Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций.

Лекция 2.Расстройства ощущений и восприятия, внимания, памяти и интеллекта.

Ощущение- исходная ступень познавательной деятельности. Благодаря ощущению внешние и внутренние стимулы становятся фактами сознания, отражающими отдельные свойства объектов.

Восприятие- психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств.

Представление- образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений.

Ассоциация- связь представлений.

Классификация ощущений:

-по модальностям

-по субмодальностям

-по функциональному признаку

-эволюционно: протопатические/эпикритические

Психологические свойства ощущений:

 

u Абсолютный порог чувствительности (порог восприятия)— минимальная интенсивность стимула, при которой осознается соответствующее ощущение.

u Чувствительность к различению— способность дифференцировать сигналы разной силы.

u Адаптация и сенсибилизация— изменение чувствительности к повторяющимся стимулам.

u Структурная сложность ощущений.

Структура ощущения складывается из рецептивного и эмоционального компонента.

Восприятие— отражение действительности в ее внешних связях и отношениях.

Расстройства восприятия:

 

Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций.

Галлюцинации Проекция патологических образов Чувственная яркость, живость Чувство «сделанности», насильственности
Истинные В окружающее пространство «во вне» Сохранена Отсутствует
Ложные(псевдогаллюцинации) В субъективное пространство »во внутрь» Отсутствует Выявляется

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте

Основные свойства внимания:

u устойчивость;

u сосредоточенность;

u переключаемость;

u распределение;

u объем.

Патология внимания:

Симптомы Краткая характеристика
Апрозексия Полное отсутствие (выпадение внимания)
Гипопрозексия (рассеянность) Неспособность к сосредоточению внимания
Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания
Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение «поля внимания»)
Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания
Застреваемость (прикованность) Сниженная переключаемость внимания

Синдром дефицита внимания:

1.Беспокойные движения в кистях и стопах.

2.Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3.Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.Нетерпеливость

5.Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопрос.

6.Сложности при выполнении предложенных заданий.

7.Сложности сохранения внимания при выполнении заданий или во время игр.

8.Часты переход от одного незавершенного действия к другому.

9.Невозможность играть тихо и спокойно.

10.Болтливость.

11.Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим.

12.Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.

13.Склонность терять вещи необходимые в школе и дома.

14.Частое совершение опасных действий. При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Память– процесс образования, хранения, воспроизведения и забывания следов ощущений и восприятий

Гипермнезия Гипомнезия Амнезия Парамнезии
Избирательное повышение памяти на отдельные события Снижение памяти Утрата памяти: ретроградная, конградная, антероградная, перфорационная (палимпсесты), фиксационная, прогрессирующая (з. Рибо) Качественное искажение памяти: конфабуляции, криптомнезии, псевдореминисценции

Корсаковский (амнестический) синдром:

  1. Фиксационная амнезия
  2. Дезориентировка во времени (пространстве)
  3. Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции).

Дементный синдром (приобретенное слабоумие):

Тотальное; Особые виды: шизофреническое, эпилептическое,

Парциальное. органическое.

Умственная отсталость. Общие диагностические критерии.

Общие диагностические указания:

А.умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

В.отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

С.адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищенных социальных условиях, где обеспеченна поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера.

D.измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

Е.четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Умственная отсталость: легкой степени

Диагностические критерии:

А.проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости , чаще- в освоении навыков чтения и письма

В.в большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство в сфере практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд

С.отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, что проявляется в ограничении социальной роли (например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей; затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам)

D.по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 50-69

Включаются:

— малоумие;

— легкая умственная субнормальность;

— легкая олигофрения;

— дебильность.

Умственная отсталость: умеренная

Диагностические критерии:

А.существенно отстают в период развитии и ограничены в зрелом возрасте:

  1. понимания и использования речи, в том числе – письма и счета
  2. навыки самообслуживания и моторики (некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни).

В.в зрелом возрасте – обычно имеются способности:

1. к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора

2. к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях

С. по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 35-49

Включаются:

— имбецильность;

— умеренная умственная субнормальность;

— умеренная олигофрения.

Умственная отсталость: тяжелая

Диагностические критерии:

А.наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

В.коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34

 

Включаются:

— тяжелая умственная субнормальность;

— тяжелая олигофрения.

Умственная отсталость глубокая:

 

Диагностические критерии:

 

А.в большинстве случаев больные:

1. Неподвижны или резко ограничены в подвижности

2. Страдают недержанием мочи и кала

3. Способны лишь на самые простые формы невербального общения

4. Нуждаются в постоянной помощи и надзоре

 

В.у больных этой степени умственной отсталости коэффициент умственного развития ниже 20

Включаются:

— идиотия;

— глубокая умственная субнормальность;

— глубокая олигофрения.

Классификация по тяжести проявлений:

Легкая- IQ 50-69. Умственный возраст 9-12 лет.

Умеренная- IQ 35-49. Умственный возраст 6-9 лет.

Тяжелая- IQ 20-34. Умственный возраст 3-6 лет.

Глубокая- IQ <20. Умственный возраст до 3 лет.