породили столь же политизированную администрацию. Должностные лица критикуют друг друга за те или иные политические взгляды, отношение к принципу равных возможностей и сознание групповой принадлежности (неважно, к инвалидам, женщинам или мужчинам).
В культуре «ложных защитников женщин» или «экспертов по равноправию» процветает новая разновидность морализаторства, когда мужчины и женщины стремятся превзойти друг друга в корректности подходов к проблемам равноправия. Возникла целая иерархия угнетения, в которой личный статус человека определяется его принадлежностью к угнетаемым группам: женщины, сексуальные меньшинства, рабочий класс и т.д.
В такой культуре дискриминация приобрела новые формы. Индивидуумы, не отвечающие новым стереотипам, берутся под унизительное покровительство.
Ложные защитники женщин подменяют идею равенства, основанного на человеческих ценностях, мифом о равенстве, основанном на половом или этническом детерминизме. Результатом этого является тезис о том, что все женщины могут быть хорошими менеджерами. Ложные защитники женщин очень похожи на миссионеров, неспособных различать своих подопечных. Каждый человек воспринимается ими не как индивидуальность, а как представитель этнической группы, пола или класса.
Эта культура опасна тем, что воспитывает в некоторых людях убеждение, что они — жертвы и не несут ответственности за происходя- щие события, и поэтому вправе винить в своих бедах других людей, вместо того чтобы развивать самих себя.
Смышленые мачо
В организациях, где доминирует культура смышленых мачо, менеджеры испытывают постоянное давление необходимости обеспечить требуемые экономические показатели и соблюсти бюджет. Поэтому у них не может возникнуть желание блокировать или подвергнуть обструкции работников, способных работать по 80 часов в неделю, чтобы выполнять задания в срок. Эти новые менеджеры работают в условиях жесткой конкуренции и не потерпят подчиненных, неспособных работать в столь же высоком темпе, как они сами, или не обеспечивающих нужные экономические показатели. «Если вы не справляетесь, вас, вероятно, накажут материально, понизят в должности или уволят, кто бы вы ни были» — такой принцип этой культуры.
Эта культура на первый взгляд представляется индифферентной по отношению к половым различиям: известно, что многие менеджеры-женщины столь же, а иногда и более безжалостны, чем менеджеры-мужчины.
Этот тип культуры менеджмента в действительности является наиболее беспощадным проявлением игнорирования фактора пола. Если вы способны работать напряженно и быстро и полностью сосредоточиться на поставленных целях, то ваш пол или этническое происхождение не имеют значения. Однако большинство женщин старше 35 лет имеют обязанности по уходу за родителями или детьми.
В заключение отметим, что высшие руководители организаций могут играть важную роль в формировании тендерных культур и изменениях отношений между полами.
Помимо общих черт каждая компания имеет свой стиль руководства и специфическую организационную культуру, содержащую свои механизмы сопротивления утверждению принципа равных возможностей. Недостаток внимания к духу, неформальным нормам и ценностям организации привел к саботажу многих программ равных возможностей как руководством, так и рядовыми работниками, мужчинами и женщинами.
Господствующая культура определяет поведение как женщин, так и мужчин. В одних организациях женщины объединяются для борьбы со стереотипами и предубеждениями, унижающими их пол, тогда как в других — они безучастны к этой борьбе. Их самооценка и выживание иногда столь тесно связаны с традиционными нормами, что они не видят для себя выгод от изменения общепринятой практики.
4. Возрастные различия субкультур
Возрастные различия в организационной культуре можно считать очень существенными: мир различен для людей разного возраста, даже если они работают в одном отделе, подразделении организации, относятся к одному полу, национальности, специальности. Можно выделить две основные группы, которые имеют субкультуру:
> молодежь до 30 лет;
> люди, которым больше 45 лет.
