Модуль 4. Социальная психология

Общая и социальная психология

Модуль 1. Общая психология

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. зан. Использование интерактивных форм (час.) СРС Всего
Предмет и методы современной психологии. Основные этапы развития психологии    
Психология личности    
Мотивационно-потребностная сфера.    
Индивидуально-психологические особенности (темперамент и характер)   семинар-исследование (2 ч.)
Эмоционально-волевая сфера      
Познавательные психические процессы   работа в малых группах (2 часа)
Способности      

Модуль 4.

Социальная психология

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. СРС Всего
Предмет и методы социальной психологии    
Группа как социально-психологический феномен  
Проблемы личности в социальной психологии    
Общение и межличностные отношения

а) основная литература

  1. Андреева, Галина Михайловна.Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  2. Ждан, Антонина Николаевна. История психологии: от античности до наших дней [Текст]: учебник для психологических специальностей вузов / А. Н. Ждан. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект; М.: Мир, 2007. — 576 с.
  3. Маклаков, Анатолий Геннадьевич. Общая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений педагогического профиля / А. Г. Маклаков. — Электрон. текстовые дан. — СПб.: Питер, 2012. — 592 с. — Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-272-00062-0
  4. Петровский, Артур Владимирович. Психология [Текст]: учебник для студентов вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 512 с.

б) дополнительная литература

  1. Марцинковская, Татьяна Давыдовна. История психологии [Текст]: учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 544 с.
  2. Назаретян, Акоп Погосович. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]: учебное пособие для вузов / А. П. Назаретян. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2005. — 160 с.
  3. Немов, Роберт Семенович.Психология: в 3-х кн. [Текст]: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС. – 2007. Кн. 1: Общие основы психологии. — М., 2007. — 687 с.
  4. Общая психология [Текст]: тексты: в 3-х т. / ред. В. В. Петухов, ред., сост. Ю. Б. Дормашев, ред., сост. С. А. Капустин. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — Т. 2: Субъект деятельности, Кн. 3. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 607 с.
  5. Почебут, Людмила Георгиевна. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — Электрон. текстовые дан. — СПб. : Питер, 2010. — 672 с.: ил. — (Мастера психологии).

    — Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-49807-556-3.

  6. Регуш, Людмила Александровна. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Электронный ресурс]: СПб.: Питер, 2010, 208 с. — Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-272-00062-0

Вопросы к экзамену (модуль 1. Общая психология)

1. Предмет и отрасли психологии.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Бихевиоризм и необихевиоризм.

4. Психоанализ и неофрейдизм.

5. Гуманистическая психология.

6. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование

7. Дополнительные методы психологии: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

8. Психика человека как основная категория отечественной психологии.

9. Понятие сознания. Структура сознания.

10. Бессознательное и его проявления.

11. Личность как категория психологии. Структура личности.

12. Представления об основных факторах и механизмах развития личности в отечественной психологии.

13. Мотивация, мотивы и их виды.

14. Потребности и их виды.

15. Самосознание личности.

16. Самооценка и уровень притязаний личности.

17. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

18. Понятие и функции эмоций и чувств. Формы переживания чувств.

19. Воля и её функции. Структура волевого действия. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

20. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

21. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

22. Характер, как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

23. Акцентуированность характера. Типы акцентуаций.

24. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристики способностей.

25. Изучение способностей. Формирование и развитие способностей.

26. Виды, свойства, закономерности ощущений.

27. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

28. Процессы, качества, закономерности памяти. Виды памяти.

29. Сущность и свойства внимания. Виды внимания

30. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Мышление и речь. Формы мышления.

31. Виды мышления. Процессы мышления.

32. Виды, функции, свойства, природа воображения.

Задания для контрольной работы. 1. Какое место занимает психология в современной России?

 

1 ВАРИАНТ

1. Какое место занимает психология в современной России?

2. Изложите различные точки зрения на природу сознания.

3. Почему в обыденности слова «ощущения» и «восприятия» понимаются как синонимы?

4. Можно ли утверждать, что эмоции заразительны?

Рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть следующие аспекты:

-уровень развития психологии в современной России;

-соответствие существующих психологических теорий русскому менталитету;

-востребованность психологии обществом.

