1.Новаторство прозы Чехова

Билет №24

2.Творчество Ахматовой.

3.Стилистические ресурсы русского языка (сложное предложение).

_____________________________________________________________________________

1.Новаторство прозы Чехова.

1860, Таганрог – 1904, Баденвейлер. 1-ые изв. опубл. пр-ия «Письмо к учен. соседу» и «Что чаще всего встреч. в р-нах» (80) – пародии, излюбл. жанр юм. ж-лов; опыт психол. повест-ия – пов-ти «Живой товар» и «Цветы запоздалые», дерев. тема, 1 из гл. в РЛ 80-ых, особ. интерес. артистич. миром. Два наиб. крупн. пр-ия первых лет – пов. «Ненуж. победа» (82) и угол. р-н «Драма на охоте» (85) им. внеш. пр-ки пародии, но перерастают ее, содерж. начатки психол-ма, жанров. и пейз. описаний. Опред. черта лит. позиции – усвоение тр-ций клас. лит-ры одновр. с их решит. переосмысл-ием; тема мал. чел-ка (Двое в одном, На гвозде, Депутат, Смерть чин-ка, Толст. и тонк.) перевернута, мал. чел-к стал гл. объектом осмеяния за собст. готов-ть пресмыкаться и подличать, даже когда его не принуждают (более трезв. взгляд на рабск. псих-гию); «Анна на шее» — переосмысл. история девушки из угнетен. сословия, внутр., а не внеш. нищета, сует-ть и жестокость бывш. Золушки. «Осколочн.» сценка поднялась до ур-ня больш. лит-ры: особ. приемы кратк-ти, заглавия простые, реже иронич., пародийн., говорящие и смешн. фамилии, речь героев правдоподобно-быт. и забавная; установка сценки – писать смешно и коротко – достиг. особ. выр-ти деталей, значит-но расшир. предст-ия о возм. ист-ках тем и сюжетов ХП. В основе юмора столкн-ие несовместимого, несураз-ти мышл-ия и повед-ия, пуст. претензии, соц. пестрота, недоразум-ия. В детск. восприятии мир увиден заново, измерен собст. морал. и ценност. шкалой (Кухарка женится, Гриша).

С 85 г. в пр-иях намеч. чрезвыч. разнообр-ие тонал-ти, нач. переход от насмешки к анализу сложн. хар-ров, изуч-ию полноты жизни. (Ведьма, Агафья, Тайный сов-к, Учитель, Враги, Верочка, Поцелуй); с 84 по 88 созд. ок. 350 пр-ий, гл. обр «серьезн. этюды», темы – разн. жизнен. ситуации, психол. сост-ия, быт. явл-ия (Володя, Страхи, Горе, Свадьба, Скука жизни); исслед-ия хар-ров, темпер-тов, типов (Тина, Холодная кровь); соц. группы, сословия (Егерь, Злоумыш-к, Темнота, Мечты), актер. и художнич. жизнь (Юбилей, Критик, Актерск. Гибель); критика не поним. своеобр-ия и новат-ва р-зов, обвин. Ч. в фотографир-ии, случайн-ти, бессмысл-ти, но эти р-зы дают чрезв. шир. картину рос. жизни, представл. в поразит-ном разнообр-ии аспектов, лиц. Ч. не специализир. на опред. соц. группе, психол. типе; в к.80-ых опред. тип чех. героя и осн. предмет изобр-ия – сам. заурядный, «средний чел-к» и обыден. жизнь; суть новат-ва не в самом обр-ии к ним, а в стремл-ии рассмотреть разн. сословия и сост-ия под един. углом зрения, найти закономер-ти, хар-ки созн-ия «ср. чел-ка». Объединяющее начало – нов. тип события, сдвиг в созн-ии, открытие жизни с нов. неожид. стороны, осозн-ие ее враждеб-ти, невозм-ти в ней разобраться (Следов-ль, Хористка, Тапер, Житейск.

24 стр., 11538 слов

Психологическая роль сказки в жизни дошкольника

... восприятия сказки ребенком-дошкольником Сказка играет большую роль в жизни дошкольника в его психическом развитии. По мнению А.В. ... сказки. Изучение сказки показывает, что в ней отражается действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и ... радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и ...

Мелочь); созд. иллюзия бессобыт-ти. В отл. от ЛТ, Дост., у Ч. почти нет героев-идеологов, фил-фов, нос-лей тверд. убежд-ий. Вырабат. оригин. методы изуч-ия психики: Ч. – 1 крупн. рус. пис-ль, чьи творч. принципы слож. под реш. вл-ием естест. наук, отсюда соотн-ие быта и созн-ия, выр-ие мыслит. и дух. процесса в речи, повед-ии; мелочи, штрихи, случ. черты обстан-ки игр. огром. роль в анализе внутр. жизни. «Степь» (88) – итог ран. тв-ва, соед. лиризм, юмор, маст-во быт. зарисовки, пейзажа, поэзия в прозе. К к.80-ых склад. особ. тип автор. позиции, объект-ть тв-ва; в спорах на этич., мировоззренч. темы автор не дает непреложн. реш-ия, отказ. от проповеди; созд. впеч-ие, что в ХП говорит сама жизнь, объект. реал-ть. «Скуч. история» (89) – размышл-ия над исканиями интел-ции, важн. проблемами бытия в рамках обыден. жизни; «Дуэль» (91) – конфликт рацион.-спрямлен., социал-дарвинистского мышл-ия и нелепой, изолгавшейся, безвольн. жизни, для к-рого нет окончат. разреш-ия (никто не знает настоящ. правды); шедевр «Палата №6» (92) – символич. обобщ-ие рус. дейст-ти. После Сахалина Ч. освоб. от вл-ия морал. проп-ди ЛТ, Крейц. соната вызыв. полемику; вопреки общеобязат. истине культивировал непредсказуем-ть, индив-ть судеб; сам ЛТ счит., что Ч.

