КоррекционнаяКонспект3

Конспект № 3.

Тема: «Проблема раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей «

План:

1. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

2. Общий обзор системы ранней помощи и пути ее развития

3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

1. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

Диагностикой на основе анализа факторов риска для здоровья активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития.

В основе всей диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Но практика показывает, что в ранние периоды развития лишь небольшое количество детей проходят полное диагностическое обследование на предмет выявления факторов риска для здоровья, еще более актуальной становится эта проблема в тех случаях, когда речь идет о детях с различными недостатками в развитии. Следствием этого является то, что лишь в единичных случаях такие дети получают необходимую специальную и психолого-педагогическую помощь.

3 стр., 1064 слов

С детьми раннего возраста в адаптационный период

... ; Санкт-Петербург Цель: Формирование психо-эмоциональной сферы детей раннего возраста в адаптационный период. Задачи: 1. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 2. Формирование навыков коммуникативной ... образовательной деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период «В ГОСТИ К ПЕСЧАНОЙ ФЕЕ»     Автор составитель: воспитатель группы раннего возраста Шакирова ...

В рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

3 стр., 1342 слов

Проблема психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей

... помощи детям из неблагополучных семей 24 Выводы по первой главе 27 2. Эмпирическое исследование проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи на примере работы ... особенностью подросткового периода являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Его начало характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых ...

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

При реализации целей и задач диагностического направления необходимо учитывать существующий опыт такой деятельности. Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, в рамках которого осуществлялись задачи, связанные с психодиагностическим исследованием детей, имеющих проблемы в развитии.

Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Исходя из существующего опыта и анализа ошибок, имеющих место в этом опыте, в данной концепции внимание акцентируется на диагностике факторов риска для здоровья ребенка.

8 стр., 3986 слов

Из девяти его детей пятьумерло в раннем возрасте

... nbsp;    Из девяти его детей пятьумерло в раннем возрасте.        ... многогранностью чувств, простота иотзывчивость свойственны Лирнику Родиону. На развитие именно этих качестввозлагал надежды писатель, мечтая о том, ... жизньдана одновременно в нескольких планах: в восприятии Арсеньева-ребенка иАрсеньева-рассказчика, прожившего долгую жизнь. Такое совмещение ...

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе служб медико-психолого-педагогической помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Основой такого подхода является положение ведущих дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) о необходимости учета и принятия того, что изучение детей должно быть максимально объективным. Кроме этого необходимо учитывать ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Это еще раз подчеркивает единство связи своевременной психодиагностической и коррекционной работы.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что знание о наиболее существенных причинах, по которым возникают проблемы в развитии ребенка, позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дают возможность определить основное направление и содержание реабилитационной работы с такими категориями детей, с их семьями.

3 стр., 1400 слов

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж

... родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения ...

Необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и определяет возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

— максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;

— устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения;

— расширение временных границ специального образования: нижняя граница — первые месяцы жизни; верхняя граница — вся жизнь;

— непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;

— выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

— построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

— использовать более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

— значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды — обязательное включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Сегодня важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования. И здесь важно определить основные задачи раннего выявления и диагностики нарушений в здоровье детей.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом ... Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон ...

Основными задачами раннего выявления нарушений в здоровье детей являются:

— своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Основным содержанием диагностической работы является:

— своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;

— ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей;

— изучение потребностей и запросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание диагностической работы значительно расширяется, если речь идет о детях с ОВЗ школьного возраста. И здесь большое значение придается психолого-медико-педагогическому обследованию детей.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... , память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания ... образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даѐт ...

2. Общий обзор системы ранней помощи и пути ее развития

Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0−3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

Наиболее успешным можно считать опыт С. Петербурга, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой).

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).

Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т. д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.

Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям: время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев; интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка; создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.

Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.

В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.

В рамках созданной системы проведение медико-психолого — педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2—3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2—3 раза в год и в течение 1—2 недель посещать занятия ежедневно.

Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).

Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев».

Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)

(Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.)

Деятельность отделения направлена на оказание междисциплинарной помощи семьям, имеющих детей в возрасте от рождения до 3-х лет с функциональными нарушениями развития и детей группы риска появления нарушений с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его социальной адаптации в обществе.

Задачи отделения:

1. Нормализация жизни ребенка и семьи за счет создания нормальных ритмов жизни, условий жизни, условий для развития ребенка и нормального общества вокруг ребенка.

2. Максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствие с его возможностями в следующих областях:

  • развитие навыков коммуникации, в частности речи (альтернативные способы коммуникации);
  • познавательная область развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование и игру);
  • социальная область (навыки социального взаимодействия с другими людьми, понимание и выражение эмоций);
  • развитие движений (обеспечение возможности удерживать и менять по своему желанию позу, дотягиваться, хватать, удерживать и манипулировать предметами, передвигаться в пространстве, в случае невозможности выполнения самостоятельных движений — подбор вспомогательного оборудования);
  • самообслуживание (формирование предпосылок к овладению такими важными умениями, как самостоятельное питание, умывание, уход за телом, одевание, раздевание)

3. Образование и поддержка семьи в процессе абилитации

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
  2. «Специальная педагогика» Под редакцией Н. М. Назаровой
  3. (ссылка на сайт Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга, Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector