Лекц. Т.7 по ЮПс с колонтит

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»___________________2013 г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

“ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для обучающихся по специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

СМК-УМК-4.4.2-45-13

Тема 7

Психология судебного процесса

Рассмотрена на заседании ПМК (секции)

Протокол № ___ от «___» _________ 20__ г.

Санкт-Петербург

2013

  1. Учебные цели
    1. Познакомить с психологическими особенностями судебной деятельности.
    2. Рассмотреть планирование судебного разбирательства и психологию допроса.
  1. Воспитательные цели
  1. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.
  1. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
  2. Психологические особенности судопроизводства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

80

80

5

  1. Литература

Основная литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

1 Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.

  1. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2008.
  2. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. СПб., 2009.
  3. Горьковая И.А. Личность подростка — правонарушителя. СПб., 2005.
  4. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.

  1. Учебно-материальное обеспечение
  1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  2. Слайды:
  • Название темы.
  • Учебные вопросы.
  • Рекомендуемая литература.
  • Рассмотрение содержания учебных вопросов
  • Заключение.

VI. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психологический анализ судебного процесса дает возможность, разрабатывать рекомендации, направленные на повышение культуры процесса, эффективности правосудия и максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Психологическая структура судебной деятель­ности складывается из познавательной, конст­руктивной и воспитательной деятельности суда. Суд призван решить дело по существу—такова его основная и исключительная функция.

Основной целью суда является накопле­ние необходимой информации для осуществле­ния конструктивной деятельности, т.е. вынесе­ния приговора.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным и очень важ­ным элементом осуществления правосудия. Оно должно производиться с полним соблюде­нием принципов гласности и непосредственно­сти судебного разбирательства. Особенность познавательной деятельности в суде заклю­чается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащих исследованию событий, действий и взаимоотношений в том виде, в каком пред­ставляются они в результате завершения рас­следования.

Эмоциональная напряженность в процессе работы судьи является отрицательным момен­том и может помещать объективному разбирательству. Поэтому познавательная деятель­ность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психиче­ских и физических сил. В ходе судебного разби­рательства процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели события и конкретного закона.

Коллегиальное начало в осуществлении право­судия отвечает закономерностям социальной психологии: в ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психиче­ских процессов всех членов группы, повышает­ся эффективность мышления, сковывается дей­ствие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Именно по­этому коллективная оценка Доказательств яв­ляется максимально объективной. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда—это дополнительная гарантия законности и обоснованности приговора, так как внутрен­нее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает и поэтому делает решение суда не­сомненным.

Обвинительная речь и речь защиты строятся на основе анализа собранных по делу доказа­тельств, главным критерием которого является истина. По этому же принципу выносится приго­вор по делу. Деятельность судьи, прокурора, адвоката в судебном заседании не ограничи­вается формально-логической группировкой и оценкой полученных данных и результатов, она существует и в области этических взаимоотно­шений, поскольку объективность—это принцип столь же юридический, сколь и этический

Важное значение в судебном процес­се имеет установление правильных взаимо­отношений государственного обвинителя щитником подсудимого. Полемика между государственным обвинителем и защитником подсудимого является эффективным сред­ством отыскания истины, что помогает суду принять правильное решение. Полемика долж­на носить исключительно деловой, сдержан­ный, корректный характер.

Государственный обвинитель должен исходить из того, что защитник выполняет важ­ную процессуальную функцию и должен исполь­зовать все указанные в законе средства и спо­собы защиты для выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. В случае несогласия го­сударственного обвинителя с позицией защит­ника, он должен, опираясь на закон и факты, до­казать необоснованность его утверждений. В диалоге с оппонентом призваны реализовать­ся основные профессионально значимые сто­роны личности государственного обвинителя, такие как коммуникативная, конструктивная, организационная. Государственный обвинитель может столкнуться с проблемой психологиче­ского барьера, препятствующего достижению контакте и дальнейшему взаимодействию с участ­ником диалога. Наличие такого барьера может быть спровоцировано разными причинами: это может быть эмоциональное состояние партнера по диалогу, отрицательный эмоциональный фон, на котором он воспринимает личность сво­его оппонента. Только понимание особенностей личности и его психического состояния помо­гает преодолеть этот барьер. Государственный обвинитель обязан донести свои мысли до всех участников процесса, которым они адресуются, а также внимательно слушать других участни­ков процесса. Только объективный поход во мно­гом определяет позицию и отношение об­винителя к другим участникам судебного разбирательства.

