Нейрофизиологические основы поведения человека

Лекция 8.

1. Понятие о 1 и 2 сигнальной системе действительности.

2. Возрастные особенности 2 с.с. действительности.

3. Формирование речевой функции.

4. Физиологические механизмы памяти.

5. Эмоции (чувства), их значение.

6. Типы ВНД

В 1933 г. И.П.Павлов сформулировал учение о 1 и 2 сигнальной системе действительности. Он указывал, что у животных ВНД состоит из двух инстанций: безусловных рефлексов и условных рефлексов 1 сигнальной системы, а у человека из трех инстанций: безусловных рефлексов, условных рефлексов 1 с.с. и условных рефлексов с.с.

Итак, 1 сигнальная система– это система временных связей в коре больших полушарий, выработанных на предметы и явления окружающего мира.

Эти предметы и явления сигнализируют организму об изменениях в окружающей среде. Для животного действительность сигнализируется исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительного, слухового и других рецепторов организма. Это первая сигнальная система действительности. Общая у нас с животными.

2 сигнальная система– это система временных связей в коре больших полушарий, выработанных на смысловое значение слова (сигнала).

Таким образом слова, обозначающие предметы и явления, являются сигналами первых сигналов (сигналами сигналов).

Слова также сигнализирует человеку об изменениях в окружающей среде. 2 с.с. характерна только для человека и это третья качественно новая инстанция ВНД.

Для возникновения условнорефлекторной деятельности у животных нужны конкретные раздражители – предметы и явления окружающего мира, которые воздействуют непосредственно на органы чувств, н/р, воет волк, сверкает молния и гремит гром.

Для возникновения условнорефлекторной деятельности у человека достаточно слова, а сами предметы и явления могут и отсутствовать.

2 сигнальная система– это речевая система в широком смысле слова. Это и произношение слов, слушание и видение слов, это и мысленная речь, или речь «про себя», но также и все другие виды смысловой символики, такие как смысловая мимика, жестикуляция (в том числе у глухонемых), различные смысловые нечленораздельные голосовые реакции (Ох! Ах!).

21 стр., 10405 слов

Психические явления как отражение действительности

... и закономерности Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их ... объектах. Механизмом этого вида внимания ориентировочно является "рефлекс", или "рефлекс что такое?". (На неожиданный сигнал человек сразу ... вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система - ощущения - яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система - речь, ...

2 с.с. – это система временных связей в коре б.п. Где же локализована эта система? Было установлено, что 2 с.с. связана преимущественно с деятельностью левого полушария, а 1 с.с. – с деятельностью правого полушария.

2. Возрастные особенности 2 с.С.

I этап.Первые 6 месяцев у ребенка вырабатываются только условные рефлексы 1 с.с. После 6 месяцев у ребенка на базе врожденного лепета начинают вырабатываться условные рефлексы 2 с.с. Многократные сочетания слова «мама» с видом матери, с кормлением, с тем, что мать берет ребенка на руки приводит к тому, что это слово начинает приобретать смысл. Ребенок при слове «мама», «где мама?» начинает глазами отыскивать мать. После того он сам произнесет слово «мама», происходит закрепление этого условного рефлекса.

Однако слово «мама» для ребенка первого года жизни обозначает только конкретную маму. Более того, все предметы, связанные с мамой, это тоже мама. В новой одежде ребенок свою мать не узнает. То есть на первом году жизни слово действует только в составе комплексных раздражителей. К концу 1 года еще нет 2 с.с., но появляются ее зачатки в виде первых слов.

II этап.На этом этапе идет быстрый «набор слов». В начале второго года жизни происходит лишь элементарное отвлечение слова от предмета или явления. Многократное сочетание слова с предметом, манипуляции ребенка с этим предметом и произношение им этого слова приводят к тому, что слово начинает действовать как самостоятельный раздражитель, т.е. происходит освобождение слова от предмета и ребенок действует этим словам на другого человека, чтобы получить полезный результат. Но пока это слово обозначает только конкретный предмет, например, конкретную куклу. Затем, к концу 2 года жизни происходит дальнейшее отвлечение слова от предмета. Это достигается образованием на данное слово многих временных связей с аналогичными предметами. Так, при образовании 10-15 временных связей на слово «кукла», это слово начинает обозначать любую куклу. К концу 3 года жизни происходит дальнейшее отвлечение слова от конкретной действительности. Теперь слово «игрушка» обозначает и мячик, и машинку, и куклу, и зайчика.

Быстрое увеличение количества обобщенных «сигналов» приводит к появлению нового качества – образованию сложных конструкций из слов, т.е. к образованию предложений, фраз. На 2 году жизни это небольшие фразы (Санки бух).

