Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники и движущие силы психического развития.

От всякой другой психологии возрастная психология отличается особой единицей анализа – это возраст или период развития. Именно Л.С. Выготский предложил рассматривать целостные возрастные периоды (возрасты) в качестве главной категории возрастной психологии. Возраст представляет собой культурно-историческую категорию, имеющую несколько систем отсчета – индивидуальное развитие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества (35-летний при средней продолжительности жизни в 40 лет уже старик).

Можно выделить несколько видов возраста:

  • паспортный – показывает сколько времени прошло со дня рождения человека,
  • социальный – связан с правовой системой общества, фиксируется в правовых документах и является точкой отсчета способности человека к правовым действиям,
  • биологический – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития и разделяется: скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др.

Психологический возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и развития его как личности, характеризуемая закономерным характером физиологических и психических изменений, происходящих на каждом этапе.

Л.С. Выготский: возраст – это замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику, продолжительность его определяется внутренним его содержанием. Он предлагал в определении возрастной стадии человека выделять такие составляющие, как:

Факторы, определяющие психологический возраст:

  1. ССР — специфическое для данного возраста соотношение внешних и внутренних факторов (между ребенком и средой), определяющих психическое развитие человека на данном возрастном этапе).
  2. Психологические новообразования – «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение с окружающей средой, весь ход его психического развития на данном возрастном этапе». Это итог данного возрастного этапа, задачи развития (по-западному),

3. Ведущая деятельность – это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев), характерная для данного возраста: исходя из важнейшего принципа отечественной психологии – принципа единства сознания и деятельности – психическое развитие человека зависит от свойственных ему на данном этапе развития деятельностей. Психика формируется в деятельности. Для каждого возраста формируется особая деятельность. Среди многообразия деятельностей, которые человек может выбрать для своей самореализации, выделяется та, которая в наибольшей степени отвечает его возрастным потребностям и психологическим особенностям. Именно влияние ведущей деятельности на психическое развитие человека определяет возникновение свойственных для данного возраста психологических новообразований.

2 стр., 848 слов

восприятие человека как высший психический познавательный процесс.

... работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – творческая природа восприятия. Цель конкретизирована ... Согласно современным представлениям, восприятие возникает на оп-ределенном уровне развития живой материи как результат определенной пространственной организации и качественной ...

Возрастная периодизация

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных периодов. Содержание, название и временные границы определяются представлениями автора о наиболее существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал 3 группы периодизации (по внешнему критерию, по одному, по нескольким признакам детского развития), которые позволят рассмотреть и факторы развития психики ребенка.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Это периодизации биологизаторского направления, в них ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, весь ход его развития определен наследственностью, среда лишь условие такого изначально предопределенного развития. В возрастную психологию перенесен биогенетический закон Э.Геккеля (онтогенез представляет сокращенное повторение филогенеза), что позволило представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Периодизация В. Штерна: ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, затем – начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народов, начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже в подростковом возрасте – фанатизма Христианской культуры, лишь к зрелости поднимаясь до уровня культуры Нового времени. Состояния и занятия маленького ребенка становятся отголосками ушедших веков. Ребенок закапывается в куче песка – его притягивает пещера также, как и его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям.

Противоположный подход наблюдается в социологизаторском направлении (идеи Джона Локка 17 в.).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (tabula rasa) и жизнь напишет на ней свои письмена. Воспитатель, близкие родственники могут написать все, что угодно, и ребенок, не отягащенный наследственностью, вырастет таким, каким его захотят видеть. Оба подхода страдают односторонностью и ограниченностью, отрицая значение одного из факторов развития. Кроме того, исключается собственная активность ребенка. С Л.С. Выготского мы говорим о единстве наследственных и социальных моментов в процессе развития – истина посредине.

Периодизация Рене Заззо соотносит этапы детства со ступенями системы аоспитания и обучения. Раннее детство до 3-х лет, дошкольный возраст 3-6 лет – воспитание в семье или ДОУ, начальное школьное образование – 6-12 лет – приобретение основных интеллектуальных навыков, стадия обучения в средней школе 12-16 лет, стадия высшего (университетского образования).

Т.к. структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется внутренний критерий, какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей у Павла Петровича Блонского и детской сексуальности у З. Фрейда.

Блонский зрелость организма связывал с окостенением скелета, появлением и сменой зубов – легко наблюдается и является существенным признаком конституции растущего организма, поэтому детство делил на 3 эпохи: беззубое (до 8 мес. – 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность им понимается достаточно широко: все, что приносит телесное удовольствие – поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых приносит удовольствие.