Объективность и чувство меры должны быть присущи защитнику и прокурору при участии их в исследовании доказательств, в особенности при допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей.

При отправлении правосудия недопустимо прибегать к недозволенным методам, в част­ности, требовать осуждения позиции адвоката, не соглашающегося с обвинением, настаивать на этом основании на вынесении судом частно­го определения для привлечения адвоката к дис­циплинарной ответственности и т.п. Если госу­дарственный обвинитель не согласен с позицией защитника, то он должен доказать необоснован­ность его утверждений, опираясь на факты и бук­ву закона.

В уголовном судопроизводстве нередко мож­но столкнуться с противодействием лиц, заинтересованных в том или ином исходе дела, в свя­зи с чем допрос нередко приобретает острый характер, при этом особенно важно соблюдать этические правила.

Формирование судейского убеждения — это результат воздействия на сознание судей совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательст­ва. Оно складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных свя­зей между фактами объективной действитель­ности, ценностного к ним подхода, их соотноше­ния с запретами уголовного права, а также с учетом чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сде­ланных из них правовых выводов. От вероятност­ного знания к знанию истинному и достоверно­му на основе исследований совокупности доказательств происходит процесс формирова­ния судейского убеждения. Оно опирается на до­казательственную базу, исследуемую в судеб­ном заседании. Допрос подсудимых в суде происходит в следующем порядке: предсе­дательствующий предлагает подсудимому дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельств дел*. Суд вы­слушивает показания подсудимого, не перебивая его. В процессе изложения подсудимым пока­заний суд имеет право только обращать его вни­мание на необходимость сообщить факты, ко­торые имеют отношение к делу и представляют для суда интерес. После выступления подсуди­мого его допрашивают судьи, обвинитель, за­щитник, потерпевший. Суд имеет право в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательства задавать ему уточняю­щие либо дополнительные вопросы.

В формировании убеждения можно вы­делить следующие этапы:

  1. предварительное изучение, материалов у го­ловного дела с целью решения вопроса о пре­дании обвиняемого суду;
  2. планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;
  3. проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;
  4. судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты;
  5. окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработ­ке коллективного убеждения.

Процесс формирования убеждения строится не только на исследовании собранных доказа­тельств, но и является выражением личностной позиции судьи, его моральных и этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона. В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомне­ний, а вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они были необосно­ванными. На ход ведения судебного процесса и вынесение приговора сильное воздействие может оказывать общественное мнение. Общест­венное мнение, формируемое под влиянием ложной или искаженной информации и имеющее яркую эмоциональную окраску, может привести к серьезным судебным ошибкам

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

\

  1. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

В современных системах управления каждый орган, каждое должностное лицо являются субъектами, не только оказывающими управляющее воздействие на других, но и подвергающимися воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц).

При этом управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само управляющее воздействие их друг на друга.

В различных видах правоприменительной деятельности роль организационно-управленческих вопросов неравнозначна. Например, в деятельности прокурора (его заместителей) управленческая подструктура занимает ведущее, доминирующее положение по отношению к деятельности следователя, в которой более заметны познавательно-прогностические, коммуникативные аспекты, а организационно-управленческие вопросы в ряде случаев играют вспомогательную роль, обеспечивая эффективность процесса познания, установления истины в ходе расследования преступления. На отдельных этапах предварительного следствия организационно-управленческие вопросы могут приобретать первостепенное значение. Однако они по своему содержанию значительно уже, чем в деятельности прокурора, и носят скорее вспомогательный характер. Например, такие следственные действия, как осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, невозможно выполнить, не предприняв предварительно ряд организационных мер. Да и сам процесс расследования преступления требует высокой степени организации труда следователя, начиная с планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов.

