Дубровина Т.И. лекция по ФФН

ФФН( фонетико- фонематическое недоразвитие) . Пути его преодоления. 1)Проблема преодоления ФФН у дошкольников. Современные взгляды и подходы.

2) Развитие фонематического восприятия в норме. Приёмы обследования фонематических процессов.

3) Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН ( описание структуры дефекта)

4) Этапы и соединение логопедической работы по преодолению ФФН у дошкольников.

Содержание периода обучения :

а) 1

б) 2

в) 3

1) ФФН – нарушение процесса фонема образования у детей с различными речевыми расстройствами, в результате артикуляционных или фонематических их нарушений.

ФФН может быть у детей с дислалией ( чаще сложной – полиморфной), фонетико- фонематической или артикуляционной, фонематической её формой, с дизартрией ( со стёртой дизартрией), ринолалией.

При ФФН нарушается звукопроизношение и различение фонем ( дифференциация фонем) схожих по акустико- артикуляционным признакам . Свистящие и шипящие и их аффрикаты, сонорных звуков, звонких и глухих, твёрдых гласных и согласных в норме. К 6 годам заканчивается процесс фонема образования. К 5 годам дети овладевают правильным звукопроизношением.

Данной проблемой занимались:

Р.Е. Левина, её ученики ,последователи: Т.Б.Филичева, Чиркина, Галина Амосовна Каше, Спирова, Никашина, Эльконин, В.И. Бельтюков, Швачкин и многие другие.

Проблема преодоления ФФН у детей в дошкольном возрасте является и остаётся актуальной проблемой т.к. позволяет своевременно решить вопрос предупреждения нарушения письма и чтения у детей в период школьного возраста.

Профессором Левиной и её учениками была доказана тесная взаимосвязь между нарушениями устной и письменной речи ( дисграфия и дислексия).

Такой же позиции придерживались учёные Украины , Эстонии и другие зарубежные страны.

В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух – это способность различать на слух фонемы родного языка.

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Введение…. ....…….................................................................................................3 1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного возраста с дизартрией………………..……………………………..……….....6 1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств…..………..…….…...……...6 1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией………..19 1.3 Особенности нарушения речи детей с ...

Ошибки на письме связанные с недостатками устной речи:

1)Фонетические ошибки, вызванные неправильным произношением и не достаточным различением звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Замены согласных букв на письме
  • Замены букв соответствующим звукам
  • Замена свистящих, шипящих и их аффрикатам, сонорным звукам р`, л`, л , а также пары согласных звонкими и глухими.

Пример: Читают ( вместо считают), что корщины уносят теплят. Многие корщины питаются мишами и сусликами. Ката ( Катя), Сорна ( зёрна)

В процессе формирования речи дети дошкольного возраста постепенно , наряду с формированием правильного произношения усваивают навык различения фонем. В норме процесс заканчивается к 6 годам, дети правильно произносят все звуки. При отклонении в формировании речи процесс усвоения фонем задерживается. В связи с этим ребёнок не усваивает звукового состава слова ( что приводит к замене букв на письме – гласных и согласных )

2) Связанные с нарушением слоговой структуры и звуко наполняемости слова – это пропуски и перестановки слогов , букв, раздельное написания слова ( например, сидит- сит, книга- кинга, брат- барт )

3) Ошибки связанные с недостатками формирования лексико-грамматических средств языка (ОНР) :

  • Ошибки в падежных конструкций ( Соня лечила зубу)
  • Ошибки в согласовании прилагательных и существительных, чаще искажение безударных окончаний ( красное рубашко)
  • Ошибки в согласовании числительных с существительными ( пять уклов, пат куклех, пять стулов)
  • Ошибки на пропуски замены предлогов ( Васа стоит )
  • Ошибки в построении предложений( пропуск главных и второстепенных членов предложения , пример Саша рыбу)
  • Раздельное написание главного и придаточного предложения ( Когда наступила зима. Дети пошли кататься на санках)
  • Употребление придаточного без главного ( Когда пошёл снег? )

Вывод: причины подобных ошибок на письме является ОНР и ФФН. На основании сделанных ею выводов Р.Е.Левиной была выдвинута идея предупредительного подхода к детям дошкольного возраста , которая была реализована в открытии логопедических групп для этой категории детей с ФФН и ОНР.

10 стр., 4651 слов

Проблемы формирования речи у детей с синдромом Дауна

Введение Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном ...

Конец 60-х годов Левиной была разработана психолого- педагогическая классификация для дошкольников , согласно которой выделяются группы детей с ФФН и ОНР, а также с заиканием.

В 20-х годах был издан указ об открытии и функционировании для детей с логопедическими проблемами речи. Далее на основании приказа № 36 было разработано типовое положение на основе которого открывались и функционировали логопедические группы и по настоящее время , на основании отбора и комплектования логопедических групп, которые записываются в ПМПК лежит в основе типовое положение возможно со значимыми нарушениями, группы с ОНР,ФФН, заикания. К этому времени были разработаны программы коррекционного обучения по преодолению ФФН у дошкольников, для детей старшей и подготовительных групп. Для старшей группы Галина Амосовна Каше ( исправление недостатков речи у дошкольников». Для подготовки подготовительной группе к школе с недостатками речи.