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, в отсутствии пищи – собственный палец или какой-либо предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала, названного Фрейдом «Оно» развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. На анальной стадии (1-3 г.) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, скрытность, накопительство. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к матери (комплекс Электры).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении ... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходиться бороться с его агрессивными импульсами, используя импульсы психологической защиты.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития, не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются 3 критерия – ССР, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Л.С. Выготский в своей периодизации, придавая кризисам большое значение, т.к. в них обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми, чередовал кризисные и стабильные (литические периоды): кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.

Эльконин, развивая представления Выготского о детском развитии, рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений. Соответственно, по Эльконину, ребенок включен в 2 системы отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Нужны способы взаимодействия, а для второй системы еще и знания о человеческих отношениях и нормах поведения. Хотя процесс внутри этих систем един, осваивает их ребенок в деятельностях разного типа. Эльконин открыл закон чередования разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, позволяющей ориентироваться в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой усваивается ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими ориентациями происходит накопление противоречий, которые являются по сути достижениями развития и перерастают ССР, приводя к взрыву – кризису. Кризисы 3 и 11 лет – кризисы отношений, открывается ориентация в человеческих отношениях, кризисы 1 года и 7 лет – кризисы мировоззрения, открывают ориентацию в мире вещей.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...

Младенческий 0 – 1 год непосредственно эмоциональное общение

Сфера «ребенок — взрослый», личност. Кач.

Ранний 1 – 3 лет предметная (предметно-манипулятивная)

Сфера «ребенок — предмет», психич. Проц.

Дошкольный 3 – 6-7 лет игровая

Сфера «ребенок — взрослый», личност. Кач

Мл. школьный 6-7 – 10 лет учебная

Сфера «ребенок — предмет», психич. Проц

Подростковый 10 – 13-14 лет интимно-личностное общение

Сфера «ребенок — взрослый», личност. Кач

Ст. школьный 15 – 17 лет учебно-профессиональная деятельность

(1 ступень юности) Сфера «ребенок — предмет», психич. Проц

Эрик Эриксон в основу своей периодизации заложил отношения с близкими ближайшим социальным окружением, в результате нормального развития ядро личности – идентичность (психосоциальная тождественность как принятие себя во всем богатстве отношений с окружающим миром, определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальные роли).

Младенческий возраст – доверие к миру, ранний возраст – самостоятельность, дошкольный возраст – инициатива, младший школьный возраст – компетентность, старший подростковый – идентичность.

Жан Пиаже в рамках теории когнитивного развития за основу периодизации взял процесс качественных изменений в мышлении ребенка, ядро – овладение операциями (мыслительными действиями).

Сначала (0 – 24 мес.) формируются системы последовательно выполняемых материальных действий – период сенсомоторного интеллекта (6 подпериодов), затем (2 – 11 лет) возникают системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние данные – период конкретных операций, еще позже (11 – 15 лет) – происходит становление формально-логических операций.

Схоже с нашими уровнями развития мышления.

Лоренс Колберг продолжил исследования Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста и предложил свою периодизацию становления морального сознания личности. Первый – доморальный уровень (4 — 6 лет) – характеризуется тем, что ребенок ориентируется на правила, установленные взрослыми лишь из-за страха наказания и затем из-за желания поощрения и похвалы. Второй уровень – конвенциональная мораль (6 – 12 лет) – правила остаются внешними, но ведет себя определенным образом, ориентируясь на оправдание ожиданий и одобрение, а позже на авторитет. Третий уровень – автономная мораль (с 12 лет) – моральные нормы и принципы становятся внутренними, усвоены, стали достоянием личности.

Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы, точнее «деятельностно-опосредованные» отношения (у каждой группы своя деятельность и свой стиль отношений).

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... внешний мир—определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, ...

Периоды раннего детства, детсадовского детства и младшего школьного возраста образуют эпоху детства (0 – 11 лет), в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации (приспособление к социальной группе).

Эпоха отрочества (11 – 15 лет) – доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации (проявление своей индивидуальности).

Для эпохи юности (15 – 17 лет) – доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации.