Тот факт, что молодость в современном обществе связана с надеждами на будущее, говорит о том, что молодые люди склонны скорее
принимать, чем отвергать ценности и нормы взрослых. Потому для молодежной субкультуры свойственно тяготение к культуре взрослых. Тем не менее молодежная субкультура не является точной копией субкультуры взрослых. Молодые люди имеют возможность действовать и мыслить в условиях отсутствия жестких ограничений и обязанностей, свойственных жизни взрослых.
Сегодня наблюдается ряд особенностей субкультуры молодежи, обусловленных следующими обстоятельствами:
1. Среди молодежи преобладают высокие требования к роли предприятий в социальной поддержке, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности.
2. Относительно высока степень адаптации молодежи к рыночным условиям, что в значительной мере определяет их экономические и профессионально-трудовые приоритеты.
3. Наблюдается разрыв между гипертрофированным ростом материальных потребностей и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Это противоречие обусловлено отсутствием достаточного опыта и профессионализма молодежи.
4. У современной молодежи наблюдается высокий протестный потенциал, который сегодня не реализуется в активных и агрессивных формах социального протеста (забастовках) в силу низкого уровня самоорганизации молодежи (кроме того, отсутствуют люди, которые способны объединить наиболее активную часть молодежи).
Протестный потенциал выливается в «тихий саботаж», нежелание «выкладываться» на работе.
5. Содержанием жизни современной молодежи является доминирование ценностей частной жизни. Ведущими факторами при этом выступают попытки упрочить свое положение, которые дополняются активным общением с друзьями, решением семейных проблем и развлечениями.
Теория и практика
В субкультуре молодежи существуют своего рода «социальные часы», подсказывающие, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Отстав от этого расписания, молодой человек чувствует тревогу.
Иногда, чтобы не отстать от других, молодые люди совершают непоправимые ошибки.
В последнее время среди молодежи существует стереотип: молодой мужчина должен много зарабатывать. Желая соответствовать этому, по его мнению, требованию жизни, молодой человек, имеющий высшее образование, поступает на низкоквалифицированную, но высокооплачиваемую работу: охранником, грузчиком и т.п.
С годами возрастные нормы меняются, и после 30 лет жизненная программа становится другой — мерилом успеха становится социальный статус, престижная должность. Молодой человек, который после получения образования начал с небольшой, но престижной должности с невысоким заработком, оказывается в более выигрышном положении. Один только факт, что человек становится старше, не гарантирует получения какого-либо вознаграждения.
Социальное определение молодости как поры подготовки, отсроченных стремлений и материальной зависимости придает чрезвычайное значение в молодежной субкультуре заботе о будущем. Прошлое и настоящее (например, какое образование и где получил молодой человек) не имеют большой внутренней ценности; их значение для человека оценивается с точки зрения того, что они могут дать для успеха в зрелом возрасте.
Если говорить в целом о субкультуре молодежи, можно отметить три противоречивые группы:
«Трудяги», для которых характерно нетерпеливое стремление поскорее начать делать свою карьеру, много и добросовестно работать. Они склонны отвергать все, что накоплено старшими поколениями, изменить, сделать более рациональным.
«Бунтари», которые не видят практической связи между своей учебой, усердностью и будущей судьбой. Они чаще всего выходцы из низших социальных слоев, могут быть источниками постоянного беспокойства в коллективе, нарушать трудовую дисциплину, а в крайних проявлениях — закон.
«Конформисты» — люди, для которых характерны безответственность, апатия по отношению к общепринятым нормам. Эта группа молодежи характеризуется приверженностью к развлечениям и подвергается критике за отсутствие серьезности и строгих обязательств. Обычно это довольно легкий путь для молодых людей, являющихся выходцами из семей рабочих и низкоквалифицированных служащих. Значительно реже такое поведение встречается у молодежи из семей с более высоким общественным положением.
Молодежная субкультура зачастую характеризуется преобладанием неутилитарности в оценке окружающих, романтичности и преобладанием эмоций и автономностью.
