II. Это высокое звание — Человек!
II. Это высокое звание — Человек!
Ш Литература
1. Бочаров Г.Н. Как остаться непобежденным. М., 1985.
2. Правофланговые комсомола /Сост. В. В. Володин, В.Н. Ганичев, В. Г.
Левченко. М., 1982.
3. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1986.
ТЕМА «Познай самого себя» (8 — 9-н классы)
S Цель: акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
S Форма: лекция-рассуждение.
S Подготовительная работа.
При подготовке к классному часу можно провести анкетный опрос: /. Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, тип нервной деятельности, моя духовность, мои ценности)?
2. Что я знаю о других людях? ‘-
3. Кто или что помогает мне в самопознании, в саморазвитии (учителя,
родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации) ?
Предлагается использовать фрагменты из книг профессора Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики», «Введение в психологию активности», «Общение с собой». В одной из своих книг он писал: «Для того чтобы человеческая психика формировалась целенаправленно и активно, важно в современных условиях каждому человеку знать себя и успешно управлять собственным состоянием, саморегулировать психику на основе законов психической деятельности».
^ Содержание классного часа.
Классный руководитель после краткого вступления проводит диалог с учащимися.
Вопросы для диалога:
1. Каков (какая) ты?
2. Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?
3. Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?
4. Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» —
одно, в школе «Я» — другое, в компании друзей «Я» — третье?
5. Ощущаете ли» вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэрролла
Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я,
конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с
тех пор я все время то такая, то сякая — словом, какая-то не такая».
6. Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу».
Мышление как высшая форма познавательной деятельности
... темы контрольной работы: «Мышление как высшая форма познавательной деятельности». Цель контрольной работы: изучение мышления как высшей формы познавательной деятельности. Задачи контрольной работы: рассмотреть общее понятие ... в котором он родился: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; способностью помнить, думать, соображать; ...
Затем классный руководитель отмечает, что стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое. Обратимся к философской и народной мысли и обсудим наиболее понравившиеся изречения:
«Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить»
Гераклит «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя»
Р. Декарт
«То обстоятельство, что человек может обладать представлением
о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другцми существами,
живущими на земле…» и. Кант
«Я — подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущ
ность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущ
ность» л. Фейербах
«…Человек сначала смотриться, как в зеркало, в другого челове
ка. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр
начинает относиться к самому себе как к человеку»
К. Маркс
«Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей»
В. Распутин
& В заключительном слове классный руководитель использует данные анкеты и дает рекомендации по организации самовоспитания учащихся.
Ш Литература
1. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
2. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
3. Леей В. Искусство быть собой. М., 1977.
4. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.
5. Мир детства: Юность. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.
6. Мир человека. / Сост. А.Ф. Малышевский. М., 1995.
7. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах. М., 1988.