созд. соверш. новые для всего мира ф-мы письма. Осн. тема ХП в 90-ые – жизнь обыкн. совр-ков, иллюзии, несостоят-ть жизнен. программ (Попрыгунья, Скрипка Ротшильда, Учитель словес-ти, Чел-к в футляре, Ионыч); не предлаг. чит-лю утеш-ия, спасит. рецептов, счастл. развязок; бесспорн. вещи – труд, семья, иск-во – непрочны и фальшивы, не служат спас-ием; автор беспощаден к собст. героям, чужд лакировки. Враги героев – не просто «среда», пошлость, но они сами, непоним-ие, замкнут-ть интересов, собст. правд. Постеп. измен. критерии «настоящей правды», к к.90-ых тв-во стало более социально (Бабье царство, Дом с мезонином), огром. резонанс вызв. «Мужики» (97), «В овраге» (00), бившие по народнич. и либер. иллюзиям. Пр-ия посл. лет отмеч. мечтой о счастл. жизни «через 200-300 лет», поисками нов. смысла (Невеста, Вишн. сад).

Традиция. Пушкинск. традиции обознач. ещё в ранней прозе Ч (мысль в её простоте и ясности).

Ч. близок пушк. «Повестям Белкина». Сам же Ч. отмечал свою близость скорее Гоголю (сатирич. ключ, гротеск, герой в быту, в своей традиц. повседн. жизни, где он и раскрыв-ся).

Но у Гоголя – подробн. детализ-я, тяга к опредмечиванию живого. У Ч. же деталей не много, но они чрезвыч. нагружены, говорящие, доходит почти до уровня символа. Тург. традиция (см. «Записки охотника»): прослежив-ся действие в сюжете, внимание к нему (Тург. «Свидание» — Ч. «Егерь»).

«Мечты», «Счастье». Щедринск. традиц.: Ч. не срывает масок, не прибег. к острым гиперболам. У Ч. более тонк. инструментарий. Излюбл. чех. приём: изображ. внутр. мира героя через его поступки. Именно внутр. мир и определ. нашу жизнь. Важно достоинство челов.

11 стр., 5444 слов

Проблема любви, брака и семьи в романе Толстого Анна Каренина ...

... давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова, незаконная жена соседнего помещика ... - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович». Живые, естественные чувства Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и церковью. Узнав об измене Анны, он, после « ...

Новаторство. Ч. – в поиске нов. жанр. форм: и в расск., и в повести Ч. расшатыв. привычн. границы. Ч. не написал романа, т.к. его интересовало другое: можно ли изобразить жизнь небольшого кол-ва людей, но при этом эпич. размах духовн/душевн. жизни. Интерес у раннего Чехова к неожиданной точности, природным деталям. Мир природы сближ-ся с бытов. сценами. Юмористич. рассказ, сценка, юморист. дневник, фельетон – это те жанры, в которых пробует себя молод. Ч. Из физиологии – деталь, злободневность, компактность и точность зарисовки. Сначала у Ч. мы находим комич. комич. новеллу. Со временем фабульность у него будет ослабляться. Доминирующ. будет сценка, без комич. конца. Нараст. бессобытийность, рассказом станов-ся случайно выхвач. из жизни эпизод, действие обрыв-ся на середине, финал открытый. Большую роль играют диалоги (это характ. для коротк. расск. и других авторов, наприм. Лейкина).

Ч. постоянно сосредатач-ся на внутр. мире челов., на оригинальн-ти этого челов. Вещная линия раздвигается Чеховым, чтобы выписать внутр. мир челов. Детали у Ч. очень значимы. Деталь будет иметь ослабл. связь с ситуац. Реальность, как сумма случайностей. Если герой Ч. философствует, то чаще в негат. смысле. Умств. герой у Ч. – герой не живущий. Этот герой – главн. находка Ч. Развитие и деградация героя происх. не целенаправленно. Нет поступат. движ-я, всё происх. случайно, стихийно. Внутр. монолог у Ч. редок. Характ. перемежающ. планы: обыденность – пейзаж – внутр. мир челов. Метафора у Ч. бедна («Ионыч»).

Впоследств. Ч. чаще обращ-ся к несобств. прямой речи, которая вытесн. внутр. монолог (т.к. внутр. монолог «прямой речью отдаляет героя от читателя»; у Ч. – несобственно прямые переживания).

