1. Феноменологические признаки психических явлений и ошибки, возникающие при восприятии субъектом собственной психики

11

ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

План:

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

  • психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,
  • психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,
  • объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

  1. предметность: психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;
  2. неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;
  3. чувственная недоступность: психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;
  4. спонтанная активность психики, которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... ребенка. [9] Принцип сознания и активности предусматривает взаимосвязь педагогического руководства процессом физического воспитания с сознанием и активной двигательной деятельностью детей. Научную разработку ... и совершенствование. Усвоения новых двигательных действий требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое двигательное ...

  1. Л.С. Выготский: психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.
  2. А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин: исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

  1. Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.
  2. Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
  3. Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

  1. иллюзия отождествления образа с объектом: то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;
  2. иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

2. Разные способы определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики

Психология – молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Но у нее уже есть определенная науч­но-историческая логика становления.

  1. Первые психологические исследования были направле­ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено­менологических признаков психических явлений, а так­же на раскрытие их специфических характеристик. Отсюда – множе­ственность психологических концепций, каждая из кото­рых соответствует выделенному аспекту реальности.
  2. Этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно сред­ствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психиче­ские явления. Теоретический поиск объяснений и общих закономерно­стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото­ром производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.
  3. Построение общих теоретических принци­пов организации психики, выходящих за пределы психо­логии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.

По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

Способ определения психики

Автор

1

Душа, не имеющая материальных основа­ний.

Донаучный период

2

Сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения.

Р. Декарт

3

Система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (и представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности.

Ассоциативная психология.

4

Систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания),на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений

Структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера.

5

Совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды

Прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса.

6

Система формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением.

Бихевиоризм

7

Особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге.

Гештальтпсихология

8

Система процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма

Когни­тивная психология

3. Особенности и не­достатки различных научных направлений исследования психических явлений

Нейрофизиологические концепции психики:

  • имеют своим предметом не самый психический акт и его результаты (представления, понятия), а соответствующие им динамические и структурные изменения в мозговом субстрате,
  • исследование собственно психических явлений подменя­ется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология:

  • за ассоциативной концепцией стоит самая универсальная форма взаимосвязи – пространственно-временная смеж­ность психических явлений,
  • способ связи, механизм психических явлений (ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в которую они объединяются (целое имеет свойства, кото­рые несводимы к простому ассоциативному объединению частей); б) от характера исходного «материала» (субстра­та), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт – Э. Титченер):

  • первичный материал – интроспективно откры­вающаяся субъекту психическая ткань чувственного опы­та, которая должна быть полностью обособлена от своего внешнего объекта,
  • психические структуры складываются из элементов по за­конам ассоциации,
  • основной принцип организации психических явлений – ассоциативная связь,
  • психические структуры определяются материалом психи­ческой «ткани чувственного образа», которая дана субъек­ту интроспективно.

Гештальтпсихология:

  • структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объе­динение психических элементов, а как предметная целост­ность, детерминированная объектом и обладающая своими собственными субъективными феноменологическими ха­рактеристиками и закономерностями,
  • психические (феноменаль­ные), нейрофизиологические и физические явления изоморфны друг другу (взаим­но-однозначно соответствуют одно другому),
  • структура психических явлений оторвана от любых форм возможного материального субстрата, со­ставляющего исходный материал психики,
  • будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от физиологического механизма, и от фи­зического объекта (психофизический и психофизиологи­ческий параллелизм),
  • детерминистическое объяс­нение психики, которое предполагает выведение структу­ры психического явления в качестве следствия, вытекающего из общих законов природы, исключено.

Функциональная психология (в Европе – К. Штумпф, в США – У. Джемс и Д. Дьюи):

  • в европейском варианте психическая функция соотносит­ся с материалом психической ткани чувственного образа, которая дана субъекту интроспективно; в американском функционализме психическая функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая про­цесс адаптации организма к внешней среде,
  • функция психического процесса обособлена, оторвана от реального исходного внепсихологического материала, на основе которого строятся психический процесс и психический образ,
  • в исходный материал психики превраща­ются врожденные психические функции и создаются логи­ческие предпосылки для утверждения, что психические акты конструируют объекты: объект произведен от акта и функции.

