КоррекционнаяКонспект3

Конспект №3.

Тема: «Проблема раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей »

План:

1. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

2. Общий обзор системы ранней помощи и пути ее развития

3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

1. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

Диагностикой на основе анализа факторов риска для здоровья активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития.

В основе всей диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Но практика показывает, что в ранние периоды развития лишь небольшое количество детей проходят полное диагностическое обследование на предмет выявления факторов риска для здоровья, еще более актуальной становится эта проблема в тех случаях, когда речь идет о детях с различными недостатками в развитии. Следствием этого является то, что лишь в единичных случаях такие дети получают необходимую специальную и психолого-педагогическую помощь.

3 стр., 1064 слов

С детьми раннего возраста в адаптационный период

СЦЕНАРИЙ Непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период «В ГОСТИ К ПЕСЧАНОЙ ФЕЕ»     Автор составитель: воспитатель группы раннего возраста Шакирова Гульнара Фларитовна     Санкт-Петербург Цель: Формирование психо-эмоциональной сферы детей раннего возраста в адаптационный период. Задачи: 1. Развитие тактильно-кинестетической ...

В рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

При реализации целей и задач диагностического направления необходимо учитывать существующий опыт такой деятельности. Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, в рамках которого осуществлялись задачи, связанные с психодиагностическим исследованием детей, имеющих проблемы в развитии.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... республиканский социально-педагогический колледж» Курсовая работа По методике развития речи Тема: «Формирование словаря детей с помощью дидактических игр» 2008 г Содержание Введение 1 ... : психолого-педагогическое проектирование. Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория ...

Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Исходя из существующего опыта и анализа ошибок, имеющих место в этом опыте, в данной концепции внимание акцентируется на диагностике факторов риска для здоровья ребенка.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе служб медико-психолого-педагогической помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Основой такого подхода является положение ведущих дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) о необходимости учета и принятия того, что изучение детей должно быть максимально объективным. Кроме этого необходимо учитывать ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

3 стр., 1184 слов

Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

Личность в экстремальных условиях Стр. «145—149» Майя Вальце Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска   Проблема социальной адаптации Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации детей и подростков группы риска, требует уточнения базовых позиций как в выборе методов ...

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Это еще раз подчеркивает единство связи своевременной психодиагностической и коррекционной работы.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что знание о наиболее существенных причинах, по которым возникают проблемы в развитии ребенка, позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дают возможность определить основное направление и содержание реабилитационной работы с такими категориями детей, с их семьями.

Необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и определяет возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

— максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;

— устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения;

— расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни; верхняя граница — вся жизнь;

— непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;

— выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

— построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

— использовать более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

— значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды – обязательное включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Сегодня важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования. И здесь важно определить основные задачи раннего выявления и диагностики нарушений в здоровье детей.

Основными задачами раннего выявления нарушений в здоровье детей являются:

— своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Основным содержанием диагностической работы является:

— своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;

— ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... , память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания ... образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даѐт ...

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей;

— изучение потребностей и запросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание диагностической работы значительно расширяется, если речь идет о детях с ОВЗ школьного возраста. И здесь большое значение придается психолого-медико-педагогическому обследованию детей.

2. Общий обзор системы ранней помощи и пути ее развития

Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

Наиболее успешным можно считать опыт С.Петербурга, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой).

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).

Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.

Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям: время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев; интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка; создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.

Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.

В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.

В рамках созданной системы проведение медико-психолого — педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2—3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2—3 раза в год и в течение 1—2 недель посещать занятия ежедневно.

Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).

Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев».

Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)

(Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.)

Деятельность отделения направлена на оказание междисциплинарной помощи семьям, имеющих детей в возрасте от рождения до 3-х лет с функциональными нарушениями развития и детей группы риска появления нарушений с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его социальной адаптации в обществе.

Задачи отделения:

1. Нормализация жизни ребенка и семьи за счет создания нормальных ритмов жизни, условий жизни, условий для развития ребенка и нормального общества вокруг ребенка.

2. Максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствие с его возможностями в следующих областях:

  • развитие навыков коммуникации, в частности речи (альтернативные способы коммуникации);
  • познавательная область развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование и игру);
  • социальная область (навыки социального взаимодействия с другими людьми, понимание и выражение эмоций);
  • развитие движений (обеспечение возможности удерживать и менять по своему желанию позу, дотягиваться, хватать, удерживать и манипулировать предметами, передвигаться в пространстве, в случае невозможности выполнения самостоятельных движений – подбор вспомогательного оборудования);
  • самообслуживание (формирование предпосылок к овладению такими важными умениями, как самостоятельное питание, умывание, уход за телом, одевание, раздевание)

3. Образование и поддержка семьи в процессе абилитации

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
  2. «Специальная педагогика» Под редакцией Н. М. Назаровой
  3. (ссылка на сайт Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга, Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)