Закономерности развития психики в онтогенезе

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

По Л.С. Выготскому: необратимое изменение системы, вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный – путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле – совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Различают:

  • физическое развитие (изменение роста, веса и др.),
  • физиологическое (изменение функций организма в области ССС, пищеварения и т.д.),
  • психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображения, мышления, а также более сложных психических образований (потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций ); это целостное развитие всей личности (Л.С. Выготский),
  • социальное – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения.
  • духовное – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Признаки психического развития (по Л.С. Выготскому):

  • дифференциация (расчленение единого на множество элементов, например: дифференциациию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления),
  • появление новых элементов в развитии (возникновение знаковой функции сознания – речь и правило) и перестройку связей между сторонами объекта (изменение строения сознания, появление значения).

Частными показателями психического развития считаются совершенствование (линии психического развития):

  • познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания),
  • психологической структуры и содержания деятельности (практической деятельности) — (становление целей, мотивов и их соотношения, освоение способов и средств деятельности),
  • личности (эмоционально-потребностной сферы) (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой).

Развитие психики – это закономерные изменения психических явлений во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики нельзя рассматривать как простое уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменения уже существующих форм психики.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...

Условия развития человека:

  1. Морфофизиологические особенности мозга и общения – приводятся в движение деятельностью самого субъекта (А.Н. Леонтьев);
  2. Реальность природы и созданная человеком реальность культуры.

Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая её материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека:

  1. Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы. Человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и др.), он сформировал систему отношений к предмету. Человеку свойственно отчуждение от вещи (использование вещи) и одухотворение вещи (антропоморфизм) Мир вещей – мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни (побуждающая сила вещи).
  2. Реальность образно-знаковых систем. Знак – любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя её, и одновременно детерминируют создание новых предметов материального мира. Знаковые системы (классификация) – языковые и неязыковые.
  3. Природная реальность во всех своих ипостасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры. Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности. Человек в процессе своего развития в своём отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через придание ей антропоморфных свойств к обладанию ею (человек – царь природы).

    Являясь изначальным условием существования человека, природа вместе с развитием его сознания принимает на себя многообразные функции, которые приписываются ей людьми.

  4. Реальность социального пространства – это материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с основными видами деятельности человека (общение, игра, ученье, труд – определяют вхождение в социальное пространство) и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отнести все реальности существования человека.

Эти реальности в каждый исторический момент проявляются по-разному. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры (деятельность как компонент и достояние культуры, и деятельность как условие развития человека).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей культуры в двух видах: а) «в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; б) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром».

Предпосылки развития (предварительные условия): природные свойства организма (врожденные свойства организма и процессы созревания), которые не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Детерминанты психического развития

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие. С точки зрения предпочтения авторами биологической или средовой, социально культурной детерминации выделяют:

1. биологизаторское (биогенетическое) направление – развитие психики предопределено врожденными и генетическими задатками (способности, черты характера, формы поведения).

Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен (среда – лишь условие изначально предопределенного развития).

Наследственность определяет и темп (быстрый или медленный), и предел (одаренность или посредственность).

Сторонники:

  • теория рекапитуляции Ст. Холла (биогенетический закон Э.Геккеля (онтогенез представляет сокращенное повторение филогенеза), что позволило представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, затем – начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народов, начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже в подростковом возрасте – фанатизма Христианской культуры, лишь к зрелости поднимаясь до уровня культуры Нового времени.

Состояния и занятия маленького ребенка становятся отголосками ушедших веков. Ребенок закапывается в куче песка – его притягивает пещера также, как и его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям

  • евгеника (от греч. eugennes – хорошего рода) Ф. Гальтона – теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения
  • глубинная психология (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – развитие определено биологическими потребностями, влечениями, переживаниями.
  • представитель конституциональной психологии Кречмер – психические особенности связаны с конституцией (типом телосложения).
  1. социологизаторское (социогенетическое) направление – изначально человек чистая доска, а все его достижения и особенности обусловлены внешними воздействиями. Его истоки в идеях французского философа 17 в. Дж. Локка: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягащенный наследственностью, вырастет таким, каким захотят его видеть взрослые. Социальная среда – понятие широкое (общество, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, идеология, религиозные течения, система воспитания и обучения, ближайшее социальное окружение, которое постоянно расширяется)
  • теория социальных ролей Дж. Мида – развитие психики зависит от тех ролей, которые человек в обществе выполняет;
  • бихевиоризм – наука о научении, связка «стимул-реакция», чем больше связой, тем интенсивнее развитие.

