Приемы создания образов – персонажей:

Лекция № 9

Тема: Литературный характер в художественном изображении

План:

  1. Образная система произведения
  2. Виды образов по содержанию
  3. Виды образов по роду литературы
  4. Приемы создания образов персонажей
  5. Классификация образов персонажей по статике – динамике
  6. Приемы создания портрета персонажа
  7. Система персонажей
  8. Особенности системы персонажей в различных творческих методах
  9. Разные источники при создания образов персонажей:
  10. Формы типического. Типический характер.
  11. Литературный характер
  12. Конфликт и литературный характер
  13. Развитие понятия литературный характер в разных художественных эпохах
  14.  Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Образная система литературно произведения

Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц – на образы людей.

Слово «образ» в литературоведении имеет несколько значений и несколько классификаций.

NB: Вспомните различные классификации образов в литературе и назовите их по принципу группирования разных типов образов (см. Лекция № 3-4)

Еще одна классификация – по «слоям» образной системы литературного произведения:

1) первый слой — все искусство образно — действительность воссоздается художником при помощи образов. В образе общее, родовое раскрывается через индивидуальное и преобразовывается. В этом смысле мы можем говорить: образ Родины, образ природы, образ человека, т.е. изображение в художественной форме Родины, природы, человека, и любого явления внешнего или внутреннего мира.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить ...

2) второй слой – художественная речь произведения — на языковом уровне произведения образ тождественен понятиям «образное слово» «троп», «фигура» или «образ-звук» — они представляют собой четыре пласта художественного языка

3) третий слой — образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах.

Из образов всех этих трех слоев слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т.е. концепция бытия в литературное произведении.

Виды образов по содержанию

Это только образы людей, и они располагаются по возрастанию обобщенности образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, индивидуальность:

  1. Образ – персонаж, действующее лицо — эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас
  2. Образ — Литературный характер – совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека
  3. Образ — Тип = типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.
  4. Образ -Герой – положительный типический характер (хотя есть и другие концепции, принимающие и понятие отрицательного героя –см. ниже в тексте лекции)

В последующих разделах лекции, до раздела «литературный характер» мы будет употреблять термин «образы персонажей» в широком смысле слова, как вообще образы людей в литературных произведениях

Виды образов – персонажей по роду литературы

Здесь различные литературные образы классифицируются по месту их применения в разных родах литературы. Хотя в более широком смысле и лирические, и драматические, и эпические образы могут встречаться в любом роде и жанре литературном.

  1. Лирические образы персонажей – встречаются чаще всего в поэзии, автор изображает только мысли и чувства героя, без внешних событий его жизни. Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Это художественный «двойник» автора-поэта, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. В лирическом герое воплощается духовный мир и автора, и его современников. Лирический герой А. С. Пушкина — гармоничная, духовно богатая личность, верящая в любовь, дружбу, оптимистичная во взглядах на жизнь. Лирический герой Лермонтова — «сын страдания», разочарованный в действительности, одинокий, романтически рвущийся к воле и свободе и трагически не находящий их.
  2. Драматические образы персонажей – встречаются чаще всего в драме, автор использует для изображения образа – персонажа приемы самораскрытия, само — характеристики
  3. Эпические образы персонажей – встречаются чаще всего в жанрах эпоса, автор – рассказчик последовательно описывает героев, их мысли и чувства, поступки, окружение, события их жизни, отношения их с другими персонажами и т.п.

Приемы создания образов – персонажей:

— портрет персонажа — внешние черты лица, фигуры, одежды и т.п.

— портрет персонажа – внутренний, психологический

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в ... прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как ...

-характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

— в системе сюжета – через поступки персонажа

— прямая авторская характеристика персонажа

— изображение природы в жизни персонажа

— изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

— описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

— психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

— языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

— характеристика персонажа другими персонажами

— художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

NB: Например: охарактеризуйте образ Наташи Ростовой, при создании которого автор использовал все эти приемы

Классификация образов персонажей с точки зрения их развития или статичности

1) статический образ — характер, лишенные развития

2) динамический образ — характер подается в изменении, в развитии, эволюции, в развитии характера всегда проявляется закономерность. Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его «ведома»).

Развитие характеров — один из основных признаков эпических жанров: романа, новеллы, некоторых повестей и поэм.

В пьесах развитие характеров встречается реже. Интересный пример: в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» финал — это «немая сцена»: «Окаменение» героев — результат нравственного потрясения, вызванного новым сообщением жандарма, и именно эту СТАТИЧНОСТЬ автор показал как начало прозрения и духовного обновления людей.

Развитие характера вовсе не является непременным условием изображения человека в литературе. Не менее интересными могут быть характеры статичные, не меняющиеся. Как правило, такие характеры появляются в тех случаях, когда писателя интересует определенный тип личности, представляющий общественный интерес или замечательный полнотой проявления каких-либо ярких общечеловеческих качеств. Изображение таких характеров нередко насыщено деталями, подробностями.

В русской классической литературе сложившиеся характеры изображались тогда, когда писатели-реалисты стремились представить какую-либо историческую эпоху, общественную, бытовую или профессиональную среду. Статичные характеры нередко были как бы знаками эпохи или среды, быта, нравов и не имели самостоятельного значения.

Немало таких характеров в историческом романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: это характеры исторических деятелей (Александр I, Наполеон, Кутузов) и вымышленных персонажей (Анна Павловна Шерер, старик Болконский, старшее поколение семьи Ростовых, Вера и Берг, семья Курагиных).

Почти не меняются характеры персонажей Гоголя. В «Ревизоре» и «Мертвых душах» чиновники и помещики представляют русское дворянство с его общественными и нравственными пороками. Писатель тщательно индивидуализирует своих персонажей, но при этом они остаются людьми вполне сложившимися, как бы «вросшими» в мир привычных отношений, в мир окружающих их вещей.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности ... ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, ...

Даже в романтизме могут быть статичные характеры: М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине, тщательности психологической проработки, личность поразительно цельная, завершенная. Это — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

В Печорине Лермонтов хотел представить «героя» своего времени. Характер Печорина, конечно, отражает эпоху и духовный облик дворянской элиты. Духовный мир Печорина, однако, не развивается, противоречия и внутренние конфликты не приводят к изменениям в характере. Печорин показан в «вечном» разладе с самим собой и окружающими его людьми. Лермонтов стремился к полноте изображения уже сложившейся личности.

Приемы создания портрета персонажа:

— портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)

— портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)

— портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)

— портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)

— портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)

— портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)

— портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)

Литературный портрет – это воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться).

Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа.

Портретное описание относится к самым древним приемам словесного искусства.

В фольклорных произведениях изображение внешности людей использовалось не только для того, чтобы представить их.

Портрет был средством авторской оценки героя (возвышающей, идеализирующей или негативной, уничижительной).

В литературе обычный, «паспортный» портрет, представляющий человека, используется довольно широко. Однако в произведениях русских писателей XIX-ХХ вв. портретные описания несут чаще всего более значительную смысловую нагрузку. Портрет дает писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, так как в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.

11 стр., 5431 слов

Ж Лабрюйер о характерах людей

... на страницах своего произведения. 1. Историческое развитие нравственных норм и морали. Характеры людей являются, по Лабрюйеру, не само­довлеющими разновидностями человеческой породы, но непосредственными ... основу (по крайней мере тенденцию) в психике, поведении, отношениях человека. Из труда Лабрюйера можно составить портрет человека, живущего в семнадцатом столетии. В своем произведении автор дает ...

Психологический портрет — один из вариантов изображения внешности людей в литературе. В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. Портретное описание указывает на состояние души героя, акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях.

