24. Конфликтыdoc

24. Конфликт: виды, функции, основные подходы к изучению.

План ответа.

  1. Понятие конфликта.
  2. Виды конфликтов.
    1. Внутриличностный
    2. Межличностный
    3. Внутригрупповой
    4. Межгрупповой
  3. Функции кон-ов.
    1. Конструктивная.
    2. Деструктивная.
  4. Осн под к изуч.
    1. Изучение в философии и социологии.
    2. Психологическая традиция.
      1. Психоанализ.
      2. Бихевиоризм.
      3. Когнитивизм.

Ответ.

1. Понятие конфликта. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт (лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

2. Виды конфликтов.

  1. Внутриличностный.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время — произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго — нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

19 стр., 9322 слов

Особенности самооценки обучающихся школы-интерната VIII вида с различной степенью интеллектуальной недостаточности

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" Факультет дополнительного образования Аттестационная работа ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ Исполнитель Н.В. Дегтяренко ...

  1. Межличностный.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах. Соответственно, могут быть мотивационными — конфликт интересов, целей, планов, мотивов и устремлений. Бывают разрешимые (можно прийти к компромиссу) и неразрешимые (в реальности таких ситуаций нет).

Когнитивный межличностный конфликт — скорее ценностный, т. е. у людей разные взгляды на жизнь. Конфликт начинается тогда, когда эти ценности влияют на взаимодействие или на ценности кто-то посягает. Они, как правило, неразрешимы. Конфликт по поводу деятельности — у людей разные представления о совместной деятельности: противоречивые представления о нормах, об обязанностях. Разрешение — выработка единых представлений.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... межличностные и внутриличностные. Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт ... эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и ...

  1. Внутригрупповой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

  1. Межгрупповой.

Межгрупповой конфликт — это конфликт, возникающий между людьми, рассматривающими себя как членов определенных социальных групп и идентифицирующимися с ними. Как правило, в этой ситуации окружающие люди также оцениваются с точки зрения их групповой принадлежности. Количество участников взаимодействия не является показателем того, носит конфликт межгрупповой или межличностный характер. О межгрупповом конфликте можно говорить даже тогда, когда во взаимодействии участвуют всего два человека: главное, чтобы они рассматривали друг друга как представителей разных социальных групп. Основными показателями межгруппового конфликта являются межгрупповая дифференциация (ингрупповой фаворитизм/аутгрупповая дискриминация) и стереотипизация.

28 стр., 13800 слов

Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста с задер

... подростков с ЗПР будет усугублять дефект, осложнять их интеграцию в общество, адаптацию к жизни. Актуальность изучения особенностей личностной тревожности у младпгах подростков ... с задержкой психического развития. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна ...

Н.В. Гришина выделяет конф в зависимости от предмета:

  • конфликты, связанные с целями совместной деятельности
  • конфликты личных целей членов организаций
  • конфликты, связанные с социальными отношениями между участниками

Позиционный конфликт — между двумя людьми в организации в силу выполняемых ими функций. Конфликты в учебной сфере — между учениками, между учениками и учителем и т. д.

Внутригрупповые конфликты. Уровень конфликтности в группе изменчив. Исследование Т. Полозова. 2 вида:

  • личностно-прагматические конфликты
  • предметно-деловые конфликты.

В основу выделения положен принцип того, какие стороны заложены в этом конфликте. Эти конфликты могут перетекать из одного в другой, влиять друг на друга.

3. Функции конф.

3.1. Конструктивные. Информационно-познавательная функц. Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает. Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами.

17 стр., 8175 слов

Технология работы с конфликтами и агрессией

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С.В. Паламарчук КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Запорожье, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей: 7.050102 «Экономическая кибернетика», 7.050103 «Международная экономика», 7.050104 «Финансы», ...

Доминирование одного сменяется доминированием другого. Возникновение, развитие, я главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме. Одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к меняющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.