Следователю нередко приходится принимать и сугубо управленческие решения. Так, следователь прокуратуры вправе давать указания и поручения органам дознания о производстве следственных и розыскных мер, требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Следователям предоставлено право вносить соответствующим должностным лицам представления по расследуемым уголовным делам и т.д. Иными словами, круг вопросов организационно-управленческого характера в деятельности следователя в основном определяется работой по конкретному уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. Поэтому к нему предъявляются повышенные требования.

Помимо общих качеств, которыми должен быть наделен любой юрист (это нормативность поведения, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.), руководитель правоохранительного органа должен отличаться еще более высоким уровнем интеллектуального развития, большей устойчивостью к стрессу, более развитыми волевыми качествами, организаторскими способностями. Руководитель должен быть достаточно общительным человеком, умеющим выслушать, понять другого, а если чужое мнение принципиально неверно, противоречит положениям закона, убедить подчиненного в обратном, не умаляя при этом его достоинство и профессиональный статус.

Руководитель должен быть инициативной, творчески мыслящей личностью, своевременно ставить перед подчиненными очередные задачи, предоставляя им полную возможность проявить инициативу, раскрыть свои профессиональные способности. В необходимых случаях руководителю следует проявить решительность и настойчивость, принципиальность, готовность взять на себя ответственность за принятое решение.

Исключительно важное значение в организационно-управленческой деятельности приобретает расстановка кадров в соответствии с их деловыми, морально-психологическими качествами. Правильное решение кадровых вопросов оказывает влияние на формирование коллектива с доброжелательным характером отношений между его членами, не отделяющими себя от коллектива, живущими с ним общими интересами. В этих условиях повышаются удовлетворенность сотрудников трудом, своей ролью в коллективе, исполнительская дисциплина, реальной становится возможность их профессионального, служебного роста. Напротив, там, где руководители принимают скоропалительные, иногда в обход социальной справедливости, кадровые решения, в коллективе возникают конфликтные отношения, что сразу же негативно отражается на эффективности труда.

Психологические особенности принятия решений юристом

Особое место в деятельности юриста занимает проблема принятия решений, которая предстает в виде сложной системы, объединяющей различные функции сознания (память, восприятие, воображение, мышление) и факторы внешнего воздействия на эту деятельность.

Специалисты в области психологии управления считают, что принятие решений, как и обмен информацией, является составной частью любой управленческой деятельности, в том числе и такой специфической, как правоохранительная. По существу принятие решения — это выбор альтернативы, т.е. определение того, как надо поступать в том или ином конкретном случае, каким способам поведения отдать предпочтение, чтобы достичь поставленной цели.

В психологии управления выделяют организационные решения, принимаемые должностными лицами для того, чтобы выполнить свои функциональные обязанности. Цель организационного решения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед организацией.

В зависимости от того, что побуждает должностное лицо (руководителя) отдать предпочтение тому или иному решению, они делятся на следующие виды:

S интуитивные решения — принимаются на основе интуиции, ощущения, что они правильны. Принятию подобного рода решений способствует своеобразное озарение, или инсайд, — внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы;

S решения, основанные на суждениях, — в отличие от интуитивных принимаются на основе знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта руководителя;

S рациональные решения — принимаются на основе объективного анализа имеющейся информации. Принятие таких решений проходит такие этапы, как: диагностика возникшей проблемы, оценка трудности ее решения; выявление ограничений, сужающих возможности принимаемых решений; подбор альтернативных решений (альтернативы), которые представляются наиболее оптимальными, их предварительная оценка и составление прогноза относительно последствий от их реализации; непосредственно процесс реализации принятого решения, входе которого и определяется его реальная ценность.

