11
ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
План:
Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.
Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:
- психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно – в самонаблюдении,
- психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям,
- объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.
Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:
- предметность: психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе – нервной и мышечной системах организма, – а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;
- неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса;
- чувственная недоступность: психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;
- спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов.
Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен:
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... ребенка. [9] Принцип сознания и активности предусматривает взаимосвязь педагогического руководства процессом физического воспитания с сознанием и активной двигательной деятельностью детей. Научную разработку ... и совершенствование. Усвоения новых двигательных действий требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое двигательное ...
- Л.С. Выготский: психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.
- А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин: исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма.
Все эти особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:
- Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая материальных причин активность души.
- Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю: у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
- Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами.
«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:
- иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность;
- иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.
2. Разные способы определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики
Психология – молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Но у нее уже есть определенная научно-историческая логика становления.
- Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, а также на раскрытие их специфических характеристик. Отсюда – множественность психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.
- Этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психические явления. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.
- Построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.
По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии.
№ |
Способ определения психики |
Автор |
1 |
Душа, не имеющая материальных оснований. |
Донаучный период |
2 |
Сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения. |
Р. Декарт |
3 |
Система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности. |
Ассоциативная психология. |
4 |
Систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания),на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений |
Структурная психология В. Вундта и Э. Титченера. |
5 |
Совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды |
Прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса. |
6 |
Система формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением. |
Бихевиоризм |
7 |
Особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге. |
Гештальтпсихология |
8 |
Система процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма |
Когнитивная психология |
3. Особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений
Нейрофизиологические концепции психики:
- имеют своим предметом не самый психический акт и его результаты (представления, понятия), а соответствующие им динамические и структурные изменения в мозговом субстрате,
- исследование собственно психических явлений подменяется исследованием явлений нейрофизиологических.
Ассоциативная психология:
- за ассоциативной концепцией стоит самая универсальная форма взаимосвязи – пространственно-временная смежность психических явлений,
- способ связи, механизм психических явлений (ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в которую они объединяются (целое имеет свойства, которые несводимы к простому ассоциативному объединению частей); б) от характера исходного «материала» (субстрата), на основе которого формируется психика.
Структурализм (В. Вундт – Э. Титченер):
- первичный материал – интроспективно открывающаяся субъекту психическая ткань чувственного опыта, которая должна быть полностью обособлена от своего внешнего объекта,
- психические структуры складываются из элементов по законам ассоциации,
- основной принцип организации психических явлений – ассоциативная связь,
- психические структуры определяются материалом психической «ткани чувственного образа», которая дана субъекту интроспективно.
Гештальтпсихология:
- структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объединение психических элементов, а как предметная целостность, детерминированная объектом и обладающая своими собственными субъективными феноменологическими характеристиками и закономерностями,
- психические (феноменальные), нейрофизиологические и физические явления изоморфны друг другу (взаимно-однозначно соответствуют одно другому),
- структура психических явлений оторвана от любых форм возможного материального субстрата, составляющего исходный материал психики,
- будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от физиологического механизма, и от физического объекта (психофизический и психофизиологический параллелизм),
- детерминистическое объяснение психики, которое предполагает выведение структуры психического явления в качестве следствия, вытекающего из общих законов природы, исключено.
Функциональная психология (в Европе – К. Штумпф, в США – У. Джемс и Д. Дьюи):
- в европейском варианте психическая функция соотносится с материалом психической ткани чувственного образа, которая дана субъекту интроспективно; в американском функционализме психическая функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде,
- функция психического процесса обособлена, оторвана от реального исходного внепсихологического материала, на основе которого строятся психический процесс и психический образ,
- в исходный материал психики превращаются врожденные психические функции и создаются логические предпосылки для утверждения, что психические акты конструируют объекты: объект произведен от акта и функции.
Бихевиоризм:
- отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от возможных «внутренних» объективно не измеряемых психических структур,
- отказ от факторов внутреннего структурирования поведенческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения,
- как следствие – введение в психологию статистических количественных мер; количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных процессов,
- позднее вводимые «промежуточные переменные» в необихевиоризме связывают фактор случайности и его вероятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение,
- все направления бихевиоризма и необихевиоризма характеризуются двумя общими признаками: а) наличием объективно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики; б) полной абстрагированностью от специфики исходного материала, из которого синтезируются психические структуры.
Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм):
- в психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования,
- мотивам приписывается энергия, которая содержится в организме,
- мотивационное начало психической деятельности противопоставляется материалу и структуре,
- ставится вопрос о том, что выступает специфической формой психической энергии и психоэнергетических превращений.
Отечественная психология:
- психика – особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активного и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход),
- психика обеспечивает живому организму: а) ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма, б) организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки, в) накопление на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения разнообразных действий (умения и навыки).
4. Психофизиологическая (психофизическая) проблема
Психофизиологическая (психофизическая) проблема возникает, когда ставится вопрос о сущности психических явлений. Первоначально эта проблема рассматривалась как проблема отношений между двумя субстанциями: душой, психикой и физическим, материальным миром. Проблема носила название психофизической.
Развитие естественно-научных направлений исследования живых явлений: анатомии и физиологии, эволюционной биологии, этологии – постепенно вело к тому, что психика стала рассматриваться как результат эволюционного развития у животных организмов ряда особых функций, обеспечивающих ориентировку в окружающей среде, построение сложных форм поведения на основе такой ориентировки, а также приобретение жизненного опыта – научение. Научение заключается в приобретении новых форм и способов ориентировки и организации поведения, деятельности, общения. Эволюционное и онтогенетическое развитие таких функций у животных обеспечивается:
- усложнением двигательной активности,
- формированием сенсомоторных и перцептивно-двигательных возможностей животных, которые зависят от строения нервно-мышечной системы и органов чувств.
Поэтому в настоящее время психофизическая проблема в научной психологии рассматривается как психофизиологическая проблема.
Направления исследования психофизиологической проблемы
По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается особое психическое образование – субъективный образ объективного мира, который и представляет собой центральное психическое образование. В настоящее время существует несколько взаимосвязанных направлений исследования психофизиологической проблемы:
- Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральный вопрос – насколько знания и представления о реальности достоверны, истинны. Насколько результаты непосредственно чувственного и рационального познания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос традиционен и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).
- Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем – субъектом. Психический образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к предметной перцептивно-двигательной и ориентировочно-исследовательской активности живого организма в среде.
- Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) каждый отдел мозга детерминирует протекание строго определенного психического процесса (узкий локализационизм); б) все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психического процесса (эквипотенциализм).
В настоящее время – концепция системной локализации психических функций: психические процессы, психическое отражение (образ мира) обеспечиваются сложной функциональной организацией нейродинамических процессов, которые складываются в процессах индивидуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (А.Р. Лурия).
При этом:
- складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходимых условий формирования образа мира; другим необходимым условием и основной причиной формирования психического образа мира выступает активная ориентировочно-исследовательская деятельность живого организма во внешнем мире (А.Н. Леонтьев),
- физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (П.Я. Гальперин).
- Отношение между образом и ориентировочно-исследовательским поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психическое отражение детерминируется способом активного взаимодействия субъекта со средой – ориентировочно-исследовательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ организации нейродинамики служат не первопричинами, а выступают необходимыми условиями и результатом формирования образа в процессе ориентировочно-исследовательской активности живого организма.