Эдуар Асадов

Лекция 1.

Эдуар Асадов

Lib.ru

Как повлияла русская литература? Сыграла ли русская литература в вашей жизни роль?

Иван Ильин «Задача преподавателя за 1 мин объясниться в своей любви».

Изображение пороков российской действительности.

По духу эпохи общего очень много.

Георгий Иванов «За столько лет такого маяния» – в стихотворении описания пути русской литературы.

«На взятия Берлина русскими».

Владислав Ходасевич «Был Пушкин и был Блок, а всё остальное — между».

Блок «Два века».

Вся история 20-го века – храм на крови. В печали радость и красота.

Периодизация русской литературы 20-го века:

  1. Рубеж веков (дооктябрьский период)
  2. Русская литература 1920-х- 1930-х годов
  3. Русская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия
  4. Литература 1960-1900-х
  5. Современный литературный процесс

Давать оценку литературному событию надо спустя 25 лет.

Закон вечности – чтобы стать признанным, надо умереть.

На призвании писателя влияет кратковременное вторжение смерти.

В победе в войне – роль русской литературы.

До 60-х – послевоенная разруха, быт, женская сила, голод (проблемы).

80-90-е – проблема сытости, достатка, на что убить время. Русская лит-ра показывает, как страна начинает терять свой статус.

Сейчас затишье, но не запустение.

Русская изящная словесность.

Лекция 2.

Рубеж веков.

«Серебряный век» как термин ввёл в оборот поэт и критик русского зарубежья Николай Оцут. Н. Бердяев назвал этот период культурным ренессансом.

Развивается изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, балет, кинематограф, расцвет философской и общественной мысли.

1890 – верхний рубеж. Происходит самосознание литературы, формируется литературная критика.

А.С. Пушкин как критик (первый критик в русской литературе).

14 стр., 6594 слов

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

... жизнь и тем открыла новую, реалистическую эпоху в русской литературе. Творческая история этой пьесы исключительно сложна. Ее замысел ... Онегин как нечто лишнее стоит». Помимо Онегина, многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего ... либо литературных типов. Нередко новый литературный тип вызывает интерес критиков, которые и дают ему название («благородный разбойник», «тургеневская ...

Серебряный век и русское духовное возрождение – философско-лирические метафоры эпохи. Намечаются литературные направления и художественные школы.

Ведущие литературные поэтические течения:

  1. Символизм
  2. Акмеизм
  3. Футуризм

Проза.

  1. Неореализм

Часто путают такие понятия, как: декаданство, модернизм, символизм.

— модернизм – (от франц.) современный, шире понятия «символизм», потому что модернистами были все (символисты, неореалисты, акмеисты).

— декаданс – «упадок» — закат любой империи сопровождаемый пышным цветением искусств. Рубеж 19-20-го века. «Затишье перед бурей».

1)театральность жизни

2)эпатажность

3)это было нечто среднее между Олимпом и кунсткамерой

— символизм – направление «символ», (от греч.) сополагаю, сбрасываю вместе.

Особенность русского символизма – модернизм, декаданс, символизм в русском искусстве проявляется в единстве.

Символисты – поэты писатели и пророки.

Символизм 1890 г. – «старые символисты» Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Брюсов.

1900 г. – «младшие символисты» Иванов, Белый, Блок, Соловьёв.

К 1910 – кризис символизма.

Промежуточная фигура между символистами и акмеистами – Иннокентий Анненский, который своей смертью обозначит начало конца символизма.

К 1911-14 гг. – объединение акмеистов в цех поэтов (Гумилев, Ахматова, Мандельштам).

1910 – футуризм заявит о себе (Д. и Н. Бурлюк, Маяковский, Кручёных, Северянин, Олимпов, Иванов, Гнедов)

Самое плодотворное и мощное направление – РЕАЛИЗМ. В поэзии не особо проявился кроме Бунина. В прозе – пальма первенства.

Символисты, акмеисты, футуристы не оставили знатных прозаических произведений (только литературная критика) – исключение Белый, Сологуб (Горький, Андреев, Зайцев, Шмелёв, Бунин, Куприн).