В типовом положении прописаны возраст зачисления детей ( для ФФН к 5-6 годам), срок обучения, наполняемость групп, программа коррекционного обучения.

Таким образом, ФФН устраняется в условиях логопедической группы детского сада ( 5-6 лет)

2) Развитие фонематического восприятия в норме.

К изучению закономерностей овладения детьми звуковой системы языка занимались такие учёные, как : Гвоздев, Эльконин, Бельтюков, Швачкин, Салахова и многие другие.

Учёные утверждают, что для усвоения фонетической стороны языка для ребёнка необходимо не только сохранный физический ( биологический ) слух, не только подготовленность речевого аппарата , но и умение слышать и слушать , различать правильное и неправильное произношение как своей, так и чужой речи, а также контролировать собственную речь.

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У).

... грома, гласные звуки (низкие). Они не слышат речь! Часто глухие дети не догадываются о том, что такое речь. ГЛУХОЙ – человек, который потерял слух с момента ... Глухой ребенок лишен восприятия музыкальных звуков. Восприятие этих звуков осуществляется глухим человеком только через вибрацию. Из-за потери слуха неслышащий человек лишается возможности воспринимать речь, т.е. ...

Ребёнок должен тонко дифференцировать все фонемы родного языка. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению. Восприятия звуков у детей формируется в определённой последовательности.

Такие учёные : Швачкин, Пулько подчёркивали, что процесс восприятия в норме у ребёнка формируется очень рано.

Р.К. Гулько в своей работе описывает первые проявления речи в возрасте трех лет . Это восприятие основано на зрительном впечатлении ( глазное общение) .Ребёнок внимательно всматривается в артикуляцию.

В 4 месяца ребёнок остро реагирует на человеческий голос, он прислушивается к окружающему и стремится повернуть головку к источнику голоса. Постепенно ( после 9 месяцев) ребёнок улавливает мелодико- интонационный рисунок.

Швачкин в своей работе «развитие фонематического восприятия в раннем возрасте» пишет , что при инструкции хлопать в ладоши «тут-тук» , дети давали аналогичную реакцию на «стук-стук», если была схожа интонация. Это период до фонемного развития восприятия. Ребёнок ещё не воспринимает отдельные фонемы, а опирается на интонационный ритмический рисунок слова.

На втором году жизни различение самих фонем и большую роль играет сохранность физический слух т.к. в процессе формирования речи ребёнок не просто слышит речь окружающего, но и пытается ей подражать. Поэтому в зависимости у ребёнка сохранен физический слух и развит фонематический слух, у ребёнка будет наблюдаться ускоренный или запоздалый темп речевого развития.

В возрасте трёх лет дети с нормальным развитием различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи. При этом, в силу физических несовершенств артикуляционного аппарата сам произносить не может, но отдифференцировать может.

11 стр., 5152 слов

Как проверить слух ребенка?

... Саша, город, чайка, море, спичка. При обследовании слуха ребенка слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности. Поставьте ... игрушек и речи) определит, какие звуки и на каком расстоянии доступны слуху ребенку, может ли он локализовать их ... ответ на слышимые звуки, позже он начинает произносить первые слова. Для ребенка с нарушенным слухом окружающих звуков не существует, поэтому ...

В возрасте 5-6 лет у ребёнка сформированы все фонемы родного языка, у детей сформирован навык различения фонем, что обеспечивает их к звуковому анализу и синтезу, а это является необходимым условием успешного овладения грамотой. Наибольшие сдвиги в развитии слуха наблюдаются 1,7- 1,8 месяцев. Поэтому считается, что у ребёнка к 2 годам первичный фонематический слух оказывается сформирован.

3 месяца –глазное общение

4 месяца реакция на голос

9-11 месяцев восприятие с опорой на интонацию.

К 5 годам у ребёнка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа. Это выделение первого гласного и последнего согласного в слове. Это способность формируется спонтанно, без специального обучения, но при правильных педагогических условиях.

К 6-7 годам у ребёнка формируется фонематические представления, как способность выполнять операции анализа в умственном плане по представлению ( с помощью специального обучения)В младшем школьном возрасте идёт более сложные формы звукового анализа.

Приёмы обследования фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать звуки и дифференцировать отличающиеся тонкими акустико артикуляционным смысловыми различными признаками.

Фонематический слух – это способность частично заложенная природой и частично развивающаяся в процессе общения со взрослыми. Способность развивается спонтанно при благоприятных условиях.