Несмотря на то, что центральное место в труде молодежи занимает учеба, молодые люди свободны от поглощающего и определяющего влияния работы на свою жизнь, чему подвержено старшее поколение. Существует опасность, что свойственный молодости досуг переносится и на те годы, когда человек становится взрослым. Это бывает главным образом у лиц, освоивших профессии низшего статуса.
В субкультурах людей среднего возраста распространен так называемый «эйджеризм»1, который означает дискриминацию, осуществляемую по отношению к представителям другой возрастной группы. Это выражается в недоверии к возможностям молодежи, но чаще всего — по отношению к пожилым людям. Люди этой возрастной группы в большей мере обладают властью и материальными средствами, но они часто вынуждены оказывать профессиональную, консультационную и материальную помощь старшему и младшему поколениям.
Третья группа (те, кому за 45) в последние годы численно выросла и имеет тенденцию к дальнейшему количественному увеличению.
Люди старшего возрастахарактеризуются сложившейся социально-профессиональной стабильностью. Они социализировались еще при советской власти; для них характерна система оценок поведения, ценности, которые были привиты во времена социализма. Доминирующими ценностями этого поколения являются:
- развитый коллективизм, когда благо группы или предприятия в целом считается более важным, чем благо отдельной личности;
- репрессивность как бессознательная форма самоконтроля в соответствии со стандартами желаемого поведения;
- высокая оценка профессионализма и образованности (в отличие от субкультуры молодежи, в которой акценты расставлены несколько по-другому: высокая оценка заработка и наличия диплома);
- стремление к материальной и социальной стабильности, даже в ущерб собственному благосостоянию;
- почтение к официальному статусу и авторитарной личности. Стереотипы субкультуры работников старшей возрастной группы во многом лишают их мобильности, возможности самостоятельного перестроения с учетом изменившихся социально-экономических обстоятельств.
В условиях рынка стали высоко цениться не столько мастерство, которым, безусловно, владеют люди старшего возраста, сколько сила, молодость, энергия. Официально установленный пенсионный возраст обусловил то, что люди в возрасте старше 55-60 лет стали считаться нетрудоспособными, даже несмотря на способность большинства пенсионеров плодотворно трудиться.
5. Профессиональные субкультуры
На любом предприятии объективно существует должностная и профессиональная дифференциация. Она является основой профессионального самоопределения, в основе которого заложена «Я-концепция» личности как относительно целостного образования. Люди приблизительно одинаково выстраивают сами себя, осмысливают собственную сущность, находят смысл в конкретном деле и во всей жизни, обозначают связи труда и жизни, счастья, судьбы. Профессиональное самоопределение ведет к формированию профессионального самосознания работника, являющегося основой субкультурных различий.
Профессиональные субкультуры служат эталоном передачи профессионального опыта, позволяют синтезировать профессиональные и личностные свойства работника. Они включают в себя следующие элементы:
- единые для данной профессиональной группы методологические представления, обеспечивающие ориентировку в динамичных условиях производственной среды;
- профессиональные знания и умения;
- особенности мышления;
- особенности понимания закономерностей развития производства и т.п.
Эту проблему интересно поставил российский психолог Е.А. Климов, проведя эксперимент с описаниями своей профессии специалистами разного профиля. Он показал, что различные специалисты «неодинаково «квантуют» окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления».
Теория и практика
Для работника, занятого явлениями живой природы, мир видится и волнует прежде всего со стороны явлений, связанных с жизнью или ее утратой, судьба живого. Цивилизация, культура человечества — это, с их точки зрения, прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия. Международные отношения — прежде всего то, что делается в мире в связи с охраной природы и т.п.
Для работника, связанного с техническими системами, мир видится с точки зрения оснащенности или неоснащенности техникой. Цивилизация, культура — это прежде всего достижения научно-технической революции: электродвигатели, радио, ЭВМ.
Профессионалы, занятые в сфере социальных систем, выделяют прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности. Цивилизация, культура, история человечества — это народы, страны, языки, культурные ценности разных народов и т.п.