Существуют две разновидности психологического портрета:

1) в портретном описании может быть подчеркнуто соответствие внешности героя его внутреннему миру;

2) внешность героя и его внутренний мир соотносятся по принципу контраста.

Первая разновидность психологического портрета широко используется всеми писателями. Его основа — убеждение в том, что внешность человека — зеркало его души, особенно если это человек открытый, искренний, не умеющий или не желающий притворяться. Даже в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдатель может различить тайное, за внешностью-«маской» рассмотреть истинное «лицо». Классический пример такого портрета — психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).

Вторая разновидность: портрет позволяет писателю обнаружить несоответствие внешнего облика героя его подлинным душевным качествам. Чаще всего под напускным равнодушием и спокойствием человека скрываются сильные страсти и волнения. Видимая бедность эмоций маскирует внутреннюю энергию, способность к глубоким переживаниям. Иногда это противоречие не сразу открывается читателю.

Например: портреты-зарисовки Татьяны — светской дамы в восьмой главе романа «Евгений Онегин» напоминают статуи, расставленные в мастерской скульптора. Густая вуаль этикетно-дружелюбного светского общения скрывает ее подлинные переживания. Но это выясняется только в последней сцене, когда Онегин застает Татьяну плачущей над его письмом. Ему на мгновение показалось, что лед растаял. В этой по-домашнему одетой женщине он вдруг узнал «прежнюю Татьяну, трогательную и прекрасную в искреннем проявлении чувств: «Княгиня перед ним, одна, / Сидит, не убрана, бледна, / Письмо какое-то читает / И тихо слезы льет рекой, / Опершись на руку щекой» (Глава восьмая, XL).

Например: другой вариант контрастного портрета позволяет писателям сразу же обнаружить способность героя к «мимикрии» — так изображается Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (том первый, часть 1, гл. XXV).

Наедине с самим собой князь, собирающийся на войну, не скрывает своих чувств: «Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой». Но облик Болконского мгновенно меняется, как только он понимает, что его уединение будет нарушено. Это контрастный портрет, подчеркивающий обычную для героя потребность тщательно скрывать свое душевное состояние: «Страшно ли было идти на войну, грустно ли бросить жену, — может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное выражение»

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Система персонажей

Это один из способов выражения идейного и художественного замысла автора. Персонаж в художественном произведении существует не сам по себе, а в системе отношений с другими персонажами. Все литературные герои при этом взаимодействуют, сопоставляются, сравниваются, противопоставляются. Чем больше взаимосвязей проявляется у персонажа, тем ярче освещается его многогранность, раскрывается индивидуальность. Глубина и сложность, неоднозначность характера персонажа.

Систему персонажей художественного произведения составляют все виды образов по содержанию — это только образы людей, они располагаются по возрастанию обобщенности этих образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, имеет свою индивидуальность: Персонаж или действующее лицо; Литературный характер; Тип, или типический характер; Герой.

Особенности системы персонажей в разных творческих методах:

— Классицизм – распределял герое на положительных и отрицательных, почти схематичных и однозначных (Мольер, «Тартюф»)

— Романтизм – отражал глубоко и полнокровно только главных, необыкновенных персонажей в необыкновенных обстоятельствах, а все остальные персонажи были второстепенными, они служили раскрытию главных персонажей (Байрон, «Путешествие Чайльд-Гарольда»)

— Реализм — создал сложную систему взаимоотношений разных равнозначных образов персонажей, скрещение судеб, их противопоставление, антагонизм, параллелизм, наличие персонажей – двойников и т.п. (Стендаль, «Красное и черное», образ Жюльена Сореля)

Разные источники при создания образов персонажей:

— исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

— автор-прототип (Островский, «Как закалялась сталь»)

— синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

— «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)

Формы типического:

