Лекция 2. Эволюция психики.
План:
1.Понятие о раздражимости и чувствительности.
2.Основные стадии развития психики, их характеристика.
1.Понятие о раздражимости и чувствительности.
В течение долгого времени психология была областью знания, обособленной как от наук о природе, так и от наук об обществе. Это было в значительной мере связано с тем, что психология подходила к своему предмету с открыто идеалистических позиций. Она ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство, изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды. Такое положение проявилось, например, в учении Декарта, считавшего, что самосознание человека является первичным свойством его душевной жизни, из которого можно вывести всю дальнейшую сложность его психических переживаний.
Преодоление такой обособленности психологии и было предметом острой борьбы, которая развернулась в науке за последнее столетие. Еще сто лет тому назад И. М. Сеченов высказывал мысль, что психология должна быть включена в число других наук о природе и ее предметом должно быть изучение «формирования психологических деятельностей», которое протекает под непосредственным влиянием воздействий среды, испытываемых человеком.
В работах советских психологов, развивающих материалистические взгляды Сеченова, психология перестала быть наукой о внутреннем мире, обособленном от внешних явлений. Психология стала пониматься как результат длительного развития жизнедеятельности, в процессе которой организм вступает в активные взаимодействия с окружающей средой, начинает ориентироваться в ней, активно отражать объективный мир. В процессе такого отражения объективных воздействий среды и возникают те функции мозга, которые можно назвать психическими.
Такой подход ставит нас перед основным вопросом: как возникает психика? какие объективные причины приводят к тому, что на определенном этапе эволюции возникают новые, сложные формы отражения действительности, характеризующие наш «внутренний мир»?
Современная психология считает, что психика не «прибавляется» к жизнедеятельности на определенном этапе развития, а порождается жизнедеятельностью организма в определенных условиях. Рассмотрим, как происходит этот процесс.
Основательную разработку проблема зарождения и развития психики получила в исследованиях известного советского психолога A. Н. Леонтьева. Леонтьев исходит из того, что живая материя на допсихическом уровне своего развития характеризуется в функциональном отношении «простой раздражимостью», т.е. способностью отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, ... точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний. Объяснение процесса развития — понимание факторов, условий изменения ... психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики. ...
Характерная особенность существования первых живых организмов заключалась в том, что они всегда обнаруживали известную раздражимость (способность реагировать на биологические жизненно важные раздражители) к веществам, необходимым для поддержания существования. При этом они оставались индифферентными к веществам, которые не принимали непосредственного участия в их жизнедеятельности. Иначе говоря, уже на этом уровне существования жизни возникли известные «потребности» живого вещества, и из всех явлений внешней среды выделялись существенные для поддержания жизни биотические влияния и несущественные для нее, к которым живая клетка оставалась безразличной. Раздражимость свойственна всему живому на Земле, животным и растениям. Однако, что является очень существенным, растение активно ведет себя лишь по отношению к непосредственно воздействующим на него биотическим условиям; оно не ищет этих условий, если они не действуют на него непосредственно, и совершенно не реагируют на иные, небиотические факторы, не входящие в процесс обмена веществ. Иначе говоря, растение ориентируется в окружающей среде лишь в очень узких непосредственных пределах, никогда не выходя за их границы. Мы можем, следовательно, сказать, что жизнедеятельность растения ограничивается явлениями обмена веществ и раздражимости к биотическим веществам, но что она еще лишена характера активной ориентировочной деятельности.
Биологическая эволюция сопряжена с усложнением обмена веществ. Соответственно взаимоотношения организма со средой развиваются в сторону все большего разнообразия видов раздражимости, так как организмы ассимилируют из внешней среды все большее число веществ и форм энергии.
Однако, как указывает Леонтьев, развитие раздражимости не сводится лишь к такому количественному усложнению. В результате того, что в ходе эволюции меняется также общий тип взаимодействия организмов со средой, возникает качественно новая форма раздражимости – чувствительность.