К 3 годам во фразы может включаться до 10 слов, т.е. появляется речь, мышление. Мышление на 2 этапе – это «мышление в действии» (ложка – ей едят).

III этап.На этом этапе возникает новое качество в развитии 2 с.с., происходит формирование своей, индивидуальной 2 с.с. Закладываются основы индивидуального мышления, личности ребенка.

Во 2 с.с. начинают очень быстро вырабатываться различные условные рефлексы. При этом происходит дальнейшее отвлечение слова от конкретной действительности. Так, в 4-5 лет появляются такие слова как «вещь» (посуда, игрушки, мебель), животное, птицы и т.д.

В этом возрасте происходит быстрое формирование различных многочисленных динамических стереотипов за счет подражания ребенком речевым оборотам взрослых. Ребенок, подражая взрослым в речевых оборотах, строит свою конструкцию 2 с.с., как бы используя уже готовые «блоки». Отсюда важно, кто окружает ребенка, кому подражает.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...

На 3 этапе развития закладываются основы «внутренней речи». Мышление остается конкретным.

Формирование 2 с.с на 3 этапе очень пластично. Какая конструкция 2 с.с. сформируется у ребенка почти целиком зависит от того, кто и как его будет воспитывать и обучать.

IV этап.В 6 лет дети свободно говорят на родном языке. В младшем школьном возрасте продолжает формироваться личность ребенка. Обучение чтению и письму приводит к появлению первых абстрактных понятий, что приводит к появлению элементов абстрактного мышления. Однако, несмотря на формирование отдельных абстрактных понятий, мышление продолжает оставаться конкретным.

V этап.В середине этапа появляется абстрактное мышление. Другими словами, 2 с.с. приобретает качество взрослого. К концу 5 этапа появляется научное мышление. При этом развитие и совершенствование 2 с.с. продолжается в течение всей жизни человека.

3. Формирование речевой функции

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Речь– это форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может бытьвнутренней,являющейся необходимой формой процесса мышления,и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной или письменной. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Наиболее важное значение имеютцентр Брока,расположенный в нижней части левой лобной доли мозга ицентр Вернике, расположенный в левой височной доли мозга.Центр Брокапредставляет собой двигательный центр речи, при его поражении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова.Центр Вернике– это центр сенсорной речи. Его поражение приводит к нарушению восприятия слов – к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам.

Развитие речевой деятельности – многоступенчатый процесс. Ребенок рождается с набором морфологических структур, обеспечивающих в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) формирование функции речи.

Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих, а также зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата людей. Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением своих действий, несмотря на то ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят. Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить торможения в развитии речи и мышления.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... связанные непосредственно с темой взаимодействия речи и мышления. 2. Охарактеризовать понятия речи и мышления, 3. Описать механизмы речемыслительной деятельности. 4. Описать различные точки зрения ... определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.[3,300] Рис.1. Общая характеристика мышления как психического процесса 1.2 Механизм ...

В развитии речи чрезвычайно важную роль играет двигательный анализатор. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов Л.С.Выготского (1956), А.В.Запорожца (1967), Ж.Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у школьников. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук являются мощным стимулирующим фактором возникновения речи, способствуют более осмысленному пониманию слов, формированию понятий.

4. Физиологические механизмы памяти.

Память – это совокупность процессов запоминания, хранения, и воспроизведения информации.

Биологическое значение памятизаключается в адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок. Кроме того, было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений. В то же время большинство накопленных сведений со временем забывается. Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком.

В основу классификации памяти были положены представления о длительности и механизме памяти. В связи с этим выделяют кратковременную и долговременную память.

1. Кратковременная память– обеспечивает удержание и воспроизведение оперативной информации. Хранение кратковременной информации длиться 10-15 минут.

В настоящее время существует следующая гипотеза о механизме кратковременной памяти – это гипотеза реверберации (циркуляции) возбуждения по замкнутым нейронным цепям.Считают, что в замкнутых нейронных цепях циркуляция длится минуты, сохраняя информацию виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.

2. Основой долговременной памятиявляются структурные и биохимические изменения в нейронах (синтез белка).

Длительность долговременной памяти от часа и на протяжении всей жизни. Она формируется с помощью механизмов кратковременной памяти, поэтому четкой границы между этими видами памяти нет.

Переход информации из кратковременной в долговременную, называют консолидацией. Он происходит постепенно и требует усилий.

Хорошая консолидация памяти развивается в течение часа, причем информация запоминается лучше, если она привлекла внимание – мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.

Биохимические процессы, протекающие в нейронах вызывают динамические изменения генома нейрона, и перестройку кода РНК, следствием чего является синтез адекватных для данной ситуации новых молекул белков– хранителей полученной информации. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, т.е. она узнает афферентный поток импульсов и освобождает активатор, приводящий нейрон в состояние возбуждения.

