Л7 Публичное выступление в деловой сфере

Лекция 7.

Публичное выступление в деловой сфере

  1. Особенности публичной речи
  2. Типология публичных выступлений
  3. Логико-смысловая структура информационной речи
  4. Логико-смысловая структура убеждающей речи
  5. Словесное оформление выступления
  6. Образ оратора

1. Особенности публичной речи

Публичная, или ораторская речь, – открытое выступление на общественно значимую тему, адресованное достаточно большому или очень большому количеству людей. Известный ритор П. Сопер писал: «Одних ораторов можно слушать, вторых – нельзя слушать, третьих – нельзя не слушать». Стать оратором, которого «нельзя не слушать», поможет риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, а свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Часто о риторике говорят как об ораторском искусстве. В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали с поэзией и сценическим мастерством. Сейчас она чаще рассматривается как наука, иногда её определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Оба подхода оправданы: человеческое мышление осуществляется в двух формах – логической и образной, им соответствуют две разновидности познания – наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой эмоционально-интеллектуальную разновидность творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует на сознание и на чувства человека.

В античности на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Цицерон полагал, что стать выдающимся оратором может лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями, причём последние важнее всего, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие её части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

Развитие эта мысль получила в работах М.В. Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Чтобы достичь мастерства, указывает далее Ломоносов, «требуется пять средств: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвёртое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». Под «наукой» понимается собственно риторика, а среди других наук – в первую очередь история и этика.

8 стр., 3798 слов

Основополагающие факторы, обеспечивающие успех публичного выступления

... обеспечивающие успех публичного выступления Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, ... отступлений от заранее отредактированного текста. Степень разработанности темы. В современной лингвистической науке имеется достаточно широкий пласт специальной и научной литературы по риторике, деловой ...

Эти требования и сегодня не утратили актуальности, список необходимых оратору наук пополняются с учётом современных представлений о риторике и её месте в системе духовных ценностей, а также с учётом появления новых дисциплин. Представить, какие науки сегодня тесно связаны с теорией и практикой красноречия, можно обратившись к классическому канону подготовки и произнесения публичной речи. Оратор должен: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему подходящую словесную форму; 4) утвердить всё это в памяти; 5) произнести речь. Классический канон, таким образом, ограничивает работу оратора над речью её произнесением. В работах современных авторов классическая модель конкретизируется и модернизируется добавлением посткоммуникативного этапа – этапа рефлексии. На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. Словесное оформление выступления требует от оратора хорошей лингвистической подготовки, которая настоящую проверку проходит в момент выступления, когда неизбежна импровизация. Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь должна быть хорошо произнесена, а это требует знания техники речи, которая опирается на данные физиологии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи. При подготовке речи и во время её произнесения оратор ориентируется на определённую аудиторию, что требует знаний в области общей и социальной психологии, педагогики, методики публичного вступления. Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения с аудиторией, определяются и знанием психологии, и владением этикой, и уровнем культуры общения оратора.

Совершенно очевидно, что и классическая риторика, и неориторика рассматривают ораторскую речь как сложный процесс, продукт длительного труда. И короткая речь на митинге, и выступление перед трудовым коллективом, и вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

2. Типология публичных выступлений

Публичная речь реализуется в разных сферах жизни и в разных жанрах. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

— социально-политическое, которое представлено докладами на социально-политические и политико-экономические темы, политическими, митинговыми и агитаторскими речами;

— академическое красноречие – вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор;

— судебное – речи участников судебного процесса;

— социально-бытовое – юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь;

— богословско-церковное – проповедь, речь на соборе.

Данная классификация разработана в конце 70-х годов, однако развитие риторики как науки и изменения, происходящие в обществе, позволяют её расширить: выделяют также военное красноречие (инструктивная, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическое, деловое (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическое красноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты), торговое красноречие (реклама, речь на презентации).

Классификация жанров может осуществляться и по другому основанию.

Цель говорящего

Тип речи

Примеры жанров

1. Сообщить, информировать

Информирующая

Новостные программы, информация о прогнозе погоды

2. Высказать и доказать свое мнение

Аргументирующая

Все виды спора, теледебаты, полемика

3. Побудить к действию

Агитирующая

Митинговая речь

4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти истину

Эвристическая

Деловые переговоры

5. Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного

эпидейктическая

Воспитательная речь, обращенная к ребенку, поздравительная речь, тост

6. Доставить удовольствие самому себе и партнеру самим процессом речевого акта как таковым

гедонистическая

Дружеская беседа, разговор

В любой реальной речи редко осуществляется только одна из указанных целей. Даже в информативном, на первый взгляд, сообщении содержится оценка говорящего, его эмоции по отношению к высказываемому.

