ЛЕКЦИЯ № 1
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»
- Этапы формирования дисциплины БЖД
Если обратиться к истории человечества, то мы увидим, что люди начали задумываться о своей безопасности еще в древние времена. Изобретение орудий труда, одежды, средств защиты от нападения диких животных, изготовление и применение лекарственных средств – все это и многое другое как раз и подтверждает то, что с незапамятных времен человек был обеспокоен своей жизнедеятельностью, а конкретно – ее качеством и продолжительностью. Именно с этой целью и изобретались все выше перечисленные средства.
Некоторые вехи развития науки о безопасности:
в 460-377 г.г. до нашей эры Гиппократ утверждал: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”;
древнегреческий ученый Плиний изучал проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека;
знаменитый медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1551гг.) является родоначальником фармакологии;
итальянский врач Рамаццини (конец XVII – начало XVIII в.) описал проф. заболевания в области металлургии; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека;
Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод;
наш великий соотечественник М.В. Ломоносов исследовал условия работы “горных людей”, написал трактат “Работа об условиях движения вольного воздуха”, где подробно описал устройство вентиляции;
Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.
Можно отметить, что изобретение различных технологий, которые создаются с целью облегчения трудовой деятельности человека, идут параллельно с изучением воздействия этих новшеств на организм работающих. В начале XX в. в связи с развитием промышленности стала формироваться русская школа безопасности (основоположники — Кирпичев, Левицкий и др.).
В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”. Сеченов в своей “Физиологии труда” рассматривает физические нагрузки на человека, обосновывает восьмичасовой рабочий день. Эрисман создает “Руководство по гигиене труда”.
4.4. Физиологические и психологические критерии безопасности человека
... человека, поэтому исключительно важно своевременно и верно их интерпретировать. В качестве примера в этом случае можно привести применение цветов и знаков безопасности ... содержатся питательные и биологически активные вещества, газы, продуктыметаболизма, которые обеспечивают жизнедеятельность человека. Лимфатическая система – система лимфатических капилляров, мелких и больших лимфатических сосудов ...
С развитием научно-технического прогресса расширяется наша искусственная среда обитания (или техносфера, включающая обычно объекты, составляющие единую техническую систему), поэтому постепенно техника безопасности сменяется термином «охрана труда», а затем и более объемным понятием – безопасность жизнедеятельности.
В 1965 г. в ВУЗах был введен предмет “охрана труда”, а также читались курсы “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД.
Эта научная дисциплина базируется на достижениях таких наук как психология, физиология труда, эргономика, юриспруденция, экономика, экология, математика, физика и химия.
В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум две задачи:
— обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
— создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.
На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и сейчас мы уже говорим о том, что практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных повышенным влиянием на человека различных негативных техногенных факторов. БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды. Причем под окружающей средой в данном случае понимается среда обитания (либо производственная среда (техносфера), либо природная среда (биосфера).
Основная цель науки – выработка общих правил, закономерностей безопасности на основе анализа источников и причин возникновения опасностей.
Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек — Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.
Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
— идентификация опасностей;
— защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
— ликвидация возможных отрицательных последствий опасностей.
Основным направлением практической деятельности в области БЖД является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
БЖД включает три раздела:
— природные аспекты (экология);
— БЖД в условиях производства (охрана труда);
— БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций (гражданская оборона).
Экология на основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека дает научно обоснованные рекомендации по охране природы, природопользованию и воспроизведению природных ресурсов.
Раздел 1. Система « человек — среда обитания»
... факторы в системе "человек -среда обитания" и их воздействие на человека и окружающую среду. Неконтролируемый выход энергии как ... компьютером. Заболевания пользователей персональными компьютерами. Операторская деятельность. Рабочее место, кресло для пользователя. Дисплей ... катастроф. Эргонометрические требования к системе «человек - машина». Снижение аварийной опасности за счет повышения надежности в ...
Охрана труда исследует опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывает методы защиты работающих.
Гражданская оборона обеспечивает защиту населения в чрезвычайных ситуациях: стихийные бедствия, техногенные и антропогенные (от хозяйственной деятельности людей) катастрофы, военные конфликты.
БЖД разрабатывает теоретические основы безопасности применительно к любому из этих разделов.
3. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности
Опасность – центральное понятие в БЖД. Опасность— это явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.
Признаки опасности:
- угроза для жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.
В БЖД существуют 2 понятия:
- ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность)- зона формирования опасностей;
- гомосфера (сфера деятельности человека).
Опасность реализуется на пересечении этих двух сфер. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое. Таким образом, источниками опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. В связи с этим все источники формирования опасности разбили на три группы:
- сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
- окружающая природная среда (биосфера);
- явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
Жизненный опыт показывает, что любой вид деятельности человека, будь то труд на производстве, в быту, различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний, может быть источником негативного воздействия или вреда, приводящего к травматизму, заболеваниям, полной потере трудоспособности, а иногда даже и смерти. В связи с этим учеными (О.Н. Русак) была сформулирована аксиома о потенциальной опасности, которая гласит: «Любая деятельность потенциально опасна». Эта аксиома положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Она имеет по меньшей мере два вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
— невозможность разработать абсолютно безопасный вид деятельности;
— ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека, т.е. нулевых рисков не бывает.
4. Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”
Классификация опасностей
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Итак, опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также гигиенические характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Учеными разработана таксономия опасностей – перечень всех опасностей в алфавитном порядке. В настоящее время этот перечень насчитывает более 100 видов реально действующих негативных факторов. Открывает эту номенклатуру алкоголь, затем следуют аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальное освещение и т.д.
Согласно официальному стандарту (ГОСТ 12.0.003-74) все виды опасностей делятся на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические. Например: человек оказался в районе извержения вулкана, на него падают камни, сыплется пепел, он задыхается от углекислого газа и испытывает жуткий страх. Здесь мы имеем дело со всеми видами опасностей и их негативного воздействия на человека.
В настоящее время существует несколько классификаций опасностей:
- по природе происхождения:
- природные,
- техногенные,
- антропогенные
- экологические,
- социальные;
- биологические.
- по времени проявления отрицательных последствий:
- импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),
- кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);
- по локализации:
- литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);
- гидросферные;
- атмосферные (озоновые дыры);
- космические (солнечные циклы);
Это все основные классификации, которые наиболее часто употребляются в научной литературе. Но, существуют и другие, например, классификации опасностей по приносимому ущербу (социальный, технический, экологический и т.п.); по вызываемым последствиям (утомление, заболевание, травма и т.д.); по характеру воздействия на человека (активные и пассивные опасности).
5. Человек как элемент системы «ч-м-с»
С развитием научно-технического прогресса расширяется система «Ч-С», она преобразуется в новую систему «Ч-М-С».
Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому в данной науке он играет тройную роль:
- объект защиты,
- объект обеспечения безопасности,
- источник опасности (т.к. статистические данные указывают на высокую цену ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека).
Любой сбой в системе «Ч-М-С» так или иначе отражается на человеке. Например: из-за того, что в производственном помещении постоянно наблюдалась повышенная влажность, была нарушена изоляция какого-нибудь электрифицированного инструмента. Работник, не зная об этом, приступил к работе. Произошло замыкание цепи на человека и он пострадал.
Поэтому в настоящее время для ученых, инженеров и конструкторов остро стоит вопрос о надежности системы «Человек-Машина-Среда». Для оценки надежности работы этой системы применяется системный анализ. В основе этого метода лежит разделение целого на составляющие его элементы. Задача системного анализа состоит в том, чтобы определить, как части функционируют в системе в отдельности и во взаимодействии друг с другом. На основе этих наблюдений делается прогноз о надежности системы.
Принципы организации и задачи службы медицины
... и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе ... Санитарный пост (СП). Состоит из 4 человек - начальника поста и 3 санпостовца. В ... Задачи и организация медицинской службы гражданской защиты Медицинская служба ГЗ(МСГЗ) является специальной организацией ... а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой помощи ...
В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека. Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки (либо это ошибки проектирования, либо операторские ошибки, ошибки изготовления, контроля, технического обслуживания и т.д.).
Свойство человека ошибаться является функцией его психологического состояния, а интенсивность ошибок во многом определяется параметрами технических систем и внешней среды. В связи с этим при проектировании и организации работы предприятий необходимо определить роль и место человека в системе производства, распределить функции между человеком и машиной, решить задачи защиты человека от различных негативных воздействий на производстве.