От этапа растительной жизни коренным образом отличается следующий этап эволюции – этап животной жизни. С первого взгляда основные отличия жизнедеятельности животного от жизнедеятельности растения заключается в том, что животные обладают подвижностью, которая, как правило, отсутствует у растений. Однако это определение вряд ли является достаточным. С одной стороны, существуют растения, в известной мере проявляющие подвижность. Достаточно вспомнить движение подсолнуха, следующего за солнцем, или движение интересного растения – мухоловки, которое в ответ на раздражение, производимое насекомым, садящимся на цветок, производит известное движение, в результате которого насекомое оказывается в плену. Но все эти движения не выходят за пределы раздражимости по отношению к биотическим условиям и имеют в своей основе процессы изменения тургора (напряжение в тканях растения) или изменение роста тканей. Когда подсолнух поворачивает свою головку вслед за солнцем, это движение является результатом того, что в клетках, не освещенных солнцем, рост протекает быстрее, чем в клетках освещенной поверхности. Аналогичные явления лежат в основе таких движений растения, как, например, складывание листиков мимозы. Эти явления и определяют движение растения. Таким образом, движения растений не выходят за пределы тех процессов обмена веществ, которые мы описывали выше, и никогда не принимают того активного ориентационного характера, которым отличаются движения животных.
Лекарственные растения, обладающие адаптогенными и психостимулирующими ...
... точки зрения фармакологии определяется наличием в нем полезных веществ. В разных растениях могут наблюдаться одинаковые биологически активные вещества, которые по-разному соотносятся в них. От этого ... болезнетворным агентам. И в тоже время каждый адаптоген имеет свое лицо, свои, лишь ему присущие свойства. Адаптогены обладают способностью регулировать состояние центральной нервной системы. С ...
Новая особенность, которая появляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что у животного возникает новый вид раздражимости. Животное начинает реагировать не только на входящие в процесс обмена веществ биотические раздражения, но и на биологически нейтральные, которые сами по себе не включаются в обмен веществ, но сигнализируют о появлении биотических раздражений.
Как пишет Леонтьев, «организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии определить ни положительно, ни отрицательно их ассимилятивную деятельность, обмен веществ с внешней средой».
Леонтьев поясняет это положение следующим примером. Лягушка раздражима по отношению к такому воздействию, как шорох, поскольку он вызывает у нее определенную (ориентировочную) реакцию. Но при этом «энергия звука шороха, воздействующая на организм лягушки, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме не ассимилируется им и вообще прямо не участвует в его ассимилятивной деятельности. Иначе говоря, само по себе данное воздействие не может служить поддержанию жизни организма и, наоборот, оно вызывает лишь диссимиляцию вещества организма». Биологическая же роль подобных воздействий и их отражения в виде ощущений заключается в том, что эти сами по себе непосредственно жизненно незначимые воздействия становятся для животного сигналами о возможности появления и поглощения необходимого для поддержания жизни вещества или энергии (в данном примере – насекомого и т.п.).
Рассмотрим другой пример. Представим себе, что простейшее одноклеточное животное помещено в трубку с водой. Одна сторона этой трубки нагревается, другая остается холодной. Одноклеточные, обладающие положительным термотропизмом, очень быстро сосредотачиваются в теплой части трубки. Попытаемся сейчас сочетать нагревание одного из концов трубки с его освещением; свет был раньше индифферентным для одноклеточного, простейшее никогда не реагировало на свет. Если, однако, несколько раз подряд освещать нагретую часть трубки, свет начинает приобретать для животного положительное значение: после этого опыта достаточно бывает осветить один конец равномерно нагретой трубки, чтобы одноклеточные сосредотачивались на этом освещенном конце. Этот опыт, проведенный Брамштедтом, показывает, что влияние, которое было раньше индифферентным, перестает быть безразличным для одноклеточного и вызывает у него такие реакции, которые раньше вызывал лишь непосредственный биотический агент – нагревание соответствующей части трубки.
Адаптация человека и функциональное состояние организма
... связи с полётами человека в космос. Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной ... определённых местообитаниях отвечающих им комплексах видов животных и растений. Наличие в живой природе ... Учение об изначальной целесообразности было опровергнуто лишь во 2-й половине 19 в. ... среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Поэтому живой организм, стремясь к достижению ...
Этот переход к реакциям на ранее индифферентные раздражители знаменует собой целую важнейшую эпоху в эволюции жизни. Начиная реагировать на биотические условия, которые приобрели сигнальное значение, животное получает новые формы отражения объективной действительности. Его мир существенно расширился, он не ограничен теперь лишь одними биотическими условиями, за пределы которых растение не выходило. Животное начинает существовать в более широком мире, элементы которого сигнализируют о появлении жизненно важных условий. Оно начинает ориентироваться во внешней среде, активно искать те взаимодействия, которые сигнализируют о жизненно полезных условиях, и избегать тех раздражений, которые сигнализируют о вредных для жизни условиях. Возникает активное поведение животного в окружающей среде, возникают зачатки того, что в будущем сможет быть названо психической жизнью.