Неореализм не был сплочённой школой, не писал программы, но понятие реализма оформлял на рубеже веков и становится главной литературной проблемой 20 века (реализм как направление в словесном искусстве).

«Среда и знание». Представители этих писательских объединений. К концу 1890-х гг. стараниями писателя Н.Телешова возник необходимый кружок литераторов, художников и музыкантов под названием «Парнас».

1899 г. Возникает объединение под названием «Среда» (Версаев, Найдёнов, Чириков), приезжает Горький, Андреев, Зайцев, Шаляпин.

В конце 1900 гг. Горький станет соучредителем товарищества «Знание». Оно специализировалось на выпуске научно-популярной литературы. Горький переключил издательство на беллетристику. Входит в «Среду». Каждый месяц выходит 20 книг (тиражом 200 тыс.).

Горький поднял оплату издательского труда. Издаваться в «Знании» — добиться 100% успеха.

Лекция

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

В 1905 году горький создал за границей издательства, полное название которого звучало так: книгоиздательство русских авторов Ладыжникова, главного представителя в Германии и везде за границей Максима Горького, Андреева, Евгения Чирикова, Александра Куприна др.

Сборники товарищества «Знание» выходят с 1904 года, тираж 81 тыс.

Умами владели простецы.

Писатели выходят из-под Горького, перестают считать себя «подмаксимками».

До 1913 года прежнего успеха они не имели.

С февральской революции обозначается резкая политизация творчества и общественного поведения литераторов. В творчестве прослеживается приближение катастрофы, в том числе и в окр. Среде. И многие писатели обращаются к такому приёму, как стилизация.

Большинство авторов, принимая февральскую революцию, не принимают октябрьскую.

Все писатели пройдут через марксизм. Будет популярна идея: если изменить обстоятельства, изменится человек. Сборник «Вехи» — о проблеме культурного развития.

«Смена вех».

Революция 1917 года расколет русскую литературу на два направления:

  1. История русской и советской литературы
  2. История русского зарубежья

Периодизация историко-культурного процесса:

  1. 1917-1921 – гражданская война
  2. 1922-1929 – восстановительный период
  3. 1930-1937 – период реконструкции
  4. 1937-1941 – довоенный период

Создание советской мифологии!!!!!!!!!!!!!

1922 год – высылка из страны русских писателей и философов. Советская власть была неуверенна, в том, что они её удержат.

К 20-м годам формируются литературные группировки: пролеткультур, рапп (ассоциация пролетарских писателей), перевал, ЛЕФ. Споры о путях развития литературы.

1925 – постановление ЦКВКП(б) о политике партии в области художественной литературы, о перестройке литературы.

1934 год – первый съезд советских писателей.

Писатели будут честно говорить о болях и радостях страны. Литературы станет рупором, священником.

Создаётся комитет по делам искусства и в 1930-е годы проходят дискуссии по проблемам литературы:

— 1931 год – какой нам нужен писатель?

— 1933 – о герое из жизни

— 1934 – о языке

— 1936 – о формализме и народности

— 1940 – о «трагическом» в советской литературе (в связи с окончанием романа «Тихий Дон»).

ПЕРВАЯ треть – тема революции, культуры, жизни, судьбы русской интеллигенции (аристократы духа).

Революция и культура:

  1. «Крушение гуманизма» А.Блок

В лице Блока соединились век 19 и век 20-й, именно Блок станет наследником 19 века и явится крупнейшим поэтом 20 века. Но и ценности христианского гуманизма и идеология после октябрьского периода. 1918 год – «Интеллигенция и революция» статья. Понимал, пафос разрушения надо оправдать. 1918 год – «передо мной та Россия, которую видели в страшных местах наши писатели». Видим первую попытку оправдания разрушения: разрушение ради чего-то нового и великого. «Стихи о России» – будут пронизаны этой темой. Вторая попытка: толстовский пафос, обличение его нравственного и социального зла.

23 стр., 11043 слов

Сталинский тоталитарный режим и общество в послевоенный период (1946–1952 гг.)