3. Логико-смысловая структура информационной речи

Информационная речь – один из видов устных высказываний, её коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. К особенностям информационной речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу, пробуждение любознательности, актуальность для данной аудитории, новизна.

При подготовке информационной речи следует особое внимание уделить композиции выступления. Наиболее распространённой структурой устного выступления со времён античности считается трёхчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, многочисленными экспериментами доказано, что лучше всего запоминается то, что сказано в начале или конце сообщения, в психологии это называется «законом края».

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Вступление должно настроить слушателей на восприятие темы, поэтому оно может быть ярким, эмоциональным, запоминающимся. В практике выдающихся ораторов есть немало примеров интересных вступлений. Так, А.Ф.Кони предлагает начать лекцию о законе всемирного тяготения следующим образом:

В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке.

Затем, говорит Кони, надо сказать несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, назвать его имя – Исаак Ньютон. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль «пивной кружки» — привлечение внимания. Безусловно, чтобы вступление было ярким и запоминающимся, надо много читать, готовиться, хорошо разбираться в материале. Каждая тема требует своего, особого начала, кроме того, необходимо учитывать состав аудитории, степень её подготовленности.

Народная мудрость гласит: «Конец – делу венец». Убедительное, яркое заключение оставляет хорошее впечатление о речи, и, напротив, неудачное – может погубить порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают извиняться перед слушателями за то, что речь недостаточно подготовлена ввиду нехватки времени, что слушатели напрасно потратили время. Этого делать нельзя. Плохо также заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления или общеизвестным, расхожим выражением. Каким же должно быть заключение? А.Ф.Кони считает, что конец речи должен закруглить её, связать с началом. Он приводит пример заключения речи, посвящённой М.В.Ломоносову:

Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Всё это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.

Хорошо продуманное вступление и заключение не обеспечивают успеха выступления в целом. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимому выводу. Композиция этой части речи отражает логику развития темы. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждения оратора, запоминать услышанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Выполнить эту задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, этого требует ещё один принцип построения публичной речи – принцип экономии.

Структура выступления зависит прежде всего от метода изложения материала, избранного оратором. Эти методы выработаны риторической практикой, описаны в различных пособиях, активно используются современными ораторами. Основными методами изложения материала являются следующие:

— индуктивный — изложение от частного к общему: рассмотрев частный случай, выступающий подводит слушателей к обобщению и выводам;

— дедуктивный – изложение от общего к частному: в начале речи выдвигаются положения, которые потом разъясняются на конкретных примерах;

— концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой в выступлении: от общего рассмотрения центрального вопроса выступающий переходит к его углублённому анализу;

— ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим; рассмотрев какую-то проблему, оратор больше не возвращается к ней;

— исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с предметом, лицом, явлением с течением времени;

— метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно проводится параллель между тем, что хорошо известно слушателям, и новым.

Кроме указанных методов, можно назвать ещё ряд: спиральный – переход от общего изложения вопроса к повторному, более детальному; логический системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; анализ проблемы – комбинированный, сочетающий в себе несколько методов изложения материала.

Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед выступающим, от состава слушателей.

4. Логико-смысловая структура убеждающей речи

Коммуникативная цель убеждающей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения. Убеждающая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. К тезису предъявляются следующие требования:

— он должен быть истинным, иначе никакими доказательствами его не удастся обосновать;

— он должен быть ясно, понятно, точно сформулирован, не должен содержать логического противоречия;

— тезис не должен меняться на протяжении всей речи.

Для доказательства тезиса необходимы аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимых для подтверждения другого суждения. Как и доказываемый тезис, аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в систему доказательств. Среди аргументов выделяются следующие типы:

— сильные и слабые аргументы. Сила аргумента – понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, заключения экспертов, статистические данные, ссылки на авторитетные источники;

— аргументы «к делу» и «к человеку». Первый тип аргументов называют рациональным, воздействующим на разум слушателей (это, в первую очередь, факты, которые не требуют доказательств), второй – иррациональным, психологическим, взывающим к чувствам. Психологические аргументы не являются таковыми в строгом значении этого слова, более того, как самостоятельные доказательства они могут считаться логической ошибкой, состоящей в подмене тезиса: вместо того, чтобы подтверждать или опровергать утверждение по существу, психологические аргументы направляются на личность говорящего. Вместе с тем логические и психологические доводы часто выступают в единой системе, и это оправдано, поскольку цель речи – воздействовать на слушателей, а воздействие связано с обращением не только к разуму, но и к чувствам человека.