  1. Единичное – то, что рождается и умирает в одном человеке, ситуации, социальном и индивидуальном положении
  2. Массовое – то, что выражает сущность какой-то массы людей (например, Чапаев – это тип, выражающий сущность неорганизованных крестьянских масс, все положительное и отрицательное, что в них есть)
  3. Общечеловеческое — это конкретно-исторический, и в то же время «вечный» типический образ, основные черты которого проявляются в чертах других народов, времен, культур, индивидуумов
  4. Типическое, общее – выступает в литературе только в индивидуальном и единичном
  5. Взаимопроникновение индивидуального и общего определяет как целостность художественного образа, так и раскрытие писателем правды жизни

Классификация типического по содержанию:

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

— типизации черт людей определенного исторического времени и социального класса (Скотинин, Раневская, Корчагин)

— типизация черт национального характера (Калашников)

— типизация эпохальных характеров (Скупой рыцарь)

— типизация уходящего (Рудин, герои «дворянских гнезд»)

— типизация нового (Чацкий, Базаров, Рахметов)

— типизация определенной идеологии, жизненной философии (Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история», Молодогвардейцы из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»)

Очень часто разные виды типизации переплетаются в одном образе.

Типический характер

Типическое в изображении людей: оно может познаваться только через создаваемые писателем неповторимые человеческие характеры.

Характер становится типическим, если он соотносится с закономерностями общественной жизни, определившими его формирование, если проявляется его общезначимость для определенной группы людей или определенных условий жизни.

Типический характер – или литературный тип — проявляется, когда в творческом процессе создания образов героев воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты.

Литературный тип — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.

Всякий тип – характер, но не всяких характер – тип.

Тип не обязательно должен часто встречаться на улицах.

Это может быть исключительный человек, но содержание этой исключительности – это высочайшие человеческие черты, которые были выработаны в недрах самой жизни. Они являются проявлением всего лучшего, что было выработано человечеством за его историю.

В литературном типе находят отражение закономерности общественного развития.

В нем соединяются две стороны: индивидуальное (единичное) и общее.

Типическое не означает усредненное; тип всегда концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д.

В литературе созданы типы положительных героев (Татьяна Ларина, Чацкий), «лишних людей», тургеневских девушек.

Короленко – статья «Положительные типы: в них отражаются

— все положительные возможности жизни

— в них раскрывается одаренная человеческая натура в сложнейших жизненных условиях

— исключительность человека проявляется в реальных условиях жизни

— сама возможность такого человека доказана художественно, когда в нем все если не реально, то это все – ВОЗМОЖНАЯ реальность, то есть – ИДЕАЛ.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. 2. Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности Личность – человек, взятый в системе таких ... роль: 1) Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, чувствительности ...

Здесь речь идет только о положительном типическом герое. Однако типические герои могут быть и отрицательными: образы помещиков у Гоголя, образы чиновников у Гоголя, Достоевского и Чехова, образы некоторых дворян из высшего светского общества у Толстого и т.п.

Характер литературный

— Это определенная человеческая индивидуальность во всем ее живом многообразии

— Это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт. Это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно—исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения. Характер состоит из многообразных черт и качеств, но это не случайное их соединение. В каждом характере есть главная, доминирующая черта, которая и придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

– Это совокупность чертлитературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя.

В психологии характер – это повторяющиеся, устойчивые внутренние свойства человека: мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки — все, что позволяет охарактеризовать его как личность. О характере литературного героя можно говорить так же, как и о характере реального человека: умен он или глуп; щедр и великодушен или, напротив, скуп и жаден; альтруист он, жертвующий собой ради других, или, может быть, эгоист, с презрением относящийся к людям; честен, благороден или подлец, лжец, авантюрист. Все многообразие хороших и дурных свойств реальных людей может быть воплощено в характерах литературных героев.

— Это «Выделение» характера в литературе: писатель нередко подчеркивает, как бы «укрупняет» в своих персонажах те черты их характеров, которые представляются ему наиболее важными. О других чертах может быть сказано менее подробно, а какие-то стороны личности персонажей и вовсе могут остаться скрытыми от читателя по той простой причине, что о них ничего не сказано. Характеры центральных персонажей изображаются более подробно, чем характеры второстепенных, а характеры эпизодических персонажей могут быть едва намечены.