Именно такой путь проходят многие решения следователя, начиная со стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая предъявлением обвинения и последующим направлением дела в суд. Аналогичным образом принимаются решения и при рассмотрении судами гражданско-правовых споров.

С точки зрения субъектов, принимающих решения, их можно разделить на те, которые принимаются единолично (самостоятельно) и коллегиально.

К решениям первого типа можно отнести, например, решения следователя, принимаемые им по уголовному делу при производстве предварительного следствия. Единолично принимаются решения судьями в стадии подготовки к рассмотрению уголовного дела в судебном заседании, при подготовке гражданских дел к судебному разбирательству. Коллегиальные решения принимаются составом суда.

Серьезное влияние на процедуру принятия единоличных решений оказывает стиль руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

Руководитель правоохранительного органа, придерживающийся авторитарного стиля руководства, при принятии решения опирается прежде всего на собственное мнение, на свое видение проблемной ситуации и путей выхода из нее. Такие решения обычно оформляются в виде приказов, указаний, постановлений, распоряжений, подлежащих безусловному выполнению.

При демократическом стиле управления руководитель на стадии выработки решения допускает коллективное обсуждение альтернатив, наиболее оптимальных путей достижения поставленных целей, считается с мнением лиц, участвующих в выработке решения.

И, наконец, для либерального стиля принятия решений характерны пассивность поведения руководителя, его отстраненность от этого процесса с фактической уступкой функций управления неформальному лидеру.

Помимо стиля руководства, на процесс принятия решений влияют и другие факторы, а именно:

  • личностные качества руководителя;
  • обстановка (обстоятельства, ситуация и т.п.), в которой принимается решение.

Наибольшую сложность в деятельности юриста представляют неопределенные, проблемные ситуации, которые побуждают его активно производить перебор многообразной, нередко противоречивой информации, оценивать возможные последствия принятых решений, прежде чем какое-либо из них будет принято. Подобные ситуации носят разномасштабный характер, например следственная ситуация, в которой принимается решение о предъявлении обвинения подозреваемому, проведении обыска, очной ставки, или ситуация, складывающаяся в совещательной комнате при вынесении приговора с определением меры наказания составом суда.

Выбор решений представляет собой сложный психологический процесс, в котором логические построения нередко являются чисто внешним отражением более глубинных, скрытых не только от постороннего наблюдения, но и от самого субъекта психических явлений, влияющих на выбор им тех или иных приемов и методов принятия решений. Кратко остановимся на некоторых из этих методов.

Метод моделирования. Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от изучаемого явления, но воспроизводящей отдельные существенные свойства системы-оригинала. Для юриста такой моделью, представляющей профессиональный интерес, может служить модель того или иного конфликта (конфликтной ситуации) правового характера, в который вовлечены различные субъекты правоотношений.

В процессе моделирования широко используется метод проигрывания ролей с прогнозированием действий конкурирующих сторон в условиях воздействия на них различных вариантов принимаемых решений (альтернатив).

Метод «дерево решений» — это схематичное представление процесса поэтапного принятия решения с последующей оценкой влияния его возможных результатов на последующие решения. Данный метод широко применяется, например, когда планируется сложный допрос с предъявлением допрашиваемому тех или иных доказательств. Он является составной частью метода прогнозирования.

Метод экспертной оценки. Достоинства данного метода состоят в том, что его использование предоставляет юристу возможность учитывать мнения различных лиц с разным опытом работы, специализирующихся в той или иной области применения правовых знаний, прежде чем будет окончательно принято решение. У данного метода есть некоторое сходство с методом обобщения независимых характеристик, используемым при изучении личности.

Таким образом, процесс принятия решений рассматривается как составляющая интеллектуальной деятельности человека. В нем отражаются мотивационная сфера, индивидуально-психологические особенности, свойства личности юриста: широта, глубина, гибкость мышления, аналитические качества ума, самокритичность, развитое воображение, волевые качества, решительность, эмоциональная устойчивость личности (особенно когда решение принимается в экстремальных условиях при остром дефиците информации и времени), компетентность, профессиональная зрелость, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Все эти качества формируют индивидуальный стиль принятия юристами правовых решений. Однако каким бы ни был этот стиль, решения по своему содержанию и форме должны строго соответствовать положениям закона. В этом отличительная черта многих решений, принимаемых юристами при расследовании уголовных дел, разрешении гражданско-правовых споров и т.п.