Иногда думают, что основное в аргументации – найти как можно больше доказательств, аргументов. Это не совсем так. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Оптимальным числом аргументов при доказательстве считается три.

Подобрав аргументы, важно правильно расположить их, т.к. от того, в какой последовательности они предъявлены, зависит воздействие на слушателей. Существуют различные способы расположения аргументов.

1. Нисходящая и восходящая аргументация. При нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем менее сильные, а завершается выступление выводом или эмоциональной просьбой, побуждением к действию. При нисходящей аргументации слабые аргументы, выступая как дополнение к сильным, а не как самостоятельные, выглядят более убедительно.

Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь с восходящей аргументацией, как правило, ярким, эмоциональным призывом.

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация предполагает использование аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную позицию. При двусторонней аргументации излагаются и позиция «за», и позиция «против», что даёт возможность аудитории сопоставить обе точки зрения и выбрать одну из них. Оппонент при двусторонней аргументации может быть как реальным, так и вымышленным.

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация. При использовании индуктивной аргументации изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу. Приводимые факты должны быть типичными, истинными и связанными с выводами, их количество должно быть достаточным для обобщения Особое внимание следует обратить на наличие отрицательных примеров, не подтверждающих основной вывод. Дедуктивный метод предполагает рассуждение от общего к частному, от вывода к аргументам. Познавая мир, человечество использует этот метод постоянно, поскольку ряд явлений, которые уже открыты, приобретает значение общего правила. Это правило становится общим положением для следующего познавательного процесса и т.д. С опорой на общие положения строятся силлогизмы – умозаключения. Структура силлогизма может быть следующей: а) общее положение, именуемое большой посылкой; б) связанное с ним суждение, ведущее к его применению, — малая посылка; в) заключение – вывод. Пример силлогизма: Все граждане России имеют право на отдых. Иванов – гражданин России. Иванов имеет право на отдых. Иногда одна из посылок не формулируется, а подразумевается. Такой сокращённый силлогизм называется энтимемой. Энтимемы часто используются в рекламе. Например: Выбирайте стиральный порошок…, т.к. это лучшее сочетание цены и качества. В данной рекламе пропущена большая посылка: Выбирайте порошок хорошего качества по выгодной цене.

Если говорить о построении речи с использованием только метода дедукции, то следует иметь в виду, что такие речи не очень хорошо воспринимаются аудиторией, так как в них чувствуется назидательность, навязывание мнения выступающего.

5. Словесное оформление выступления

Публичное выступление – это устное выступление, поэтому его текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Подобная работа перевода письменного текста в устный называется в риторике орализацией (от англ. oral – устный).

Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приёмы, при помощи которых эти требования можно выполнить.

1) Разговорность стиля. В выступлении должна преобладать не лексика ограниченного употребления (научная, официально-деловая), а широко употребительная, стилистически нейтральная. Лучше сказать в условиях секретности, а не в условиях конспирации, вместо прессинг – сильное давление. Такая замена книжной лексики на нейтральную называется стилистической заменой. Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием речи.

2) Простота изложения. Простота изложения предполагает несколько составляющих.

Иногда необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Помогает ввести подобную лексику в речь приём популяризации — объяснение сложных слов и понятий через простые, подбор синонимов, приведение примеров употребления, объяснение происхождения.

Необходимо использовать более простые по сравнению с письменной речью синтаксические конструкции (приём упрощения синтаксиса).

Следует избегать длинных сложноподчинённых предложений, развёрнутых причастных оборотов – все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки речи лучше сделать несколько простых.

Использование цифровых данных значительно повышает эффективность выступления. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, необходимо, чтобы их было немного, чтобы они были округлены, статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.

3) Конкретность лексики. Необходимо избегать в речи слишком обобщённых наименований, а заменять их известными и понятными всем словами (приём конкретизации).