Внутр. движ-я героев передаются не через внеш. жесты (здесь Ч. схож с Т.), а перед-ся через ритм и темп речи. Атмосфера передаётся через синтаксис. (Гаспаров: «Ч. притворялся не-новатором, тогд как другие притворялись новаторами»).

_____________________________________________________________________________

2.Творчество Ахматовой

Хроника жизни и творчества Анны Ахматовой

1889 11 (23) июня — у инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и его жены Инны Эразмовны (в девичестве Стоговой) родилась дочь Анна. Место рождения — дачное предместье Одессы. 1891 — Семья Горенко переезжает в Царское Село. 1900 — Анна Горенко поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию. 1903 — Знакомство с Николаем Гумилевым. 1905 — Инна Эразмовна после развода с мужем, забрав детей, переезжает в Крым. 1906-1907 — Анна живет у родственников в Киеве. Поступает в последний класс Фундуклеевской гимназии. По окончании записывается на юридическое отделение Высших киевских женских курсов. Переписывается с уехавшим в Париж Гумилевым. Первая публикация: стих. «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус» (издатель Н.Гумилев).

1909 — Принимает официальное предложение Гумилева стать его женой. 1910 25 апреля — Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Май — Супруги Гумилевы — в Париже (свадебное путешествие).

12 стр., 5994 слов

Ахматова и «Ахматовцы»

... о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их ... (нач. 1910-х гг.). Гумилев Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила ... лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией ...

Лето — В Слепневе, тверском имении свекрови А.И.Гумилевой. 1911 — Поступает на петербургские Женские курсы. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА — стих. «Старый портрет» («Всеобщий журнал». 1911, № 3).

1912 Январь — В литературном кабаре «Бродячая Собака» с большим успехом читает свои стихи на юбилейном вечере К.Бальмонта. Начало марта — Вышел первый сборник «Вечер» (изд. «Цех поэтов», тираж 300 экз.).

Апрель-май — Путешествие вместе с Гумилевым по Италии. По возвращении — знакомство с Маяковским. 18 сентября (1 октября) — рождение сына Льва. 1913 Весна — Встреча и начало влюбленной дружбы с Н.В.Недоброво. Ноябрь — Выступление в паре с Ал. Блоком на вечере по случаю приезда в Петербург Эмиля Верхарна. Декабрь — В гостях у Блока. 1914 Март. Выходит второй сб. А.А. «Четки» (изд. «Гиперборей», тираж 1000 экз.).

Август. Гумилев добровольцем, записавшись в лейб-гвардии Уланский полк, уходит на фронт. 1915 25 августа. Смерть отца. Осень. В связи с обострением хронического туберкулезного процесса в легких лечится в Финляндии. 1916 Лето. По настоянию врачей проводит его на юге, в Севастополе. Последнее свидание с Николаем Владимировичем Недоброво. 1917 Март. Провожает Н.Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус. Лето. В Слепневе, с сыном и свекровью. Сентябрь. Выходит третий сборник Ахматовой «Белая стая» (изд. «Гиперборей»).

1918 Апрель. Разрыв с вернувшимся из Лондона в Петроград Н.Гумилевым. Последняя, на Троицу, совместная поездка к сыну в Бежецк. Осень. Выходит замуж за В.К.Шилейко, ученого-ассириолога и переводчика с клинописных языков. 1919 Май. К Ахматовой и Шилейко в их жилище в Мраморном дворце несколько раз приходил Гумилев и приводил с собой сына. 1920 Январь. Вписала в рукописный альбом К.И.Чуковского «Чукоккала» стих. «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…» 1921 Начало года. В журнале «Дом искусств», № 1 — статья К.Чуковского «Ахматова и Маяковский». 11 февраля. В Доме литераторов в Петрограде — вечер памяти Пушкина. Ахматова в президиуме; Блок — с речью «О назначении поэта». На вечере был Н.С.Гумилев. Апрель. Вышел «Подорожник», четвертый сб. стихотворений А.А. (изд. «Петрополис», тираж 1000 экз.).

Ночь с 3 на 4 августа. Арест Н.С.Гумилева. 7 августа. Смерть Блока. 10 августа. Похороны Блока на Смоленском кладбище. 25 августа. Расстрелян Н.С.Гумилев. Место расстрела — поселок Бернгардовка под Петроградом. Октябрь. Вышел пятый сборник стих. А.Ахматовой «Anno Domini» (изд. «Петрополис», тираж 2000 экз.).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

1922 Январь. Знакомство с Пастернаком. Конец года. Становится женой искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина. 1924 24 августа. В день наводнения — на панихиде по Блоку на Смоленском кладбище. Осень — Переселяется к Н.Н.Пунину, во внутренний (садовый) флигель Шереметьевского дворца — Фонтанного Дома; продолжает бывать и в Мраморном дворце, у Шилейко, заботясь о нем, и о его собаке. В Фонтанный Дом к А.А. приходил С.Есенин. 8 декабря — В Мраморный дворец к А.А. впервые пришел П.Н.Лукницкий, молодой филолог, решившийся, несмотря ни на что, собирать, пока не поздно, материалы к биографии расстрелянного Н.С.Гумилева. Оставил уникальный дневник- запись встреч и бесед с А.А. в 1924-1929 гг. 1925 Весна — Новая вспышка туберкулезного процесса в легких. В июле — Навестила А.И.Гумилеву и сына в Бежецке. Расспрашивала свекровь о Н.С.Гумилеве (для биографии).