6. Понятие риска
Современный мир отвергает концепцию абсолютной безопасности любой деятельности. В качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность возникновения источника негативного воздействия – риск. Вот говорят: «Риск равен нулю». А что же это такое – риск с точки зрения изучаемой нами науки? Риск- это вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека. В математическом выражении – это отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период, т.е. это частота реализации опасностей.
n
R = —— ,
N
где R – риск, n – число чрезвычайных событий в год, N – число возможных опасных событий. При этом к чрезвычайным событиям относятся: смертные случаи, случаи заболевания, временная и стойкая (инвалидность) нетрудоспособность, вызванные действием на человека конкретной опасности (эл.ток, вредное вещество, двигающийся объект, криминальные элементы общества и т.д.).
Различают след виды рисков:
- индивидуальный,
- коллективный.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума, коллективный – соответственно двух и более человек.
Например: население США 200 млн. человек, среднестатистическое число жертв аварий на дорогах около 50 тыс. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 млн.=2,5*10-4.
В настоящее время сложилась теория приемлемого (допустимого) риска – это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Он представляет собой некоторый компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Классификация приемлемого риска:
1. индивидуальный,
2. технический,
3. экологический,
4. социальный,
5. экономический,
6. другие (политический, социально-экономический и т.д.).
По международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах 10-7 – 10-6 (смертельных случаев в год), а максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается величина 10-6 в год. Неприемлемый риск – величина более 10-3. Таким образом, для рассмотренного нами выше случая индивидуальный риск 10-6 ‹ 2,5*10-4 ‹ 10-3
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕННОГО РИСКА ДЕТЕЙ
... получаемых сегодня молодыми людьми в учебных заведениях, остаются невостребованными на рынке труда. В настоящее время ... развить воспитательный потенциал супругов-родителей. В средствах массовой информации и научных публикациях ... подростка, к переоценке значимости денег как фактора успеха, снижается его интерес к ... мотив поведения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации рыночных отношений. ...
т.е. находится в переходной области значений риска.
7. Понятие безопасности. Принципы, методы,
средства обеспечения безопасности.
Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты – объекты защиты. Объектами защиты могут быть: человек, государство, природная среда, производственное предприятие и т.д. Основное желаемое состояние объектов защиты безопасное. А оно возможно только или при полном отсутствии воздействия опасностей, или при условии, что действующие на объект защиты опасности снижены до предела.
Безопасность – свойство систем “Человек – Машина — Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.
Принципы бжд
Принцип – это идея, мысль, основное положение.
Наиболее типичными для обеспечения БЖД являются следующие принципы:
1. принцип гуманизации труда;
2. принцип нормирования;
3. принцип слабого звена;
4. информации;
5. классификации (категорирования).
Что же они из себя представляют? Первый принцип – принцип гуманизации труда – освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда. С этой целью на производстве и в быту многие операции автоматизируются, и действия работника сводятся к труду оператора.
Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности, например: ПДВ, ПДК,ПДУ, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность рабочего дня и т.д.
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему или объект вводится элемент, который реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление и т.д.
Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи и т.д.).
Принцип классификации (категорирования) состоит в том, что объекты делятся на классы и категории по признакам, связанным с опасностями: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности (А,Б,В,Г,Д) и т.д.
Исследование мотивации труда педагогов МАОУ СОШ №154 .ЭМПИРИЧЕСКОЕ ...
... особенностей мотивации труда педагогов. Объект исследования – повышение мотивации труда педагогов . Предмет исследования – трудовая мотивация педагогов как фактор повышения эффективности ... количестве 45 человек в возрасте от 22 до 70 лет, со стажем работы в данном ... качества труда работников и возможное повышение производительности труда. В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. ...
Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения БЖД
Метод – это путь, способ достижения цели.
Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение БЖД может быть достигнуто следующими тремя основными методами:
- метод А – пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации и т.д.;
- Б-метод – нормализация ноксосферы путем исключения опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от негативных воздействий и (или) позволяющих снизить их уровень до допустимых значений (средства коллективной защиты);
- В-метод – средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности (профессиональный отбор, обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты).