3.2. Деструктивные. Возникают вследствие социально-психологической несовместимости людей, затрудняют принятие необходимых решений. Конфликт способен повергнуть общество в хаос. Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции. Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества. Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие. Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт.

4 стр., 1921 слов

27 Понятие конфликта

... по себе. Но не сама конкурентная ситуация, а восприятие ее таковой. Изучение межгрупповых конфликтов Шерифом. Теория реального конфликта. Конфликт возникает в условиях реальных причин для ... рождения и преобразована в детстве. Конфликт может быть неосознаваем. Недостаток: отождествление конфликта и кризиса, конфликта и агрессии. Бихевиоризм. Природа конфликта ситуационная, как реакция на внешнюю ...

  1. Осн под к изуч.
    1. Изучение в философии и социологии.

Все теории этого направления рассматривали межгрупповой конфликт.

Социалдарвинизм. Социологическая теория. Цель — исследовать причины возникновения. Прибегли к биологическому редукционизму. Перенесли причины на человеческое общество. Тенденция противоборства задана генетически. В силу этой борьбы выживает сильнейший. Существуют сдерживающие механизмы борьбы (спорт, конкурсы, интеллектуальные и политические игры).

Многие современные конфликтологи придерживаются этой позиции. В современном обществе конфликт прниял ритуальную форму (сдерживается рамками).

Ритуальный конфликт — судебная система. В рамках этого направления не развивались понятия конфликт и борьба.

Структурный функционализм. Возникновение связано с поиском причин конфликта через анализ функций. Разрабатывались различные теории устройства общества (равновесная модель устройства общества) и развития общества Г. Спенсером и др. Общество сравнивалось с устройством человеческого организма. Есть органы, которые связаны в систему. Если происходят изменения организма, то они происходят постепенно. Любой конфликт в обществе воспринимается как патология, отклонение из-за нарушения согласия между системами. Конфликт рассматривается разрушительно, дисфункционально.

Конфликтный функционализм. Конфликт возникает слишком часто, чтобы быть отклонением, следовательно, они норма. Само по себе устройство общество подразумевает неравенство, поэтому он является неотъемлемой частью общества. С точки зрения Козера, возникают в результате дефицита каких-либо ресурсов. Характерен многоаспектный взгляд на проблему. Выделяет позитивные функции конфликта:

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХвв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой ...

  1. Возможность снять напряжение между сторонами антагонистами.
  2. Коммуникативно-информационная. Возможность больше узнать друг о друге.
  3. Конфликт приводит к появлению сплоченности, единства внутри групп антагонистов.
  4. Конфликт как сигнал к изменению, нововведению.
  5. Зиммелевский парадокс — конфликт может сдерживать еще больший конфликт.

Отделил конфликт от борьбы и предложил новую идею по возможности управления конфликтом.

Сегодня структурный функционализм признан утопией, господствует конфликтный функционализм.

  1. Психологическая традиция.
    1. Психоанализ.

Разрабатывалась проблематика внутриличностного конфликта. Личность развивается через разрешение внутриличностных проблем. В центре внимания конфликт между «Сверх Я» и «Оно». Может разрешаться приемлемыми способами, а может принимать и патогенную форму (вытеснение, невроз).

Неразрешенный внутриличностный конфликт приводит к патогенному поведению во взрослом возрасте.

С точки зрения А. Адлера, конфликт между человеком и обществом неестественен, человек стремиться к согласию. Негативные последствия конфликта — невроз.

Э. Эриксон. Преодоление внутриличностных конфликтов приводит к личностному росту. Конфликт отождествляется с кризисом, имеет позитивные функции.

Косвенно затрагивается проблема межличностного конфликта, но рассматривается скорее агрессия и видится во внутренних стремлениях, потребностях. Избавиться от внутренней агрессии можно через катарсис. Поскольку конфликт предполагает взаимодействие, в катарсисе рассматриваеются межгрупповые конфликты, здесь деструктивная форма агрессии преобразовывается в отношении других.

С точки зрения психоанализа природа конфликта интрапсихическая (лежит внутри человека) — заложена от рождения и преобразована в детстве. Конфликт может быть неосознаваем.