  1. Психологические особенности судопроизводства.

Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса следует за предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен в полном объеме проанализировать версию предварительного следствия, а также все возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Кроме того, суд может выдвинуть по любому уголовному делу собственную версию.

Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса; при состязательности сторон.

Судья должен обладать определенными психическими качествами, в частности эмоциональной устойчивостью и способностью к конструктивной деятельности в экстремальных условиях уголовного процесса, ведь не секрет, что именно в судебном заседании воспроизводятся агрессивность, злоба и ненависть заинтересованных сторон. Судье в такой ситуации необходимо проявлять выдержку, терпимость, а также способность в нужный момент воспользоваться своими властными полномочиями, которыми его наделило государство. Вся деятельность суда должна быть направлена на установление истины по делу, принятие единственного верного, законного решения по приговору.

Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

На стадии исследования материалов предварительного следствия судья знакомится с материалами, полученными в его ходе. Именно на данной стадии активизируется аналитическая сторона психической деятельности судьи, который пытается представить образ возникновения и развития исследуемого события, мысленно проводя различные эксперименты и выдвигая свои версии. Выдвигая судебную версию, судья должен основываться только на проверенных и достоверных фактах, чтобы избежать судебной ошибки.

С материалами дела, кроме судьи, знакомятся прокурор и защитник, критически анализируя собранные доказательства, делая соответствующие выписки из дела с целью выявления нарушения процессуального закона. Для оценки имеющихся доказательств каждое обстоятельство конкретного уголовного дела рассматривается сточки зрения процессуальных оппонентов,

Судебное следствие является частью судебного разбирательства, в котором принимают участие подсудимый и все участники процесса с целью непосредственного исследования доказательств, собранных в стадии предварительного следствия, и предъявления их суду.

Предъявленные доказательства тщательнейшим образом исследуются, выявляются и анализируются их допустимость и относительность. В соответствии с действующим законодательством суд может вынести приговор только на основе доказательств, которые были рассмотрены в судебном следствии. Психологическая задача судьи в судебном следствии состоит в предоставлении гарантированных прав и возможностей процессуальным оппонентам (прокурору и защитнику), с тем чтобы обеспечить состязательный характер судопроизводства. Судья должен тактично, но жестко реагировать на недопустимые ситуации (грубость и некорректность поведения сторон), тем самым вводя процесс в нужное процессуальное русло. Нельзя прибегать к нравоучениям и нотациям. В ходе судебного разбирательства судья должен способствовать снятию гнетущей и подавленной атмосферы.

Лекц. Т.7 по ЮПс с колонтит — Стр 2

Психология допроса и других следственных действий в судебном заседании

Судебное следствие построено на допросе всех участников процесса, поэтому недопустимы:

  • невнимательность со стороны председательствующего;
  • его длительные переговоры с судьями;
  • проявления нетерпимости, иронии или неуважения к окружающим.

Все вопросы, задаваемые участникам процесса, должны в обязательном порядке контролироваться членами суда. Судья всегда должен помнить о том, насколько может быть субъективен в своих показаниях потерпевший, который является заинтересованным лицом, и поэтому его показаниям необходимо уделять самое пристальное внимание. Психологические особенности потерпевшего очень важны для выяснения степени ответственности обвиняемого, поэтому суд должен учитывать также и провоцирующее поведение потерпевшего, которое признается как смягчающее вину подсудимого обстоятельство. Суд должен оказывать всем участвующим в процессе мнемическую помощь, напоминая об отправных событиях преступления, их последовательности, а также привязке к жизненно важным для данного участника процесса событиям. Особое внимание в ходе судебного следствия следует уделять допросу эксперта с целью выяснить, какие методы исследования он использовал.