В течение года — Встречи и беседы с П.Лукницким о жизни и творчестве Гумилева. Начинает изучать Пушкина и архитектуру Петербурга. Исключена из Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарский поэт. 1926 Начало года — Штудирует Пушкина. Продолжаются визиты Лукницкого в связи с его работой «Труды и дни» — о Николае Гумилеве. 12 мая — Читала стихи на литературном вечере в Ленинградской филармонии. Выступали: М. Булгаков, Евг. Замятин, М. Зощенко, М. Кузьмин, В. Каверин, А.Н.Толстой, Н. Тихонов, К. Федин. По всей вероятности, в этот день состоялось знакомство с Михаилом Булгаковым. 8 июня — Официально расторгнут брак с В.К.Шилейко. 1927 Июнь-июль — Лечится в Кисловодске в санатории ЦКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых).

Встречается с Маршаком, Качаловым, Станиславским. 1930 Начало лета — Познакомилась с известным литературоведом Николаем Ивановичем Харджиевым. Их дружба продолжалась до самых последних дней жизни А.А. 1931 Март — Начало работы над статьей «Последняя сказка Пушкина». 1932 9 июля — В Москве по просьбе литератора Л.Горнунга, собиравшего, как и Лукницкий, материалы к биографии Гумилева, вписала в его альбом стих. «Не бывать тебе в живых…», посвященное Н.С.Гумилеву. 1933 15 февраля — В Пушкинском Доме прочла научный доклад «Последняя сказка Пушкина» Октябрь — Вышла книга «Петр Павел Рубенс. Письма». Изд. «Academia», пер. А.А.Ахматовой. Конец года — Познакомилась с московским семейством Ардовых. 1934 В ночь с 13 на 14 мая — В своей московской квартире на глазах А.А. был арестован О.Э.Мандельштам. 1935 27 октября — Арест Н.Н.Пунина и Л.Н.Гумилева. А.А. срочно выезжает в Москву. 30 октября — М.Булгаков помогает А.А. составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына. В этих хлопотах Ахматовой приняли деятельное участие: Л.Сейфуллина, Э.Герштейн, Б.Пастернак, Б.Пильняк. 3 ноября — Николай Пунин и Лев Гумилев освобождены. 1936 Январь — Вместе с Б.Пастернаком ходила в прокуратуру СССР с просьбой о смягчении участи О.Мандельштама. 5-11 февраля — Поездка к сосланным в Воронеж Мандельштамам. 21 апреля — В Пушкинском Доме читает доклад «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина». 1937 20 февраля — Ахматову, члена Пушкинской комиссии, «забыли» пригласить на традиционное заседание памяти Пушкина. В конце мая — У Мандельштама кончился срок ссылки, и он вместе с женой вернулся в Москву; А.А. тут же навестила друзей. 1938 10 марта — Снова арестован Л.Н.Гумилев. А.А. стоит в очередях перед тюрьмой на ул. Шпалерной (дом предварительного заключения); здесь еще принимают передачи и записочки от родных с «воли». Весна. Последняя встреча с тайно приехавшим в Ленинград Мандельштамом. Ночь с 1 на 2 мая — В подмосковном доме отдыха «Саматиха» снова арестован О.Мандельштам. 19 сентября — Расстается с Н.Н.Пуниным, но остается жить в той же квартире, так как иной жилплощади у нее нет. 27 сентября — Военным трибуналом Ленинградского военного округа Л.Н.Гумилев приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 17 ноября — Военная коллегия Верховного суда СССР не утвердила вынесенный Л.Гумилеву приговор. Дело направлено на дополнительное расследование. 27 декабря — Во владивостокском пересыльном лагере на Второй речке скончался О.Э.Мандельштам. Похоронен там же, в общей могиле. 1939 Начало года — Узнала от Э.Герштейн о гибели О.Мандельштама. 26 июля — Решением Особого совещания при НКВД СССР Лев Гумилев осужден на 5 лет ИТЛ. 1940 14 апреля — В день рождения Маяковского на юбилейном вечере в Ленинградской капелле читала посвященное поэту стих. «Маяковский в 1913 году». Вторая половина апреля — Держала присланную из Москвы корректуру готовившегося в ГИХЛ сборника своих стихотворений — книга в свет так и не вышла. Май — Вышел ленинградский сборник Ахматовой «Из шести книг». 25-30 августа — Гостила на даче у Пастернака в Переделкине. В ночь на 27 декабря — Начало работы над «Поэмой без героя». 1941 Июнь, за несколько дней до войны, Москва, первая и последняя личная встреча с Мариной Цветаевой. 6 сентября — Первая массированная бомбежка Ленинграда, в результате которой сгорели Бадаевские продовольственные склады; в осажденном городе начался голод. 28 сентября — У Ахматовой — дистрофические отеки; по решению властей ее эвакуируют — сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда с семьей К.И.Чуковского через Казань — в Ташкент. 1942 23 февраля — Написано стих. «Мужество»; опубликовано в газете «Правда» в номере от 8 марта 1942 г. 1943 10 марта — Кончился срок ссылки Льва Гумилева; в конце 1944-го, преодолев сопротивление лагерных начальников, он добровольцем, как когда-то и его отец, уходит на фронт. Май — Вышел ташкентский сборник стихотворений Ахматовой; «Моя азиатка» — так называла А.А. эту свою «эвакуированную» книжку. 1944 15 мая — Вылетела в Москву. Живет на Б.Ордынке у Ардовых. Летом — Возвращение в Ленинград. Выезжает на Ленинградский фронт с чтением стихов. Декабрь — Творческий вечер в ленинградском Доме писателей. 1945 Конец года — В Фонтанном Доме А.А. навестил сэр Исайя Берлин, английский журналист и политический деятель, выходец из России. 1946 Первая половина года — Творческие вечера следуют один за другим — в Москве, в Ленинграде, и всюду самый восторженный прием. Почти триумф. 14 августа — Постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» — творчество А.Ахматовой, как чуждое идеологически, предано анафеме. 16 августа — Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции. Докладывает А.Жданов. Собрание дружно одобрило линию ЦК в отношении чуждых элементов в лице А.Ахматовой, М.Зощенко и им подобных. В связи с этим постановлением не вышли из печати уже подготовленные сборники А.Ахматовой: Анна Ахматова. Стихотворения. Л.: ОГИЗ, 1946; Анна Ахматова. Избранное. М.: Правда, Библиотека «Огонька». 1 сентября — Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей. 1948 Начало июня — У Пастернака в Лаврушинском пер. (д 17) слушала в авторском чтении первые главы романа «Доктор Живаго». Июнь — Пастернак с трудом выхлопотал в Литфонде 3000 рублей для бедствующей А.Ахматовой. 1949 26 августа — Арестован Н.Н. Пунин. 6 ноября — Арестован Лев Гумилев. Осужден на 10 лет ИТЛ. 1950 В течение всего года — Отчаянные попытки вызволить из рук сталинских палачей единственного сына. 1951 19 января — По предложению Ал. Фадеева Ахматова восстановлена в Союзе писателей. Май — Первый инфаркт миокарда. Перед отъездом в больницу (от Ардовых) вызвала Э.Герштейн и передала ей на хранение рукописи и документы. В ожидании «скорой помощи» выкурила последнюю сигарету. Курила 30 лет — с 1921 года. 27 июня — Выписана из больницы. Живет у Ардовых. 1952 Март — Вместе с семьей Пунина выселена из Фонтанного Дома на ул. Красной Конницы. 29 декабря — Навестила в Боткинской больнице Б.Пастернака, госпитализированного с обширным инфарктом миокарда. 1953 21 августа — Смерть Н.Н. Пунина в воркутинском лагере (поселок Абезь).