Рекомендуемая литература: учебник Р.С. Немова, «История и теория психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

Ответ на второй вопрос включает в себя идеалистический и материалистический подходы к происхождению сознания. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, «Психология» А.Г. Маклакова).

При работе с третьим вопросом рекомендуется совместить научный и бытовой подход к трактовке данных терминов. Научные определения можно найти в словарной литературе, а обыденное представление сформулировать самостоятельно. Кроме того, можно использовать следующие учебные пособия: А.П. Сперлинг «Психология», А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум «Психология и педагогика» (глава «Восприятие»), «Психология» под редакцией В.Н. Дружинина (глава «Сенсорно-перцептивные процессы»).

Отвечая на четвертый вопрос, можно обратиться как к учебной литературе (раздел «Эмоции и чувства»), так и к специальной, например, к книгам «Психология толпы» и «Психология масс» Д.В. Ольшанского, где описана «теория заражения».

2 ВАРИАНТ

1. В чем состоят отличия между научной и житейской психологией?

2. Какое содержание вкладывают в понятие «рефлексия»?

3. Перечислите основные стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

4. Раскройте следующие понятия: «акцентуация характера», «воля», «адаптация».

Рекомендации

Более полно отличия научной психологии от житейской описаны Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию».

Понятие «рефлексия» легко обнаружить как в словарно-справочной литературе, так и в учебной (например, «Основы психологии» Л.Д.Столяренко).

По третьему вопросу можно сначала обратиться к словарной литературе. Данная концепция рассмотрена и в большинстве учебников по психологии (Р.С. Немов «Психология», А.Г.Маклаков «Общая психология»).

При работе с четвертым вопросом рекомендуется использовать «Психологический словарь», а также любые учебники по общей психологии.

ВАРИАНТ

1. Покажите на примерах достоинства и недостатки основных методов психологии.

2. В чем сходство и различие сознания и самосознания?

3. Как понимается в психологии феномен внутренней речи?

4. Раскройте взаимосвязь интеллекта и мышления.

Рекомендации

Основными методами психологии считаются наблюдение, эксперимент, опрос, тест. Более подробно описание этих методов дано в учебных пособиях А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, А.А.Радугина.

Для подготовки ответа по второму вопросу рекомендуется обратиться к учебникам С.Л.Рубинштейна («Основы общей психологии», главы 6 и 20) и Л.Д.Столяренко «Основы психологии».

При работе с третьим вопросом нужно рассмотреть отличие внутренней речи от других видов, для чего лучше использовать учебники Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, а также работы Л.С. Выготского, который является основоположником данной теории.

1. В чем проявился кризис психологии на рубеже 19-20 веков?

2. Какова роль «Супер – Эго» в регуляции поведения и психической деятельности человека?

3. Какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания?

4. Раскройте основную идею теории личности А. Адлера.

Рекомендации

При подготовке ответа по первому вопросу можно использовать книгу А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского «История и теория психологии» или учебник Р.С.Немова (раздел «Краткий исторический очерк развития психологии»).

Второй вопрос предполагает знание структуры личности, описанной в теории З. Фрейда. Этот материал можно найти в работе З.Фрейда «Я и Оно», книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, учебниках по психологии Л.Д. Столяренко и А.А. Реана, а также в любой справочной литературе, где ключевыми словами будут «теория личности», «З. Фрейд».

Проблема поддержания произвольного внимания рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, А.Г. Маклаков «Общая психология»), а также в книге Ю.Б. Дормашева «Психология внимания».

Теория личности А.Адлера кратко описана в большинстве учебной литературы, однако лучше обратиться к специальным справочным источникам (Т.Д. Марцинковская «100 психологов мира», Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»).

Необходимо обратить внимание на следующие понятия: «стиль жизни», «комплекс неполноценности», «стремление к превосходству», «социальный интерес».

5 ВАРИАНТ

1. Приведите в соответствие направления психологии (А) и предмет их исследования (Б).

А: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, советская психология, когнитивная психология, христианская психология.

Б: познание, психика, самоактуализация личности, бессознательное, тело-душа-дух, целостная структура психики, поведение.

2. Определите сущность человеческого сознания и его структуру.

3. Изложите две точки зрения на природу памяти.

4. Раскройте основную идею теории личности К. Роджерса.

5.