Психология судебных прений и судебной речи. В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные прения состоят из речей обвинителей; гражданского истца; гражданского ответчика или их представителей; защитника подсудимого.

Продолжительность судебных прений законом не ограничивается, однако председательствующий вправе остановить участвующих в прениях, если они затрагивают обстоятельства, не имеющие отношения к делу. По окончании прений их участники имеют право на реплику.

Каждый участник судебных прений произносит судебную речь, теснейшим образом связанную с результатами судебного следствия и полученными в ходе него доказательствами. Цель судебной речи — убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Давая психологическую характеристику подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психо-травмирующим факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления веских доводов, подкрепленных имеющимися в деле доказательствами.

Основным приемом ораторского искусства является воздействие на окружающих, побуждающее к самостоятельному развитию их мысли.

Психология речи прокурора в суде. На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают его, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления в первую очередь должен быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Психология речи защитника в суде. Процессуальной функцией адвоката является защита подсудимого с аргументацией своих доводов. Оказывая помощь юридического характера своему подзащитному, защитник должен не допускать произвола в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией подзащитного, он самостоятельно определяет направление и тактику построенной им защиты, выступая от своего имени.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту защиты, раскрывать все психологические обстоятельства деяния, совершенного своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть аргументированной и убедительной настолько, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, в них должна проявляться гражданская позиция защитника.

Психология подсудимого в суде. Обстановка в суде оказывает негативное влияние на психику подсудимого. Если же в отношении подсудимого избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, то ожидание суда в следственном изоляторе зачастую приводит его к психическому истощению, которое усиливается непосредственно в зале суда. Подсудимый испытывает чувство страха перед судебным следствием, а особенно перед вынесением приговора; это чувство усугубляется и стыдом перед близкими и родными, а также перед потерпевшим. Для любого подсудимого чрезмерно суровый приговор с длительным лишением свободы становится жизненной катастрофой.

Психологические аспекты справедливости и законности уголовного наказания. В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым, оценить его личностные качества, которые определили социально значимые особенности его поведения.

При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

  • форму вины, цели и мотивы преступления;
  • психическое состояние подсудимого;
  • особенности его личности

Для назначения судом наказания большое значение имеет повторность совершения преступления. Личность подсудимого характеризуют как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. Смягчающими обстоятельствами являются чистосердечное признание, явка с повинной, публичное раскаяние, готовность возместить причиненный ущерб и т.п.

Психология постановления приговора. Постановление приговора является завершающей стадией судебного разбирательства. С этой целью суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень вопросов, поставленных на разрешение суда. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разрешение суда, должен быть поставлен в такой форме, чтобы на него можно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответствовать фактам, установленным судом. Обоснование судебного решения должно содержать анализ исследуемых доказательств и веские доводы, согласно которым суд принял одни из них и отверг другие. Решение о виде наказания должно быть сформулировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные прения состоят из речей обвинителей; гражданского истца; гражданского ответчика или их представителей; защитника подсудимого.

Продолжительность судебных прений законом не ограничивается, однако председательствующий вправе остановить участвующих в прениях, если они затрагивают обстоятельства, не имеющие отношения к делу. По окончании прений их участники имеют право на реплику.

Каждый участник судебных прений произносит судебную речь, теснейшим образом связанную с результатами судебного следствия и полученными в ходе него доказательствами. Цель судебной речи — убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Давая психологическую характеристику подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психо-травмирующим факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления веских доводов, подкрепленных имеющимися в деле доказательствами.

Разработал

Профессор кафедры

психологии и педагогики В.И. Колесов

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ №7

  1. Лекция

Рассматриваемые вопросы

  1. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
  2. Психологические особенности судопроизводства.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.
  4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.
  2. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2008.
  3. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. СПб., 2009.
  4. Горьковая И.А. Личность подростка — правонарушителя. СПб., 2005.
  5. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.

Лист регистрации изменений

Номер

измене­ния

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных

Стр. 16 из 16