11 стр., 5437 слов

«Место сборника «Вечер» в творчестве А. Ахматовой

... любили, обожали, расставались и возвращались также все происходит и сейчас. Любовь в стихах А. Ахматовой - это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу ... станет для нее учителем, другом, идеалом духовной свободы. Но самые первые стихи начались для А. Ахматовой не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. ...

13 стр., 6233 слов

Литературный процесс 60-х годов

... не менее, чем роль на производстве? Но в годы оттепели все это приходилось доказывать и отстаивать. Так писатели становились «учителями в школе для взрослых», преподавали основы ... сторонам жизни» и была признана «огорчительной для нашей литературы неудачей талантливого советского писателя». Так в судьбе произведения отразилась противоречивость самой оттепели. Пристальное внимание к обыкновенному ...

21 октября — При содействии А.Суркова сдала в изд. «Художественная литература» рукопись стихов и переводов. 1954 5 февраля — Подала на имя Председателя Президиума ВС СССР К.Е.Ворошилова прошение о пересмотре дела Л.Н.Гумилева. 1955 Май — Ленинградское отделение Литфонда выделило А.А. дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище А.А. называла «Будкой». Конец сентября — Записывается на прием к народному депутату М.Шолохову по делу сына. 1956 4 марта — В канун роковой годовщины — смерти Сталина в 1953 году — в присутствии Л.К.Чуковской произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха». 15 апреля — Возвратился из лагеря Лев Николаевич Гумилев. 1957 Февраль — Встреча (в доме Ардовых) с вернувшейся из ссылки Ариадной Эфрон, дочерью М.Цветаевой. 1958 28 октября — Узнает по приезде в Москву об обрушившихся на Б.Пастернака неприятностях в связи с выдвижением на Нобелевскую премию романа «Доктор Живаго», изданного в Италии и запрещенного в СССР. 31 октября — Борис Пастернак общим собранием писательской общественности исключен из Союза писателей. В то тяжкое для него время А.А. посвящает ему стих. «И снова осень валит Тамерланом». 1959 Сентябрь — А.Т.Твардовский, в ту пору главный редактор «Нового мира», прости у АА стихи для своего журнала. 1960 7 мая — Узнав о смертельной болезни Пастернака, едет в Переделкино, но поэт в тяжелом состоянии, к нему никого не допускают. 21 мая — У А.А. началась межреберная невралгия, принятая врачом «Скорой помощи» за инфаркт миокарда. С этим диагнозом госпитализирована в Боткинскую больницу. 30 мая — Вечером скончался Борис Леонидович Пастернак, его памяти посвящены стих. «Умолк вчера неповторимый голос…» и «Словно дочка слепого Эдипа…» 29 октября — В «Литературной газете» опубликованы: «Муза», «И в памяти черной пошарив, найдешь…», «Эпиграмма», «Тень». 1961 oктябрь — Госпитализирована в хирургическое отделение Первой Ленинградской больницы в связи с обострением хронического аппендицита. После операции — третий инфаркт миокарда. Новый, 1962 год встретила в больнице. 1962 aвгуст — Выдвинута на Нобелевскую премию (она будет присуждена другому поэту).