В реальных условиях реализуется комбинация этих методов.
Средства обеспечения БЖД
Средства обеспечения – это конструктивное, материальное воплощение принципов и методов БЖД.
Средства обеспечения БЖД делятся на:
- средства коллективной защиты (СКЗ);
- средства индивидуальной защиты (СИЗ).
При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (средства защиты от шума, вибрации, ионизирующих излучений и т.д.), а СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (средства защиты органов дыхания, рук, лица, глаз и т.д.).
По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные устройства, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализация, освещение, отопление, вентиляция и др.
К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д., применяются они тогда, когда нет других средств защиты. Кроме того, для организации личной безопасности при производстве работ устраиваются различные приспособления (всего лишь!): лестницы, трапы, леса, люки.
ЛЕКЦИЯ № 2
Тема: «Человек и техносфера»
- Cистемы восприятия и компенсации человеком изменения состояния среды обитания.
- Характеристики основных форм деятельности человека.
- Вредные и опасные производственные факторы. Их классификация.
- Факторы трудового процесса и пути их минимизации
- Классификация труда по тяжести производимых работ
- Гигиеническая классификация условий труда
- Cистемы восприятия и компенсации человеком
изменения состояния среды обитания.
Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения
... работы является изучение факторов развития технического мышления учащихся на уроках технологии. Предметом курсовой работы является условия развития и формирования технического мышления, учащихся в процессе трудового ... знает основные условные изображения, применяемые в технике; знает основные орудия труда, материалы. знает основы проектирования и конструирования; знает технологию обработки различных ...
За миллионы лет эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная защита от опасностей.
Например: человек случайно коснулся горячей поверхности утюга. В следующее мгновение – буквально в какие-то доли секунды – он отдернул руку от опасного предмета. Причем, осознание того, что произошло, пришло к человеку значительно позже – уже после того как последовала защитная реакция организма, т.е. уже после того как он убрал руку с горячего утюга. Этот факт свидетельствует о том, что при естественной защите человека от негативного воздействия в первую очередь срабатывает нервно-рефлекторная функция организма. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, рефлекс удаления от раздражителя.
Биологический смысл боли состоит в том, что она, являясь сигналом опасности, мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Необходимо отметить, что защищает человека от воздействия опасных факторов не инстинкт самосохранения, как считают многие, а нервно-рефлекторная деятельность. Инстинкт самосохранения является как бы результатом этой деятельности.
Нервно-рефлекторная деятельность человека является следствием работы систем восприятия и систем компенсации организмом изменения состояния среды обитания.
Возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды обеспечивается системами восприятия, которые называются анализаторами.
Анализаторы – это подсистемы центральной нервной системы, обеспечивающие прием и первичный анализ информационных сигналов (академик Иван Павлов).
Информация, поступающая через анализаторы, называется сенсорной (от латинского sensus – чувство, ощущение), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорным восприятием.
Любой анализатор состоит из рецептора (датчика), проводящих нервных путей и мозгового центра. Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс, а проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга, а уже оттуда поступает команда — ответ на раздражение.
Классификация анализаторов:
1. экстероцептивные (воспринимает информацию извне, их еще называют внешние анализаторы) – зрительный (рецептор – глаз), слуховой (рецептор –ухо), обонятельный (рецептор – в носовой полости), вкусовой (рецепторы – на поверхности языка и неба), болевой (рецептор –кожа);
2. интероцептивные (воспринимает информацию изнутри, внутренние анализаторы) – органический (от внутренних органов), вестибуларный.
Основной характеристикой анализатора является чувствительность. Минимальную величину чувствительности принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную величину – верхним.
Особенностью анализаторов человека является их парность, обеспечивающая высокую надежность работы.
В коре головного мозга происходит анализ полученной от анализаторов информации и происходит выбор программы ответной реакции, которая осуществляется с помощью различных функциональных систем организма (центральная нервная система, периферическая нервная система, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, дыхательная, пищеварительная и т.д.).
Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей
... фактор старения. Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с другими, неблагоприятными для их полноценного функционирования, обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, ... патологического старения состоит не столько в выявлении специфических признаков этих процессов, сколько в определении этапов их развития, динамки течения. Естественное ...