... политические факторы имели особое, можно сказать, исключительное значение в первые послевоенные годы. Неслучайно, первое научное осмысление субъективно-личностных факторов в советской политической истории ... Виктор Некрасов признавал: «Мы простили Сталину все! Коллективизацию, тридцать седьмые годы, расправу с соратниками, первые дни поражения». Массовое сознание, боготворившее вождя, одновременно ...

«Война – это тысяча народных рублей в болоте».

1919 год – Блок в «Крушении гуманизма» прощается с духом музыки, в котором жила его лирика, не пишет стихов и не чувствует себя художником. Блока можно охарактеризовать двумы словами: А.Блок – это трагедия понимания, что старой России не будет, что историческое развитие опережает рост и развитие личности.

  1. «Несвоевременные мысли» М.Горького

В 1917-1918 в своих выступлениях поднимал вопрос о революции и русском бунте. Его цикл статей «Н.М.» и «Революция и культура» вышел отдельной книгой в 1918 году.

  1. «Окаянные дни» (дневники) И.Бунина

Дневники опубликованы 1905 году в Берлине. Долго будут запрещены. Будут выпущены после 1991 года.

1905 1913 1917-1921 1921-1930 даты и произведения.

«лицедейство, балаган» – одна из ужасных черт революции».

Писал «об изменении климата».

Для Бунина революция – «гримаса бытия».

«Мы не в изгнании, мы в послании» — говорило русское зарубежье.

20-е годы. Зарождение мифологии революции. Появится понятие «тихая лирика». Клюев, Есенин. Появляется публицистическая проза революции гражданской войны: Цветаева, Пришвин, Чуковский, Розов, Ремизов.

Н.Лесков – предвестник, родоначальник сказок. Леонов, Зощенко, Шолохов, Пильняк – последующие.

20-е годы, появление романов о революции: «Два мира» Зазубрин, «Голый год» Пильняк. Тяготение к документальности – характерная черта 20-х годов. Документально-художественные романы: «Чапаев» Фурмонова, «Железный поток» Серафимович, «Разгром» Фадеев.

Королевой жанра 20-го века – рассказ, повесть, крошечный роман.

Циклы рассказов: «Донские рассказы» Шолохова, «Канарния» Бабия, «Рассказы семибрюхова» Зощенко. Романы об интеллигенции и революции: «Белая гвардия» Булгаков, «Города и годы» Федин, «Сёстры» Толстой, «Зависть» Олеша. В 20-е годы зарождается советская драматургия. Лучший Островский и дальше сравнивают только с ним, но никому не удалось его превзойти: Лавринёв, Вишневский, Тринёв, Погодин. «Дни Турбиных» Булгаков. Зарождение комедии 20-х годов.

20-е – становление детской литературы. Чуковский, Маршак (как организатор).

Журналы «Чиж» и «Ёж».

1930-е годы – в поэзии к нам приходят «комсомольские поэты»: Дементьев, Светлов, Жаров, Уткин.

19 стр., 9047 слов

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от ...

... облик ребенка; пример запаса слов:1 год - 10 слов; 1,5 года - 200-300 слов; 2 года - 300 слов; 3 года - более 1500 слов; · ... психофизического развития ребенка: Младенческий возраст (от 0 до 1 года) В младенческом возрасте выделяется 3 этапа: - новорожденность (0- ... 4. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни); 5. Пубертатный период. Основные особенности развития ребенка раннего ...

  1. Развитие крестьянской колхозной темы
  2. Развитие романтических поэм (Безыменский, Дементьев, Корнилов и другие)

В эти же годы приходит Твардовский, Исаковский,

30- годы – зарождение массовой народной песни: Сурхов, Лебедев-Кумач, Смелюков, Бернгольц.

Появление производственного романа: Оренбург, Леонов.

Роман воспитания: «Педагогическая поэма» Макаренко, «Как закалялась сталь» Островский.

Зарождение исторического романа с советских традиций: Юрий Тынянов, Чапыгин, Форш, Толстой, Горький «Жизнь Клима».

Роман антиутопия: «Мастер и Маргарита», «Черенбур».

«Тихий Дон» — эпическое полотно, проблема авторства.

