1.Когнитивные теории внимания и их критика

Экзаменационный билет № 19

  1. Когнитивные теории внимания и их критика.
  2. Понятие конфликта. Разновидности конфликтов.
  3. Этноцентризм и этнические стереотипы.

Большинство теорий внимания разрабатывались в контексте когнитивной психологии. К общим положениям изучения теорий внимания можно отнести такие понятия: информация, ее переработка, структуры переработки. Структуру системы обычно представляют в виде взаимосвязанных блоков, расположенных последовательным или параллельным образом.

Общим для всех теорий когн.психологии является положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.

Теории ранней селекции

В основе теории лежит представление о радиометафоре, в соответствие с которой приемник настраивается на определенную волну и выбирает ее в общем потоке. Главное понятие — селекция.

Исходные положения: ЦНС рассматривается как канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Д.Бродбент основоположник моделей этого направления. По Бродбенту, канал ограниченной емкости может передавать за еденицу времени небольшое количество информации.

Канал — это проводник переноса информационных сообщений такого класса, которые могут быть отвергнуты и отобраны для дальнейшей обработки. В широком смысле слова под каналами подразумеваются объекты селекции. В модели Бродбента канал образуется на очень ранней стадии(S) — это стадия сенсорной параллельной переработки, (P) — стадия перцептивной, последовательной переработки.

По этой схеме стимулы от многих источников информации попадают на 1 стадию и далее осуществляется функция отбора, т.к. эта стадия в каждый момент времени может пропустить без потери ошибок только одно сообщение эту стадию иногда отождествляют с механизмом сознания.

Пример каналов: каналы тихой и громкой речи.

Поздняя модель ранней селекции Бродбента.

Более поздняя модель информации Бродбента имеет ряд дополнительных блоков. На 1-м этапе (S) одновременно перераспределяется и хранится в течении 2 сек. вся входная информация. Анализ стимуляции на данной стадии заключается в выделении только физических признаков, отличающихся по параметрам — они и представляют отдельные каналы поступления информации. Собственно фильтру предшествует блок хранилища(S) сырых, сенсорных данных. Дальнейшая переработка происходит в системе Р (перцептивная обработка), которая характеризуется ограниченной пропускной способностью. Фильтр защищает систему от перегрузки, перекрывая входы всем, кроме релевантного канала. Во многих случаях предсказания о появлении стимуляции дает достаточно оснований для разли чения разным каналам.

9 стр., 4005 слов

Общая характеристика раннего детского аутизма

... или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченным, повторяющимся и стереотипным поведением, интересами и активностью и проявляется ... четвертях случаев имеется отчетливая умственная отсталость. В психиатрической классификации в синдром раннего детского аутизма включаются: – аутистическое расстройство; – инфантильный аутизм; – инфантильный ...

В ситуации перегрузки входной информации в канал ограниченной пропускной способности (блок Р) могут пройти только те стимулы, которые обладают каким либо общим физическим признаком. Например, направлением, интенсивностью, цветом, отвергаемая информация сохраняется на стадии S в течении неск.секунд и при условии переключении на нее фильтр также может переработать ее (сначало перерабатывается релевантная информация, а затем иррелевантная)

Информация, которая проходит блок Р попадает в систему ответа, которая состоит из 2-х блоков и блок долговременной памяти.

Система долговременной памяти (по Бродбенту) представляет собой хранилище условных вероятностных прошлых событий. Хранилище имеет обратную связь на фильтр — средство управления фильтром, позволяет настраивать фильтр в соответствии с задачами деятельности. Еще одна петля ОС идет от блока Р к кратковременному хранилещу.

Внимание по Бродбенту представляет собой механизм фильтр, расположенного на ранней стадии приема и переработки информации, поэтому модель называют моделью ранней селекции. Внимание выполняет функцию селекции. Вторая модель Бродбента отличается от 1-й большей гибкостью, наличием дополнительных блоков петель ОС, центральных звеньев (память, исполнительные блоки).

Благодаря ОС и центральным звеньям она более гибкая.

Модель аттинюатора (Н.Трэйсман)

Родилась благодаря множественной критики модели Бродбента.

Согласно модели Ат., после анализа всей поступающей стимуляции оба сообщения, на 1-ой сенсорной стадии, поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке материала фильтр ослабляет (аттинюирует) интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантных каналов.

Основные отличия модели Ат. от модели Бродбента:

на ранней стадии стимуляции нереллевантных каналов не блокируется полностью, а а лишь ослабляется, а у Бродбента параллельная обработка не допускается.

Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости, в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации (в блоке Р).

В основном отсеивается нерелевантная информация, на ряду с этим возможна частичная обработка иррелевантной информации. Но обработка задается соответствием общим задачам деятельности и соответственно насторойки механизмов опознания.