Именно в силу этого появление чувствительности (или реакции на ранее индифферентные, но сигнальные раздражители) и может рассматриваться как объективный признак появления новой, пусть самой элементарной, психологической формы существования.
Так, мы видим, что pаздpажимость и чувствительность к воздействиям, выполняют сигнальнyю функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях — психическое отражение.
Таким образом, заключает Леонтьев, новая форма раздражимости, отражающая подобные воздействия, «опосредствует деятельность организма, направленную на поддержание жизни». Наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма с внешней средой: «С одной стороны, выделяются процессы, с которыми непосредственно связаны поддержание и сохранение жизни. Эти процессы составляют первую, исходную форму жизнедеятельности организмов. В ее основе лежат явления первичной раздражимости организмов.
С другой стороны, выделяются процессы, прямо не несущие функции поддержания жизни и лишь опосредствующие связи организма с теми свойствами среды, от которых зависит его существование. Они составляют особую форму жизнедеятельности, которая и лежит в основе чувствительности организмов, психического отражения ими свойств внешней среды».
Чувствительность – это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление. Другими словами, психика начинается там, где появляется качественно своеобразная высшая форма раздражимости – собственно чувствительность.
В этой концепции генезиса и сущности чувствительности как первичной формы психического отражения, разработанной Леонтьевым, особенно существенным является то, что психическое качество выводится непосредственно из жизнедеятельности организма. Речь идет о раздвоении деятельности организма, его активности, причем психика появляется здесь как новое свойство внешней активности. При этом, естественно, сама внешняя активность претерпевает глубокие качественные преобразования и превращается в поведение.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания. Сознание- это сфера психики, ...
Можно, очевидно, считать, что появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением).
Таким образом, психическое отражение появляется на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущению у низших представителей животного мира. Отсюда берет свое начало эволюция психики.
Определяя «верхнюю грань» (переход от психики животных к психике человека), важно подчеркнуть, что верный путь к изучению этой проблемы открывается лишь при учете как общих с животными эволюционных корней психической деятельности животных и человека, так и качественных перестроек, поднявших эту деятельность на совершенно новый, небывалый до того уровень развития.
Материалистическое решение проблемы зарождения психики возможно лишь на основе признания возникновения психики из раздражимости, свойственной всей живой материи, в которой уже, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, «заложены зачатки того, из чего впоследствии путем длительной эволюции должна развиваться человеческая психика». Перефразируя изречение В.Гёте о том, что «все растения произошли из одного», Выготский подчеркивал, что «все формы психических явлений произошли из раздражимости».
По сравнению с психикой животных психика человека представляет собой качественно иную категорию, хотя генетически и связанную с психикой животных. В поведении человека продолжают играть определенную роль биологические, общие с животными факторы, но сущность человеческого поведения определяется глубокими качественными различиями между человеком и животным. Эти различия обусловлены общественно-трудовой деятельностью и членораздельной речью, которые всецело отсутствуют у животных.
Выдающийся советский ученый В.А. Вагнер еще полвека тому назад всесторонне проанализировал взаимоотношения биологических и социальных факторов в жизни человека. Вагнер не отрицал наличия общих элементов в психике человека и животных, но подчеркивал как важнейшую задачу необходимость выявления и учета качественных различий между человеком и животными. Характерный для него истинно эволюционный подход к проблемам психической деятельности животных не имел ничего общего с плоским эволюционизмом, стирающим всякую грань между животным и человеком и постулирующим всю эволюцию психики от простейших до человека как цепь лишь количественных совершенствований и преобразований. Но, выступая против упрощенчества в толковании поведения животных, против низведения сложного к простому, низведения высших форм психических функций, в том числе и психики человека, к низшим, Вагнер одновременно вел не менее решительную борьбу с антропоморфизмом. Он выражается в суждении о психических явлениях у животных по аналогии с таковыми у человека, в представлении о наличии у животных таких психических свойств и способностей, которые на самом деле присущи только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков, стирание грани между человеком и животным ведут к отрицанию качественных особенностей человеческой психики.
Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью
... Следует отметить, что все нечеловечные типы строя психики являются разновидностью и продолжением (развитием) животного типа строя психики, когда инстинкты одеваются в разные культурологические ... nbsp; · Если всё поведение под чинено отработке социальных установок, стереотипов поведения даваемых культурой, то это - строй психики “зомби-биоробота”. Таким людям особенно свойственен конформизм -- ...