— Это многообразие: характер литературного героя никогда не исчерпывается одним свойством, это всегда совокупность различных и взаимосвязанных свойств. Например, в произведениях Н.В.Гоголя характеры почти всегда статичны, лишены развития. Писатель подчеркивает в окружающих их предметах, в ситуациях, в которых появляются эти люди, повторяющиеся черты, отражающие личность героя. Создается впечатление, что автору «Мертвых душ» хочется показать тождество личности героев и окружающей их предметно-бытовой среды. Большинство деталей (портретных, пейзажных, предметных) — детали характерологические: они указывают на одни и те же стороны личности. Однако гоголевские характеры не исчерпываются только одним, пусть и важным, бросающимся в глаза, свойством.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей. ... мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, ...

— Это сложность: чем сложнее характер человека, изображенного в литературном произведении, тем больше в нем разнообразных, подчас противоречивых, свойств. Все они образуют сложное единство, которое делает характеры неповторимыми, уникальными, даже если какие-то человеческие качества у различных персонажей близки или совпадают.

— Это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой как человек может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать, но образ персонажа — это художественная категория, и она оценивается с точки зрения художественного мастерства писателя. Например: нельзя говорить «Я презираю образ Молчалина», хотя можно презирать тип молчалиных.

— Персонажи, как и герои, могут быть главными и второстепенными, но в применении к эпизодическим действующим лицам употребляется только термин «персонаж». Часто под персонажем понимают второстепенное лицо, не влияющее на события, а литературный герой — это многогранно нарисованное, важное для выражения идеи произведения действующее лицо.

Другая концепция героя: герой — это не только тот персонаж, который несет в себе положительные начала и является выразителем авторского идеала. Утверждение о том, что отрицательные сатирические персонажи (Плюшкин, Иудушка Головлев, Кабаниха) не являются героями, неверно, так как здесь смешиваются два понятия — герой как действующее лицо и героическое как способ поведения человека. Сатирический герой произведения — это действующее лицо, персонаж, против которого направлено острие сатиры. Естественно, что такой герой вряд ли способен на героические поступки, т.е. не является героем в поведенческом смысле этого слова.

– Это образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.

Это органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого;

— Это единство объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Характера) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором).

В результате, литературный характер в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его и все человеческое существование во всем его разнообразии.

Конфликт и литературный характер

Очень часто характер персонажа определяется внутренним конфликтом.

Внутренний конфликт — это противоречия внутреннего мира человека, борьба в его мировосприятии различных, иногда взаимоисключающих тенденций, противостояние в нем доброго и злого начал, альтруизма и эгоизма, жалости, сострада­ния и равнодушия к людям, разума и чувства, желания и долга.

Лекция-9 — Стр 2

Содержание внутренних конфликтов и формы их проявления многообразны.

Внутренний конфликт необходим писателю потому, что он является как бы источником энергии, питающим характер.

Это движущая сила многих изменений, происходящих в людях.

В отличие от обычного, внешнего, конфликта, который проявляется в столкновении персонажей с другими персонажами и становится основой сюжетного действия, внутренний конфликт характеризует личность человека, его внутренний мир.

Этот конфликт может выявляться в поступках персонажей, быть «открытым», а может так и остаться «незримым», «скрытым».

Открытый конф: мы видим следствия внутреннего конфликта — противоречия, непоследовательность в поведении людей, в их отношении к другим людям. Внутренний конфликт может проявиться в повышенной раздражительности, нервозности персонажей.

«Скрытый» внутренний конфликт внешне почти никак не проявляется: человек тщательно скрывает противоречия своей души, окружающим он кажется цельной личностью. В этом случае писатели либо ограничиваются намеками на разлад в душе персонажа, либо обращаются к таким формам выявления внутреннего конфликта, как внутренний монолог, исповедь-признание, дневники или письма.

Важнейшее средство изображения характеров — ситуации нравственного выбора, в которых оказываются персонажи литературных произведений.

Ситуация нравственного выбора — это острый момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость выбрать один из двух или нескольких возможных вариантов поведения в соответствии со своими нравственными принципами, представлениями о долге и чести, добре и зле, о допустимом или недопустимом.

Например: Паоло Коэлье, «Алхимик», «Дьявол и сеньорита Прим», герои романов Достоевского.

Именно в таких ситуациях в человеке могут обнаружиться и проявиться скрытые или нереализованные ранее внутренние качества. В нравственном выборе персонажей характер раскрывается наиболее глубоко и полно. В эти критические моменты жизни выявляется душевный потенциал человека, так как нередко речь идет о жизни и смерти, чести и бесчестии, благородстве или подлости. Ситуации нравственного выбора могут возникать и в частной жизни людей, и в общественной. Они складываются и в особых исторических обстоятельствах — во время войн, революций, стихийных бедствий.

Искусство и действительность: Альбер Камю и экзистенциалисты – о нравственном выборе человека.

Развитие понятия литературный характер в разных художественных эпохах:

— Античность: само понятие литературного характера формируется в Древней Греции, где впервые вполне осуществилось выделение литературно-художественного творчества в особую область духовной культуры.   Однако у древних понимание характера как литературной категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими характерами, а своей ролью в изображаемых событиях. Понимание самостоятельного идейно-художественного значения персонажа возникает тоже в античной литературе; например, в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы», и по типу характера . Подобная характерологическая двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро — соотношение прирождённого «нрава» и «общественного положения»).

— Эпоха Возрождения: ренессансный характер теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы» (герой мог самовольно, как бы актёрствуя, менять типы поведения).

При этом соотнесение общечеловеческого в характере героя с его ситуативной функцией — судьбой — выявляло неадекватность герою его социально-исторической судьбы. У Шекспира многие действующие лица предстали еще и в «третьем измерении» — носителями индивидуального самосознания.

— Классицизм — жёсткая статичность характера, одновременно — самосознание личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством». Но воспринимаемая на «фоне» долга и безличной страсти личность в литературе классицизма не самоценна, она лишь средство соотнесения двух параллельных рядов всеобщности.

— Эпоха Просвещения: утверждается иное соотношение литературного характера и сюжета: не факты, а «… характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия)

 — Романтизм — провозгласил самоцельность и автономность личности, возвысил её как над психологической «природой», так и над социальной судьбой. Новое понимание характера— как тождественного внутреннему миру личности.

— ХІХ — ХХ века: принцип реализма — «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» ( М. М. Бахтин).

Воссоздание индивидуального характера как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма 19 в. Это саморазвивающийся характер — то есть незавершённая и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами. Характеры действительно воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а её «текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда характер героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. У Л. Н. Толстого — потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо», это объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

 

  В теории литературы новое понимание художественного характера было выдвинуто Гегелем:

— литературный характер — «… цельная человеческая индивидуальность…», в которой раскрываются те или иные «… всеобщие субстанциальные силы действия»;

— он является «подлинным средоточием» изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность «… в качестве моментов своей целостности».

— он должен обнаруживаться во всём богатстве своих индивидуальных особенностей, а не быть «… игралищем лишь одной страсти…», ибо в таком случае он «… выступает как существующий вне себя…»;

— он должен быть «… целым самостоятельным миром, полным, живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера» (Гегель, «Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 244—46).

 

Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в литературном характере, но главное — выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость «присутствия» авторского идеологического понимания в его изображении.

 Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

  1. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

    4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку.

  3. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

NB: Охарактеризуйте согласно этому плану своего любимого литературного героя.

11