3. Двухфакторые теории (конвергенция двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине – считали, что оба фактора пересекаются, среда накладывается на факторы наследственности. Но: ребенок – пассивный участник происходящих в нем изменений

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского – признает вклад среды и наследственности в развитие, но при этом отмечает, что развитие возможно только благодаря наличию культуры как обобщенного опыта человечества. Ребенок развивается, вступая в особые отношения с окружающим миром: во-первых, он не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений, во- вторых, это происходит только в общении с носителями культуры (взрослыми).

В рамках этого учения: врожденные свойства – условия развития, среда – его источник, а движущая сила психического развития – собственная деятельность, точнее противоречие деятельностей через потребности (борьба старого с новым).

А потребности вызываются внутренним противоречием процесса взросления и внешними стимулами.

Движущие силы психического развития

факторы, которые являются причинами поступательного развития ребенка, содержат энергетические и побудительные источники развития – потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.

  1. социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) – специфическое для каждого возраста отношение ребенка и окружающей социальной среды. Взаимодействие ребенка со своим окружением, которое воспитывает и развивает его и приводит к появлению новообразований каждого возраста. Л.С. Выготский выделяет 2 единицы анализа ССР: внешнюю (деятельность, активность ребенка) и внутреннюю (внутренний план действий, индивидуальные переживания).

    ССР меняется в самом начале каждого возраста Ребенок определенного возраста занимает свое особое место в системе общественных отношений.

  2. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев

Под возрастными новообразованиями понимают тот новый тип строения личности и деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Сам Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:

  1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;
  2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);
  3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;
  4. закон развития высших психических функций: ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.

Современная возрастная психология рассматривает закономерности развития психики человека в онтогенезе.

Существует масса факторов, определяющих психическое развитие, их условно можно поделить на внутренние (биологизаторы) и внешние (социологизаторы).

Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:

  1. Основной механизм – социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты. Воспитание шимпанзе Ладыгиной-Котс не дало результатов. Эти генетические, наследственно-заложенные программы поведения разворачиваются независимо от окружающих его условий. В развитии животного мы можем наблюдать только приспособление (конура, кровать хозяина).

    Нервная система ребенка к моменту рождения функционально не детерминирована (не обусловлена, пуста), не содержит наследственно закрепленных форм поведения и значительно меньше условных рефлексов. Относительная чистота НС и пластичность позволяют приспособиться к окружающим ребенка условиям, даже, если они нечеловеческие, но не позволяют выжить. (дети — Маугли выкормлены животными) Сказка о Маугли возможно имела исторические корни. История человеческой цивилизации знает легенду об основателях Рима Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, насчитывает 15 случаев вскармливания детей волками, 5 – медведями, 11- обезьянами,1 – леопардом, 1- овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком 2 девочек: примерно 7-8 и 2 лет. Назвали Камала и Амала. Днем они спали, прижавшись друг к другу, забившись в угол, ночью бегали лишь на четвереньках. Младшая скоро умерла, так ничему не научившись, старшая прожила еще 10 лет. Доктор Синг вел подробный дневник: училась с большим трудом, 2 года училась стоять, через 6 лет стала ходить, но если бежала, то всегда на четвереньках; 4 года ушло на заучивание первых 6 слов, через 7 лет знала 45 слов, еще через 3 года ее словарный запас составил 100 слов. Далее языковое обучение не продвинулось, хотя девочка полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками, пить из стакана. В 17 лет по уровню развития была как 3-х летний ребенок. Ребенок без взрослого общества не может стать человеком.

Французский исследователь А. Пьерон предложил следующую иллюстрацию: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь»

Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей, отношений, принятых в данном обществе, в его собственном опыте, т.е. в процессе и итоге социализации человек приобретает и усваивает навыки, умения, идеи, взгляды, ценности и ориентации, принятые в данном обществе.

Стадии социализации (по А.В. Петровскому):

  1. первичная социализация – (стадия адаптации) – от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный возраст некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. стадия индивидуализации – появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте – стадия индивидуализации, самоопределения «мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация (неустойчиво мировоззрение и характер подростка. Устойчиво концептуальная социализация в юношеском возрасте (18-25 лет) – вырабатываются устойчивые свойства личности)
  3. стадия интеграции ()появление желания найти свое место в обществе, «вписаться в него». Проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом, но если не принимаются, возможны исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, в желании «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека и его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  5. послетрудовая стадия – существенный вклад пожилых возрастов в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Механизмы социализации:

  • идентификация,
  • подражание,
  • социальная фасилитация (облегчение усвоения социального опыта),
  • конформность податливость давлению группы (воображаемому или реальному),
  • внушение,
  • убеждение,
  • эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, эмоц. вчуствование в другого, сопереживание другому.
  • аттракция (привлечение) – особая форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства привязанности.