Характеризуя общее и различное в поведении человека и животных, Выготский указал на «то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время, как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития». Главное отличие психической деятельности человека от таковой у животных состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи человек способен к отражению объективной реальности в двух планах – чувственном и понятийном, т.е. наряду с непосредственно-чувственным отражением у него существует еще план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим определяется сущность сознания.
Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение окружающего мира совершается лишь в одном плане, а именно чувственном; второй, абстрактно-логический план у них отсутствует.
Однако без логического мышления (с помощью абстрактных понятий) невозможно постигнуть сущность вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, подлинные, существенные закономерности. Вследствие этого познание животными компонентов среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемыми (в настоящем или прошлом), причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие обычно дает животному лишь поверхностную, сигнальную информацию. Отражение же собственных действий, собственного поведения, направленного на объекты окружающего мира, дает животному наиболее полноценную информацию об этом мире. (В ограниченной степени познавательная деятельность встречается также в форме подражания, когда имеет место научение путем созерцания действий других животных.)
Человек же способен проникнуть в сущность вещей и явлений, познать закономерности их происхождения и развития, идя от живого созерцания к абстрактному мышлению. При этом человек может не только приобретать, но и целенаправленно передавать другим людям знания, сформулированные в устном или письменном виде в качестве абстрактных понятий, причем практически в неограниченном объеме.
Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных.
2.Основные стадии развития психики, их характеристика.
Можно выделить следующие уровни развития психики.
1. Элементарная сенсорная психика. Животным на этой стадии (простейшие, черви, моллюски) свойственна раздражимость к воздействиям, выполняющим сигнальнyю функцию. Внешняя объективная реальность отражается в фоpме отдельных элементарных ощущений. Возможным уже становится научение. Например, если поместить в треугольный сосуд амебу, спустя некоторое время она и в круглом сосуде будет плавать по треугольной траектории. Простейший вид вpожденного поведения – тpопизмы. Тропизмы — вынужденные автоматические движения, обyсловленные неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях оpганизма, из-за одностороннего воздействия сpеды.
Родительское поведение животных.Родительское поведение животных ...
... Издательство МГУ,1981 7. Тимберген Н. Социальное поведение животных 8. Хайнд Р. Поведение животных, под редакцией Зориной А. и ... Похоже, что гормоны синхронизируют появление детенышей и развитие родительского поведения. Социобиологические перспективы. Поскольку каждый индивид, следуя ... и высиживанию яиц. Наблюдаются резкие изменения в поведении: вначале птицы не насиживают яйца; позднее, если кто- ...
У червей и моллюсков появляется нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая — обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение).
2. Пеpцептивная психика. Происходит дальнейшее усложнение деятельности животных, находящихся на этой стадии (насекомые, млекопитающие).
Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию. Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной нервной системой. Органы чувств, особенно глаза, сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта. Есть специализированные органы химической чувствительности, органы слуха. Тактильная чувствительность развита у насекомых, ведущих ночной образ жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых (муравьи и пчелы); у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций. На этом уровне развития психики отмечается усложнение коммуникации. Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Например, танцы пчел (визуальная коммуникация): через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев — химическая коммуникация (мечение территорий) и тактильная (муравьи при встрече друг с другом, соприкасаясь усиками, распознают «своих» и «чужих»).
Все это — врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Так, помнят местоположение корма в течение 2-3 недель.
Поведение yпpавляется сочетанием многих воздействий. Отpажается yже целостный обpаз пpедмета. Переход на эту стадию связан с изменением стpоения деятельности и выходом множества животных на сушу. Появляется ypовень опеpаций, действия начинают опосpедоваться , т.е. животное становится способным отличить преграду на пути к пище, тем самым разбив деятельность на 2 операции – преодоление препятствия и поедание пищи. Пpоисходит пеpестpойка фyнкций памяти, развитие двигательных навыков. У птиц взаимосвязь со средой еще более сложная и разнообразная, птицы намного подвижнее, активны круглый год. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для добывания и разделывания пищи (кактусы, палочки, камни).
Усложняется поведение в сфере заботы о потомстве. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах врожденные и приобретеные элементы поведения тесно связаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. На этом базируется способность к имитационному научению: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются после 1-2 сочетаний. Птицы долго помнят выученное: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые — от 5 месяцев до 2 лет. Именно у птиц впервые появляется игра. Она тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое).