Шолохов – не деревенщик.

Зарождение комического и трагического в прозе: Зощенко и Платонов, Ильф-Петров.

30-е годы драматургия: «Таня» Арбузов, Афиногенов «Машенька»(до сих пор идут в театрах).

Становление оборонной литературы.

«Гадюка».

Лекция

Русская литература периода ВОВ и послевоенного десятилетия.

Эпоха ВОВ породила: замечательную по силе и искренности поэзию, публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.

Шолохов, Толстой, Леонов – выдающиеся публицисты (ausstehenden)

Искусство публицистика прошло несколько этапов:

  1. В первые месяцы войны публицистике присуще изображение врага отвлечённо схематично.
  2. К 1942 году публицистика обогащается элементами психологического анализа.
  3. Пеломный год 43 — публицистика выясняет причины поражения фашистов.
  4. Тяготение к документальности: использование фотографий, дневников, писем.

Проза черновых лет: сначала зарождение в очерковом варианте, потом обращение к проблеме героического и повседневного.

2 годы войны – 200 повестей.

Во время ВОВ на 1 место выступает жанр героическая и романтическая повесть (20-300-е гг. – приключенческая, юмористическая, психологическая, бытовая повесть).

Повести Ванды Василевской «Радуга» (42), «Просто любовь» (44), А.Толстой «Рассказы Ивана Сударева» (42), Л.Соболев «Морская душа» (42).

К концу войны проза тяготеет к эпичности: «Молодая гвардия» Фадеев, «Они сражались за родину» Шолохов.

300 пьес – в драматургии

Военная лирика занимает первое место (песни, стихи).

Песни:

  1. Л.Дербенёв – стихи

В.Зацепис – музыка

«Давно была война»

  1. В.Лебедев-Кумач – стихи

А.Александров – музыка

«Священная война» 1941

  1. М.Исаковский

М.Бландер

13 стр., 6233 слов

Литературный процесс 60-х годов

... литературы второй половины 60—80-х годов, которое получит обозначение «деревенская проза». Вокруг этого понятия будет сломано ... человеческой». Эту особенность можно увидеть на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Герои произведения и повествователь ... Твардовский многочисленным произведениям на «производственную тему»: Гладишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, ...

«При фронтовом лесу» 1942

  1. А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Соловьи» 1942

  1. Фатьянов

Соловьёв-Седой

«На солнечной поляночке» 1942

  1. А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Давно мы дома не были» («Горит свечи огарочек») 1945

  1. А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Где ж ты, мой сад?» 1944

  1. Исаковский

В.Захаров

«Ой, туманы мои» 1942

  1. Долматовский

М.Фрадкин

«Случайный (офицерский) вальс» 1943

  1. Шумел сурово брянский лес. Музыка Каца. Стихи Анатолия Сафронова. 1942
  2. В землянке. Музыка Константина Листова. Слова Алексей Сурков. 1941.
  3. Тёмная ночь. 1942. Стихи Владимира Агатова. Музыка Никиты Богословского.
  4. Смуглянка. 1940. Стихи Якова Шведова. Музыка Анатолия Новикова.
  5. Эх дороги. Стихи Льва Ашанина. Музыка Анатолия Новикова 1945.
  1. Враги сожгли родную хату. 1945 год. Матвей Бланко. Стихи Исаковского.
  2. На безымянной высоте. Стихи Мантусовского Михаила. Музыка Баснера. 1964
  3. «Последний бой» к 30-ю победы
  4. В.Высоцкий «Братская могила» 1965 (к.ф. «Я родом из детства»); «Он не вернулся из боя» (к.ф. «Отряд особого назначения»)
  5. Р.Гамзатов, Н.Гребнёв – стихи, музыка – Ян Френнель «Журавли»
  6. Е.Агранович, Р.Хозак «Офицеры» 1971
  7. К.Ваншенкин

Э.Колмановский

«Алёша» 1967

Лекция № 6.

Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.

Николай Майоров «Мы».