16 стр., 7506 слов

Тема данного а Любовная лирика Анны Ахматовой новое умение видеть ...

... ё феномену русской поэзии двадцатого века. Ник. Скатов затрагивает вопрос о "женском" характере стихов Ахматовой. 1 – здесь и далее см. "Библиографию". Цель его работы - показать "центр поэзии ... учащихся с подобными мнениями критиков позволит им самим выработать собственное мнение о стихах А. Ахматовой, возможно, совсем не схожее с авторитетным мнением исследователей, работы которых позволяют ...

8 декабря — У Н.Н.Глен впервые записан на бумагу «Реквием». 1963 — Выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина». Конец года — Просит Д.Д.Шостаковича помочь в деле поэта Иосифа Бродского. 1964 30 мая — Москва. Музей В.В.Маяковского. Торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Андреевны Ахматовой. 1 декабря — Выехала в Италию на чествование по случаю присуждения премии «Этна-Таормина». 7 декабря — Торжественный прием в Риме. 12 декабря — В замке Урсино А.А.Ахматовой вручена литературная премия «Этна-Таормина» — за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений. 15 декабря — Оксфордский университет (Англия) принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. 1965 9 мая — Лев Шилов в Комарове записал на магнитофон «Реквием» в авторском чтении, дав обещание не распространять запись до той поры, пока крамольная поэма не будет опубликована на родине ее автора. 31 мая — Отъезд в Лондон. 5 июня — Торжественная церемония облачения в мантию доктора литературы. Лондон. Оксфордский университет. 17-21 июня — В Париже. В мастерской Ю.Анненкова видит свой молодой портрет, написанный в 1921 году и увезенный художником в изгнание. 2 октября — Составляет перечень встреч с А.Блоком — с указанием места и времени. Начало октября — Выходит последний прижизненный сборник стихотворений и поэм А.А. — знаменитый «Бег времени». 19 октября — Последнее публичное выступление на торжественном вечере в Большом театре, посвященном 700-летию со дня рождения Данте. 8 ноября — Была в гостях у Е.С.Булгаковой — читали вслух «Мастера и Маргариту», вспоминали военный Ташкент. 10 ноября — Четвертый инфаркт миокарда. 1966 Февраль — В больнице. 19 февраля — Выписывается из больницы. 3 марта — Выехала в подмосковный кардиологический санаторий. 4 марта — Последняя запись в дневнике. Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию. 5 марта, утром — Анна Андреевна Горенко-Гумилева-Ахматова скончалась. 7 марта в 22.00 — По Всесоюзному радио передано сообщение о смерти выдающегося поэта Анны Андреевны Ахматовой. 9 марта — Гражданская панихида в Москве во дворе морга Института им. Склифосовского. 10 марта — Отпевание по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда. Гражданская панихида — в Доме писателей. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом — 44 км по дороге на Выборг.

6 стр., 2904 слов

Биография и творчество Анны Ахматовой

... поэтов" стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается ... — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. 5 марта 1966 г. Ахматова окончила свои дни на земле. 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее ...

Дооктябрьск. творчество: Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник«Вечер», 1912(с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В1914 выходит второй сборник —«Четки»(переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишетпоэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

Особенности дооктябрьской лирики: Лаконизм и энергия выражения. Установка на интонацию – основной принцип построения стиха. Осн манера – сочетание разговорной интонации с патетическими вскрикиваниями. Иногда ритмика близка к фольклорной, частушечный или причитательный речитатив. Часто интонация торжественная и пафосная. Напряжение переживаний и выражений. Голос лир героини – специфически женский. «Здесь всё женское: зоркость глаза, любовная память о милых веща, грация – тонкая и чуть капризная»(Гиппиус).