Вот благодаря этим естественным системам повышается реактивность организма и человек таким образом защищает себя от неблагоприятных воздействий.
Характер компенсаций в организме зависит от продолжительности внешних воздействий. Например, кратковременное снижение концентрации кислорода во вдыхаемом горном воздухе вызывает лишь учащение дыхания и увеличения скорости кровотока, чем и обеспечивается снабжение тканей кислородом. При длительном кислородном голодании работает совсем другой механизм. У человека увеличивается количество эритроцитов в крови и изменяются кислородсвязывающие свойства гемоглобина, повышается активность ферментов.
2. Характеристики основных форм деятельности человека
Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций: физический труд, механизированные формы физического труда и умственный труд.
Физический труд – это форма трудовой деятельности человека, требующая значительной мышечной активности. Он характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и т.д.) Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы в организме, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это неэффективность физ. труда, связанная с его низкой производительностью, необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. (Например: творческий труд, управленческий, труд финансовых работников и т.д.) Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, повышения кровяного давления, изменения ЭКГ и т.д. у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает также угнетающее влияние на психическую деятельность человека: ухудшаются функции внимания, памяти, появляется большое количество ошибок в процессе труда. Кроме того, при интенсивной интеллектуальной деятельности повышается потребность мозга в энергии и потребление кислорода корой головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса. Все это приводит к тому, что по окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе. (эффект кумуляции – в результате: синдром хронической усталости) (Рекомендации – употребление кислородного коктейля, занятия спортом).
Механизированные формы физического труда характеризуются изменением характера мышечных нагрузок и усложнением программы действий. Например: грузчик в начале ХХ века поднимал мешок с мукой, взваливал его себе на плечи и нес со склада в цех. В настоящее время эта же операция выглядит так: грузчик на складе укладывает сразу несколько мешков на тележку, причем при этом он может пользоваться различными подъемными устройствами, затем отвозит тележку в цех, где опять-таки с помощью различных механизмов мешки выгружаются, а грузчик при этом пользуется пультом управления. Таким образом, мы видим, что в условиях механизированного производства уменьшается объем мышечной деятельности. В работу вовлекаются в основном мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. И вот это однообразие простых и большей частью локальных действий, а также малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности трудового процесса. А это, конечно же, влечет за собой снижение возбудимости анализаторов, рассеивание внимания, снижение скорости реакции и быстрое наступление утомления.
- Вредные и опасные производственные факторы. Их классификация.
Производственная среда – это пространство, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. В производственной среде, как в части техносферы формируются различные производственные факторы. Освещенность, шум, температура воздуха в производственном помещении, режим работы и т.д. – это все производственные факторы.
Все производственные факторы делятся на 2 группы: факторы производственной среды и факторы трудового процесса. К первой группе факторов относятся:
— физические факторы (параметры микроклимата, освещение, наличие вредных веществ, шум, вибрация в производственном помещении и т.д.);
— химические факторы;
— биологические факторы (микроорганизмы, вирусы).
А факторы трудового процесса включают в себя тяжесть труда и напряженность труда.
При определенных обстоятельствах любой из производственных факторов может стать вредным или опасным. Например: пониженная температура воздуха приводит к простудным заболеваниям работников, повышенный уровень шума оказывает влияние на функции слухового аппарата человека и может привести даже к появлению глухоты, залповый выброс какого-нибудь химического вещества в воздух производственного помещения грозит острым отравлением людей, а может быть даже и летальным исходом.
Вредный производственный фактор – это такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его травме или смерти.
Если производственный фактор приводит к травме – то это травмоопасный фактор (механические опасности; подвижные части машин, сосуда, работающие под давлением, высота рабочего места и т.д.)
Каким же образом определяется вредный, опасный или безопасный данный производственный фактор? Существует целый ряд нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов), в которых регламентируются допустимые значения различных производственных факторов, т.е. те возможные значения параметров, которые безопасны для здоровья работников. Если фактические значения параметров производственных факторов превышают допустимые, то значит этот фактор — вреден или опасен. (Не путать фактор и его параметр).
А фактические значения определяются только на основе инструментальных замеров.