В эти годы в прозе важна историко-документальная основа сюжета, которая должна была пройти через партийную критику «Молодая гвардия». Обращаются к исторической теме в годы ВОВ. А.Толстой «Пётр 1», Голубов «Багратион», Степанов «Порт-Артур» и др.

Шолохов «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия».

46 год – послевоенное десятилетие. Что повлияло?

  1. Политическая и духовно-общественная ситуация (солдата хотели видеть только победоносцем)
  2. Международная напряжённость
  3. Апогей сталинского культа

1946-1948 – постановление ЦКВКПб в области литературы и искусства.

Первые книги писателей-фронтовиков: роман Оренбурга «Буря», Казакевич «Весна на ..», Гончар «Знаменосцы», Виктор Некрасов (вынужденный иммигрант) «В окопах Сталинграда».

«В окопах Сталинграда».

Вера Панова «Спутники» (фильм «На всю оставшуюся жизнь).

Тема возвращения к мирному труду: А.Платонов очерк «На могилах советских солдат», Бабаевский «Кавалер золотой звезды», Твардовский «Я убит подо Ржевом».

11 стр., 5420 слов

1.Новаторство прозы Чехова

... в повести Ч. расшатыв. привычн. границы. Ч. не написал романа, т.к. его интересовало другое: можно ли изобразить жизнь ... курсы. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА - стих. "Старый портрет" ("Всеобщий журнал". 1911, № 3). 1912 Январь - ... через 200-300 лет», поисками нов. смысла (Невеста, Вишн. сад). Традиция. Пушкинск. традиции обознач. ещё в ранней прозе Ч (мысль в ...

Интеллигенция в революции: Федин «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр».

Николай Островский « Как закалялась сталь».

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Фёдор Панфёров «Борьба за мир», «В стране поверженных», «Большое искусство».

Михаил Бубёнов «Белая берёза».

Леонов «Русский лес», «Евгения Ивановна».

Два направления: военная проза, проза о войне, деревенская проза.

Всё в рамках нового реализма.

52-56 год – отсчёт деревенской прозы. Очерки: Овечкин «Районные будни», Троепольский «Из записок агронома».

Виктор Курочкин «А на войне, как на войне».

50-60-е годы – доминирующие жанры: очерк, рассказ, повесть.

«Судьба человека» Шолохов, «Владимирские просёлки», «Капля росы» В. Солоухин, «Дневные звёзды» Ольга Бергольц,

Вторая половина 50-60-х.

Жанры социально-психологической новеллы и повести.

Ю.Казаков, Ю. Нагибин, С.Антонов.

П.Нивин «Жестокость» (экранизация с Юматовым), «Испытательный срок».

В.Тендриков «Ухабы», «Короткое замыкание».

Характерен крупный план.

«Монтажные произведения».

«Художественно-документальная проза».

Военная проза.

Тема дети и война: В.Богомолов «Иван», «Зося», рассказы Веры Пановой «Валя и Володя», В.Астафьев «Где-то была война», «Звездопад» (любовь и война + экранизация), «Пастух и пастушка», Щеглов «Когда отец ушёл на фронт», «Красное вино победы».

Лекция.

Создание истории романа Шолохова.

Первоначально хотел показать казачество в революции. Название первоначальное «Донщина».

Становится романом о судьбах, двух войн и революций.

Выход первых книг в 1928. Русская эмиграция рассматривали как вторую «Войну и мир».

32 – Шолохов входит в партию.

38 – обвинен. Спас от расстрела Сталин.

Писатель работает с 1925 по 1940 год.

  1. Роман написан сточки зрения белых.
  2. Проблема авторства 1928 год появление слухов. Утверждали, рукопись романа была похищена из сумки белого офицера. Раскулачить казачество, расказачить казачество. Зависть.

1932 год – судебное разбирательство, Шолохова оправдывают.

37 – 38 – НКВД занялся сбором компромата для его ареста. Фёдор Крюков (1870-1920).

«Стремя Тихого Дона» (загадки романа).

Д* тоМАШЕВСКИЙ. МЕДВЕДЕВА-тоМАШЕВСКАЯ. Утверждала, что Шолохову принадлежит только 5% текста, всё остальное Крюкову (1920 умер от тифа).