Постоянное повторение серого и жёлтого цветовых определений => это подчёркивает бледность предметов (стоптанные каблуки, потёртый коврик, выцветший флаг) и яркость внутренних переживаний. Ритмика у Ахм – мощное подспорье её стилистике. Пэоны и паузы помогают выделять самые нужные слова в строке. Чёткие, несмещённые ударения. Для ритмики Ахм хар-но слабое прерывистое дыхание: часто встречающаяся у неё 4-хстрочная строфа, слишком длинна для неё. Её периоды замыкаются чаще всего 2-мя строками, иногда – 3 или 1. Болезненная привязанность к страданию, отчуждённость от широкого мира. Сихи интимны, изысканно-певучи, но в то же время просты и немногоречивы, умалчивают о многом, но так, что читатель это понимает. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

С выходом «Белой стаи»(1917) Ахм почти оставляет круг интимных переживаний, изменчивые настроения, изысканные эмоции и прихотливые напевы. Взлёт пафоса, углубление поэтич мотивов и законченное мастерство формы. Ахм становится строже, суровее и сильнее. Появляются образ Родины и мотивы войны и молитвы.NB! – Мандельштам указывал, что генезис стихов Ахм весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэт форму она развивала с оглядкой на психологическую прозу (Толстой «Анна Кар», Тургенев «Дворянское гнездо», Достоевский, Лесков).

«Реквием».О том, как возник «Р» Ахматова сообщает читателю в предисловии: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоявшая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом): А вы можете это описать? И я сказала: могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.Итак, в основу поэмы легли факты личной биографии: 22 окт 1953 года Лев Гумилёв (сын) был арестован как «участник антисоветской террористической группы». Ахматовой удалось через месяц его освободить, для этого она писала письмо Сталину. Этому событию посвящено ст. «Уводили тебя на рассвете». Но в марте 1938 года Лев опять был арестован и приговорён к 10 годам лагерей, потом срок сократили до 5 лет, но 1949 арестовали снова и вначале приговорили к расстрелу, а потом к ссылке. Вина Гумилёва ни разу не была доказана. В 56 и 75 гг его полностью реабилитировали. Аресты Ахматова рассматривала как месть за то, что Лев был сыном Николая. Кроме того, это, вероятно, ещё было связано с известным Постановлением ЦК ВКП(б) 1946 года: В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Пережитое в это время Ахматовой нашло отражение не только в «Р», но и в «Поэме без героя», и в цикле «Черепки»: «Вот и доспорился яростный спорщик \ До енисейских равнин \ Вам он – бродяга, шуан, заговорщик, \ Мне он – единственный сын».

Но нельзя сводить «Р» только к семейной трагедии. Р – воплощение народного горя, народной трагедии: … когда улыбался \ Только мёртвый, спокойствию рад. \ И ненужным привеском болтался \ Возле тюрем своих Ленинград.

Ахматова чувствует себя причастной к этому горю: И я молюсь не о себе одной, \ А обо всех, кто там стоял со мною \ И в лютый холод, и в июльский зной \ Под красною ослепшею стеною.

В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940; Вечер, Четки, Белая стая, Подорожник, Anno Domini, Тростник),включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

Поначалу Р был задуман как лирический цикл и лишь позднее был переименован в поэму. Первые наброски относятся к 1934, наиболее интенсивная работа: 1938-40.Но тема не отпускала Ахматову, и даже в 60-е гг она продолжала вносить коррективы в поэму. При жизни Ахм Реквием в нашей стране напечатан не был, хотя в 60-х гг был широко распространён в списках. В 40-х – 50-х рукописи «Реквиема» Ахматова сжигала после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала !!!! только в памяти самых близких, заучивших поэму наизусть. Л.К. Чуковская, автор «Записок об Анне Ахматовой», приводит такие свидетельства из своих дневников тех лет: «Длинный разговор о Пушкине: о реквиеме в «Моцарте и Сальери». В действительности же Пушкин был ни при чём, это просто шифр: в этот день Ахматова показывала Чуковской на минуту записанный, «Р», чтобы проверить, всё ли та запомнила наизусть.1963 – «Р» попал в списке за границу, там впервые, в мюнхенском издании, без ведома Ахматовой, опубликовался полностью. На эту публикацию откликнулся с изумлением (царскосельская грешница, насмешница – написала такое!) и восхищением Борис Зайцев. Основной замысел поэмы : «Я была тогда с моим народом \ Там, где мой народ, к несчастью, был» — эпиграф, взятый из стихотворенья 1961 года. В России Реквием был полностью опубликован лишь в 1987 году в ж-лах «Октябрь», «Нева». К 100-летию Ахматовой вышли сразу несколько изданий её сочинений, включающих «Р».

Послевоен. творч-во. 1946г. Творч. вечера следуют один за другим, всюду самый восторженный прием. Почти триумф. 14 августа — Постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» – тв-во А., как чуждое идеологически, предано анафеме. 16 августа — Общее собрание ленинградской творч. интеллигенции. Докладывает А.Жданов. Собрание дружно одобрило линию ЦК в отношении чуждых элементов в лице А.Ахматовой, М.Зощенко и им подобных. => Не вышли из печати уже подготовленные сборники А.Ахматовой. 1 сентября — Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить А. и З. из Союза советских писателей. 1949г. 26 августа — Арестован Н.Н. Пунин (муж).

6 ноября — арестован Лев Гумилев. Осужден на 10 лет ИТЛ. 1950г. В течение всего года — отчаянные попытки вызволить сына. 1951г. 19 января — По предложению А. Фадеева Ахматова восстановлена в Союзе писателей. 1953г. 21 августа — смерть Н.Н. Пунина в воркутинском лагере (поселок Абезь).