Рекомендации

Для ответа на первый вопрос необходимо обратиться к справочной литературе, психологическому словарю, а также учебникам Р.С. Немова и А.А. Радугина.

Сущность человеческого сознания и его структура подробно изложены в учебниках Л.Д. Столяренко «Основы психологии», С.Д. Смирнова «Педагогика и психология высшего образования» и в книге В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова «Человек развивающийся».

Под понятием «природа памяти» имеются в виду физиологические основы памяти, теории мнемических процессов. По этому вопросу можно обратиться к книгам «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна и «Психологии» Р.С. Немова.

Теория личности К. Роджерса входит в группу гуманистических и феноменологических теорий. Основные понятия: «самоактуализация», «Я-концепция», «полноценно функционирующий человек», «терапия, центрированная на человеке». Прочитать о ней можно в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также в работах В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко и А.А. Реана.

6 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теории бихевиоризма и необихевиоризма. Укажите их недостатки.

2. В чем заключается отличие мышления человека от мышления животных?

3. Что такое воля? Опишите структуру и признаки волевого действия.

4. Раскройте сущность понятия «ригидность».

Рекомендации

Указанные теории были разработаны в начале 20 века американскими психологами Д. Уотсоном, Б. Скиннером, Э. Торндайком, Э. Толменом. Рекомендуется обратиться к специальной литературе по истории психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), по психологическим теориям личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер), словарной литературе.

Для подготовки ответа на второй вопрос необходимо ознакомиться с материалами по эволюции психики и интеллектуальным формам поведения животных, охарактеризовать основные виды мышления у человека и животных. Рекомендуемая литература: А.Р.Лурия «Лекции по общей психологии», учебники Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова.

Раздел, посвященный волевой регуляции поведения человека, можно обнаружить не во всех учебниках по общей психологии. Лучше всего воспользоваться учебным пособием Р.С. Немова.

Раскрыть сущность понятия «ригидность» можно, обратившись к словарям, а также к учебной литературе. Следует в первую очередь уделить внимание темам «Личность» и «Мышление».

7 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию психоанализа (фрейдизм).

Укажите ее недостатки.

2. Приведите примеры, показывающие отличие инстинктивного поведения животных от научения.

3. Почему на вопрос, эффективно ли непроизвольное запоминание, нельзя ответить однозначно?

4. Раскройте сущность понятий «экстериоризация» и «интериоризация».

Рекомендации

Теория психоанализа З. Фрейда рассмотрена в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также в другой учебной литературе (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн).

В учебных пособиях теорию психоанализа обычно рассматривают в разделах «Личность» или «История психологии».

При работе над вторым вопросом рекомендуется обратиться к материалам, посвященным психике животных, эволюции психики. Эта тема подробно рассмотрена в учебниках Р.С. Немова, А.Г. Маклакова (глава 3 «Развитие психики животных»), а также в книге А.П. Сперлинга «Психология».

В третьем вопросе следует в первую очередь уделить внимание понятию произвольности, рассмотреть виды памяти, привести примеры непроизвольного запоминания, для чего можно обратиться к книгам А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна.

Для подготовки ответа по четвертому вопросу необходимо использовать словарную, справочную литературу. Понятия «интериоризация» и «экстериоризация» обычно рассматриваются в разделах «Психология деятельности» (например, С.Д. Смирнов «Педагогика и психология высшего образования»).

Первым ввел эти понятия Л.С. Выготский, изучая формирование высших психических функций, поэтому можно обратиться и к его работам.

8 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию гештальтпсихологии. Укажите ее недостатки.

2. Клевание у цыпленка – естественный механизм. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и камушки. Лишь затем он научается отличать зерна от камушков. Объясните на этом примере основные формы поведения животных и развитие их.

3. Охарактеризуйте уровни развития способностей человека.

4. Раскройте основную идею теории личности К. Хорни.

Рекомендации

Характеристика гештальтпсихологии, как отдельного направления психологии начала 20 века, дана в учебнике Р.С. Немова «Психология», в «Истории и теории психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, а также в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера.

Приведенный во втором вопросе пример рассмотрен в книге С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (глава 4).

Кроме указанной работы можно использовать любой материал, посвященный психике животных.