5 стр., 2007 слов

Понятие профессии. Предпосылки возникновения педагогической профессии ...

Так, постепенно формировалась определенная группа людей – воспитатели и учителя.С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель – это воспитатель, наставник. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во ...

Модель Ат. сохраняет основные позиции модели Бродбента относительно функции, места и механизма отбора “селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранних стадиях и осуществляется путем фильтрации”

Модели поздней селекции

В 60-егг. Диана и Энтони Дойч выступили с критикой теории ранней селекции и выдвинули свою теорию позднего отбора информации. По их мнению, ограничения в системе переработки информации лежат гораздо ближе к выходу. Фильтрация связана с более позднем уровнем переработки информации (уровень принятия решения и формирования ответа).

селекция происходит после семантического анализа всех значимых стимулов.

Основное понятие — Активация.

Каждый сигнал или канал перерабатывается полностью, по всем признакам, независимо от того, было или не было на него направлено внимание. Комбинация определенных признаков активирует соответствующие еденицы словаря (вербальных репрезентаций).

Решающее значение для последующего отбора имеет степень активации. Степень активации пропорциональна важности стимула для текущей деятельности организма. Оценка важности происходитавтоматически, на основе прошлого опыта. Кроме того в данный момент времени степень активации определяется инструкцией, контекстом и др.факторами.

Но одновременно в различной степени могут быть активированы несколько едениц (вербальных репрезентаций) при этом отбирается одна, наиболее важная, характер важности определяется порогом (минимальный уровень активации, который нужен для ее опознания).

Модель Дойчей дала основу для предположения о полной переработки нерелевантных сообщений.

Модель Нормана

Использовал идеи Дойчей. Центральное место в модели занимет память и прошлый опыт.

С сенсерного входа вся стимуляция попадает в органы чувств( происходит автоматическая переработка).

Это часть анализа, где осуществляется сенсорное кодирование, в результате переработки образуются продукты переработки Sj,Si,Sk. Модель предполагает, что в памяти есть образы эквивалентные сенсорным событиям “амеба” — образ стимула J,i,k.

Под уместностью понимается контекст текущей деятельности. В блоке памяти имеются репрезентации сенсорных образам. Кроме того блоки памяти испытывают влияние со стороны блока уместность, который отражает текущей контекст и решающим является момент, когда совпадают влияния из блока уместности и блока переработки. Физиологически это будет означать, что репрезентации с таким дважды активным толчком будут заранее обладать большей активацией.

На стадии селекции Осуществляется отбор сигнала с максимальной активации его репрезентации в системе памяти.

Достоинство: гибкая настройка предполагаемого механизма селекции, осуществляемого за счет ОС.

11 стр., 5304 слов

Тема 13. Особенности работы психолога с учетом целевых групп. ...

... него возникают особые интересы. Как следствие, он оказывается в изоляции от своей группы, может подвергаться насмешкам и гонениям. Чаще всего отношение педагогов да и родителей ... методе обучения появляется возможность переводить через класс не одного ученика, а целую группу. В результате снимается та трудность, которая связана с адаптацией в коллективе детей ...

Ресурсные теории внимания

Канниман рассматривал внимание не как фильтр, а как ограниченное усилие.

К рисунку: Высокая активация нарушает процесс распределения ресурсов, а низкая препятствует принятию решения. При неточной оценки не хватает активации для успешного выполнения заданий. Утомление и низкая активация могут интерферировать с оценкой исполнения.

Положения Каннимана:

Внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени. Физиологические показатели активации служат мерой, коррелирующие с этим текущим пределом ( чем выше активация, тем больше возможности внимания)

Усилие, расходываемое в каждый момент времени зависит главным образом от требований текущей деятельности. При росте требований вклад внимания увеличивается , но для полной компенсации этого увеличения часто недостаточно.

Внимание может распределятся. При высоком уровне внимание становится более однонаправленным.

Модель Каннимана ввела в психологию новые идеи о значении механизма внимания. внимание стали рассматривать как универсальные ресурсы переработки информации, вынесенные за пределы этой переработки.

Идеи понятия внимания как усилия получили развитие в теориях составных ресурсов: основная задача их более дробный анализ внимания.

В современной когнитивной психологии внимания существует 3 типа теорий:

Структурные теории: все теории ранней и поздней селекции

Ресурсные: Модель Каннимана, теория составных ресурсов

Найсеросовский подход (отрицает существование внимания)

2.Понятие конфликта. Разновидности конфликтов

Конфликт (К.) – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.Иными словами, К. – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Термин К., кажется, м.б. распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например).