Аргументы в пользу Крюкова:

  1. Знал казачество
  2. Имел писательский опыт
  3. Владел донскими диалектами
  4. Находился в оппозиции по отношению к советской власти

Аргументы против Шолохова:

7 стр., 3334 слов

Поиски “нравственного соглашения” между людьми как авторская ...

... проза и указывала на непреложность “преграды”, “которая стоит между человеком и другими” (Толстой, 30, 22), и несла преодоление этой преграды. Литература ... одиночеством, непониманием, предубеждениями. Левин в романе “Анна Каренина” призывает Облонского: ... став на точку зрения другого. “...Век всепонимания – век релятивизма, с чудовищной способностью к ... его в тридцать один год не кончена, князь Андрей ...

  1. Молодость
  2. Недостаточность образования
  3. Происхождение из купеческой, а не казачьей семьи
  4. При сравнивании «Дона» и «Поднятой целины» — различный уровень литературных произведений

У истинного автора – дух свободолюбия, у соавтора Шолохова – голая политическая форма. Язык богатый и органичный у автора – бедный и беспомощный у соавтора.

Задача Томашевской: распознать фрагменты двух текстов: исходного и вторичного.

Сравнить казачий быт и революционные события.

Претенденты:

  1. Крюков
  2. Тесть Шолохова Громославский
  3. Жена писателя Мария Шолохова-Громославская
  4. Шурин Шолохова

Исследователи американец Ермолаев и норвежец Гееро Хьюсто доказали, что Шолохов – автор методом лингвистического-математического анализа.

«Тихий Дон против Шолохова» — стилистический анализ текста: «У романа – 2 сосуществующих автора».

Продолжалось до 90-х годов. Не было исходной рукописи.

1999 – рукописи и дневники в лит институте – закрепления авторства за Шолоховым.

  1. Смысл названия «Тихого Дона», почему тихий?

Восходит к песням казачества: «Славный Тихий Дон!», «Ты – наш батюшка Тихий Дон»,

Тихий – соотносился со спокойным и мирным.

Тихий Дон – символ народной казаческой жизни.

Историческое время романа.

Май 1912 год – по март 1922 год.

Действие романа

  1. точное название хуторов, вымышленное – Татарское, топоним – имение Ягодное
  2. деление книги на 8 частей
  3. количество действующих лиц
  4. «В мире Тихого Дона» Симанов – посчитал 699 человек
  5. Прототип главного героя – Харлампий Ермаков
  6. Чётко показано метание человека того времени
  7. Главные действующие герои романа – 6 семей, история которых прослеживается в романе: серядники Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Астаховы, купцы Моховы, дворяне Лисницкие.

1965 – Нобелевская премия.

Деревенская проза.

Жень рождение прозы — сентябрь 1952 года, читатели получили номер журналов «Новый мир» с циклом очерков «Районные будни».

Жизнь изнутри, с точки зрения крестьянина.

Основное различие: вся послевоенная литература показывает, как быстро деревня восстанавливает своё хозяйство под руководством положительного руководителя. Деревенская с 1952 – отказываются от локировки изображаемой жизни и показывают истинную трагедию жизни крестьянина. В центре – послевоенная деревня, нищая, бесправная, колхозники до 1960-х не имели паспортов, без начальства не могли покинуть место жительство.

11 стр., 5046 слов

‘Русская идея’ в произведениях философов-эмигрантов ...

... 2 млн. человек в течение всего нескольких лет). Эмиграция 20-х гг. сложилась из трех разнородных и разновременных слоев. ... 3. Самобытность «русского идейного пути» Заключение Список источников и литературы ВВЕДЕНИЕ "Русская идея" - понятие, с помощью которого ... национальной специфики философской культуры России девятнадцатого и двадцатого веков, постановка вопроса об основных чертах русской нации. .1 ...

  1. Конец 19 начало 20 века (90% российской империи – крестьяне).

    Русский народ – русское крестьянство – слова синонимы.

  2. Середина 20 века – население города и села сравнялось (50 на 50) – жизнь крестьянства, как основного населения России.