При ответе на третий вопрос необходимо охарактеризовать следующие уровни развития способностей человека: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии, например, в пособиях С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, Е.И. Рогова, Ю.Б. Гиппенрейтер, в книге М.С. Егоровой «Психология индивидуальных различий»

Психоаналитическая теория личности К. Хорни подробно изложена в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, дополнительно можно обратиться к справочной литературе (Т.Д. Марцинковская «100 лучших психологов мира») и учебнику А.Г. Маклакова. В ответе необходимо раскрыть следующие понятия: «базальная тревога», «невроз», невротическая потребность».

9 ВАРИАНТ

1. Подтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии.

2. Опишите стадии развития психики.

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему сохранению материала?

4. Определите отличительные особенности эмоциональных переживаний: стресс, настроение, чувства, страсть, аффект.

Рекомендации

Как и многие другие гуманитарные науки, психология отпочковалась от философии. Более подробно о связи этих двух наук можно узнать из книг Р.С. Немова и А.Г. Маклакова.

Стадии развития психики подробно описаны в учебниках Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, В.Н. Дружинина. Этот материал обычно излагается в разделах «Эволюция психики» и «Психика животных».

Для подготовки ответа по третьему вопросу необходимо рассмотреть характеристики различных видов памяти и закономерности запоминания, которые можно найти в любом учебнике по общей психологии в разделах «Познавательные процессы».

Особенности эмоциональных проявлений описаны в учебниках Р.С. Немова, А.Г. Маклакова, В.Н. Дружинина. Для ответа на данный вопрос рекомендуется опереться на классификацию эмоций В.Н. Мясищева.

10 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию когнитивной психологии. Укажите ее недостатки.

2. Перечислите несознаваемые процессы, классифицируйте их.

3. Чем отличаются друг от друга инстинкт, навык и умение?

4. Укажите особенности и сложности применения теста, как метода психологии.

Рекомендации

Информацию о когнитивном направлении в психологии можно найти в справочной литературе, в учебниках Р.С. Немова, В.Н. Дружинина, в книгах «История и теория психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, «История психологии» Т.Д. Марцинковской.

Классификация неосознаваемых процессов подробно описана в учебном пособии Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», кроме того, можно обратиться к учебникам Р.С. Немова и А.Г. Маклакова.

Отвечая на 3-й вопрос, необходимо сравнить 3 определения, которые легко обнаружить в словаре, а также в любом учебнике по психологии в разделах, посвященных эволюции психики и психологии деятельности.

Тест является популярным психологическим методом. Анализ метода, а также особенности и сложности применения, даны в учебниках Р.С. Немова и А.А. Реана. А.Г. Маклаков рассматривает тест как разновидность опроса (речь идет о тестах-опросниках).

11 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию неофрейдизма в целом.

2. Проанализируйте структуру деятельности.

3. Почему в к. XX в. психологию стали называть наукой без предмета?

4. Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки личности?

Рекомендации

Неофрейдизм представлен целой плеядой психологов, каждый из которых, оттолкнувшись от психоанализа З. Фрейда, создал свою теорию. В данном вопросе необходимо показать принципиальные отличия позиций неофрейдистов от классического психоанализа. Проблема освещена в учебнике Р.С. Немова «Психология», книгах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского «История и теория психологии», Т.Д. Марцинковской «История психологии».

Для подготовки ответа по второму вопросу необходимо ознакомиться с материалом по психологии деятельности. Прежде всего. нужно опираться на работы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. В рамках этого направления работали С.Д. Смирнов, Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперин, А.А. Реан.

С момента появления психологии как науки ее предмет неоднократно менялся, что позволило назвать ее наукой без предмета. Более подробно об этом можно прочитать в «Истории и теории психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «Истории психологии» Т.Д. Марцинковской и в «Психологии» Р.С. Немова.

Самооценке уделяли большое внимание представители гуманистической школы, поэтому искать информацию следует в гуманистических теориях личности («Теории личности» Л.Хьелла, Д.Зиглера, А.А.Крылов, Л.Д.Столяренко).

Необходимо учесть, что в некоторых пособиях самооценку называют самоуважением, в частности, в учебнике Д.Майерса.

12 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию «аналитической психологии» К. Юнга.

2. Как складывается взаимодействие сознания и подсознания?

3. Опишите сходные и отличные признаки языка и речи.