21 октября — при содействии А.Суркова сдала в изд. «Художественная литература» рукопись стихов и переводов. 1954г. 5 февраля — Подала на имя Председателя Президиума ВС СССР К.Е.Ворошилова прошение о пересмотре дела Л.Н.Гумилева. 1956г. 15 апреля — Возвратился из лагеря Лев Николаевич Гумилев. 1957г. Февраль — Встреча (в доме Ардовых) с вернувшейся из ссылки Ариадной Эфрон, дочерью М.Цветаевой. 1958г. 28 октября — Узнает об обрушившихся на Б.Пастернака неприятностях в связи с выдвижением на Нобелевскую премию романа «Доктор Живаго», изданного в Италии и запрещенного в СССР. 31 октября — Борис Пастернак общим собранием писательской общественности исключен из Союза писателей. В то тяжкое для него время А.А. посвящает ему стих-е «И снова осень валит Тамерланом». 1959г. Сентябрь — А.Т.Твардовский, глав. редактор «Нового мира», просит у А. стихи для своего журнала. 1960г. 7 мая — узнав о смерт. болезни Пастернака, едет в Переделкино, но поэт в тяжелом состоянии, к нему никого не допускают. 30 мая — вечером скончался Борис Леонидович Пастернак, его памяти посвящены стих-я «Умолк вчера неповторимый голос…» и «Словно дочка слепого Эдипа…». 29 октября — в «Литературной газете» опубликованы: «Муза», «И в памяти черной пошарив, найдешь…», «Эпиграмма», «Тень».1962г.aвгуст — выдвинута на Нобелевскую премию (она будет присуждена другому поэту).

8 декабря — У Н.Н.Гленвпервые записан на бумагу «Реквием».1963г. — выдвинута на Междун. лит. премию «Этна-Таормина». 1964г. 30 мая — Москва. Музей В.В.Маяковского. Торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Андреевны Ахматовой. 1 декабря — Выехала в Италию на чествование по случаю присуждения премии

«Этна-Таормина». 15 декабря — Оксфордский университет (Англия) принял решение: присвоить А. 1965г. 2 октября — составляет перечень встреч с А.Блоком — с указанием места и времени. Начало октября — Выходит последний прижизненный сборник стихотворений и поэм А. 19 октября — Последнее публичное выступление на торжественном вечере в Большом театре, посвященном 700-летию со дня рождения Данте. 1966г. 5 марта, утром – А. 7 марта в 22.00 — По Всесоюзному радио передано сообщение о смерти выдающегося поэта Анны Андреевны Ахматовой.

_____________________________________________________________________________

3.Стилистические ресурсы русского языка (сложное предложение)

Стилистич. ресурсы сложных предложений. Одну и ту же мысль можно выразить разными предложениями :).

И этим предложениям будут присущи грамм. и смысловые особенности!!! : разн. интонация, например. Можно из сложного предложения сделать простое. Художественная и научная проза отличаются в использовании сложн. предл. По мере усложнения мысли их становится больше, значит сложн. предл. больше в научн. трудах, причем в осн. СПП, Размер предл. — тоже показатель стиля. В среднем в худ. прозе в сложн. пр. 24 слова, в научной — 33 значимых слова. Сейчас идет тенденция к “укорачиванию”. В научн. речи чаще всего используются СПП (особенно причины-следствия), БСП — в фольклоре, пословицах, поговорках. В научной речи БСП совсем мало. Повтор союзов — при множестве однородных придаточных предложений союз можно опустить. При последовательном подчинении повторение одинаковых союзов считается стилистич. ошибкой (Человек, который пьет кофе, который лежал в банке, которая стояла на столе…).

Такое повторение используется для речевой хар-ки персонажей или придания тексту разг. оттенка. Стилистичекая ошибка — союз “и” соед. причастный оборот и определительное прилдаточное; дополнение и изъяснительное придат.: “Я думал уж о форме плана и как героя назову” (раньше это считалось нормой).

Придаточное с функцией сказуемого придает предложению разговорный стиль: Самая интресная книга — это когда не знаешь, чем все закончится. Стилистич ф-ия союзных слов и союзов: делятся на: 1)общеупотребительные (чтобы, и, если, потому что и пр.) 2) книжные (вследствие того, что; в силу того, что; с тем, чтобы; ибо; правда=хотя) 3) устаревшие, архаичные. Совр. речи они придают просторечную окраску (ежели, коли, коль скоро, буде, покамест, дабы, поелику и др).

4) просторечные (да=а, да=но, либо (разделит.), да и (присоед.), а то, а не то, раз=если, чтобы не в начале предложения. Синонимичные союзы могут быть стилистически однородны, но все же иметь свои смысловые оттенки, например который (со знач. определения)=какой (с оттенком уподобления, сравнения. Сложные предл-я состоят из простых, поэтому свойства простых перенос-ся на сложные. Сложное предлож-е чаще выраж. внутреннее состояние, описыв. внутренний мир героя, т.к. структура сложная (ср. Толстой – Чехов).