Различие профессионального менталитета обусловливает субкультурные различия. На одном и том же предприятии субкультура маркетологов отличается от субкультуры производственного персонала, а субкультура бухгалтеров разительно отличается от субкультуры работников опытно-конструкторских подразделений.
В ряде случаев это затрудняет коммуникации. Особенно остро такие трудности проявляются, когда собираются руководители различных подразделений или организаций для решения каких-либо общих вопросов (например, селекторное совещание).
Люди с разным профессиональным менталитетом искренне «давят» друг на друга, используя иногда недопустимые приемы, ненормативную лексику, стремясь к принятию решения, которое каждому кажется единственно правильным.
Задачей специалиста по управлению персоналом является интеграция и координация субкультурных различий, преодоление коммуникативных барьеров. Для этого необходимы специальные социальные технологии, которые позволяют существенно влиять на взаимодействие различных профессиональных групп.
6. Контркультура
Контркультура упорно отвергает то, чего хочет достичь организация в целом (руководство организации).
Во многих организациях в явном или скрытом виде существует проблема равноправия мужчин и женщин, которая явно предопределяет наличие в организации двух неформальных социально и биологически обусловленных субкультур — мужской и женской.
В процессе своего развития и взаимодействия все субкультуры определенным образом выстраиваются относительно друг друга: изолируются или начинают налаживать связи и «дружат» друг с другом; или вытесняются, или выстраиваются в некую иерархию.
Термин «контркультура» обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Возникновение контркультуры в организации на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данной группы. Она не способна охватить все многообразие явлений.
Контркультуры в организации проявляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. Среди организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
• прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
• оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
• оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых организационной культурой.
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явлению применяют оба названия.
Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность.
В современных условиях вряд ли может существовать организация, в которой все ее члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение называется девиантным, т.е. отклоняющимся.
С девиантным поведением сотрудников приходится сталкиваться всем руководителям коммерческих организаций.
Наиболее серьезные последствия приносит девиантное поведение, представляющее угрозу безопасности организации. Данная проблема отчасти решается на уровне входа в организацию, т.е. на работу следует брать только тех, кто уже обладает этим неуловимым качеством — совместимостью с культурой организации.
Основная проблема для внутренней безопасности любой организации — хищение, изменение, копирование и блокирование важной информации. И наиболее распространенный канал ее утечки — сами сотрудники. По мнению специалистов, если руководство небрежно обращается с людьми, которые работают на фирме, оно собственными руками создает группу риска.
Поэтому уже на стадии формирования организации важно разработать такую систему сбора, хранения и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны, соответствовала проектируемой структуре организации, а с другой, — была достаточно гибка к возможным изменениям в будущем.
Под кадровой информацией можно понимать определенным образом организованную совокупность данных о персонале организации. Это и личные дела, и карточки по учету кадров, и всевозможные приказы о назначениях, перемещениях, командировках, отпусках и увольнениях.
Важно, чтобы все данные о персонале позволяли руководству организации в каждый момент времени принимать оптимальные управленческие решения на основе адекватного представления о внутри-организационной кадровой ситуации.
К наиболее типичным задачам, требующим информационного обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопроизводство, внутриорганизационное кадровое планирование и оценку персонала.
• Кадровое и управленческое делопроизводство, прежде всего, включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработной платы сотрудников организации.
• Внутриорганизационное кадровое планирование включает работу по анализу, оценке затрат и контролю. Так, при организации обучения персонала необходимо проанализировать потребность в обучении и загрузку работников, иметь информацию по планированию их использования, произвести оценку затрат на предполагаемое обучение. После этого можно переходить к составлению собственно плана подготовки, его реализации и контролю.
Все утечки информации можно разделить на два вида: сознательное и ненамеренное разглашение важных сведений о работе компании. В первом случае ключевую роль играет подкуп или давление на сотрудника со стороны конкурентов. Соблазн дополнительного заработка особенно возрастает, когда человек испытывает острую нужду в средствах: на лечение ребенка, на погашение долгов или покупку долгожданной квартиры.