4. Разведите черты характера и свойства темперамента: неуравновешенность, трудолюбие, чувство долга, ответственность, хорошая координация, аккуратность, впечатлительность, вежливость, низкая работоспособность, замкнутость, решимость, малоподвижность, быстрое включение в работу.

Рекомендации

Следует в первую очередь уделить внимание принципиальным отличиям теории К.Г. Юнга от фрейдистских взглядов на структуру личности. Для подготовки ответа необходимо обратиться к пособию «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также к учебнику В.Н. Дружинина «Психология», «История и теория психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «История психологии» Т.Д. Марцинковской. Требуется раскрыть понятия: «коллективное бессознательное», «архетип», «самость», «экстраверсия», «интроверсия».

Взаимодействие сознания и бессознательного рассматривается в большинстве учебников по психологии, например, в пособиях Р.С. Немова, В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко.

Сравнительный анализ языка и речи можно провести, опираясь на материал, представленный в учебниках А.Г. Маклакова, В.Н. Дружинина, в «Психологии» под редакцией А.А. Крылова.

При работе с четвертым вопросом рекомендуется начать с анализа темперамента и характера как основных компонентов личности, их отличительных особенностей. Данный материал присутствует в любой учебной и справочной литературе.

13 ВАРИАНТ

1. В рамках каких наук пытались объяснить психические процессы ученые в 17-19 в?

2. Чем определяется отбор информации, поступающей в сознание из внешней среды?

3. Почему после удачно сделанной операции на глазах люди вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

4. Какую личность можно назвать самоактуализирующейся?

На психологию оказывали влияние многие науки. В разное время психические процессы пытались объяснить с помощью механики, химии, физиологии и т.п. Более подробно об этом можно почитать в «Истории психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «Истории психологии» Т.Д. Марцинковской и «Психологии» Р.С. Немова.

Ответ на второй вопрос требует обращения к различным теориям. Отбор информации определяется вниманием, но в наше время внимание обусловлено конкретными потребностями, ценностями, мотивами и установками. Обратитесь к разделам учебников о познавательных процессах, а также к теории личности З.Фрейда.

Отвечая на 3-й вопрос, ознакомьтесь со свойствами восприятия, описанными в учебниках Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.А. Реана, В.Н. Дружинина, А.Г. Маклакова и др.

Работая с четвертым вопросом рекомендуется, во-первых, раскрыть понятие «самоактуализирующаяся личность», во-вторых, определить, в рамках какого психологического направления оно употребляется, в-третьих, обозначить условия самоактуализации. Рекомендуемая литература: «Теории личности» Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Основы психологии» Л.Д. Столяренко, «История психологии» Т.Д. Марцинковская.

14 ВАРИАНТ

1. Как связано развитие личности и формирование эмоций в онтогенезе?

2. Если человек всегда стремится найти причину своих неудач в лице других людей, какие защитные механизмы психики он проявляет?

3. Укажите особенности творческого мышления.

4. Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки личности?

Рекомендации

Ответ на первый вопрос рассмотрен в концепции С.Л. Рубинштейна («Основы общей психологии») об уровнях эмоционального развития человека. Необходимо найти взаимосвязь между уровнем развития эмоций и этапами становления личности.

При работе со вторым вопросом рекомендуется обратиться к теории защитных механизмов психики, предложенной З. Фрейдом. Краткую характеристику защитных механизмов можно обнаружить в учебниках А.А. Крылова, Л.Д. Столяренко, в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера.

Для подготовки ответа на третий вопрос можно использовать учебные пособия В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова. Следует учитывать, что иногда под творческим мышлением понимают дивергентное мышление.

Самооценке уделяли большое внимание представители гуманистической школы, поэтому искать информацию следует в гуманистических теориях личности («Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, А.А. Крылов, Л.Д. Столяренко).

Необходимо учесть, что в некоторых пособиях самооценку называют самоуважением.

15 ВАРИАНТ

1. Как соотносятся понятия «потребность» и «мотив»?

2. В чем заключается основное отличие психических процессов от психического состояния?

3. Какую концепцию развития мышления предложил Ж. Пиаже? Чем определяется ее отличие от других концепций?

4. В чем заключается отличие эмоций от чувств?