  1. Способность слышать заданный звук в слове.
  2. Способность различать значения похожих по звучанию слов ( фонетически сходных, но разных по значению, например, носок-песок; земля-змея)
  3. Способность различать слова паронимы, отличающиеся одним звуком ( аппозиционным звуком : уточка-удочка; усы-уши; мишка- мышка)

Фонематическое восприятие это система умственных, интеллектуальных действий по звуковому анализу воспринимаемой речи. Фонемное восприятие реализуется через ряд операций звукового анализа слова. Сначала выделяются в звуковом потоке слово( определяющее наличие звука в слове), а потом уже анализ самого слова. Определение позиции , затем последовательности, количество звуков в слове.

5 стр., 2050 слов

Организация и содержание педагогической помощи детям с нарушением слуха

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А.ШОЛОХОВА       ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ                         Реферат   Выполнила студентка ХХХХ курса ХХХХХ отделения ХХХХХХХХХХХХХХХ   ...

Фонематическое восприятие развитие умений анализировать речь и разлагать её на составляющие элементы. Развиваются на основе полноценного фонематического слуха.

Фонематические представления это сложное умение, представляющее аналитическую деятельность, направленное на полную дифференциацию звуков, сопоставлению и обобщению звуков.

Приёмы обследования

  1. Различение слов паронимов

Инструкция: слушай и показывай или объясняй «что это». Ребёнку предлагается рассмотреть ряд картинок, названия которых отличается только одной парой аппозиционных звуков (рак-лак).

Вы называете пару картинок ( угол-уголь, усы-уши)

  1. Узнавание заданного звука а ряду другого звука, слогов, слов.

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук. При подборе слов берутся слова с заданным и без заданного звука, звук должен быть в начале, середине и конце слова ( в разных позициях), подбираются слова со смежными согласными ( сумка, маска, пояс, мышка, мишка, тапки, санки).

Обследование звукопроизношения, дифференциации

То как ребёнок воспроизводит воспринятый на слух материал. Лексический материал включает сохранные звуки. Только нарушенная дифференциация звуков. С этой целью детям предлагается последовательность звуков, слогов, слов, включающих аппозиционные звуки. Всё проводится в игровой форме « кто самый внимательный? Слушай и повторяй : га-га-га» Образцы слов : угол- уголь, точка- дочка, койка – Колька, пыл- пыль, дом- ком, цапля- сабля. Отбор картинок в названиях которых есть заданный звук. Сначала логопед сам называет картинки, а затем ребёнок сам должен отобрать картинки. Самостоятельное придумывание слов заданным звукам.

  1. Психолого- педагогическая характеристика детей с ФФН

Характерной особенностью фонетической стороны речи при ФФН является не только неправильное произношение, но и перестановки, смешение, замены, пропуски звуков.

24 стр., 11562 слов

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

... детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове. Наиболее распространенным ... природе; воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества. Оборудование: картинки с изображением домашних животных, картинки с изображением детенышей домашних животных, фигурки ...

Признаки ФФН:

1)Замена звуков более простыми по артикуляции или схожих в акустическом отношении ( например, свистящие с – т,ш,ц ; ш – т,ф,с ; аффрикаты ц- тс,ч ; р – л, л`, р`, в, д, г.

2) Смешение звуков ( нестойкое употребление звуков) т.е. изолированно в простых случаях звукопроизношение правильно, а в спонтанной речи звук опускается, в результате образ неустойчив ,может привести к ошибкам на письме.

В ряде случаев непроизволен полностью процесс дифференциации звуков и часто звук является субститутом ( чайник- тяйник).

Все эти трудности связаны с неустойчивым фонематическим восприятием. При обследовании выявляется , что дети испытывают трудности при воспроизведении ряда слогов с аппозиционными звуками, хотя допускают ошибки при выделении звуков и слогов. При определении наличия звуков в отборе картинок и придумывании слова, при выделении первого ударного гласного из слова, выделение последнего согласного в слове им практически недоступно. Это свидетельствует о низком уровне сформированности.

  1. Искажение произношения звуков. Количество неправильно произносимых звуков может достигать от 16 до 22.

Ранее выявление этого дефекта и своевременная проведённая коррекционная работа позволяет устранить не только неправильное звукопроизношение, искажение, замена, но и подготовить ребёнка к школе.

Некоторые из этих детей испытывают трудности при воспроизведении незнакомых слов, трудно по слоговой структуре и наполняемости ( аквариум, ткачиха, сковорода, троллейбус, физкультурники).

В ряде случаев дети в употреблении сложных предлогов заменяют простыми. Допускают ошибки при согласовании числительного и существительного ( пять стулов, пять деревов, пять пень).В этом случае имеются на ряду с ФФН имеются элементы ОНР, которые выявляются при чательном обследовании на сложном лексическом материале. Эти дети также затрудняются в словообразовании ( деревья- деревы, пень-пенёв; уменьшительно ласкательных слов – Костя- Костюн- Косточка, лоб-лобёнок, локоть- локотёнок, деревце –деревко, ковёр- ковёрчик, гриб- грибёнок)

4