Недостаток: отождествление конфликта и кризиса, конфликта и агрессии.

  1. Бихевиоризм.

Природа конфликта ситуационная, как реакция на внешнюю среду, форма поведения в ответ на стимулы внешней среды. Утверждают, что если мы будем регулярно выражать агрессию, то катарсис не произойдет.

Концепция фрустрации агрессии (Миллер, Доллард).

Агрессия всегда возникает в ответ на фрустрацию, а агрессия всегда вызывает фрустрацию. Классическая трактовка несостоятельна.

  1. Агрессия не всегда возникает на тот объект, который вызвал фрустрацию (Л. Берковитц).

    Иногда носит смещенный характер.

  2. На связь между фрустрацией и агрессией влияет ряд факторов:
  • близость достижения цели,
  • неожиданность фрустрации,
  • знание о намерениях человека, который нас фрустрирует,
  • наличие в поле зрения человека оружия.
  • Агрессия необязательно возникает в ответ на фрустрацию, а только, когда мы приучены к такому стилю поведения.

Начала разрабатываться еще одна теория. Мотивационная теория конфликта. Первые исследования были проведены М. Дойчем. Рассматривается сам по себе конфликт. Понимается как форма реакции на конкурентную ситуацию, в которой есть несовместимость целей сторон (игра с нулевой суммой).

М. Дойч начал проводить свои исследования с 1948 года. 10 групп по 5 человек. В 5-ти группах вводилась конкурентная форма взаимодействия, а в 5-ти — кооперативная. Выделил 4 параметра отличия:

  • по особенностям коммуникации: конкурентная — скрытая коммуникация, кооперативная — честная, открытая коммуникация.
  • особенности восприятия друг друга: конкурентная — минимизация сходства, кооперативная — усиление восприимчивости сходства.
  • отношение к друг другу: конкурентная — подозрительность, враждебность, кооперативная — доверие, дружелюбие.
  • ориентация на задачу: конкурентная — более низкая ориентация на разрешение групповой задачи, кооперативная — наоборот.

Дойч сделал вывод, что конкурентное взаимодействие провоцирует конфликты само по себе. Но не сама конкурентная ситуация, а восприятие ее таковой.

Изучение межгрупповых конфликтов Шерифом. Теория реального конфликта. Конфликт возникает в условиях реальных причин для конфликта: дефицит ресурсов. В ходе реального конфликта появляется сплочение в группах, происходит преувеличение собственных достоинств и занижение недостатков, что больше следствие внутригрупповых норм. Пришел к выводу, что появляется и в ситуации реального отсутствия условий, когда они воспринимаются как существующие.

  1. Когнитивизм.

Первой идеей трактовки была идея К. Левина. Предложил анализировать и объективные, и субъективные стороны конфликта вместе. Анализировал межличностные и внутриличностные конфликты. Внутриличностный — на человека действительность направляет силы одинаковой величины. Межличностный — конфликт между собственными потребностями и внешними вынуждающими силами.

Теория понимания конфликта как когнитивной схемы (У. Клар).

Конфликт возникает, когда в сознании возникает схема, или убеждение в несовместимости наших интересов и интересов другого человека. Далее мы начинаем очень избирательно воспринимать информацию из окружающего мира. Т. е. несовместимые цели сами по себе не приводят к конфликту. Все конфликты можно разместить на континууме:

________________________________________________

конфликты, конфликты,

вызванные внешними причинами вызванные внутренними причинами

В чистом виде не существует конфликта, вызванного внешними причинами. Межгрупповому конфликту противопоставлялись реального конфликта. Решающим являются установки по отношению к другой группе. Межгрупповая конкуренция может вызвать конфликт, а может не вызвать.

В каждом из этих подходов рассматривались различные стороны для изучения конфликта. Эти теории дополняют друг друга.

На современном этапе ученые сходятся на том, что абсолютная гармония недостижима, поэтому задача — научиться работать с конфликтами.