Рекомендации

Основными методами психоанализа, описанными З.Фрейдом, являются гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и трансфера, интерпретация сопротивления. Все они рассматриваются в книге «Теории личности» Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также в монографиях З.Фрейда. Э.Берн в труде «Психоанализ и психотерапия для несведущих» уделяет особое внимание гипнозу.

Ответ на второй вопрос можно обнаружить в большинстве учебников по психологии, например, В.Н. Дружинин «Психология», А.Г. Маклаков «Общая психология».

Отвечая на третий вопрос, необходимо рассмотреть и охарактеризовать все стадии развития мышления, которые предложил Ж.. Пиаже. Его концепция представлена в учебных пособиях Д. Майерса, В.Н. Дружинина, С.Л. Рубинштейна.

Для подготовки ответа по четвертому вопросу необходимо провести сравнение эмоций и чувств не менее чем по 3 параметрам. Рекомендуется обратиться к учебникам С.Л. Рубинштейна, А.А. Крылова, В.Н. Дружинина.

16 ВАРИАНТ

1. Раскройте суть дуалистической концепции Р.Декарта.

2. Охарактеризуйте уровень развития психики крыс.

3. Перечислите индивидуальные особенности памяти.

4. В чем заключается связь воображения с другими психическими процессами?

Рекомендации

Одним из сторонников дуалистической теории являлся Рене Декарт. Рекомендуется обратиться к истории психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Т.Д. Марцинковская), дополнительно можно использовать учебник Р.С. Немова и словарную литературу.

Для ответа на второй вопрос необходимо обратиться к концепции развития психики животных Леонтьева-Фабри, представленной в учебнике Р.С. Немова.

Обзорно третий вопрос освещен в большинстве учебников по общей психологии, кроме того, необходимо привести конкретные примеры, исходя из собственного опыта.

Раскрыть взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами можно, ознакомившись с соответствующими разделами учебников А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова.

17 ВАРИАНТ

1. Перечислите основные положения психологической теории Р. Декарта.

2. Приведите не менее пяти примеров проявления бессознательного.

3. Опишите основные теории и концепции, рассматривающие феномен внимания.

4. Раскройте основную идею теории личности Д. Келли.

Рекомендации

Для подготовки ответа по первому вопросу необходимо раскрыть понятия «механистический детерминизм», «дуализм», «рациональная интуиция», «рефлекс». Можно использовать материалы по истории психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Рубинштейн).

Отвечая на второй вопрос, следует, во-первых, раскрыть понятие «бессознательного», во-вторых, рассмотреть формы его проявления, в-третьих, привести собственные примеры. Можно обратиться как к учебной литературе (Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»), так и к специальной (работы З. Фрейда о бессознательном).

Теории, объясняющие природу внимания, представлены в большинстве учебников по психологии, например, «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна, «Психология» Р.С. Немова, «Психология внимания» Ю.Б. Дормашева. Необходимо описать не менее 3-х теорий.

При работе с четвертым вопросом рекомендуется ознакомиться с основными положениями теории Д. Келли в книге «Теории личности» Л. Хьелла, Д. Зиглера, а также обратиться к словарно-справочной литературе, учебнику Л.Д. Столяренко. Понятия, требующие раскрытия: «конструктивный альтернативизм», «личностные конструкты», «фиксированная роль».

18 ВАРИАНТ

1. Чем отличается естественный эксперимент от включенного наблюдения?

2. Может ли человек обладать сознанием, не обладая бессознательным?

3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

4. Подтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии.

Рекомендации

При ответе на первый вопрос данного варианта необходимо сравнить два метода психологии, описание которых следует искать во вводных разделах учебников. В частности, можно обратиться к учебникам Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.А. Реана, А.Г. Маклакова, к словарной литературе.

Во втором вопросе обратите внимание на структуру психики, подробно рассмотренную в книгах Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова и Ю.Б. Гиппенрейтер. Также можно оттолкнуться от понятий «сознание» и «бессознательное», сопоставив их.

Отвечая на третий вопрос, обратитесь к разделам «Познавательные процессы» или «Познавательная деятельность» учебной литературы. Следует учесть, что речь, в отличие от мышления, рассматривается не во всех пособиях. Непосредственно данная взаимосвязь раскрывается в работах С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, А.А. Крылова.