11 стр., 5241 слов

Эмоции и учебный процесс

... основой эмоций и чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, ... нас заметных эмоций. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П.В. Симонов). Сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, ...

На первом годужизни долговременная память только начинает формироваться. На 2 году жизни информация сохраняется уженесколько недель. На 3 году запоминание длится в течение нескольких месяцев. На 4 году запоминание длится больше года, а начиная с 5 лет – в течение всей жизни. С 6-7 лет непроизвольное запоминание переходит в произвольное, что имеет большое значение при систематическом обучении.

У младших школьников, чем больше анализаторов участвует в восприятии информации, тем прочнее запоминание. Память в этом возрасте наглядно-образная и запоминание учебного материала преимущественно дословное. По мере обучения в школе развивается абстрактная память, которая становится преобладающей у старших школьников. Развитие памяти во многом зависит от тренировки, а ее улучшение наблюдается до 20-25 лет.

5. Эмоции (чувства), их значение

Эмоции – реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями. Это одна из форм психической деятельности. К внешним раздражителям относятся неприятные, или наоборот, приятные ситуации, болевые воздействия.

Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживления электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.

Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозгеи в некоторых древних отделах больших полушарий – лимбической системе. Раздражение этих зон вызывает реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды и др.

Все эмоциональные реакции можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Н/р, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды – чувством страха.

Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, н/р чувство насыщения после обеда или чувство радости после удачно сданного экзамена.

Основные эмоции – это радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.

Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствии с состоянием внешней ситуации. Если параметры достигнутого эффекта соответствует положительному результату, возникает положительная реакция, если не соответствует – отрицательная.

Эмоции тесным образом связаны с мотивациями и не имеют резкого разграничения между собой. Однако эмоции возникают на базе сильных мотиваций.

Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменения интенсивности деятельности внутренних органов зависят от ситуации, вызвавшей эмоцию. Н/р, отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ряда систем организма – усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двигательной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом угнетается.

12 стр., 5857 слов

Высшая нервная деятельность (внд)

... нервную деятельность– совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде. Психическая деятельность – любая осознаваемая деятельность мозга. ВНД Павлов называл деятельность ... Вид лимона приводит к возникновению очага возбуждения в корковом центре зрительного анализатора (затылочная ...

Значение эмоций:

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. И.П.Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, а отрицательная – разрушает организм.

Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Яркая, эмоционально насыщенная информация воспринимается ребенком прочно и порой на всю жизнь. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы в процессе воспитания. Велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных потребностей.

Типы ВНД, их учет в педагогической практике.

Тип ВНД– это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющий характер взаимодействия организма с окружающей средой. Согласно И.П.Павлову, критериями типологических свойств нервной системы являютсясила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре типа ВНД.

Сила нервных процессовсвязана с уровнем работоспособности нервных клеток. Сильные нервные характеризуются высоким уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, т.е. низкой работоспособностью.

Уравновешенность нервных процессовопределяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (н/р, возбуждения на торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессовхарактеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Поэтому нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

1. Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип– процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, с преобладанием процессов возбуждения над торможением (неуравновешенность).

19 стр., 9236 слов

Лин фон Паль, Одинцов Павел — Тайны скрытого управления людьми

... 77.99.02.953. Д.003857.05.06. от 05.05.2006 г. © Лин фон Паль, 2007 © Павел Одинцов, 2007 © ООО «Астрель-СПб», 2007   Вместо предисловия ... так, был совершенно нормальным с бытовой точки зрения человеком. Иными словами, он хорошо продвигался по служебной лестнице ... о смерти, чтобы не ставить на памяти хорошего человека черного пятна самоубийцы, записали просто: несчастный случай. Хотя ...

2. Сильный, уравновешенный, подвижный, т.е. процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные и подвижные.

3. Сильный, уравновешенный, инертный, т.е. процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но мало подвижные.

4. Слабый тип, т.е. процессы возбуждения и торможения слабые.

Эти четыре основных типа являются результатом «сплава» наследственных и приобретенных свойств ВНД. В связи с этим И.П.Павлов различал генотип, т.е. наследственную основу ВНД, соответствующий термину «темперамент», и фенотип, являющийся результатом «сплава» наследственных и приобретенных свойств ВНД, соответствующий термину «характер».

Установленные И.П.Павловым четыре типа ВНД применительно к человеку проявляются следующим внешним поведением.