Крестьяне трансформировались в сельхоз.рабочих, фольклорная – в современно-профессиональную, сельский уклад – городской образ жизни, традиции разрушались – не успев смениться другими. Предприниматели-фермеры и наёмные рабочие. После коллективизации (была обусловлена политической необходимостью).

В селе – мелкий фермер, город –рабочий класс.

Послевоенная проблема села, оставшиеся в живых мужчины, покидают село, солдаты, видевшие Европу, покидали деревни.

Получив паспорта и свободу, молодежь уезжает в города. Село решает проблемы бедности, 30-40-е после войны переходит на решение проблем «сытости» досуга и потребления.

Теория «бесконфликтности».

1929-1933 – года «великого перелома», когда крестьянин перестал быть хозяином.

Астафьев, Распутин.

1933 – искусственный голод, Михаил Алексеев «Вишнёвый омут», «Драчуны», «Хлеб – имя существительное».

Литература русского зарубежья.

Не только русская эмиграция, после 1917 года, первой мировой войны, гражданской войны, ход русской истории был изменён. Изменены контуры российской империи, от России откололись Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия.

Свыше миллиона – официальные данные.

1920-й год – перепись за границей – 10 миллионов эмиграции.

22 год – отсчитываем русскую эмиграцию «философский пароход».

Рахманинов и Стравинский, Шаляпин, актёр Михаил Чехов, художники Репин, Рерих, Коровин и другие, мыслители Бердяев, Булгаков. Русская литература раскалывается на «здесь» и «там».

Лекция.

«Русский Берлин».

Берлинский дом искусств – по образу и подобию Петербурга.

  1. Экономическая ситуация
  2. В Берлине – издательский бум
  3. Журнал «Русская книга» — «Новая русская книга»
  4. 20-е годы – эпопея, беседа, газета – дни с 1928 года в Париже, берлинская газета «Руль»

«Русский Париж».

В середине 30-х становится очевидно, что эмиграция – это навсегда. Эмигрантов не печатают на Родине и говорят о них крайне не пренебрежительно. Более того заочные суды советских литераторов над писателями эмиграции. Называют «писатели – белогвардейцы». Журнал «Современные записки», газеты «Последние новости», «Возрождение», «Звено».

Задачи:

— сохранение русского наследия

Молодое поколение.

1936 год – разгорелась шумная полемика вокруг младшего поколения эмигрантов.

Владимир Набоков, Гайто Газданов.

Проза русской эмиграции.

Первые годы дались тяжело – связано с финансовыми проблемами. Публицистика.

Куприн, шмелёв, бунин, ремизов – в эмиграции напишут лучшие произведения.

«Юнкера» — лучший у Куприна.

Бунин – становится в эмиграции старшего поколения первым прозаиком. Пишет всё лучше и лучше. Нобелевская премия. 1933 года.

«Тёмные аллеи» — вершины творчества.

Алексей Толстой. Уже в России редактирует «Хождение по мукам».

Марк Алданов, Михаил Асоргин «Сивцев вражек».

После второй мировой войны – Ирина Адоевцева «На берегах Невы, на берегах Севны» (Иванов), Нина Берберова (Ходасевич), Галина Кузнецова «Граский дневник» (Бунин), Владимир Варшавский «Незамеченное поколение», Василий Яновский «Поля Елисейские».

Поэзия русской эмиграции (поэты войны).

Иван Саввин 1899 – 1927. Вся семья уничтожена в гражданской войне.

Поэт-воин Николай Туроверов 1899-1972. Стихотворение «Крым» о расставании с Россией.

Французский национальный легион.

Арсений Несмелов 1889-1945. Первую мировую войну прошёл в армии Колчака, был образцом для своих товарищей.

Поэт Петербурга Георгий Адамович «На земле была одна столица, всё остальное просто города», на первом плане – критика.

Борис Поплавский.

Ирина Кноринг.

«Незамеченное поколение». Червинская, Штейгер.

Дневники.

Владимир Смоленский.

Сергей Маковский.

Историческая и историко-революционная проза.

Впервые опыт исторической прозы рассматривал Горький. Юрий Тынянов, Алексей Толстой, Чапыгин.