Но в социальном К. все стороны представлены людьми, группами людей.

Под социальным К. обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Андреева:

В работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков К., называются две разновидности К-тов: деструктивные и продуктивные.

Деструктивный К. Именно такого рода К. ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Д.К. чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» К.).

8 стр., 3725 слов

Взаимодействие как социальный обмен

... необходимо соблюдать одно важное условие: они должны рассматриваться в тесной связи с социальным взаимодействием и поведением индивидов. Абстрактные процессы и отношения не рассматриваются сторонниками теории обмена ... в обществе: «Это постулаты о поведении отдельных человеческих существ, а не о группах или обще­ствах как таковых; а поведение человека, именно как человека, обычно ...

Др. черта – «эскалация» К. означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого К. особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный К. чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на к-л проблему, на способы ее решения. В таком случае сам К. способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри К. и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Из словаря: К. – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

В основе любого К. лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели и средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Как субъект взаимодействия в К. может выступать и отдельное лицо (внутриличностный К.), и несколько лиц (межличностный К.).

В зависимости от конфликтной ситуации выделяются К. межорганизационные, классовые, межгосударственные. В особую группу выделяются К. межнациональные.

Внутриличностный К. – столкновение равных по силе, но противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов.

Межличностный и межгрупповой К. – столкновение индивида (индивидов) с группой и групп между собой. Могут быть разновидностью организационных К.

Этнический К. – форма межгруппового К., когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

3.Этноцентризм и этнические стереотипы

Для поддержания группой позитивной идентичности ис­пользуется специфический механизм межгруппового восприя­тия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее чле­нам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группа­ми. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее» Этноцентризм — присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума». Эталон­ным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, например, способ запахивания халата у древних китайцев и т.д. и т.п.

5 стр., 2198 слов

Социальные взаимодействия внутри семьи

... кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи также обусловлена ... такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. В ней на микросоциальном уровне прослеживаются разные ... ошибок и избирательных предпочтений складывались свои психосоциальные стереотипы индивидуального и группового поведения. При изучении ...

Основные показатели этноцентризма: ■ восприятие элементов своей культуры как «естествен­ных» и «правильных», а элементов других культур как «не­естественных» и «неправильных»; ■ рассмотрение обычаев своей группы в качестве универ­сальных; ■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных; ■ представление о том, что для человека естественно со­трудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять, враждовать с чл. других групп.

Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетать­ся с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельно­сти своей группы и предпринимаются попытки понять и объек­тивно оценить чужую культуру, разные авторы называют благожелательным или гибким. Этноцентризм может проявляться в самых разных сте­пенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в кол­лективистических культурах, где превалируют ценности скром­ности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например. При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учиты­вать социальные факторы. На степень его выраженности бо­лее значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объек­тивный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других не­благоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфунк­циональным для индивида и группы. При таком этноцент­ризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Воинственный этноцентризм используется в реакцион­ных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в фор­ме делегитимизации – «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей». Делегитимизация максимизирует межгрупповые разли­чия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, рели­гии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключе­ния последней из рода человеческого. Основными механизмами, выполняющими функцию меж­групповой дифференциации, являются атрибутивные про­цессы. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов 1) стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда инди­виду приписываются характеристики исходя из его группового членства. 2) социальная каузальная атри­буция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

5 стр., 2330 слов

Образ врага и стереотипы в межнациональных отношениях

... о чем-либо и отражает установку социальной группы к определенному явлению или другой социальной группе. Стереотипы в межнациональных отношениях, как и любые другие установки, ... формировании проанализированы закономерности зарождения, развития и трансформации межэтнических отношений как важнейшего социального индикатора, имеющего социокультурную специфику, связанную с функционированием политической ...

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социаль­ные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереоти­пы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и использу­ются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Согласно Липпману, стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высо­кую самооценку.

Свойства этнических стерео­типов: 1) их эмоционально-оценочный характер. 2) устойчивость и даже ригидность к новой информации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступле­нии новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. 3) согласованность, т.е. вы­сокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы.

Социальными, в том числе и этническими, стереотипами, можно считать лишь представ­ления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Сте­реотипы – это типичные представления членов группы о социальном объекте, что не означает их полного тождества у отдельных индивидов или осознания всеми представителями группы в одинаковой степени.

Этнические стереотипы как образы этни­ческих общностей отражают, пусть и в искаженном или транс­формированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Этнические стереотипы отражают реальные осо­бенности стереотипизируемой группы. Кроме того, свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распростра­нены стереотипы. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, мексиканцы могут оцени­вать русских как сдержанных и замкнутых, а шведы как эмо­циональных и оживленных.