Это высокое звание — Человек!

II. Это высокое звание — Человек!

II. Это высокое звание — Человек!

Ш Литература

1. Бочаров Г.Н. Как остаться непобежденным. М., 1985.

2. Правофланговые комсомола /Сост. В. В. Володин, В.Н. Ганичев, В. Г.

Левченко. М., 1982.

3. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1986.

ТЕМА «Познай самого себя» (8 — 9-н классы)

S Цель: акцентировать внимание учащихся на собственной лично­сти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

S Форма: лекция-рассуждение.

S Подготовительная работа.

При подготовке к классному часу можно провести анкетный опрос: /. Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, тип нервной деятельности, моя духовность, мои ценности)?

2. Что я знаю о других людях? ‘-

3. Кто или что помогает мне в самопознании, в саморазвитии (учителя,

родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации) ?

Предлагается использовать фрагменты из книг профессора Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики», «Введение в психологию ак­тивности», «Общение с собой». В одной из своих книг он писал: «Для того чтобы человеческая психика формировалась целенаправленно и ак­тивно, важно в современных условиях каждому человеку знать себя и успешно управлять собственным состоянием, саморегулировать психику на основе законов психической деятельности».

^ Содержание классного часа.

Классный руководитель после краткого вступления проводит диа­лог с учащимися.

Вопросы для диалога:

1. Каков (какая) ты?

2. Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?

3. Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?

4. Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» —

одно, в школе «Я» — другое, в компании друзей «Я» — третье?

5. Ощущаете ли» вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэрролла

Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я,

конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с

тех пор я все время то такая, то сякая — словом, какая-то не такая».

6. Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу».

9 стр., 4200 слов

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

... темы контрольной работы: «Мышление как высшая форма познавательной деятельности». Цель контрольной работы: изучение мышления как высшей формы познавательной деятельности. Задачи контрольной работы: рассмотреть общее понятие ... в котором он родился: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; способностью помнить, думать, соображать; ...

Затем классный руководитель отмечает, что стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию уходит своими корнями в глу­бокое прошлое. Обратимся к философской и народной мысли и обсудим наиболее понравившиеся изречения:

«Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить»

Гераклит «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя»

Р. Декарт

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением

о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другцми существами,

живущими на земле…» и. Кант

«Я — подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущ­

ность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущ­

ность» л. Фейербах

«…Человек сначала смотриться, как в зеркало, в другого челове­

ка. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр

начинает относиться к самому себе как к человеку»

К. Маркс

«Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жиз­нью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей»

В. Распутин

& В заключительном слове классный руководитель использует данные анкеты и дает рекомендации по организации самовоспитания учащихся.

Ш Литература

1. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

2. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

3. Леей В. Искусство быть собой. М., 1977.

4. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

5. Мир детства: Юность. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

6. Мир человека. / Сост. А.Ф. Малышевский. М., 1995.

7. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах. М., 1988.