У человека, в отличие от животных есть мощное средство социализации – речь, рождаясь, человек попадает не только в природную, но и культурно-историческую среду, одно из средств которой – речь. Природа слова двояка, это не только колебания воздуха, но и определенный смысл, понятие. Кроме этого, человек должен усвоить нормы, ценности, традиции данного общества – иначе асоциален, общество наложит санкции, подвергнет остракизму. Любая норма запечатлена знаком, имеет код, свой определенный смысл (супружеская верность).

В «Теории культурно-исторического развития высших психических функций» (свойственны только человеку) Л.С. Выготского 2 основных постулата: 1. речь и правило, которое есть в обществе есть знак, вторая сигнальная система; 2. каждая психическая функция «появляется на сцене дважды»: сначала как категория интерпсихическая (межличностная, в общении между людьми) и затем интрапсихическая (внутренняя).

2. В данном случае он говорит об интериоризации – переходе форм внешней деятельности во внутренние психические процессы, благодаря подобному переходу происходит усвоение внешних социальных норм, принятых в данном обществе во внутренние, перенос общественных представлений в сознание отдельного индивида. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.

3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация (опыт предшествующих поколений), которая поэтому легко усваивается и перерабатывается (интериоризируется и происходит социализация индивида).

Средством общения являются знаки (речь, рисунки), формы общения изменяются на протяжении онтогенеза, развитием форм общения занималась М.И.Лисина – 4 формы общения взрослого с ребенком:

а) ситуативно-личностная – 2-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе – реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления)

б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные;

в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии (а) и мало помощи (б)) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые;

г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. К вышеуказанному возрасту сформирована не у всех детей, взаимопонимание важно для школы, где взрослый –авторитет: нет обид на указания, требования взрослого.

Крайне опасна эмоциональная депревация – лишение или дефицит эмоциональных ощущений – развивается госпитализм – выраженное отставание в психическом развитии: вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему, бессмысленный, безразличный взгляд. Даже при хорошем уходе – отстают в физическом развитии.

4. Активность ребенка – необходимое условие его развитие, эта закономерность вытекает из ведущего принципа отечественной психологии – единства сознания и деятельности, из понятия ведущей деятельности (деятельность – форма активности, вне деятельности невозможно формирование сознания путем интериоризации. Активностью должны управлять взрослые. Главное в обучении – организовать активность, деятельность, в ходе которой нужные качества бы могли формироваться. Развитие ребенка основывается на удовлетворении потребности данного возраста: Потребность порождает деятельность, в результате которой порождается новая потребность. Вне этой формулы развития не существует. Биологические и социальные факторы имеют значение только в соединении с активностью ребенка.

5. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.

6. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий (онтогенетически).

Филогенетически: социальное наследование – каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше, вступает в мир «впитавший» в себя деятельность человечества. Но: потребность в деятельности возникает в предшествующий период.

7. Необратимость развития – возврата к предыдущим стадиям психического развития быть не может. Если психическое заболевание, возрастная деменция («Что старый, что малый») – не есть возврат на пройденные стадии, это как бы по другим ступенькам.

8. Цикличность («спиралевидность» Е.Р. Артамонова) – (хорошо разобран в философии: законы развития — отрицание отрицания), в ходе любого развития, в т.ч. развития психики, когда происходит повторение пройденного, исчезает то, что достигнуто, но проявляется на более высоком уровне (как бы поднимается вверх и расширяется), что можно объяснить влиянием убыстрения темпов развития. Сначала ребенок на этапе игрушек-заместителей говорит на скатерть – это платок, спустя время отрицает, затем в сюжетно-ролевых играх «как будто» платок – это скатерть.