Холерик – человек, обладающий большой работоспособностью, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Легко входит в контакт с другими людьми, но не умеет себя сдерживать, вспыльчив, неуравновешен в чувствах и поступках, реагирует неадекватно, чрезмерными реакциями на различные неожиданные ситуации. Дети учатся обычно неровно и они могут получать как хорошие оценки, так и неудовлетворительные. Легко могут переключиться на другие занятия во время урока. Не доводят начатое дело до конца. Надо воспитывать у них сдержанность, ответственность за порученное дело (А.В.Суворов, А.С.Пушкин).

Сангвиник– человек, обладающий высокой работоспособностью, живой, подвижный, общительный, уравновешенный в своих чувствах и поступках, легко переходит от одного вида деятельности к другому, адекватно реагирует на неожиданные жизненные ситуации. дети с таким типом ВНД учатся обычно хорошо, быстро выполняют домашние задания. Отличаются хорошим поведением и не представляют трудности для воспитания. Речь у них громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями и ударениями (А.И.Герцен).

Флегматик – человек, обладающий большой работоспособностью, уравновешенный в своих чувствах и поступках, но несколько медлительный, с трудом переходящий от одного вида деятельности к другому, нелегко вступает в контакт с другими людьми, медленно приспосабливается к неожиданно изменившимся жизненным условиям. Дети с таким типом ВНЖ, могут хорошо учиться, но часто попадают в число неуспевающих. Это связано с тем, что для такого ребенка нужно относительно больше времени, чтобы пройти период врабатывания. Он не может сразу же с ходу, включиться в работу и ему часто не хватает времени, чтобы успеть вместе со всеми решить задачу. Такой ребенок много времени тратит на выполнение домашнего задания и у него остается мало свободного времени. Ответы их медлительны, односложны, хотя они могут хорошо знать материал. Речь их медленная, невыразительная (М.И.Кутузов, А.И. Гончаров).

Меланхолик– человек с низкой работоспособностью, с легко ранимой психикой, обидчивый, нерешительный. Дети с таким типом ВНД нуждаются в постоянной поддержке и в доброжелательном отношении к ним окружающих. Успеваемость у них низкая, из-за того, что при невысокой работоспособности им приходится много учить. Трудные задания часто оказываются им не под силу. Спокойное отношение, доброжелательная поддержка позволяют этим детям решать даже те задачи, которые казались невыполнимы для них. Речь у них слабая, тихая и часто бедна словарным запасом. К ним относятся Н.В.Гоголь, Ч.Дарвин, Ф. Шопен, Р.Декарт.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... труду, достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых ... психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно из центральных мест. ...

Наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типологических особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Противоположным является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная, ущербная личность.

Наиболее рациональный способ воспитаниясочетает в себе достаточную заботу, внимание, теплоту по отношению к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением у трудовой деятельности, занятиям спортом. Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД.

Кроме этих четырех типов ВНД, И.П.Павлов выделил еще три специальных человеческих типа в зависимости от развития 1 и 2 с.с. действительности.

1. Людей, у которых деятельность 1 и 2 с.с. уравновешена, Павлов относил к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоническим сочетанием образного и абстрактного мышления. Такие люди в равной степени склонны пользоваться как образными представлениями, так и словесными понятиями. Павлов считал, что большинство людей относится к этому типу.

2. Людей, у которых усилена деятельность 1 с.с. по сравнению со 2 с.с., Павлов относил к художественному типу. При этом 2 с.с. у них развита не меньше, чем у людей со средним типом ВНД. Однако значительно превосходят их по степени развития образного мышления, имеют необычайную остроту, яркость и полноту непосредственного восприятия действительности. По Павлову, представители худ. типа захватывают действительность целиком, не дробя ее на части. У них более активна деятельность правого полушария по сравнению с левым (у правшей).

(Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, п.И.Чайковский, Ф.А.Шаляпин).

3. Людей, у которых усилена деятельность 2 с.с. по сравнению с 1 с.с., Павлов относил к мыслительному типу. При этом 1 с.с. у них развита не меньше, чем у людей со средним типом ВНД. Однако значительно отличаются от тех, у кого ср. тип ВНД, по степени развития абстрактного мышления, склонны к глубокому теоретическому познанию действительности, к прогнозированию дальнейшего развития событий. Они могут отвлекаться от действительности, анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. У них более активна деятельность левого полушария (у правшей).

14 стр., 6717 слов

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм ...

... и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая ...

(Д.И.Менделееев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Эйнштейн.

4. В настоящее время выделяют еще мыслительно-художественный тип ВНД. К нему относят людей, которые при известных условиях могут отражать мир как люди с мыслительным типом ВНД, а при других – как люди с художественным типом ВНД. (А.П.Бородин, Леонардо да Винчи, В.Гете, М.В.Ломоносов.

Следует отметить, что специальные типы ВНД человека еще недостаточно изучены.