Вместо Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы лучше сказать Это нужно врачам и учителям, медицинским сёстрам и воспитателям детских садов, пенсионерам и инвалидам. Во многих случаях конкретизация способствует возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем исключительно логическое построение. Конкретизация касается также формы, «упаковки» идей оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности целесообразно, приводя идею, указывать конкретные обстоятельства её появления. Эти кажущиеся на первый взгляд лишними подробности являются «упаковочным материалом» идей и придают им правдивость. Слушатели же, обратив внимание на конкретную ситуацию, запомнят и идею.

4) Риторические фигуры. Риторические фигуры – приёмы речи, повышающие её убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается р и т о р и ч е с к и й в о п р о с – вопрос, не требующий ответа. Эффективность этого приёма в том, что он ненавязчиво подсказывает нужный ответ. Кроме того, риторический вопрос служит средством диалогизации ораторской речи, т.е. создаёт впечатление диалога между оратором и слушателями.

К важным риторическим фигурам относится п о в т о р. Однако повторение мысли в одной и той же форме менее эффективно, чем в видоизменённой, поэтому следует наиболее существенное повторить несколько раз, меняя форму изложения. Например: Нам нужна демократия. – Демократия нам необходима. Наше общество нуждается в демократии. Демократия – это то, без чего общество существовать не может.

Такие риторические фигуры, как а н а ф о р а (одинаковое начало фраз) и э п и ф о р а (повторение слова или словосочетания в конце фраз) усиливают интонационный колорит фразы, создают определённый эмоциональный настрой. Анафора фиксирует внимание слушателей на посылке, эпифора – на выводе, следствии. Например: У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех.

7. Образ оратора

Подобно тому, как не сразу формируется индивидуальность стиля писателя, не сразу формируется стиль оратора. Ораторский стиль – это сложное сплетение знаний, опыта, манеры изложения, степени эмоциональности, невербальных особенностей поведения и т.д. Большинство специалистов выделяет три основных стиля: 1) строго логичный, внешне спокойный стиль; 2) эмоционально насыщенный, темпераментный стиль; 3) средний, синтетический стиль, сочетающий черты первого и второго.

Существует и несколько иная классификация, более детальная. Согласно этой классификации выделяются четыре индивидуально речевых типа.

  1. Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя это не означает, что она отсутствует вовсе. Ораторы этого типа больше склонны к анализу явлений, к рассуждению, к строгой аргументации. Их подготовка к любому докладу отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит внутри», но, как правило, оратор им не пользуется: его чаще заботит эмоциональная сторона речи – как сделать выступление ярким, запоминающимся. Наблюдения показывают, что обычно к этому типу принадлежат сангвиники – люди с выраженной психической активностью, быстро реагирующие на происходящие события, стремящиеся к смене впечатлений, не зацикливающиеся на неприятностях и неудачах, живые, подвижные, с выразительной мимикой и жестикуляцией.
  2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлечённо, но не всегда могут уследить за жёсткой логической последовательностью речи. Если у них не составлен план, которому они должны следовать, то их, как правило, «заносит», мысль теряется, эффект блистательной речи сводится на нет. У слушателей остаётся впечатление эмоционального разговора ни о чём. Ораторы этого типа не любят работать над планом, считая, что его наличие сковывает. По психотипу это холерики – люди энергичные, способные увлекаться, склонные к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Их движения стремительны, мимика подвижна.
  3. Философский тип. Ораторы, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как одновременно достаточно и эмоциональны, и логичны. Их индивидуальность наименее чётко выражена, общим же является склонность к исследованию, осмыслению явления на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего к этой группе относятся флегматики – люди невозмутимые, с устойчивым настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
  4. Лирический, или художественно-образный тип. Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность, хотя в частных проявлениях люди этого типа могут существенно отличаться друг от друга. Хотя мыслят они более образами, чем логическими категориями, это не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Ораторы этого типа чаще принадлежат к меланхоликам – людям впечатлительным, утончённым, легко ранимым, но внешне слабо реагирующим на окружающее, со сдержанными движениями и приглушённой речью.

Как видно, данная классификация связана с темпераментом человека, характеристикой постоянной, устойчивой. Вместе с тем у каждого оратора есть собственные личностные качества, голосовые и интонационные особенности. Этот сплав устойчивого, типичного и индивидуального и создаёт неповторимость личности оратора.

Л7 Публичное выступление в деловой сфере — Стр 2

Литература

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. – 2-е изд., исправл. Минск: Новое знание, 2001. – 328 с.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: ИКЦ «МартТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 512 с. (Серия «Учебный курс»).
  2. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.