«Родословная революция» — термин Алексея Толстого.

Литература в историческом романе создаёт своё поле философии истории. Литература извлекает из прошлого социальные и нравственные уроки и в идеях и образах исторического прошлого преломляется множество проблем современности.

  1. Личность и народ
  2. Народ и история
  3. Развития нации и национальных культур

Лекции — Стр 2

В эпическом русле исторической прозы можно выделить несколько повествовательных форм:

— социально-аналитический роман «Пётр 1» Толстого, «Степан Разин», «Чингисхан», «Дмитрий Донской»

— бытописательские повести Дмитрий Балашов «Государи Российские»

— психологические романы жизнеописания «Лики на заре» Вера Панова, «Шукшин «Я пришёл вам дать волю»

— романы-эссе «Глоток свободы» Окуджавы

— философские романы-притчи Давыдов «Глухая пора листопада»

Лекция.

Литература 60-80-х годов 20-го века.

В 20-3-е годы рассматривали взаимодействие молодой советской и русской классики – по эпохам они были близки друг другу. То в литературе 50 рассматривается взаимодействие русской и европейской литературы 19-20-го века и собственно традиция социалистического реализма.

Соцреализм – те же неореалисты.

В 60-е годы происходит расширение, обогащение жанров и также обогащение художественных стилей.

История прозы и поэзии 60-х оценивается в истории литературы как переломный момент.

В 1965 году в журнале «Вопросы литературы» это состояние выливается в формулу «Искусству нужен синтез, обобщению великой правды века».

В конце 60-х начале 70-х проводились дискуссии на такие темы:

1966 — «Жизненный материал и художественное обобщение»

1970 — «Публицистика – передний край литературы»

1973 – «Публицистика и современность»

ЖУРНАЛЫ «Литературная учёба», «Вопросы литературы».

Ведущими произведения Астафьева, Белова, Залыгина, Шукшина.

1964 год – «На Иртыше»

Василий Белов 1966 «Повесть привычное дело».

Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» в центре журналист и военный.

А.Чаковский «Блокада» 1968-1974.

В 60-70-е развитие фронтовой темы идёт по двум направлениям:

  1. Панорамному
  2. Сфера размышлений и эмоций одного солдата

65-69 – Бондарев «Горячий снег»

«Пастух и пастушка»

«Обелиск»

«Волчья стая»

77 Евгений Носов «Усвятские шлеманосцы»

Основная характеристика: тяга к обобщению.

«Судьба Петра Проскурина», «Матерь человеческая».

Три основные тенденции движения литературы 70-х годов:

  1. Углубление историзма в трактовке важнейших тем современности (ВОВ, произведения о рабочем классе, произведения о жизни деревни)
  2. Стремление к углублению человеческих характеров в художественном произведении
  3. Тяготение к эпичности

В прозе о деревни существовало 2 ветви: лирическая, социально-аналитическая. В.Солоухин, С.Крутилин, В.Лиханосов, Ф.Абрамов и другие.

Литература 70-х годов развивает эти тенденции и эстетически, и художественно.

В 70-е годы развивается такая тема, как очерки о Байкале, Каспии, о лесах Закарпатья, в защиту рек средней полосе России.

Литература философского направления, которая дополняет публицистику. И проза этих лет развивается в двух направлениях: документально-очерковом (Васильев, Овечкин, Гранин, Адамович), собственно беллетризированные (Тендриков, Крупин, Маканин, Личутин).

«И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Чингиз Айтматов.

Направление осмысление историко-культурных событий, всплеск исторического романа. 60-летие Октябрьской революции, 600-летие Куликовской битвы, 60-летие образования СССР: «Куликово поле», «Искупление», «Память».

60-80-е годы в литературе охвачены все сферы жизни:

  1. Город и деревня
  2. Война и мирное строительство
  3. Духовные обретения и нравственные утраты

Проза насыщается общественно-исторической и нравственно-философской проблематикой, происходит возрождение жанра социально-философского романа, а на смену панорамному роману приходит роман эпопея.

Литература фиксирует изменения общественной психологии.