В случае ненамеренного разглашения информации заинтересованные лица действуют тоньше, а сотрудник часто даже не догадывается, что его используют нанятые конкурентами специалисты. Такой способ весьма распространен и носит название «вербовка агента втемную».
Полностью исключить утечку информации через персонал невозможно. Но можно создать условия, при которых потери будут минимальны. Прежде всего, нужно четко определить, какая информация для компании является конфиденциальной. Потом необходимо определить круг сотрудников, имеющих доступ к разным уровням информации. В дальнейшем важно обеспечить регулярную проверку ключевых сотрудников специалистами по безопасности.
Девиантное поведение проявляется в различных формах, в наиболее явном виде проявляется деструктивное трудовое поведение, в наиболее скрытом — манипулятивное поведение.
Деструктивное поведение. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата.
В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей, обобщенно называемых характером. Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей.
Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или иным событиям и, тем самым, определяют его реакцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую ответную реакцию, т.е. формировать поведение человека в группе.
Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека, — характер и интересы — разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи: исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.
Манипулятивное поведение. Фактически в каждой группе есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.
Манипуляция представляет собой частный случай скрытого управления, отличающегося тем, что оно совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему экономический, социально-психологический ущерб.
Скрытое управление, если это не манипуляция, предпочтительнее, чем прямое принуждение. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе.
Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда руководитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет подчиненным, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. В данном случае объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы и такое скрытое управление не является манипуляцией. В разных случаях достаточно трудно провести грань — манипуляция это или нет.
Манипуляция — это одна из ловушек технологии человеческих отношений. Многие думают, что в состоянии изучить приемы, которые помогут скрыть истинные чувства в отношении людей и внушить им образ, который они будут уважать, даже не испытывая уважения к ним. Как ни банально это звучит, но в конце концов люди открывают для себя, кто мы есть на самом деле, и начинают относиться к нам точно так же, как относятся к ним. Если по-настоящему уважать коллег и подчиненных, эти чувства будут переданы без всяких ухищрений и техник, и на них ответят взаимностью.
Каждый сотрудник, на которого возложены управленческие функции, особенно функции по управлению человеческими ресурсами, обязан осознавать социально-психологическую границу своих полномочий, всякий раз преступая через которую он осуществляет манипуляции в отношении подчиненных или коллег.
В конечном итоге склонность к манипулятивному поведению как одной из форм девиантного поведения определяется сугубо индивидуально-психологическими особенностями.
Теория и практика
О традиции пьянства, которая считается в России национальной, необходимо сказать особо.
Пьянство работника постепенно превращает его в алкоголика. Интересно, что алкоголики склонны считать, что спиртное никак не сказывается на их поведении на работе, и что никто не заметит его влияния на то, как они исполняют свои обязанности. Но они заблуждаются — негативные последствия чрезмерного увлечения спиртными напитками становятся заметными сразу же.
К числу признаков, свидетельствующих об изменении отношения человека к своей работе, относятся: многочисленные прогулы, слишком продолжительные перерывы на обед, ложь, ошибки и низкая производительность труда.
Алкоголизм разрушает абсолютно все: карьеру, семейную жизнь, репутацию и финансовую стабильность работника. Ирония заключается еще в одной закономерности: каждый кризис, наступающий после очередного запоя, порождает обстоятельства, заставляющие алкоголика продолжать пить. Если человек сам не поймет, с какой проблемой столкнулся, и не согласится принять помощь, чтобы вырваться из этого порочного круга, ему грозит полный крах профессиональной и жизненной карьеры или преждевременная смерть.
Руководители, не обращающие внимания на пристрастившихся к спиртному подчиненных и полагающие, что этим они проявляют свою доброту и помогают им, лишь усугубляют проблему. Вмешательство извне на ранней стадии алкоголизма имеет решающее значение для излечения пьющего человека.