Бихевиоризм:

  • отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от воз­можных «внутренних» объективно не измеряемых психи­ческих структур,
  • отказ от факторов внутреннего структурирования пове­денческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения,
  • как следствие – введе­ние в психологию статистических количественных мер; количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных про­цессов,
  • позднее вводимые «промежуточные переменные» в нео­бихевиоризме связывают фактор случайности и его веро­ятностную меру с такими аспектами организации поведе­ния и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение,
  • все направления бихевиоризма и необихевиоризма харак­теризуются двумя общими признаками: а) наличием объек­тивно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики; б) пол­ной абстрагированностью от специфики исходного матери­ала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, пси­хологический энергетизм):

  • в психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования,
  • моти­вам приписывается энергия, которая содержится в орга­низме,
  • мотивационное начало психической деятельности проти­вопоставляется материалу и структуре,
  • ставится вопрос о том, что выступает специфической фор­мой психической энергии и психоэнергетических превра­щений.

Отечественная психология:

  • психика – особая система функций организма, кото­рая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активно­го и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход),
  • психика обеспечивает живому организму: а) ориентировку в окружающем мире и в состояниях собст­венного организма, б) организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ори­ентировки, в) накопление на протяжении индивидуальной жизни наи­более эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения раз­нообразных действий (умения и навыки).

4. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Психофизиологическая (психофизическая) проблема возникает, когда ставится вопрос о сущности психических явлений. Первоначально эта проблема рассматривалась как проблема отношений между двумя субстанциями: душой, психикой и физическим, материальным миром. Проблема носила название психофизической.

Развитие естественно-на­учных направлений исследования живых явлений: анатомии и физиологии, эволюционной биологии, этологии – постепенно вело к тому, что психика стала рассматриваться как результат эволюционного развития у животных организмов ряда особых функций, обеспечивающих ориентировку в окру­жающей среде, построение сложных форм поведения на осно­ве такой ориентировки, а также приобретение жизненного опыта – научение. Научение заключается в приобретении новых форм и способов ориентировки и ор­ганизации поведения, деятельности, общения. Эволюционное и онтогенетиче­ское развитие таких функций у животных обеспечивается:

  • усложнением двигательной активности,
  • формировани­ем сенсомоторных и перцептивно-двигательных возможно­стей животных, которые зависят от строения нервно-мы­шечной системы и органов чувств.

Поэтому в настоящее вре­мя психофизическая проблема в научной психологии рассматривается как психофизиологическая проблема.

Направления исследования психофизиологической проблемы

По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается осо­бое психическое образование – субъективный образ объек­тивного мира, который и представляет собой центральное психическое образование. В на­стоящее время существует несколько взаимосвязанных на­правлений исследования психофизиологической проблемы:

  1. Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральный вопрос – насколько знания и пред­ставления о реальности достоверны, истинны. Насколько ре­зультаты непосредственно чувственного и рационального познания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос традиционен и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).
  2. Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем – субъектом. Психиче­ский образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к пред­метной перцептивно-двигательной и ориентировочно-ис­следовательской активности живого организма в среде.
  3. Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) каждый отдел мозга де­терминирует протекание строго определенного психическо­го процесса (узкий локализационизм); б) все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психиче­ского процесса (эквипотенциализм).

    В настоящее время – концепция системной локализации психических функций: психи­ческие процессы, психическое отражение (образ мира) обес­печиваются сложной функциональной организацией нейродинамических процессов, которые складываются в процессах индивидуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (А.Р. Лурия).

    При этом:

  • складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходи­мых условий формирования образа мира; другим необходи­мым условием и основной причиной формирования психическо­го образа мира выступает активная ориентировочно-иссле­довательская деятельность живого организма во внешнем мире (А.Н. Леонтьев),
  • физиологические процессы в человеческом мозге потенци­ально могут обеспечивать осуществление самых разнообраз­ных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не да­ют их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта ис­ходно задаются совместной с другими людьми ориентировоч­ной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует фор­мирование новой функциональной системы нейрофизиологи­ческих процессов, которые обеспечивают эффективное вы­полнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (П.Я. Гальперин).
  1. Отношение между образом и ориентировочно-исследова­тельским поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психи­ческое отражение детерминируется способом активного взаи­модействия субъекта со средой – ориентировочно-исследо­вательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ органи­зации нейродинамики служат не первопричинами, а выступа­ют необходимыми условиями и результатом формирования об­раза в процессе ориентировочно-исследовательской активно­сти живого организма.