Оригами как средство развития математических способностей у младших школьников
... своя гармония и красота. Проблема исследования: каковы возможности оригами в развитии математических способностей учащихся младших классов? Объект исследования: деятельность младших школьников на ... уроках оригами. Предмет исследования: развитие математических способностей у школьников младших классов с помощью искусства оригами. Цель ...
В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний).
Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу.
Особняком на данном уровне развития психики стоят млекопитающие. Рассмотрим их отличия от других животных.
Взаимоотношения между особями. Для взаимосвязей в сфере общения, группового поведения характерно выделение функциональных групп — не врожденное, а основанное на опыте, склонностях к определенному виду деятельности, особенностях нервной системы. Животное может легко переключаться на выполнение разных функций. Разнообразны типы иерархических отношений: соподчинение особей может быть линейным, ветвящимся или круговым. Кроме иерархических существуют другие типы взаимоотношений. Например, в табуне есть вожак (обычно это молодой жеребец, его функции — охрана и патрулирование территории) и лидер (старая опытная кобыла, принимающая решения в табуне).
Животные «понимают» характер отношений между другими особями. Так, детеныш очень рано «узнает», к какому рангу относится его мать, наблюдая за ее поведением в разных ситуациях, и учится ее поведению. Часто детеныши высокоранговых матерей становятся также высокоранговыми особями.
Имитационное научение. Одно из важнейших отличий млекопитающих от других видов животных — продолжительное детство, что характеризует сложность их взаимосвязей с миром. Длительное присутствие матери рядом с малышом обеспечивает его безопасность, дает возможность беспрепятственно играть. Долгое детство включает имитационное научение, характерное для всех животных, ведущих семейно-групповой образ жизни. Имитационное научение (научение на основе наблюдения за чужим опытом) позволяет освоить использование предметов среды. Примером может служить орудийная деятельность у антропоидов: обезьяны используют палочки, камни и т. д. для добывания пищи и даже способны примитивно обрабатывать их.
Способность к научению. У млекопитающих ассоциативные связи вырабатываются с 1-2 сочетаний. Для многих видов характерна способность отслеживать ситуацию благодаря использованию пространственных связей; у животных с более высоким уровнем развития психики имеется способность к учету более сложных связей между объектами, что увеличивает пластичность поведения и дает возможность решать сложные задачи.
Впервые появляется чyвственный обpаз, что очевидно на примере: обезьяне показали банан, спpятали его за пеpегоpодкy и подменили на капyстy. Обезьяна, найдя капусту, не yспокаивается и продолжает поиски банана. C возникновением общего обpаза становится возможным пеpенос опеpаций в иные более сложные пpедметные yсловия, это пpедполагает пpавильно обобщенное отpажение животным ситyации (пpедмет-стpyктypа).
Биологические аспекты научения животных
... быть предусмотрены наперед запрограммированными формами научения. Для того чтобы адаптироваться к таким изменениям, животное должно полагаться на собственные ресурсы. Способность изменять поведение надлежащим образом перед лицом ... в другой среде - другому. Мы увидим, что у молодых животных на определенных стадиях развития происходит импринтинг, т. е. запечатление некоторых свойств среды, в ходе ...
3. Стадия интеллекта — «стадия pyчного мышления». Интеллектуальное поведение, по А.Н. Леонтьевy, имеет две стадии — подготовки и pеализации. Можно выделить следующие хаpактеpистики интеллектуального поведения:
- феномен инсайта, т.е. внезапного постижения, решения задачи, когда метод проб и ошибок не дает результата;
- воспроизведение операции пpи повтоpе опыта;
- найденное pешение легко пеpеносится в иные yсловия;
- способность к pешению двyхфазных задач.
Hа ypовне отpажения отличие интеллектуальной стадии от пеpцептивной в том, что возникают отpажения не только на ypовне предметов, но и на ypовне отношений между предметами и явлениями, т.е. ситyаций.
4. Высшая стадия отpажения, свойственная только человеку — сознание, предполагающее воспpиятие пpедметов не только во взаимоотношениях дpyг с дpyгом, но и yчитывая вопpосы их генезиса, классовой пpинадлежности, макpо- и микpосвойств.
Основная литература:
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч.Т. 3. М. 1983. С. 5-328.
2.Гамезо М.В, Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,1999.
3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
4.Немов Р.С. Психология. В 2-х томах, М., 1995.
5.Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1989.
Дополнительная литература:
1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1987.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
3.Психологический словарь./Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Попова. М.,: Педагогика, 1983.
4.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.