9. Скачкообразность (переход от одного этапа возрастного развития к другому) В развитии ребенка выделяют периоды скрытых, незаметных, эволюционных изменений — литических и периоды резких, революционных скачков – критических. За литические периоды изменения накапливаются, происходит переход количественных изменений в качественные, что и подготавливает переход на новый этап развития. Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами (не обязательно сопровождаются трудновоспитуемостью)..– процесс психического развития происходит неравномерно, периоды литических, незаметных изменений (накопление количественных изменений) чередуется с революционными периодами, что приводит к взрыву ССР и сопровождается кризисами. т.к. движущей силой психического развития является противоречие. Глобальные противоречия:

а) социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних факторов. Если эти факторы уравновешивают друг друга, возникает литический период в развитии ребенка. Нарушение равновесия в ССР – кризис (если какой-либо фактор изменяется и это связано с резкими изменениями в жизни человека) с возникновением противоречий между внешними и внутренними факторами, то это является причиной кризиса;

Новообразования происходят в 3 сферах жизнедеятельности:

а) изменения, происходящие в психических процессах;

б) изменения, происходящие в личностных свойствах;

в) изменения, происходящие в других видах деятельности.

В том случае, если внутренний фактор нарушает равновесие – рождаются личностные новообразования, когда внешний фактор – новообразования познавательной сферы

б) ведущая деятельность – движущей силой психического развития являются противоречия между ведущей деятельностью и зреющими внутри нее потребностями, приводящими к возникновению следующего типа ведущей деятельности.

Новообразования появляются к концу возраста, причем особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующей стадии.

Кризис закономерен, это не болезнь, а этап развития (например, 7 лет – из дошкольного в школьный возраст – не хватает умений и внимания), если организовать деятельность ребенка так, что потребности будут удовлетворены – острота противоречий снимается – свободу предоставлять вовремя!) Все кризисы имеют общие черты, как положительные, так и отрицательные. Три основные черты кризиса (Выготский Л.С.):

  1. Характерная черта — неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);
  2. Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);
  3. негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – все болезни, плаксивость, обидчивость стариков).

    Развитие как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.

Кризисные периоды в развитии человека связаны с завышенной самооценкой и завышенным уровнем притязаний относительно следующего возрастного периода (иногда называют фазой мифов).

Идет в школу – буду хорошо учиться, играя в игру успешного школьника. Кризис явно выступает мотивационной основой, которая толкает в новые достижения, в этом его прелесть. Соотнесение с реальностью, самооценка снижается, осознает свое место – лизис.

10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития (ССР, специфические потребности, особая ведущая деятельность, новообразования).

Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности.

11. Неравномерность развития – в развитии ребенка различаются:

а) неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе ребенок, тем выше темп его развития, тем большее значение для его развития имеет определенный период времени (месяц в развитии младенца значит больше, чем месяц в развитии ребенка более старшего возраста, достижения первого года значительнее, чем второго и всей последующей жизни; Масару Ибука «после трех уже поздно» самыми главными назвал периоды 0 -1 год и 1 -5 лет, Л.Н. Толстой «От рождения до 5 лет целая пропасть, от 5 лет до меня одни миг», воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС;

б) неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка – это периоды особой (повышенной) чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. В ходе этого периода данные функции развиваются наиболее интенсивно, эффективно, быстро. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики; Недостаточно изучен, известны: развитие речи широк 1 -5 лет (если человеческой речи ребенок не слышал – научить невозможно, овладение учебной деятельностью 7 лет, логопедия в 5-6 лет – разница звуков, воображение, усвоение нравственных норм – дошкольник, координация движений, музыкальный слух – мл. школьник, 6-12 лет решение проблем, 12 лет – самостоятельность, сексуальность в подростковом;

в) сензитивность обуславливает гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент, развиваются в свой период, как доказательство – наличие новообразований каждого возраста. В старших возрастах формируются привычки поведения, стереотипы, сдерживающие освоение нового: в средние годы – плато, а затем спад, учитывая снижение пластичности психики. Однако существует рост акмеологических — вершина творческих, профессиональны достижений, пики зависят от условий жизни личности.

  1. Акселерация (убыстрение темпов психического и физического развития) и децелерация (замедление) – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Биологи – с физиологическим созреванием, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. волнует всех рассогласование процессов физического созревания и социализация личности. Причины: гелиогенные, алиментарные, электромагнитное, ионизирующее излучение, урбанизация (сосредоточение в городах, обилие раздражителей — темпы акселерации выше у городских детей), снижение заболеваемости детей, физическое воспитание, генетический гетерозис. Социальнообусловлена: стабильна в стабильной Европе, значительна в развитых странах. Раннее половое созревание на 4 месяца каждое 10-летие, ранняя смена зубов, раннее окостеневание скелета – конец роста у девочек в 16-17, у мальчиков в 18-19 лет, в среднем рост за 30 лет увеличился на 13-15 см, вес 10-12 (в 80х приостановилась).