Как и многие другие гуманитарные науки, психология отпочковалась от философии. Более подробно о связи этих двух наук можно узнать из книг Р.С. Немова и А.Г. Маклакова.

19 ВАРИАНТ

1. Опишите основные направления психологии, разрабатываемые отечественными учеными.

2. Найдите общие моменты в теории З. Фрейда и теории деятельности.

3. Какие виды энергии и воздействий на анализаторы порождают ощущения?

4. Раскройте основную идею теории личности А. Маслоу.

Рекомендации

В поисках ответа на первый вопрос обратитесь к «Истории и теории психологии» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «Истории психологии» Т.Д. Марцинковской, либо к соответствующим разделам учебников Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова.

Второй вопрос требует большой самостоятельности, так как здесь следует сравнить две разноплановые теории. Обратите особое внимание на структуру личности З.Фрейда и мотивацию, как элемент структуры деятельности. Данная информация содержится в работах А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко, в книге Л. Хьелла, Д. Зиглера «Теории личности».

Ответ на третий вопрос легко обнаружить в разделах учебников С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, В.Н. Дружинина, А.Г. Маклакова, А.А. Реана и других, посвященных изучению ощущений.

Теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу входит в группу гуманистических теорий, рассмотренных в книге «Теории личности» и учебниках Л.Д. Столяренко, В.Н. Дружинина, А.Г. Маклакова. Раскройте основные понятия теории: «иерархия потребностей», «самоактуализация», «метамотивация», «идентификация».

20 ВАРИАНТ

1. В чем суть интроспекции как метода психологии, его достоинства и недостатки?

2. Каким образом уровень развития психики связан с образом жизни?

3. Найдите общее и отличное в процессах мышления и воображения.

4. Укажите роль «Я – концепция» в регуляции поведения человека.

Рекомендации

Интроспекция является старейшим методом психологии, неоднократно вызывавшем споры, касающиеся его применения. Подробное описание метода можно найти в учебниках С.Л. Рубинштейна, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Реана, А.Г. Маклакова, а также в словаре.

Уровень развития психики отражается в деятельности живых существ, следовательно, влияет и на образ жизни. Ответ на второй вопрос содержится в «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейна и учебнике А.Г. Маклакова, в разделе, посвященном эволюции психики.

Для того чтобы дать ответ на третий вопрос, необходимо посмотреть особенности и закономерности мышления и воображения как психических процессов. После чего провести сравнение. Информацию можно обнаружить в словаре и в книгах Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Л.Д. Столяренко, А.Г. Маклакова.

«Я-концепция» является частью теории личности К. Роджерса, следовательно, найти ее описание можно в «Теориях личности» (гуманистическое направление) и в соответствующих разделах учебников В.Н. Дружинина, Л.Д. Столяренко и А.Г. Маклакова.

Вопросы к экзамену Модуль 2. Социальная психология

1. Основные этапы развития социальной психологии и современные представления о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

2. Классические и активные социально-психологические методы

3. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

4. Малая группа как социально-психологический феномен и механизмы ее формирования. Параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Феномен группового давления.

5. Теории лидерства. Стили лидерства. Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата.

6. Эффективность деятельности малой группы и социально-психологический климат группы

7. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика).

Феномен толпы.

8. Понятие социализации. Стадии, институты и основные этапы процесса социализации. Референтные (эталонные) группы. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная.

9. Социальные роли и статус. Социально-психологические качества личности.

10. Понятие социальной установки. Структура социальной установки. Формирование и изменение социальных установок личности. Социальные убеждения и суждения.

11. Структура и функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная).

12. Коммуникативная сторона общения Общение как обмен информацией. Понимание, влияние, коммуникативные барьеры. Вербальные и небербальные средства коммуникации.

13. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие. Организация совместных действий. Трансактный анализ Э. Берна.

14. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Основа общения: понимание и принятие. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.

15. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Функции конфликта. Типология конфликтов.

16. Структура и динамика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте

Задания для контрольной работы (модуль 2. Социальная психология)

Написать эссе по любой из предложенных тем:

1. Мои социальные группы

2. Я как партнёр по общению

3. Социально-психологические проблемы в современном мире

4. Виртуальное общение и его влияние на личность и группы

5. Семья как малая группа

6. Человек в толпе

7. Психологическое заражение в современном мире