- Факторы трудового процесса и пути их минимизации
У каждой формы трудовой деятельности человека есть свои плюсы и минусы. Поэтому для количественной оценки разных форм труда ввели такое понятие как факторы трудового процесса, а именно факторы — тяжесть труда и напряженность труда. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, — при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.)
Физическая нагрузка подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая нагрузка – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Статическая нагрузка характеризуется величиной удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. Тяжесть труда зависит также от рабочей позы, в которой работает человек, от количества совершаемых им стереотипных рабочих движений, от длины перемещений в пространстве.
Таким образом, даже люди умственного труда могут испытывать некоторую тяжесть трудового процесса (например: инженеры-технологи, которые вынуждены следить за ходом производственного процесса и при этом очень много ходить по цехам; операторы ЭВМ, которые на протяжении всего рабочего дня совершают большое количество стереотипных движений и т.д.).
Другое дело, что она существенно отличается от тяжести чисто физического труда.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
При оценке степени напряженности труда учитывают сменность труда, фактическую продолжительность рабочего времени, монотонность производственной обстановки, нагрузки на зрительный, слуховой анализаторы и голосовой аппарат, — всего 23 показателя. (Например, если педагог наговаривает в неделю более 25 часов, то это вредные условия труда – класс 3.2).
Количественно тяжесть и напряженность труда определяют по «Гигиеническим критериям…»
Для того чтобы снизить тяжесть труда прибегают к средствам дистанционного управления, автоматизации, роботизации и т.д.; а напряженность трудового процесса снимают благодаря правильной организации рабочих мест, рациональным режимам труда и отдыха, проведению производственной гимнастики, оборудованию на производстве кабинетов релаксации и психологической разгрузки.
- Классификация труда по тяжести производимых работ
Тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.
Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая).
Уровень энергозатрат определяли методом полного газового анализа (учитывали объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа).
С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Физическая тяжесть работы подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.
Легкие физические работы (категория I) подразделяются в свою очередь на категорию Iа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт и категорию Iб с энергозатратами от 140 до 174 Вт. К категории Iа относятся работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным выделением энергии (управленческая деятельность, научная деятельность, ряд профессий в сфере обслуживания и т.д.).
К категории Iб относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием (работа мастера, контролера, учителя и т.д.)
Физические работы средней степени тяжести (категория II) также подразделяются на две группы: к категории IIа относятся работы с энергозатратами 175-232 Вт, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких изделий (до 1 кг) в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах и ткацком производстве); к категории IIб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 233-290 Вт, связанные с ходьбой, переноской и перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (машиностроительные, металлургические заводы, сварщики, сантехники и т.д.).
Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются интенсивностью энергозатрат более 290 Вт. Это работы, связанные с постоянным передвижениями, перемещением и переноской значительных тяжестей (свыше 10 кг) и требующие больших физических усилий (грузчики, кузнецы, литейщики и т.д.)
Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывают объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа), т.к. с увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии (в математическом соотношении две взаимосвязанные величины).
- Гигиеническая классификация условий труда
Любая профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных условиях труда. Наличие того или иного производственного фактора определяет эти условия. Поэтому, с точки зрения нашей дисциплины условия труда – это совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
В соответствии с руководством Р 2.2.2006 – 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» условия труда подразделяются на 4 класса в зависимости от фактического количественного значения производственных факторов:
1 класс – оптимальные условия труда – это такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и обеспечивается высокий уровень их работоспособности;
2 класс – допустимые у.т. – характеризуются такими значениями производственных факторов, которые не превышают установленные гигиенические нормативы для рабочих мест;
1 и 2 класс — безопасные условия труда.
Если фактическое значение хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда – вредные и относятся к 3 классу.
3 класс– вредные у.т. – характеризуются наличием вредных производственных факторов. В зависимости от уровня превышения нормативов 3 класс имеет 4 степени вредности: 3.1; 3 класс 2 степень; 3.2; 3.4
4 класс – опасные у.т. характеризуются такими значениями производственных факторов, которые создают угрозу для жизни или тяжелой формы профессионального заболевания (экстремальные у.т.)
Рабочие места с 4 классом условий труда подлежат либо ликвидации, либо реконструкции, а за вредные условия труда устанавливаются различные компенсации (выдача молока и других продуктов, доплата, сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращение возраста выхода на пенсию).